Внеурочное мероприятие: Литературно-музыкальная гостиная Встреча с романсом2
Внеклассное мероприятие
Литературно-музыкальная гостиная
«Встреча с романсом»
Цель: Приобщить современных подростков к вокальному искусству, в частности, к романсу.
Задачи:
Познакомить учащихся с историей возникновения романсного жанра. Подробнее осветить зарождение его в России.
Активизировать эмоционально-образную сферу учащихся.
Развить художественное мышление и эстетический вкус.
Привить навыки восприятия классической музыки.
Возраст учащихся:
15 – 17 лет
Задание:
По окончании мероприятия – принять участие в музыкальной викторине и в общем разучивании романса.
Оборудование:
1. Зрительный ряд: сцена оформлена в виде гостиной или салона прошлого столетия. Столики покрыты воздушными, присборенными тканями (органза). Задник и кулисы задрапированы в том же стиле и в той же цветовой гамме (нежно сиреневый, розовый, бордо, бронзовый). В центре задника сцены – эмблема (рисунки надпись «Встреча с романсом»). На столе – канделябр или подсвечники со свечами, сервировка – изящный кофейный сервиз. Девушки, исполняющие роли ведущих, одеты в вечерние платья, шляпки, в руках у них веера, летние зонтики. Солистки, исполняющие романсы и современные песни, в нарядных костюмах.
2. Литературный ряд: использование стихов русских поэтов и текстов романсов (на музыкальном фоне)
3. Музыкальный ряд: плавная классическая музыка фоном: Э. Григ, П. Чайковский, Л.В. Бетховен, Штраус, А. Моцарт. Фонограммы (–1) для исполнения русских и современных романсов.
4. Аппаратура: микрофоны, звуковая аппаратура, ноутбук, фонограммы.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ:
Пролог (вступительное слово педагога)
Театральная картинка «Приход посетителей в гостиную»
История создания и происхождения романса
Исполнение музыкальных произведений
Проведение викторины, определение победителя.
Разучивание романса со зрителями
Заключение
ХОД ВСТРЕЧИ:
1.Вступительное слово педагога. Введение в тему, озвучивание целей, задач, (объявление о том, что в конце состоится музыкальная викторина, которая определит самого внимательного слушателя)
2.Театрализация эпизода «Выход ведущих, диалог посетительниц гостиной, поклонниц романсов, декламация стихов, литературных текстов»
3.История возникновения самого жанра (расшифровка термина, рас-сказ о родине романса)
4.Первое появление в России вокальной музыки от XVIII в. до XX в.
5.Исполнение вокальных произведений (романсов) участниками кружка «Поющие друзья»
6.Рассказ о творчестве российского поэта и барда Булата Окуджавы. О его работе над музыкой к фильму «Белое солнце пустыни» (исполнение романса «Ваше Благородие, госпожа Удача!»)
7.Исполнение – иллюстрация современных песен, написанных в стиле романса известных композиторов: А. Пахмутовой, Е. Крылатова, Е. Птичкина, М. Минкова, М. Дунаевского, А. Рыбникова и др.
8.Проведение викторины на закрепление прослушанного материала, определение победителя.
9.Общее разучивание со зрителями одного из романсов (способствует развитию музыкальной памяти, слуха, ритма, образного мышления)
10.Подведение итогов встречи, исполнение участниками вместе со зрителями финальной песни «Ах, этот вечер!» (М. Дунаевского) для сплочения и коллективного творчества.
Сценарий
литературно-музыкальной гостиной
«Встреча с романсом»
– Сцена оформлена, как гостиная или салон со столиком, на котором стоит канделябр с зажженными свечами, скамьей и другими атрибутами той эпохи. Звучит тихая плавная классическая музыка,
выходит руководитель вокального кружка Иванова Е.М. и открывает встречу:
– Добрый день, дорогие друзья!
Сегодня мы пригласили вас в импровизированную литературно-музыкальную гостиную, где состоится встреча с романсом. Тем более, что пришла пора весны! Пробуждение природы от зимнего сна и пробуждение человеческих чувств, эмоций, настроений, что воспеты в музыке. А самое главное, что это – предчувствие любви
–Все начинается с любви.
Твердят: «Вначале было слово!»
А я провозглашаю снова:
«Все начинается с любви!»
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка –
Все начинается с любви.
С любви! Я точно это знаю!
Все, даже ненависть –
Родная вечная сестра любви.
Все начинается с любви:
Мечта и страх, романс и порох,
Трагедия, тоска и подвиг!
Весна шепнет тебе: «Живи!»
