Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Волшебные краски
Городское Управление образования Администрации города Абакана
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей города Абакана
«Центр детского творчества»
Принята на заседании Утверждена методического совета Приказом директора
Протокол № 2 от 21.09. 2015 № 12 от 22.09.2015
____________ / Л.Г. Моруденко/
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
Программа художественной направленности
«Волшебные краски»
Возраст учащихся: 6 - 11 лет
Срок реализации программы 4 года
Автор – составитель Баталова М.С.,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Абакан
2015
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.1 Пояснительная записка.
Направление образовательной деятельности: художественное.
Актуальность программы. Педагогическая практика испытывает несомненный недостаток средств заданий, методик, направленных на выявление, актуализацию и развитие художественно – творческого потенциала детей. Имеющиеся программы созданы либо для академической сферы, либо для общеобразовательной школы. У каждой из этих образовательных сфер – своя доминирующая задача. Приоритетной задачей дополнительного образования является приобщение к творчеству. Здесь самые подходящие условия и самая удобная для ребёнка форма поиска себя, реализации своих интересов и увлечений.
Настоящая программа является обобщением многолетнего практического опыта работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста и построена с учётом возрастных особенностей, актуальных потребностей и интересов данной категории детей.
Отличительная особенность программы состоит в её направленности на развитие творческого потенциала юных художников, воспитание в них авторской позиции и эстетического отношения к действительности.
Изобразительная деятельность развивает сенсомоторику, оказывает влияние на умственное развитие, повышает устойчивость внимания, целеустремлённость, трудолюбие. Занятия художественным творчеством обладают особой экологичностью, позволяющей естественным возрастным особенностям детей, свойственной им картине мира реализоваться и обнаружить в образах свою ценность.
Встречи с искусством, обучение детей видению прекрасного в искусстве и в жизни, активная творческая деятельность каждого ребёнка, радость от осознания красоты – всё это благотворно действует на ум, душу, волю, обогащает духовный мир растущего человека, формирует его социальный опыт.
Новизна данной программы состоит также в том, что в учебный план включён раздел «Основы компьютерной графики», что даёт в руки ребёнка новые технические возможности для его самовыражения в творчестве. Дети знакомятся с программами Paint, My Paint, Art Rage, Adobe Photoshop последовательно по степени их сложности. Для улучшения качества рисунка используются планшеты.
Кроме работы в графических редакторах, Программа предусматривает активное использование компьютера для демонстрации наглядности и для выполнения отдельных заданий по композиции и цветоведению, что существенно экономит учебное время. Также на четвёртом году обучения учащиеся смогут попробовать свои силы в издательской деятельности и в создании презентации.
С самого начала перед детьми ставятся исследовательские задачи - от микроисследования при смешении красок до задачи передачи собственного эмоционально-чувственного отношения к действительности. Художественная задача не имеет единственно правильного решения. Решений столько, сколько детей. Проблемное отношение ребёнка к поставленной задаче, выход за пределы ожидаемого – это и есть характеристика познания, в данном случае художественного познания как особого рода активности ребёнка.
Именно в творчестве укрепляется духовная сила детей. Создавая условия для наиболее полного самовыражения детей, мы тем самым ускоряем их нравственное развитие. Сотрудничество и сотворчество в коллективе воспитывает уважение к себе и другим, способствуя социализации ребёнка. Желание быть понятым и наиболее полно воплотить свои творческие идеи становится прекрасной мотивацией для овладения художественными материалами.
Адресат программы – ребёнок от 6 до 11 лет, проявляющий интерес к рисованию.
Срок освоения программы и режим занятий. Программа рассчитана на 4 года обучения. Первый год - 144 часа, 2 раза в неделю по 2 учебных часа; второй и последующие – по 216 часов, 3 раза в неделю по 2 учебных часа. Итого – 792 часа.
1.2 Цель и задачи программы.
Цель программы: Художественное образование детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами изобразительного искусства в процессе изобразительной деятельности детей.
Задачи программы:
Активизировать и поддерживать у детей мотивацию к проявлению творчества в изобразительной деятельности.
