Урок литературы в 6 классе «Дорога к добру и правде» по повести В.Г.Короленко Дети подземелья

Учитель: Тужилкина Нелли Викторовна
Урок литературы в 6 классе по повести В.Г. Короленко «Дети подземелья».
Тема: «Дорога к добру и правде»
Тип урока: обобщающий урок
Концептуальная цель: развитие системы духовных ценностей; развитие эмоционально-чувственной сферы; развитие правильности и точности речи.
Стратегическая цель: развитие аналитического мышления, развитие образного мышления; развитие творческих способностей, развитие актерского мастерства;
Задачи: - продолжить изучение творчества В.Г.Короленко;
-учить детей грамотно строить монологическую речь, вступать в диалог;
-продолжать развивать умение работать в группах;
-воспитывать чувство гордости за свое Отечество, чувство ответственности за
происходящее в нем
Ход урока:

Положительный настрой
«Улыбка всегда хороша. Ибо она открывает простой внутренний мир человека». Новиков Николай Иванович.
Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям, улыбнитесь мне: почувствовали, как на душе сразу стало спокойнее? Не бойтесь дарить друг другу искренние улыбки, ведь они оно из мерил добра.

А нам сегодня предстоит отправиться по дороге правды и доброты с Васей, главным героем повести В.Г.Короленко «Дети подземелья» и ответить на главный вопрос
«Как происходит нравственное взросление юного героя в повести?»
(Объявление темы урока)

- У меня в руках два предмета: семечко и цветок. Как связаны эти предметы с прочитанным нами произведением?
(Семечко – это как олицетворение как олицетворение каких-то качеств человека, свойств его души. Попав в благодатную почву, получая уход и заботу, оно вырастает в прекрасный цветок.)

- А если семечко не поливать, что получится7
(Росток может повянуть, так же могут угаснуть и хорошие задатки в человеке).

-А что вы считаете нравственными идеалами человека? ( Добро, справедливость, честность, сострадание, патриотизм, Ответственность и т.д)
- Добро и правда – очень важные ценности в жизни человека, и как аостигал их Вася нам и предстоит сегодня понять.

Аналитическая работа ( беседа)


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415





1 Этап «Родительский дом»
- Как чувствовал себя Вася в родительском доме? ( ответы детей)
- Ребята постараются с помощью красок передать чувства и настроение Васи, когда он находился в родном доме. (4 человека работают у доски) зеленый цвет

-«С шести лет я уже испытывал ужас одиночества» , -говорит о себе рассказчик подтвердите примерами , что так оно и было.
- Какие слова Вася использует в рассказе о себе? ( одинокое деревцо в поле, молодой волчонок, все меня звали бродягой, негодный мальчишка, испорченный, дурной ребенок, уличный мальчишка, бродяга.)
- Был ли таким Вася на самом деле?
( Постоянные упреки уже заставили его поверить, что он плохой, но в душе он не был таким, его детское сердечко верило, что где-то он скоро найдет что-то важное)

Выступление группы
(Слайд) Работа с афоризмами
Выберите афоризм, который соответствует нашему первому этапу урока

«Человек не должен быть одиноким.»
В. Ерофеев

Этап «Новые друзья»

- И вот у Васи появились новые друзья. Почему новое знакомство целиком захватило Васю?

Какие чувства рождаются в его душе? Следующая группа попытается выразить эти чувства в цвете.
( 4 человека работают у доски) оранжевый цвет








«Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится.» Ч.Айтматов


3 этап Разговор с отцом

Сценка
- Какие чувства переполняют Васю? О чем он думает в эту трудную для себя минуту?
( Он думает прежде всего о своих друзьях, он им верен, он благодарен им за то, что они поделились с ним своей искренней любовью, подарили тепло своего сердца)

Следующая группа выразит чувства Васи на бумаге.
Работа 4 человек у доски) фиолетовый цвет

-Вася подробно описывает отца в эту минуту. На что он обращает внимание?
(работа с текстом)

( лицо отца показалось мне страшным, тяжелый неподвижный подавляющий взгляд, глаза горели гневом, отчеканил, угроза, страшно вспыльчив, бешенство)

Какие чувства борются в душе мальчика?(Страх, отчаянье, любовь к отцу и обида на него , но все эти чувства пересиливает чистое чувство любви к тем, кто не имея ничего , подарил ему очень много: чувство собственной необходимости, дружбу, любовь)