Все начинается с любви! Р. Рождественский
– Сегодня здесь соберутся завсегдатаи гостиной, поклонницы и любители Его Величества Романса. Мы узнаем немного из истории этого жанра, услышим прекрасную нестареющую музыку в исполнении участников вокального кружка «Поющие друзья».
– Итак, силой воображения мы попали в волшебную страну, имя которой–Романс.
– А впрочем, вот уже собираются и наши героини, послушаем их.
(выходят девушки, одетые в бальные платья, в руках у них веера, легкие ажурные зонтики. Они проходят по диагонали, и переговариваются):
1-я: – Ну, милочка, как Вам погода сегодня? Солнышко пригрело, птички запели, ручьи зажурчали! Изумительно, не находите?
2-я:– Прелестно, душенька, ну просто так и рвутся наружу все чувства, томление, страсти! Так же и в природе: все расцветает, пробуждается, буйствует!
1-я: – Да-да-да! Непременно! И хочется читать и читать стихи о любви, встречах, нежности! Как Вам вот это:
–Не уходи, побудь со мною
Здесь так отрадно, так светло.
Я поцелуями покрою
Уста, и очи, и чело!
Не уходи, побудь со мною,
Пылает страсть в моей груди,
Восторг любви нас ждет с тобою!
Побудь со мной, не уходи!
3-я: – Браво, брависсимо! А я недавно прочитала вот это:
«День и ночь роняет сердце ласку,
День и ночь кружится голова
День и ночь взволнованною сказкой
Мне звучат твои слова»
Тает луч пурпурного заката
Синевой окутаны цветы
Где же ты, желанный мой, когда-то?
И во мне будивший все мечты?
Только раз бывает в жизни встреча,
Только раз судьбою рвется нить,
Только раз в холодный зимний вечер
Мне так хочется любить!
4-я: – Душенька, так это же тексты изумительных романсов! Вы еще не слышали? Это просто божественно!
2-я: – А Вы знаете, дорогая моя, сегодня приглашены сюда замечательные вокалисты, и мы услышим чарующие звуки!
1-я: –А мне хочется прочесть еще вот это сочинение:
Вы мной играете, я вижу.
Смешна для Вас любовь моя,
Порою я Вас ненавижу,
На Вас молюсь порою я.
Вас позабыть, не зная средства,
Я сердцем искренно скорблю
Хоть в Вас царит одно кокетство,
Но я Вас все-таки люблю!
3-я: –Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые
Нехотя вспомнишь и время былое
Вспомнишь и лица давно позабытые
Вспомнишь обильные, страстные речи
Взгляды так жадно и нежно ловимые
Первые встречи, последние встречи
Тихого голоса звуки любимые!
4-я: –Ну что за прелесть! Ведь это надо так суметь выразить страсть, нежность, тоску, горечь разлуки, одним словом, картинка из жизни! И это все волшебник – романс!
2-я:– Ах, шарман! Но когда же мы услышим божественные звуки?
1-я: – Голубушка! Терпение, еще раз терпение! Настройте струны своей души на лирический лад, а сердце распахните навстречу музыке и чувствам!
–звучит романс «Отцвели хризантемы» муз. В. Харито, сл. А. Шумского
-- Ведущие усаживаются за столики:
Вед. 1: Трудно сегодня встретить человека, который бы ничего не знал о романсе – музыкальном жанре, столь популярном в наши дни. Это – небольшое вокальное произведение, объединяющее два целительных потока – поэзию и музыку, рассказывающее нам о чувствах человека, о его любви, радости, счастье. И все это мы слышим в современных и старинных романсах, столь часто исполняемых блистательными эстрадными звездами, оперными певцами, бардами под нехитрые переборы гитары, вокальными группами, цыганскими ансамблями.
Романсы писали: Глинка, Алябьев, Гурилев, Варламов, Даргомыжский, Римский-Корсаков, Чайковский, и наши современники: Кабалевский, Рахманинов, Свиридов, Таривердиев др.
Вед.2: Родиной романса является Испания. Именно там, в XIII – XIV веках в творчестве странствующих поэтов-певцов утвердился новый песенный жанр, соединивший в себе приемы речитатива, напевного, мелодического начала и мимического танца. Песни певцов-трубадуров исполнялись на родном романском языке. Отсюда и пошло название «романсы».
В страны Западной Европы романс проник вначале как жанр литературный, но постепенно внедрился как жанр музыкальный.
– Звучат романсы : «Утро туманное», «Гори, гори, моя звезда!» в исполнении участников вокального кружка
Вед. 1: В XVIII веке жанр романса определился и в русском музыкальном искусстве, став одним из выдающихся явлений отечественной культуры.