Научить основам художественного изображения: рисунка, живописи, композиции.
Познакомить с декоративно – прикладным искусством через занятия лепкой, аппликацией, росписью по стеклу и дереву.
Воспитывать эстетический вкус и культуру труда.
Развивать художественно - образное мышление как единство двух его основ:
- наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни;
- фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая своё отношение к реальности.
6. Развивать эмоциональную отзывчивость детей через постановку отношенческих
задач с привлечением личного чувственного опыта ребёнка.
1.3. Содержание программы.
Учебный план реализации программы.
Первый год обучения.
Наименование
темы
Всего
Теория
Практика
Формы
разделов
часов
аттестации
/контроля
1
Вводное занятие
2
0.5
1.5
2
Композиция
56
14.5
41.5
2.1
Ритмы в композиции.
6
2
4
Мой город, мой дом.
2.2
Выразительность линии и пятна.
4
1
3
Аквариум.
2.3
Выразительность цвета в композиции.
8
2
6
Новогодний праздник.
2.4
Иллюстрирование.
8
2
6
Сказочный мир.
2.5
Насыщенность композиции.
10
3
7
Путешествие.
Космическое путешествие.
2.6
Ритм пропорций - выразительное
4
1
3
средство композиции.
Водный мир.
2.7
Передача сюжетно - смысловых связей
6
1.5
4.5
в композиции.
Моя семья и я.
Мои друзья и я.
2.8
Композиция на свободную тему.
8
2.9
Подведение итогов.
4
1
3
Скоро лето!
3
Рисунок
14
4.5
9.5
3.1
Портрет.
2
0.5
1.5
3.2
Изображение фигуры человека в движении.
2
0.5
1.5
3.3
Изображение птиц.
4
1.5
2.5
3.4
Изображение насекомых.
4
1.5
2.5
3.5
Изображение деревьев.
2
0.5
1.5
4
Живопись
40
16
24
4.1
Введение в цветоведение.
12
4
8
4.2
Пейзаж.
14
4
10
4.3
Изображение животных.
8
2
4
4.4
Натюрморт.
2
0.5
] .5
4.5
Портрет.
4
1.5
3.5
5
Декоративные и
20
6.5
11.5
прикладные
прикладные
5.1
Лепка.
16
6
10
работы
5.2
Аппликация.
2
0.5
1.5
6
Мониторинг
2
7
Резервные занятия
6
8
Праздники, выставки
4
итого
144
Содержание образовательной деятельности.
Раздел 1. Вводное занятие (2ч)
Теория. Профессия художника. Художественные материалы и инструменты.
Практическая работа. Рисунок на тему «Что я люблю».
Итог - минивыставка.
Раздел 2.
Композиция (56 ч.)
Тема 1. Центр композиции.
Теория. Понятие композиционного центра. Величина изображения как средство выделения главного в композиции.
Практическая работа. Игра «Я – архитектор». Выполнение композиции «Я себе построю дом».
Задача: Создание «проекта» своего будущего дома. Итог-презентация «проектов».
Тема 2. Заполнение листа.
Теория. Фрагмент и целое.
Практическая работа. Выполнение композиции на архитектурную тему «Я живу в Абакане!». Задача: насыщение рисунка разнообразными городскими объектами.
Тема 3. Выразительность линии и пятна в композиции
Теория. Ритм в композиции.
Практическая работа. Выполнение композиции на тему «Аквариум». Задача: ритмическое чередование линий (водоросли) и разнообразных по форме и цвету пятен (рыбы).
Тема 4. Выразительность цвета в композиции.
Теория. Цвет. Яркие, насыщенные цвета как средство передачи праздничного настроения. Нетрадиционная техника (рисование пальцем).
Практическая работа. Тематическое рисование «Что за чудо эта ёлочка!».
Подведение итогов: выставка на празднике, украшение фойе.
Тема 5. Иллюстрирование.
Теория. Выразительность элементов композиции. Взаимодействие персонажей, динамика.
Практическая работа. Создание композиции на темы любимых сказок.
