Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Рабочая программа
по курсу: КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА
ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ
И ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ
Содержание:
1. Пояснительная записка ..1
2. Содержание программы коррекционной работы ....5
3. Направление работы ..5
4. Характеристика содержания .6
5. Этапы реализации программы ..7
6. Условия реализации программы:
6.1. Психолого – педагогическое обеспечение8
6.2. Программно – методическое обеспечение8
6.3. Кадровое обеспечение.8
6.4. Материально – техническое обеспечение.9
6.5. Информационное обеспечение...9
7. Механизмы реализации программы:
7.1. Взаимодействие специалистов образовательного учреждения...9
7.2. Социальное партнерство.10
7.3. Психолого – медико – педагогическое сопровождене (ПМПк)..10
8. Ожидаемые результаты введения Программы 10
9. Приложение..12
1. Пояснительная записка
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике.
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья, учёт образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися на ступени начального общего образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 26 декабря 2012 года с последующими дополнениями и изменениями);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)
Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
Примерное Положение о классах компенсирующего обучения в ОУ (Приказ Министерства № 333 от 08.09.1992);
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Постановление Правительства № 2888 от 12.03.1997);
О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)
Устав образовательного учреждения
Цель программы: обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи
Комплекс мероприятий
Ожидаемый результат
1.Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья
1. Диагностический минимум:
1.1.диагностика речевых нарушений школьников (сбор информации об основных компонентах речи);
1.2.степень сформированности познавательных процессов:
память
мышление
внимание, работоспособность;
1.3.степень сформированности эмоционально – личностной сферы:
комфортность
самооценка
взаимоотношения в семье
мотивация
статус в коллективе;
1.4. изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка.
2. Комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностического минимума
1. Формирование групп на основе оценки контингента обучающихся для определения специфики и образовательных потребностей.
2. Включение родителей в процесс и (или) направление коррекционной работы.
3. Сведения о степени сформированности:
уровня речевого развития,
познавательных процессов,
эмоционально – личностной сферы.
2. Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
1.Социальное партнерство:
ПМПК (муниципальная)
2. Определение ЗПР ребенка и выявление его резервных возможностей через школьный консилиум.
3. Заполнение индивидуального маршрута развития ребенка с учетом:
структуры речевого дефекта;
степени сформированности познавательных процессов;
личностного развития.
1.Индивидуальная карта развития ребенка.
3.Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности
1. Выбор:
коррекционных программ, методик, приемов;
комфортного режима обучения;
форм обучения (очная, дистанционная, на дому)
2. Определение роли по взаимодействию УОП, в том числе с внешними ресурсами различных институтов общества:
Управление соц. защиты населения
Отдел опеки и попечительства
КДН
1. Режим обучения, в том числе коррекционных, релаксационных и здоровьесберегающих занятий.
2. Форма обучения (очная, дистанционная, на дому)
3. Набор эффективных методик и приемов обучения детей:
учитель – ученик
профессиональное
взаимодействие
специалистов
4.Создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении
1. Отбор кадрового потенциала по критериям:
уровень квалификации;
образование;
наличие объема знаний по работе с детьми с ОВЗ;
опыт работы.
2. Разработка системы методического обучения, используя внутренние школьные резервы и возможности социального партнерства.
3. Просветительная деятельность (лекции, беседы, круглые столы, методический калейдоскоп, тематические выступления).
4. Формирование УМК (программ, учебников, учебных пособий, в том числе цифровых ресурсов и информационных фондов).
5. Наличие сетевых ресурсов.
6. Обеспечение здоровьесберегающих условие (ЛФК, фиточай, витаминизация, сенсорная комната, динамический час и (или) динамические перемены, ).
7. Включение ребенка во внеурочную деятельность (участие в воспитательных, культурно – развлекательных, спортивно – оздоровительных и других мероприятиях).
8. Обеспеченность материально – технической базы.
1. Кадровое обеспечение.
2.Система (постоянно действующего) семинара и (или) консилиума.
3. Программно – методическое обеспечение.
4. Информационное обеспечение.
5. Здоровьесберегающий режим.
6. Материально – техническое обеспечение.
7. Введение в содержание обучения специальных разделов (колонка по коррекции в КТП)
8. Наличие программ коррекционной работы у специалистов
5. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии)
1. Занятия специалистов в соответствии с:
рекомендациями ИПР ребенка – инвалида
рекомендациями Муниципальной ПМПК
рекомендациями Школьного консилиума
результатами диагностического минимума
1. Таблица «Динамика индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ» (индивидуальная карта развития ребенка)
6. Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии
1. Корректировка ИУП с учетом индивидуальных особенностей ребенка (групп)
2. Введение в содержание обучения специальных разделов по коррекции
1. Программа коррекционной работы
2.Учебный план
3. Рабочие программы
7.Обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг
Включение в расписание коррекционных занятий со специалистами
Включение ребенка во внеурочную деятельность (участие в воспитательных, культурно – развлекательных, спортивно – оздоровительных и других мероприятиях)
1. Режим дня
2. Расписание
8.Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья
Реабилитация:
Социально – средовая
Социально – педагогическая
Социально – культурная
Социально – бытовая
Включение в расписание коррекционных занятий
1.Уровень навыков бытовой деятельности
2. Социально – средовой статус
3. Самообслуживание
9.Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам
1. Выработка совместных мероприятий специалистами по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ
2. Консультативная помощь по вопросам выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения
3. Беседы, круглые столы, тематические выступления, родительские собрания для родителей
4. Сотрудничество с родительской общественностью
5. Включение ребенка во внеурочную деятельность (участие в воспитательных, культурно – развлекательных, спортивно – оздоровительных и других мероприятиях)
1. Пакет рекомендаций
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии.