Романс – авторское произведение. У романса должен быть поэт и композитор, но бывают случаи, когда поэт и композитор объединяются в одном лице. Возникновение того или иного музыкального сочинения, песни, романса часто происходило в литературно-музыкальных салонах, Гостиных.
-- Исполняется романс «Отговорила роща золотая» – муз. Г. Пономаренко,сл. Е Есенина – исп. Зябзина А.
Вед. 2: В романсовом творчестве с середины XIX века происходит заметная эволюция: резко разделяются области профессионального романса и романса «бытового». Бытовой романс создается, как правило, в сотрудничестве известных поэтов с незнакомыми композиторами и становятся достоянием массового, народного музицирования (в основном, под гитару). Примеры: «Сияла ночь, луной был полон сад» (на стихи А. Фета), «Не пробуждай моих безумств» (Д. Давыдова), «Вечерний звон» (И. Козлова), «Выхожу один я на дорогу» и «Нет, не тебя так пылко я люблю» М. Лермонтова), «Уймитесь, волнения страсти» и «Жаворонок» (Н. Кукольника) и др.
Вед. 3: Характерным для музыкально-поэтической культуры конца XIX начала XX века стал городской романс, культивируемый звездами русской эстрады – Анастасией Вяльцевой, Валентиной Паниной, Надеждой Плевицкой, Александром Давыдовым и др. Здесь можно назвать романсы: «Гори, гори, моя звезда» (Вл. Чуевского), «Я встретил Вас и все былое» (Ф.Тютчева), «Не уходи, побудь со мною» (М. Пойгина), «Ямщик, не гони лошадей» (Н. Риттера), «Только раз бывают в жизни встречи» (П. Германа), «Темно-вишневая шаль» и «Шумел камыш» (неизвестных авторов).
-- звучит романс «Только раз» муз П. Германа
Вед.4:С конца 50-х г. студенты подхватили романтический жанр, вдохнули в него новую жизнь, наполнили мелодии своих песен интонациями и ритмами, бытующими в музыке города, домашнем музицировании, в советских лирических песнях, старых бытовых романсах. И новая волна любительского поэтически-вокального творчества заполнила собой студенческий молодежный досуг.
Появилась целая группа талантливых авторов, многие из которых создают песни и романсы до сих пор. Известны имена авторов и исполнителей песен, написанных в стиле романса: Ю. Ким, Ю. Визбор, А. Городницкий, А. Дольский, А. Градский, Окуджава, В Малежик, О. Митяев, В. Трофимов и др.
-- Звучит современный романс «Напрасные слова» (муз .Л. Квинт, сл. Л. Рубальской) – исп. Швец Лидия. и руководитель вокального кружка Иванова Елена Михайловна
Вед.1: В конце 50-х годов началась творческая линия барда и у известного поэта Булата Шалвовича Окуджавы (род. 1924 г., ум. 2004 г.)
В 1942 году он ушел добровольцем на фронт и лишь после Великой Отечестенной войны окончил Тбилисский государственный Университет. Булат Окуджава явился автором песни «Мы за ценой не постоим» из к/ф «Белорусский вокзал», ему также принадлежит проникновенный романс из к/ф «Звезда пленительного счастья» (о декабристах и их женах) «Не обещайте деве юной». Органично Окуджава воссоздает поэтический облик героя, поющего под гитару в фильме «Белое солнце пустыни» его романс: «Ваше Благородие, госпожа Удача!»
-- Звучит песня-романс из к/ф «Белое солнце пустыни» «Ваше благородие!» - исп. Тургунов Михаил
Вед.2: Большую популярность в 80-90-е годы получил дуэт Сергея и Татьяны Никитиных, исполняющих свои произведения, а также песни Юрия Антонова, Андрея Петрова, написанные ко многим к/ф: «Служебный роман», «О бедном гусаре замолвите слово», «Синяя птица», «Берегите женщин».
Вед.3:Каждое новое поколение композиторов приходило в песенное творчество со своим кругом образов и тем. Так появилась со своими замечательными произведениями Александра Пахмутова, привнеся в лирическую песню образы верности, чистоты, любви, служения великим идеалам добра, гуманности, мира. Например, песни:«Нежность» и «Мелодия» (ты – моя мелодия, я – твой преданный Орфей)
-- звучит песня «Нежность» в исполнении Ивановой Е.М.