-Что меняется в отношениях отца и Васи с приходом Тыбурция?
- Как вы думаете, полюбил ли судья своего сына именно в эту минуту? ( нет, любовь в его сердце жила всегда, но её заслонило горе, потеря любимой жены)

Выступление группы
(Слайд) Выбор афоризма
«В человеке есть свой суд- совесть. Дорожить надо только её оценкой.» Л.Н.Толстой

4 этап «Обеты честной юности»

Выразительное чтение отрывка

- Как вы понимаете значение слова «обет»? ( торжественное обещание, клятва)
- Какими чувствами полна душа Васи? Следующая группа попробует изобразить это состояние души в цвете.
(4 человека работают у доски)-желтый цвет

- Почему Тыбурций сказал Васе: «может быть это хорошо, мальчик, что твоя дорога пролегла через нашу.»
- Что изменила в жизни Васи и в нем самом дружба с детьми подземелья?
- Почему обеты честной юности даются Васей и его сестрой на могилке Маруси?

Выступление группы
(Слайд) работа с афоризмом


«Добро- это драгоценность, редкая вещь, прекраснее которой нет на земле.» М. Горький
Посмотрим, что у нас получилось. Постепенно темные тона уступают место светлой палитре. Это в душе Васи урок добра и любви, полученный им от людей, которые ничего больше дать не могли, пустил крепкие корни и распустился прекрасным цветком.

-Эта повесть имеет и другое название: «В дурном обществе». Какое название, на ваш взгляд, подходит больше?

Презентация (Слайды)

-Какие чувства вызывают у вас эти кадры из нашей сегодняшней жизни?

-Чем близки они повести «Дети подземелья»?
- Что их отличает?
- Каким названием можно было бы объединить эти слайды (В дурном обществе)
От кого зависит , чтобы не было бездомных, никому не нужных детей? (От государства, от общества, от взрослых, от самих детей т.е. от нас с вами зависит, чтобы в нашей великой державе, нашей могучей стране. Люди были нужны друг другу, и никогда не обесценилось такая великая человеческая ценность, как доброта.

Рефлексия
Когда прозвенит звонок, каждый из вас оставит свое сердечко над тем рисунком, который передает ваше состояние на уроке, вашу работу)






























Урок литературы в 6 классе
по повести В.Г. Короленко «Дети подземелья».
Тема: «Дорога к добру и правде»
Тип урока: обобщающий урок
Концептуальная цель: развитие системы духовных ценностей; развитие эмоционально-чувственной сферы; развитие правильности и точности речи.
Стратегическая цель: развитие аналитического мышления, развитие образного мышления; развитие творческих способностей, развитие актерского мастерства;

Задачи: - продолжить изучение творчества В.Г.Короленко;
-учить детей грамотно строить монологическую речь, вступать в диалог;
-продолжать развивать умение работать в группах;
-воспитывать чувство гордости за свое Отечество, чувство ответственности за
происходящее в нем .

Приветствие.

Улыбка всегда хороша. Ибо она открывает простой внутренний мир человека».


Объявление темы урока.
«Дорога к добру и правде»

Проблемный вопрос:
«Как происходит нравственное взросление юного героя?»

Решение проблемы
1 этап работы «Родительский дом»
- работа в группе
- аналитическая беседа
- выступление первой группы
-подбор афоризма

Человек не должен быть одиноким.»
В. Ерофеев

2 этап работы « Новые друзья»
- работа в группе;
-аналитическая беседа
- выступление второй группы
- подбор афоризма

«Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится.»
Ч.Айтматов

3 этап работы «Разговор с отцом»
-инсценирование отрывка
- работа в группе
- аналитическая беседа
- подбор афоризма


«В человеке есть свой суд- совесть. Дорожить надо только её оценкой.» Л.Н.Толстой

4 этап работы «Обеты честной юности»
- выразительное чтение отрывка
- работа в группе
- аналитическая беседа
- подбор афоризма


«Добро- это драгоценность, редкая вещь, прекраснее которой нет на земле.» М. Горький

Презентация «Современные дети подземелья»
Слово учителя.


Рефлексия.


Домашнее задание




Положительный настрой.Создание ситуации успеха.

Целеполагание.
Технология диалогового обучения; технология группового обучения; межпредметные связи.
визуальный, аудиальный каналы восприятия


Технология проблемного обучения











Развитие монологической связной речи;
технология личностно-ориентированного обучения.
Аудиальный канал восприятия








Аудиальный канал восприятия













Применение ИКТ. Развитие эмоционально-чувственной сферы; связь с жизнью.

Технология рефлексивного обучения

Разноуровневое домашнее задание