Задача: выбрать для иллюстрирования наиболее яркий эпизод сказки. Передавать характерные особенности персонажей, их взаимодействие.
Итог-выставка.
Тема 6. Насыщенность композиции Теория. Разнообразие элементов композиции.
Практическая работа 1. Рисование по памяти «Мы гуляем».
Практическая работа 2. Рисование фломастерами яркой, насыщенной различными объектами композиции на тему «Моё путешествие».
Практическая работа 3. Тематическое рисование «Самый волшебный праздник»
Практическая работа 4. Рисование по замыслу « Синее море, дальние страны».
Практическая работа 5. Рисование по замыслу «Мой сказочный мир».
Тема 7. Ритм пропорций как выразительное средство композиции.
Теория. Разнообразие форм и величин. Равновесие.
Практическая работа. Создание композиции «Водный мир», насыщенной морскими обитателями различной формы и величины. Задача: добиться равновесия в композиции.
Тема 8. Передача сюжетно-смысловых связей в композиции.
Теория. Взаимодействие персонажей.
Практическая работа 1. Выполнение композиции на тему семьи с самостоятельным выбором сюжета. ( Праздник в семье, семейный отдых, совместный труд и т.д.)
Задача: передать взаимодействие и внешние признаки родных людей.
Практическая работа 2. Выполнение композиции на тему «Мои друзья и я».
Задача: активно наблюдать и передавать взаимодействие персонажей с помощью жестов, мимики, движения.
Итог- презентация работ.
Тема 9. Композиция на свободную тему.
Задача: Самостоятельный выбор темы, постановка задачи и поиск её решения. Итог- выставка, конкурс.
Тема 10. Подведение итогов.
Практическая работа 1. Коллективная композиция «Мы – жители планеты Земля».
Практическая работа 2. Композиция на летнюю тему: «Лето в деревне», «На море», «В загородном лагере» и т.д.
Задача: яркость, насыщенность персонажами, содержательность.
Подведение итогов: творческий отчёт.
Раздел 3. Рисунок (14 ч.)
Тема 1. Портрет.
Теория. Жанр портрета. Автопортрет.
Практическая работа. Создание автопортрета. Задача: наблюдение и изучение пропорций лица. Передача характерных черт лица и характера.
Итог - минивыставка «Узнай меня».
Тема 2. Изображение фигуры человека.
Теория. Ритм линий и пятен как средство выразительности.
Практическая работа. Изображение детей в движении.
Задача: наблюдение и передача в рисунке ярко выраженного движения - бег, прыжок, ходьба.
Тема 3. Изображение птиц.
Теория. Выразительность пятна. Ритм пятен как средство выразительности. Внешний вид птиц. Птицы в полёте. Силуэт. Зависимость впечатления о движении птиц от расположения их в пространстве листа: хаотичный или слаженный полет, быстрое или медленное движение (правило диагонали).
Практическая работа: Изучение по хорошо иллюстрированным энциклопедиям и книгам внешнего вида птиц. Зарисовки различных птиц. Создание целостной композиции из силуэтов птиц.
Тема 4. Изображение насекомых.
Теория. Цвет - дополнительное выразительное средство в рисунке.
Практическая работа: Изучение по энциклопедиям и книгам внешнего вида насекомых. Зарисовки выбранных насекомых. Возможно создание композиции на тему «Мир травы».
Итог - выставка.
Тема 5. Изображение деревьев.
Теория. Изучение возможностей графических материалов. Выразительность линии - плавная, ломаная, широкая, тонкая.
Практическая работа: Изображение дерева без листьев с натуры (вид из окна). Задача: изучить строение дерева, передать характерные изгибы веток, используя линии различной толщины. Дополнить рисунок по желанию людьми, животными, домами и т.д. Материалы: мягкий карандаш, восковые мелки, пастель, сангина.
Раздел 4.
Живопись (40 ч.)
Тема 1. Введение в цветоведение.
Знакомство с гуашью через игру «Волшебные краски».
Теория. Правила получения производных цветов путем смешения основных.
