Урок русского языка на тему Сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь в сложных предложениях. Средства связи предикативных частей в сложных предложениях. Знаки препинания в них.


Кладько Татьяна Ивановна
Фрунзенская СШ
Камыстинский р-н
Костанайская облУрок русского языка в 11 классе
Тема: Сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь в сложных предложениях. Средства связи предикативных частей в сложных предложениях. Знаки препинания в них.
Цели
Обобщить знания о функциональной значимости знаков препинания в сложном предложении.
Отрабатывать навык употребления сложных предложений с разными видами связи в текстах – повествовании, описании, рассуждении.
Учиться анализировать и составлять тексты публицистического, научного, художественного стилей различных типов речи с использованием сложных предложений с разными видами связи ( аннотация, эссе, заметка с использованием сложных предложений).
Повторить и конкретизировать знания о простом предложении, о принципах его построения, о грамматической основе.
Прививать интерес к изучению предмета, желание делать свою речь красивой, выразительной.
Тип урока: повторение
Оборудование: тесты, чистые листы, фломастеры, карточки с заданиями.
Ход урока
Оргмомент. Эмоциональный настрой
Сегодня на уроке вы будете работать в парах случайного состава.
(деление на пары с помощью половинок СП)
Целеполагание. Итак, вы составили свои предложения – нашли свои половинки.
Какова структура ваших предложений? (они сложные)
Правильно, нам предстоит изученные в 9 классе знания о сочинительной, подчинительной и бессоюзной связи в сложных предложениях, о средствах связи предикативных частей в сложных предложениях и о правилах постановки знаков препинания в них.
Повторение.
Запишите свои предложения в тетрадь и сделайте их синтаксический разбор
1. Чердачная лестница быть настолько крутой, что мне пришлось, словно кошке, карабкаться наверх.
2. В центре стоял прекрасный белый шатер, и каждый гость праздника мог полюбоваться им.
4. Ветер валил меня с ног - я не обращал на него внимания.
Все предложения сложные, но каждое имеет свою структуру связи, поэтому и называются они по-разному.
Работа с тестами
Установить соответствие
ОТВЕТЫ 1 Когда же все закончится, ты понимаешь, что не жалко сил если они дают такие хорошие результаты. 1 А ССП
2 Соскучившись глядеть из окон, я пошел бродить по комнатам, не имевшим, как мне тогда казалось, конца и края..2 Б СПП
3 Свежеет ветер, а море злей и злей бурлит, и пена плещет на гранит, то приплывет она, то снова отхлынет прочь. 3 В БСП
4 Солнце ещё не вышло из-за гор, но лучи его уже довольно сочно золотили верхушки деревьев, которые, казалось, просыпались от сладкой дрёмы. 4 Г СП с несколькими придаточными
5 Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду. 5 Д СП с различными видами связи
6 Окна почти всегда замёрзлы и тусклы: почти целую зиму мы никуда не ходили и не ездили. 6 Е ПП
Работа над минипроектом.
Пары должны подготовить презентацию видов сложных предложений» ССП, СПП, БСП.
Основные характеристики: способы сочетаний ПП в составе СП, смысловые отношения между частями СП, союзы и союзные слова. Примеры.
Определение критериев ответа
Защита проектов. Взаимооценивание.
Практикум по теме.
Парам найти в тексте примеры СП своего формата.
ОСЕНЬ
(1) С конца сентября наши сады и гумна пустели, погода круто менялась. (2) Холодно и ярко сияло на севере над свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков. (3) Ветер рвал непрерывно бегущую из трубы людской струю дыма и снова нагонял зловещие космы пепельных облаков. (4) Они бежали низко и быстро – и скоро, точно дым, затуманивали солнце. (5) Погасал его блеск, закрывалось окошечко в голубое небо. (6) А в саду становилось пустынно и скучно, и снова начинал сеять дождь. (7) Сперва он шел тихо, осторожно, потом становился все гуще и, наконец, превращался в ливень с бурей, которая накрывала всю округу беспросветной темнотою.
(8) Из такой трепки сад выходил почти совсем обнаженным, засыпанным мокрыми листьями, так что казался каким-то притихшим, смирившимся. (9) Сохранившаяся листва теперь будет висеть на деревьях уже до первых зазимков. (10) Черный сад будет сквозить на холодном бирюзовом небе и покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске. (11) А поля уже резко чернеют пашнями и ярко зеленеют закустившимися озимями. (По И.А. Бунину)
Проверка
Домашнее задание упр.
.
Чердачная лестница быть настолько
крутой, что мне пришлось,
словно кошке,
карабкаться наверх.

В центре стоял
прекрасный
белый шатер,
и каждый гость
праздника мог
полюбоваться им.
Ветер валил меня
с ног -

я не обращал на него внимания.

СПП ССП БСП
Практикум «Виды СП»
Задание 1
Установить соответствие
ОТВЕТЫ 1 Когда же все закончится, ты понимаешь, что не жалко сил если они дают такие хорошие результаты. 1 А ССП
2 Соскучившись глядеть из окон, я пошел бродить по комнатам, не имевшим, как мне тогда казалось, конца и края..2 Б СПП
3 Свежеет ветер, а море злей и злей бурлит, и пена плещет на гранит, то приплывет она, то снова отхлынет прочь. 3 В БСП
4 Солнце ещё не вышло из-за гор, но лучи его уже довольно сочно золотили верхушки деревьев, которые, казалось, просыпались от сладкой дрёмы. 4 Г СП с несколькими придаточными
5 Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду. 5 Д СП с различными видами связи
6 Окна почти всегда замёрзлы и тусклы: почти целую зиму мы никуда не ходили и не ездили. 6 Е ПП
Задание 2 Найдите сложные предложения, составьте их схемы.
ОСЕНЬ
(1) С конца сентября наши сады и гумна пустели, погода круто менялась. (2) Холодно и ярко сияло на севере над свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков. (3) Ветер рвал непрерывно бегущую из трубы людской струю дыма и снова нагонял зловещие космы пепельных облаков. (4) Они бежали низко и быстро – и скоро, точно дым, затуманивали солнце. (5) Погасал его блеск, закрывалось окошечко в голубое небо. (6) А в саду становилось пустынно и скучно, и снова начинал сеять дождь. (7) Сперва он шел тихо, осторожно, потом становился все гуще и, наконец, превращался в ливень с бурей, которая накрывала всю округу беспросветной темнотою.
(8) Из такой трепки сад выходил почти совсем обнаженным, засыпанным мокрыми листьями, так что казался каким-то притихшим, смирившимся. (9) Сохранившаяся листва теперь будет висеть на деревьях уже до первых зазимков. (10) Черный сад будет сквозить на холодном бирюзовом небе и покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске. (11) А поля уже резко чернеют пашнями и ярко зеленеют закустившимися озимями. (По И.А. Бунину)