Вед. 4:Многие маститые композиторы Марк Минков, Давид Тухманов, Алексей Рыбников, Олег Иванов в своем творчестве тоже развивали тему романса, его интонацию. В этом отношении типична работа А. Рыбникова «Я тебя никогда не забуду» – романс из музыки к спектаклю «Юнона и Авось» (ты меня на рассвете разбудишь.)
-- звучит романс: «Я тебя никогда не забуду» в исполнении Рогова Романа и Швец Лидии.
Вед.2: Немало интересных сочинений романсового плана было написано к кинофильмам современными композиторами, такими как Евгений Крылатов, который сочетает в своих вокальных произведениях как современные песенно-эстрадные тенденции, так и широкий круг музыкальных интонаций от европейской вокальной культуры. Здесь хочется вспомнить: песню Е. Крылатова «Лесной олень» к к/ф «Ох, уж эта Настя!», все песни к к/ф «Приключения Электроника», а также музыку к телефильму «И это все о нем». В фильме «Судьба» режиссера Евгения Матвеева звучит песня Евгения Птичкина «Эхо любви». Все это прекрасные образцы современного музыкального романса.
– исполняются песни-романсы «Лесной олень», «Крылатые качели», «Эхо любви» в исполнении участников вокального кружка техникума.
Вед.1:Хотелось бы сказать о замечательной исполнительнице современного романса Гелене Великановой, одной из первых, после Клавдии Шульженко, принесшей на эстраду исполнительские традиции мастеров бытового романса довоенной поры. Много интересного и неповторимого в жанре песни-романса создали Иосиф Кобзон и Эдита Пьеха, Валерия, Алла Пугачева и София Ротару, Жасмин и Кристина Орбакайте. Они утвердили свой, индивидуальный эстрадный стиль, отражающий динамику нашего стремительного времени.
-- звучат песни: «Свет твоей любви», муз. К. Брейтбурга, сл. К. Кавалеряна – исп. Глотова Екатерина
-- звучит песня «Самый любимый», муз. М. Минкова, сл. В. Тушновой – исп. Кудымова Светлана
-- Проводится музыкальная викторина
«Встреча с романсом»
Какая страна является родиной романса? (Испания)
Какие виды романсов бывают? ( Бытовой, городской, песня-романс)
Почему этот жанр так называется (от какого слова произошел)? (от слова «романский язык», на котором исполнялись первые романсы)
Маленькая, серенькая птичка, которую чаще всего воспевают в романсах? (Соловей)
Русский поэт, автор популярных городских романсов: «Отговорила роща золотая», «Клён ты мой опавший». (Сергей Есенин)
Кто первый исполнитель романсов из кинофильма «Жестокий романс»: «А напоследок я скажу», «Любовь – волшебная страна»? (Валентина Пономарева)
Назовите романс, в названии которого использован цветок? (Отцвели уж давно хризантемы в саду)
Назовите российских эстрадных певцов и группы, исполняющих романсы? (гр. «Санкт-Петербург», Валерия, Александр Малинин, Николай Басков, Лариса Долина, Михаил Звездинский, Михаил Шафутинский, Нани Брегвадзе, Тамара Гвердцители и др.)
Победитель получает приз
– Руководитель вокального кружка Иванова Е.М. проводит со зрителями разучивание городского романса "Вечерний звон»
Вед.2: Сейчас интерес к жанру романса намного повысился,– это сказывается в настоятельной необходимости общения с истинными ценностями духовной жизни. Люди слушают лучшие произведения классического и современного романса, чтобы сосредоточить свое внимание на прекрасных идеалах: любви, верности, добра, человеколюбия, борьбы во имя жизни!
Вед. Звоном сыплет капель,
Расправляет любовь свои крылья.
Светоносный апрель
Мчит над миром Весны эскадрилья!
Тихо звуки романса слышны,
В облаках белоснежных рея.
Ах, романс, сладострастный романс,
Что ты сделал с душою моею!
звучит финальная песня «Ах, этот вечер» (М. Боярский)
1к.
Днем город, как город и люди, как люди вокруг,
Но вечер приходит и все изменяется вдруг:
На лица актеров кладет он таинственный грим.
И Гамлет страдает и снова поет Лоэнгрин
Припев: Ах, это вечер лукавый маг,
Одетый вечно в лиловый фрак.
Погаснут свечи, уйдет любовь,
Но вечер романса вернется вновь!
2к.
Нельзя в этом мире пройти, не оставив следа.
Но вечер-волшебник запомнит нас всех навсегда.
И новые люди в далекой неведомой мгле,
Когда нас не будет, нас будут играть на земле!
Припев: тот же
15