Практическая работа 1: «Волшебные краски. Радуга»
Теория. Освоение приёма «цветная кисть». Звонкие цвета.
Практическая работа 2: Изображение осенних деревьев «Осень – яркие краски».
Теория. Разнообразие цветов и оттенков.
Практическая работа 4: «Цветик - многоцветик»
Практическая работа 5: «Птица счастья»
Теория. Тихие (глухие) цвета. Сложная палитра.
Практическая работа 3: «Осенний дождик»
Теория. Пятнография как изобразительный приём.
Практическая работа 6: «Волшебная бабочка»
Теория. Передача настроения посредством цвета.
Практическая работа 6: «Розовый слон».
Тема 2. Пейзаж.
Теория. Состояние природы. Цвет как средство выражения. Приёмы работы гуашью: растяжка, примакивание, «цветная кисть».
Практическая работа. Создание пейзажей, передающих состояние природы («Осень - яркие краски», «Мы гуляем под дождём», «Зимнее настроение», «Весенняя капель»).
Тема 3. Изображение животных.
Теория. Изображение животных приёмом «от пятна» в противовес привычному для детей раскрашиванию рисунка.
Практическая работа. Изображение животных по выбору.
Задача: передать характерные особенности разных животных; стараясь изображать их в движении. («Любимые животные», «Кто в Африке живёт»)
Тема 4. Натюрморт.
Теория. Жанр натюрморта. Нежные, светлые цвета. Плавность линий.
Практическая работа. Изображение весенних цветов с натуры или по представлению. Задача: передача нежности первых цветов («Цветы для любимой мамочки»).
Тема 5. Портрет.
Теория. Жанр портрета.
Практическая работа. Изображение портрета мамы по памяти.
Задача: передача характерных черт внешности, мимики; подбор цвета согласно замыслу.
Раздел 5.
Декоративные и прикладные работы (20 ч.)
Тема 1. Лепка.
Теория. Поэлементный способ лепки на основе обобщённой формы: (шар, овоид, жгут, валик). Скульптурный способ лепки (из целого куска). Комбинированный способ лепки.
Практическая работа 1. Лепка животных. «Котёнок и щенок».
Практическая работа 2. Лепка животных. «Лиса и зайчик»
Практическая работа 3. «Рыбка»
Практическая работа 4. Новогодний сувенир.
Практическая работа 5. Лепка тематическая. «Я люблю свою лошадку»
Практическая работа 6. Лепка – фантазирование «Волшебные животные»
Практическая работа 7. Лепка скульптурным способом. «Слоник».
Практическая работа 8. Лепка смешанным способом. «Сказочная птица»
Практическая работа 9.Лепка человека. «Смотрите, кто пришёл!»
Итоговое занятие. Коллективная работа «Большие и маленькие». Задача: создание композиции из двух и более объёмных изображений животных (мама с детёнышами, семья зверей и др.)
Тема 2. Аппликация.
Практическая работа. Создание оригинальной (выполненной по собственному замыслу) открытки к празднику.
Раздел 6.
Мониторинг (2ч.)
Раздел 7
Резервные занятия (6 ч.)
Раздел 7.
Праздники (4 ч.)
Планируемые результаты освоения предмета.
Программа обеспечивает достижение обучающимся следующих метапредметных и личностных результатов:
Универсальные учебные действия
Формы, методы, приёмы
Способы контроля
Личностные
Проявление выраженного интереса к целенаправленной художественной деятельности
Проявление самостоятельности и творчества на занятиях
Умение эмоционально откликаться на проявление прекрасного в жизни, эстетически воспринимать состояние природы
Организация наблюдений природы (вид из окна, экскурсии и прогулки в парке).
Организация выставок и участия детей в конкурсах.
Демонстрация репродукций картин художников.
Организация экскурсий.
Творческие задания
Просмотр и анализ детских работ (адаптированная методика «Пять рисунков»)
Выставочная деятельность
Тематическое рисование «Что я люблю», «Моя семья» (педагогическое диагностирование)
Регулятивные
Умение самостоятельно или с помощью педагога определять цель предстоящей творческой работы,
Умение самостоятельно или с помощью педагога планировать практическую деятельность.