Категории детей с ОВЗ, обучающиеся в школе:
Дети с нарушениями эмоционально – волевой сферы и поведения;
Дети с нарушениями речи;
Дети с нарушениями интеллекта;
Дети, имеющие трудности в обучении обусловленные ЗПР
Соматически ослабленные дети
Дети слабовидящие и (или) с пониженным зрением
Дети с нарушениями функций опорно – двигательного аппарата.
2. Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи.
Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
3. Направления работы
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
4. Характеристика содержания
Диагностическая работа включает:
своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа включает:
выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
коррекцию и развитие высших психических функций;
развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
5. Этапы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.
Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).
Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
6. Условия реализации программы
6.1.Психолого-педагогическое обеспечение
обеспечение дифференцированных условий в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
обеспечение психолого-педагогических условий;
обеспечение специализированных условий;
обеспечение здоровьесберегающих условий;
обеспечение участия всех детей с ОВЗ в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.
6.2. Программно-методическое обеспечение
Специальные (коррекционные) образовательные программы начального образования для детей с ОВЗ VII вида.
коррекционноразвивающие программы;
диагностический инструментарий;
Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологниями. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
Степанова О.А. и др. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями/ О.А. Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко; Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.
Гилленнбранд К. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников/ К. Гилленбранд; пер. с нем. Н.А. Горловой; науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. – 2-е изд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 240 с.
Лаут Г.В., Брак У.Б. Линдеркамп Ф. Коррекция поведения детей и подростков: Практическое руководство. I. Стратегия и методы/ Пер. с нем. В.Т. Алтухова; науч. ред. рус. текста А.Б. Холмогорова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 224 с.
Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.Ф. Ялпаева; под. ред. В.А. Сластёнина. – 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 272 с.
Зикеев А.Г. Специальная педагогика: Развитие речи учащихся/ А.Г. Зикеев. – 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 200 с.
Коррекционно-развивающее обучение (Сборник нормативных документов и методических рекомендаций)/ Под общей ред. В.В. Пустоваловой. – Томск, 2008. – 256 с.
6.3. Кадровое обеспечение
Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.
С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития педагоги проходят подготовку, переподготовку и повышение квалификации по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагогические работники имеют чёткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса.
6.4. Материально-техническое обеспечение
кабинет психолога
спортивный зал;
медицинский кабинет;
спортивная площадка;
спортивное оборудование;
столовая;
библиотека;
пришкольный участок.
6.5. Информационное обеспечение
создание системы широкого доступа детей с ОВЗ, родителей к информационно-методическим фондам
7. Механизмы реализации программы
взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ;
социальное партнёрство;
психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении и детей с ОВЗ
7.1. Взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:
комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.
7.2. Социальное партнёрство
Социальное партнёрство, предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Социальное партнёрство включает:
сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья управление соц. защиты населения, отдел опеки и попечительства);
взаимодействие со специалистами ПМПК, КДН;
сотрудничество с родительской общественностью.
7.3. Психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении и детей с ОВЗ
В школе создан психолого-медико-педагогический консилиум, в задачи которого входит:
Выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в школе) диагностика отклонений в развитии.
Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов.
Выявление резервных возможностей развития.
Определения характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках, имеющихся в школе возможностей.
Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребёнка, динамику его состояния уровень школьной успешности.
В состав психолого-медико-педагогического консилиума входят, педагог-психолог, социальный педагог, учитель начальных классов, зам. директора по УВР, школьный врач (по необходимости приглашаются педагоги – предметники). Заседания консилиума проводятся один раз в четверть. Согласно плана работы психолого-педагогического консилиума ведётся работа по нескольким направлениям:
мониторинг адаптивности учащихся 1-х,5-х,10-х классов. Выявление детей «группы риска»;
взаимодействие с классными руководителями по выявлению учащихся «группы риска»;
осуществление психологической диагностики детей с девиантным поведением и школьной неуспеваемостью;
разработка коррекционно-развивающего плана сопровождения данных детей;
работа с семьями учащихся 1 класса, имеющих устойчивую дезадаптацию; перспективы взаимодействия семьи и школы по вопросам преодоления трудностей в развитии и обучении ребёнка.
8. Ожидаемые результаты реализации Программы
уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и личностном развитии;
формирование высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей и подростков с ОВЗ;
включение в систему коррекционной работы школы взаимодействие с другими организациями;
повышение профессионального уровня педагогического коллектива по проблемам коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.
13PAGE 15
13PAGE 14115
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 715