Конспект урока во 2 классе Огород. Овощи в питании человека


Тема урока: «Огород. Овощи в питании человека».
Цель:  Уточнение и расширение представлений детей об овощах.
Задачи:
1. Образовательные: Формирование умения составлять описание предмета, отвечать на вопросы.
2. Коррекционно – развивающие: Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении, коррекция мышления на основе упражнений в сравнении; развитие связной устной речи;
3. Воспитательные: Воспитание мотивации к учению.
4. Здоровье сберегающие: Предупреждать переутомление детей путем смены деятельности.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Ход урока:
1. Организационный момент:
Артикуляционная гимнастика:
а) упражнение «Бегемот» (дети широко открывают и закрывают рот)
б) «Качели» (язычок делают вверх-вниз)
в) «Хоботок» (губы вытягивают вперед)
г) « Я лошадка – серый бок (цокают 4 раза)
я копытцем постучу (цокают 4 раза)
если хочешь - прокачу (цокают 4 раза)
Загадки:
1.И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом ...
Ответ: (Картошка)
2.Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
Ответ: (Помидоры)
3.В огороде перед нами
Куст усыпан колпачками,
Каждый пламя прячет,
А кто съест – заплачет.
Ответ: (Перец)
4.Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки.
Ответ: (Огурцы)
5.Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а ...
Ответ: (Лук)
6.За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,На вкус - как сахар сладкая.
Ответ: (Морковь)
7.Над землей трава,
Под землей бордовая голова.
Ответ: (Свекла)
2. Сообщение темы урока: 
Тема нашего урока - «Овощи». 
- Ребята, а где растут овощи? 
- В огороде на грядке. 
- Ребята, как одним словом назвать картошку, помидор, лук, перец, морковь, свеклу? Что это? (овощи).
- Ребята, где растут овощи? (на грядке).
- Из чего растут овощи? (из земли).
- Какие овощи созревают в земле, а какие на кустиках? (картошка, морковь, лук,свекла - в земле), (огурцы, помидоры, перец - на кустиках).
- Как называется грядка где растут овощи? (овощная грядка).
- Ребята, какие овощи растут на грядках?
- Чем отличаются овощи друг от друга? (форма, цвет, размер).
- Какую форму имеют овощи? (круг, овал).
- Ребята, какого цвета овощи? (красные, желтые, зеленые, оранжевые и др.)
- Как овощи отличаются размером? (большие, маленькие).
- Давайте составим предложение о том, где растут овощи.  (На доске деформированное предложение. Ученик выходит и расставляет карточки в нужном порядке). растут Овощи в на огороде грядке. (Овощи растут в огороде на грядке). - А когда поспевают овощи? - Когда собирают урожай овощей? - Давайте составим еще одно предложение. 
летом Урожай и овощей осенью. собирают  (Урожай овощей собирают летом и осенью). 
Физкультминутка.
Вот и свеклу мы собрали,
И лучок с гряды сорвали,
Выдернули всю морковку,
Срезали капусту ловко.
И в корзине от земли
1. Дидактическая игра «Четвертый лишний» (помидор, огурец, лук, яблоко).
- Внимательно посмотрите и скажите, что здесь лишнее и почему. (яблоко лишнее – это фрукт; помидор, огурец и лук – это овощи).
2. Дидактическая игра «Что изменилось?»
- Я убираю яблоко, остались только овощи. Запомните их. А теперь закройте глаза (добавить изображения овощей), снова посмотрите и скажите, что изменилось?
Упражнение в словообразовании «Большие и маленькие».
- Во время сбора урожая попадаются разные овощи – большие и маленькие. Давайте назовем их.
Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (лук – лучок, огурец – огурчик и т. д.) с опорой на наглядный материал.
3. «Закончи предложение».
- Вы правильно выполнили задание, и теперь закончите предложение одним из слов, обозначающих маленький овощ.
Дополнить предложение словом с уменьшительно-ласкательным суффиксом (сопровождается показом муляжа): «Вырос на грядке красный….(помидорчик), «Мама порезала маленький…(огурчик) и т. д.
4. Развитие функции стереогноза.
- Молодцы, все справились с заданием. Давайте соберем весь урожай в «Чудесный мешочек» и запомним, какая у овощей форма – круглая или продолговатая; какие они наощупь – гладкие или шершавые; какие по размеру – большие или маленькие.
Учащиеся складывают в мешочек овощи, описывая их качественные признаки
- Вот мы и собрали весь урожай. Найдите в «Чудесном мешочке» отгадку на загадку:
«Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а…(лук)»
«Расту в земле на грядке я -
Красная, длинная, сладкая» (морковь)
«Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст?
Как же быть без хруста, если я…» (капуста)
«Летом в огороде - свежие, зеленые.
А зимою в бочке - крепкие, соленые» (огурцы).
Учащиеся достают муляж овоща, называют его форму, цвет, фактуру. Задание выполняется стоя.
5. Формирование грамматического строя речи.
Рассмотрите и назовите то, что находится у вас на партах (иллюстрации овощей, карточки с союзами «И», «А»).