Умение дать название своей работе, выражая в словесной форме образный смысл или замысел произведения.
Умение оценивать результат своего труда и по необходимости осуществлять коррекцию, уточнение своего рисунка.
Расширять, систематизироать и обогащать содержание изобразительной деятельности детей, активизитовать и разнообразить выбор сюжетов (дом, семья, друзья, родная страна, дальние страны, путешествия, праздники, приключения, сказка и др.)
Познавательные
Стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.
Умение ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимание необходимости использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Умение перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу других детей с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Поощрение самостоятельного поиска детьми цветового и композиционного решения художественной задачи.
Предоставление на занятиях различных источников знаний: энциклопедии, презентации, художественная и специальная литература и др.)
Организация обсуждения учебной проблемы.
Коммуникативные
Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
Умение слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу и участвовать в обсуждении на занятии.
Проявление готовности слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Организация коллективной творческой деятельности на занятиях.
Вовлечение детей в диалог, дискуссию, поощрение стремления аргументировано излагать и защищать свою позицию.
Итоговый праздник – выставка.
Предметные компетенции определяются задачами знаниевого компонента в художественном развитии воспитанников и заключаются в приобретении ими практических умений и знаний в области основ художественного изображения:
Воспитанник будет знать:
- названия и способы получения простых цветов и оттенков;
- простые правила построения композиции: смысловой центр, насыщенность;
- свойства различных художественных материалов.
Воспитанник будет уметь:
- различать оттенки по светлотности и теплохолодности;
- строить несложную композицию;
Воспитанник будет владеть:
- техникой получения несложных цветов и оттенков;
- различными приёмами работы гуашью;
- навыками работы с основными художественными материалами.
Второй год обучения
Наименование
№
Темы
Всего часов
теория
практика
разделов
1
Вводное занятие
Праздник «Встреча друзей»
2
0.5
1.5
2
Композиция
88
24
64
2.l
Организация пространства в композиции.
4
1
3
Мой мир и я.
2.2
Ритм цветных пятен- выразительное
2
0.5
1.5
средство декоративной композиции.
Беспредметная композиция.
2.3
Динамика и статика в композиции.
12
4
8
Путешествие в сказку.
2.4
Выразительность цвета в композиции.
14
4
10
Любимый праздник.
Рождественские колокольчики.
Зимняя сказка.
2.5
Передача сюжетно - смысловых
14
4
10
связей в композиции.
Одноклассники. Моя семья и я.
2.6
Ритмы в композиции.
10
2
8
Мой город: архитектурный образ.
2.7
Цветовое и композиционное
2
0.5
1.5
единство.
2.8
Композиции на свободную тему.
20
4
6
2.9
Подведение итогов. Скоро лето!
10
4
6
3
Рисунок
20
6
14
3.l
Линия и точка - средства
12
4
8
выразительности в графике.
Декоративный натюрморт.
3.2
Рисование фигуры человека.
2
0.5
1.5
3.3
Работа на пленэре
4
1
3
3.4
Рисование деревьев
2
0.5
1.5
4
Живопись
66
24
42
4.1
Цветовые оттенки как средство
24
6
18
передачи состояния природы.
Пейзаж. Этюд.
4.2
Работа с натуры. Осенние листья.
8
2
6
Весенние цветы.
4.3
Натюрморт.
16
4
12
4.4
Тематический портрет. Образы
4
1
3
Деда Мороза и Снегурочки.
4.5
Работа на пленэре.
4
1
3
4.6
Изображение животных
10
4
6
5
Декоративные и
5.1
Витраж
14
4
10
прикладные
работы
6
Основы
6.1
Работа в программе Paint
8
2
4
компьютерной
Оригинальное поздравление.
графики
7
Мониторинг
4
8
Резервные
6
занятия
9
Экскурсии,
8
праздники,
выставки
216
итого
Содержание образовательной деятельности.
Раздел 1. Введение (2 ч.)
Вводное занятие. Праздник «Встреча друзей».
Раздел 2. Композиция (88 ч.)
Тема 1. Организация пространства в композиции. Теория. Перспектива. Разноплановость композиции.
Практическая работа. Творческая композиция на тему «Мой мир и я: реальность и фантазия».
Тема 2. Ритм цветных пятен - выразительное средство
декоративной композиции.
Теория. Локальный цвет.
Практическая работа 1. Создание 2-3 беспредметных композиций из геометрических форм разного цвета. ИКТ.
Практическая работа 2. Декоративная композиция «Фруктовая компания».
Задача: добиться цветового и тонового равновесия композиции.
Практическая работа 3. Декоративный натюрморт «Волшебные цветы для мамы»
Тема 3. Динамика и статика в композиции.
Теория. Диагональ и горизонталь.
Практическая работа 1. Создание беспредметных композиций - динамичной и статичной. ИКТ.
Тема 4 Выразительность цвета в композиции.
Теория. Радостная, яркая палитра.
Практическая работа 1. Композиция на тему любимого праздника
(«День рождения», «День города» и т.д.)
Практическая работа 2. «Новогодние чудеса»
Практическая работа 3. Рождественская композиция.
Тема 5 Передача сюжетно-смысловых связей в композиции.
Теория. Смысловой центр.
Практическая работа 1. Выполнение композиции на тему «Наша студия», «Одноклассники».
Задача: Определение одного(2 -3 персонажа) или нескольких (главного и второстепенных) смысловых центров композиции. Передача характерных внешних признаков персонажей и помещения студии (школьного класса) на основе непосредственного наблюдение натуры.
. Передача взаимодействия персонажей через жесты, мимику, движение.
Практическая работа 2. Композиция на тему «Моя семья и я».
Задача: определить в рисунке место и обстоятельства действия; передать взаимодействие персонажей; выявить жестами мимикой и позами роль каждого из них.
Практическая работа 3. Рисование тематическое «Путешествие в сказку»
Тема 6. Ритмы в композиции.
Теория. Силуэт. Выразительные возможности чередования геометрических силуэтов.
Практическая работа 1. Создание ритмической композиции из геометрических силуэтов различной величины и окраски. ИКТ.
Практическая работа 2. «Мой город. Архитектурный образ». Аппликация.
Задача: с помощью силуэтов различной величины и цвета создать образ города: дома, деревья, транспорт, фонтаны, ограды и т.д.
Тема 7. Композиция на свободную тему.
Практическая работа. Выполнение композиции по собственному замыслу.
Задача: Самостоятельный поиск путей решения творческой задачи. Выбор материалов согласно замыслу. Цветовое и композиционное единство.
Тема 8. Подведение итогов.
Практическая работа: Композиция на летнюю тему.
Задача: создание яркой, красочной композиции по собственному замыслу.
Раздел 3.
Рисунок (20 ч.)
Тема 1. Линия и точка - выразительные средства в графике.
Теория. Точка. Свет и тень.
Практическая работа 1. Изображение яблока с натуры.
Теория. Линия. Декор в графике.
Практическая работа 2. Приёмы декорирования с помощью линии.
Теория. Единство композиции и декора.
Практическая работа 3. Декоративный натюрморт.
Задача: применение в работе разнообразных приёмов декорирования.
Тема 2. Рисование фигуры человека
Теория. Линия. Пятно.
Практическая работа. Рисование человека с натуры.
Задача: соблюдать пропорции фигуры человека. Использовать тоновые нюансы.
Тема 3. Работа на пленэре
Теория. Наблюдательность, память - главные помощники художника. Поиск интересных объектов для наблюдения. Набросок. Зарисовка.
Практическая работа. Зарисовки наблюдаемых объектов- деревьев, людей, птиц.
Тема 4. Рисование деревьев
Теория. Выразительные возможности линии и пятна в изображении деревьев. Разные породы деревьев.
Практическая работа. Создание рисунка, основанного на непосредственном наблюдении деревьев (вид из окна, прогулка).
Задача: добиваться передачи характерных черт выбранных деревьев.