- Мы будем учиться составлять длинные (большие) предложения, а помогут нам в этом маленькие слова, которые состоят из одной буквы – «И» и «А».
Упражнения в употреблении соединительного союза «И». Параллельная работа с демонстрационным и раздаточным материалом (иллюстрации, карточки с союзом «И»):
- В салат порезали….(огурец И помидор)
- В суп кладут….(капусту И картофель) и т. д.
Упражнения в употреблении противопоставительного союза «А» проводится аналогично предыдущему.
- Капуста выросла большая, А лук маленький.
- Морковь на вкус сладкая, А чеснок горький и т. д.
6. Работа по составлению предложений по заданной схеме (используются иллюстрации, карточки-схемы и карточки с предлогами):
«Овощи лежат В корзине» (иллюстрация, карточка- схема с двумя чертами, карточка с предлогом «В», иллюстрация); «НА тарелке лежит…» (карточка с предлогом «НА», иллюстрация, карточки-схемы с двумя и одной чертой); «В огороде выросли свекла И …» (карточка с предлогом «В», иллюстрация, карточка-схема с двумя чертами, иллюстрация, карточка с союзом «И», карточка-схема с одной чертой).
- Ребята, а вы знаете, что разные овощи нужно убирать по-разному? 
Одни овощи срывают, другие срезают, третьи выдергивают, а четвертые выкапывают.  (На доске появляются слова-действия). 
СРЕЗАЮТ СРЫВАЮТ ВЫДЕРГИВАЮТ ВЫКАПЫВАЮТ 
- Прикрепите картинки с изображением овощей, разделив их на 4 столбика. (Каждый ученик выходит и выполняет задание). 
СРЕЗАЮТ СРЫВАЮТ ВЫДЕРГИВАЮТ ВЫКАПЫВАЮТ тыква помидор свекла картофель капуста огурец морковь перец лук 
- Знаете, как собирают овощи! Но вы должны знать, что прежде чем порезать овощи в суп, салат или сделать из них сок, их нужно тщательно помыть щеткой в проточной воде! Иначе, с вами случится то же, что случилось с героями стихотворения. 
ГРЯЗНЫЕ ОВОЩИ Съели всю капусту зайчики на грядке.  А потом морковку. Было все в порядке. Кабачок погрызли, очень-очень вкусный Было зайцам весело, а теперь им грустно. А теперь у зайцев животы болят. Овощи немытые съели – говорят. Расскажи, что может быть, Если овощи не мыть? 
- Одни овощи растут в земле, у них мы едим «корешки», другие овощи растут на земле, у них едят «вершки». Как в сказке «Вершки и корешки», в которой глупый медведь не знал, что у какого овоща едят и остался голодным. 
- А сейчас мы с вами поиграем и посмотрим, не останетесь ли вы голодными. (На парте стоят 2 пустые корзины с надписями «вершки» и «корешки». В них дети складывают овощи из большой корзины). В Е Р Ш К И  К О Р Е Ш К И 
ТЫКВА  СВЕКЛА 
КАПУСТА  МОРКОВЬ 
ПОМИДОР  ЛУК 
ОГУРЕЦ  КАРТОФЕЛЬ 
ПЕРЕЦ 
Ребята, давайте еще поиграем? Вы должны собрать с нашего огорода все овощи, из которых можно приготовить «Щи». (дети собирают овощи и кладут в корзину).
А теперь давайте попробуем сварить вкусные «Щи» из наших овощей. (Дети повторяют за воспитателем чистоговорку).
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ Будем мы готовить борщ.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща
 Нету свеклы для борща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи
 Приготовим-ка мы щи.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу Я капусту поищу.
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ Не клади в кастрюлю хвощ!
Щу-щу-щу, щу-щу-щу Я морковку поищу.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща
 Брат принес домой леща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи
 Поедим сначала щи.
Упражнение «Стаканчик с соком» (детям раздаются карточки с изображением пустого стаканчика. Нужно «заполнить стаканчик соком»- заштриховать изображение. Цвет карандаша должен соответствовать цвету овоща/фрукта, который у вас на столе)- Какой сок у вас получился?
Из моркови - морковныйИз капусты - капустныйиз огурца — огуречныйИз помидора - томатный3. Рефлексия:
На доску вывешиваются две рожицы: весёлая и грустная.
- Ребята, посмотрите внимательно на эти рожицы. Эта рожица, какая – веселая, потому что у неё хорошее настроение. А, эта рожица, какая – печальная, потому что, у неё плохое настроение.
- Перед вами, на столе лежат две такие же рожицы.
- Кому было интересно на уроке, поднимите веселую рожицу.
- Кому было скучно и грустно на уроке, поднимите печальную рожицу.
- Спасибо за хорошую работу. Ваши ответы сделали наш класс светлым и красивым, а мне подарили радость.
4. Домашнее задание: 
На самоподготовке вы раскрасите картинку с изображением овоща и подготовите рассказ-загадку о нем.