Тема 4 Рисование животных
Теория. Необычность формы и цвета – художественный приём создания образов волшебных животных.
Практическая работа. Фантастические животные в сказках и легендах.
Раздел 4.
Живопись (66 ч.)
Тема 1. Цветовые оттенки как средство передачи состояния природы.
Теория. Пейзаж. Этюд. Осознанный подбор цветовой гаммы, принцип цветового родства и контраста.
Практическая работа 1. Создание осеннего пейзажа в спокойной гамме. Практическая работа 2. Создание зимнего пейзажа в светлых тонах.
Практическая работа 3. Создание этюда в приглушенных тонах, передающего грустное, тревожное настроение («Последний листок»).
Практическая работа 4. Создание весеннего пейзажа в нежной цветовой гамме.
Тема 2. Работа с натуры.
Теория. Знакомство с акварелью. Понятие оттенка.
Практическая работа 1. Изображение осенних листьев. Задача: передать
цвета и оттенки свежих осенних листьев.
Практическая работа 2. Этюд «Весенние цветы».
Задача: внимательно изучив натуру, изобразить весенние цветы (тюльпаны, ирисы, ландыши).
Тема 3. Натюрморт.
Теория. Расширение палитры. Оттенки. Совершенствование навыков работы кистью.
Практическая работа. Создание натюрморта «Цветы и фрукты». Задача: добиться звучности, яркости и разнообразия оттенков цвета.
Тема 4. Тематический портрет.
Теория. Эмоциональное воздействие цвета. Цветовая гамма.
Практическая работа 1. Создание ярких образов Деда Мороза и Снегурочки.
Задача: подбор цвета согласно характеру персонажа.
Практическая работа 2. Выполнение портрета мамы ( к Дню матери).
Тема 5. Работа на пленэре.
Теория. Выразительность мазка.
Практическая работа. Быстрые зарисовки ярких объектов баз карандашного
наброска.
Тема 6. Изображение животных
Теория. Сложный цвет. Оттенки цвета.
Практическая работа 1. Изображение домашних любимцев.
Практическая работа 2. Изображение животных в среде обитания.
Задача: передавать цвет шерсти животного, перьев птиц, кожи рептилий.
Раздел 5.
Декоративные и прикладные работы (14 ч.)
Тема 1. Витраж.
Теория. Витраж как украшение окна. Имитация. Витражные краски.
Практическая работа. Создание витража по собственному замыслу.
Этапы выполнения работы:
Просмотр наглядного материала.
Выполнение эскиза.
Перенос эскиза на стекло (контур).
Нанесение красок не стекло.
Декорирование (при необходимости)
Тема 2. Бумажная пластика.
Теория. Модуль. Объём.
Практическая работа. Изготовление объёмной снежинки – звезды.
Тема 3. Стилизация реальных объектов в орнаменте.
Теория: Геометрический орнамент в декоративном искусстве древних славян.
Практическая работа. Украшение кринки (эскиз).
Раздел 6.
Основы компьютерной графики (8 ч.)
Тема 1. Создание оригинального поздравления.
Теория. Программа Paint. Возможности программы.
Практическая работа. Создание открытки-поздравления.
Задача: единство шрифта и изображения
Раздел 7.
Мониторинг (8 ч.)
(Тестирование, творческие отчеты)
Раздел 8.
Резервные занятия (8 ч.)
Раздел 9.
Экскурсии, праздники, выставки. (8 ч.)
Планируемые результаты освоения предмета.
Программа обеспечивает достижение обучающимся следующих метапредметных и личностных результатов:
Универсальные учебные действия
Формы, методы, приёмы
Способы контроля
Личностные
Проявление устойчивого интереса к целенаправленной художественной деятельности
Проявление самостоятельности и творчества на занятиях
Умение эмоционально откликаться на проявление прекрасного в жизни, эстетически воспринимать состояние природы, предметный мир.
Понимание условности и субъективности художественного образа. Умение различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства, объяснять разницу.
Организация наблюдений природы (вид из окна, экскурсии и прогулки в парке).
Выращивание эстетического отношения к жизни через организацию наблюдения объектов предметного мира, окружающего детей.
Организация выставок и участия детей в конкурсах.
Демонстрация репродукций картин художников.
Организация экскурсий.
Творческие задания
Просмотр и анализ детских работ (адаптированная методика Н.А.Лепской «Пять рисунков»)
Выставочная деятельность
Регулятивные
Умение самостоятельно или с помощью педагога определять цель предстоящей творческой работы.
Умение самостоятельно планировать практическую деятельность.
Определять успешность выполнения задания в диалоге с педагогом, проявление стремления к самостоятельности в поиске способов коррекции работы.
Расширять, систематизироать и обогащать содержание изобразительной деятельности детей, активизитовать и разнообразить выбор сюжетов (дом, семья, друзья, родная страна, дальние страны, путешествия, праздники, приключения, сказка и др.)
Познавательные
Проявление активности в организации самостоятельной художественно-творческой и предметно-продуктивной деятельности, самостоятельности в выборе средств для реализации художественного замысла.
Умение ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимание необходимости использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения
Проявление стремления к поиску новых знаний, готовность использовать для этого предложенные педагогом источники.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Умение перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу других детей с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Поощрение самостоятельного поиска детьми цветового и композиционного решения художественной задачи.
Предоставление на занятиях различных источников знаний: энциклопедии, презентации, художественная и специальная литература и др.)
Организация обсуждения учебной проблемы.
Коммуникативные
Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
Умение слушать и понимать речь других.
Стремление вступать в беседу и участвовать в обсуждении на занятии и вне его.
Проявление готовности слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Организация коллективной творческой деятельности на занятиях (тема «Мой город»)
Вовлечение детей в диалог, дискуссию, поощрение стремления аргументировано излагать и защищать свою позицию.
Творческий отчёт
Предметные компетенции определяются задачами знаниевого компонента в художественном развитии воспитанников и заключаются в приобретении ими практических умений и знаний в области основ художественного изображения:
Воспитанник будет знать:
- названия и способы получения различных цветов и оттенков;
- простые правила построения композиции: плановость, смысловой центр, динамика и статика;
Воспитанник будет уметь:
- различать оттенки по светлотности и теплохолодности, использовать в работе принцип цветового родства и контраста;
- строить разноплановую композицию;
- подбирать художественные материалы в соответствии с замыслом;
Воспитанник будет владеть:
- техникой получения различных цветов и оттенков;
- различными приёмами работы гуашью;
- первоначальными навыками работы углем, сангиной, пастелью, тушью, акварелью.
Третий год обучения
№
раздел
№
Тема
Всего
Теория
Практика
1
Введение
1.1
Вводное занятие
2
0,5
1,5
2
Композиция
106
32
74
2.1
Правила построения композиции. (ИКТ)
2
1
1
2.2
Цветовая гамма в композиции. Контрастная цветовая гамма («Праздник»)
Сближенная цветовая гамма. (Композиция на зимнюю тему).
18
4
12
2.3
Выразительность фрагментирования.
Портрет в интерьере. Автопортрет.
14
4
10
2.4
Заполнение листа.
«Летние впечатления».
«Весенний город и дети».
10
2
8
2.5
Ритмическая композиция.
«Мой город в будущем»
10
2
8
2.6
Передача сюжетно-смысловых связей в композиции.
«Моя Россия»
«Сказка. Легенда. Миф»
«Замки, рыцари и дамы»
36
8
28
2.7
Творческая работа
20
6
14
3
Рисунок
24
7
13
3.1
Выразительность линии
Быстрый рисунок - впечатление. Графическая миниатюра.
6
2
4
3.2
Рисование фигуры человека
2
1
1
3.3
Точка и линия - выразительные средства в графике.
4
1
3
3.4
Работа на пленэре
4
1
3
3.5
Образ человека в графике.
8
2
6
4
Живопись
56
14
32
4.1
Цветоведение. Дополнительные цвета.
Контрастная цветовая гамма.
Тёплая и холодная цветовая гамма.
4
1
3
4.2