Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках литературного чтения и окружающего мира

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 1











«Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках литературного чтения и окружающего мира»










Выполнила:
Мизирева Ольга Александровна
учитель начальных классов









Апшеронск 2016 г.
Оглавление
Введение...3
Актуальность.4
Цели, задачи...5
Ожидаемый результат...6
Основная часть
1. Раскрытие понятия «Творчество»......7
2. Формы и методы обучения, направленные на развитие творческих способностей ...8
3. План реализации проекта..9
4. .Организация творческой деятельности младших школьников для развития
творческих способностей10

Заключение11
Список литературы..12

























Введение
В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Но в школе часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению стандартных приёмов действия, типовых способов решения заданий. Это убивает интерес к обучению. Дети могут постепенно потерять способность к творчеству.
Задача учителя, как мне кажется, состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. На это направлены те упражнения, которые я предлагаю учащимся на уроках (в том числе по развитию речи) и во время внеклассных мероприятий Современное общество предъявляет своим гражданам требование овладения навыками творческого мышления. Творчество перестает быть уделом единиц. Школа должна прореагировать на эти изменяющиеся условия. Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной личности – первостепенная задача современной школы.
В настоящее время внимание к проблеме развития творческих способностей школьников усиливается во многих странах мира. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их.
Обучение в начальной школе является для учащихся стартовой площадкой в развитии их творческого и интеллектуального потенциала.
Любопытство - жажда новизны, характерна для каждого здорового ребенка. Очень важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям -
«любознательность» - «познавательную потребность».
В условиях быстро меняющегося мира от человека требуется всё большее применение его творческих возможностей, так как именно творческая личность способна не только адаптироваться к изменениям, но и ставить и реализовывать цели, взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить способы их решения, оценивать свою деятельность.
Творческое развитие – это и поддержка детей, и творческое мышление, потенциал учащихся. По мнению как зарубежных (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), так и отечественных ( В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.) философов и психологов, стремление к творчеству, максимальному проявлению уникальных личностных качеств заложено в человеке самой природой, их реализация и развитие связаны с условиями среды, в которой находится личность.
Ведущая идея моей работы - развитие творческого потенциала учащихся на уроках литературного чтения и окружающего мира .Ещё в XIX веке Л.Н. Толстой говорил: «Если ученик в школе не научился ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать». Задумываемся ли мы когда-нибудь над тем, почему люди становятся поэтами, художниками, артистами? Зависит ли это от умственных способностей? Конечно! Главное ли это? Нет! Людей творческих отличает особое умение видеть, слышать то, что не увидели, не услышали другие. Они тоньше чувствуют, различают оттенки, они неравнодушны к действительности, их души полны впечатлений, которые необходимо выразить в каких-либо образах. Значит, судьба наших детей зависит во многом от того, насколько мы их научим видеть необычное в окружающем мире, замечать то, что восхитит, удивит, заставит опечалиться.
Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:
Снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;
Отсутствие нравственного ориентира;
Заниженная самооценка учащихся;
Социальные проблемы (расслоение общества, потребность в высококвалифицированных кадрах).
Образование само по себе есть дело формальное. Оно развивает память и даёт ворох отвлечённых сведений, не предрешая ни жизненного содержания, ни качества, ни цели, ни духа. Образование одной лишь памяти и одного рассудка оставляет человека полуобразованным, не хватает воспитания души. И этот процесс,,воспитания души ” можно реализовать через нетрадиционные формы проведения уроков: урок-путешествие, урок-игра, урок-диспут, урок-КВН...разнообразные приёмы и методы работы, творческие задания, творческие работы учащихся, домашние задания, внеурочная деятельность.
Повышение эффективности учебного процесса я вижу в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приёмов обучения. Это игровые технологии, здровьесберегающие технологии, конференции. Методически правильно сочетая наглядные, технические, информационные средства обучения, работу с учебником, дидактическим материалом, с опорными схемами, алгоритмами стараюсь добиваться полной занятости всех учащихся во время урока.
Развитие творческого потенциала учащихся - одна из задач обучения в школе. Какие же использовать методы и приёмы, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием и одновременно развивал свои творческие способности.
Обращение к Концепции общего среднего образования подтверждает актуальность данной проблемы, так как в ней говорится, что основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика. Главная цель школы – способствовать умственному развитию личности, раскрывать её творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования призван обеспечить выполнение следующей основной цели:  развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться. Стандарт начального общего образования направлен на достижение следующих целей: - развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; - воспитание потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Постановка проблемы и анализ причин и последствий её осуществления
Современных школьников не устраивает роль пассивных слушателей на уроке, им уже не интересно записывать за учителем или списывать готовые решения с доски. Мой опыт преподавания в начальных классах позволил мне увидеть противоречия:
между традиционными методами и приемами обучения младших школьников и необходимостью внедрения новой, прогрессивной системы обучения, реально необходимой на современном этапе развития общества;
между имеющимися у младших школьников знаниями, умениями, навыками, полученными на уроках и реальным уровнем творческого развития;
между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к творческому самовыражению.
Из этих противоречий возникла проблема моей работы, которая заключалась в поиске ответа на вопросы: «Какие педагогические условия являются необходимыми и достаточными для развития творческих способностей на уроках литературного чтения и окружающего мира?»
Исходя из вышеизложенного, была сформулирована методическая тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения и окружающего мира»
Цели работы – раскрыть творческие способности младших школьников на уроках окружающего мира.
Задачи:
представить максимальные возможности для проявления творческих способностей;
повысить мотивацию к обучению;
прививать интерес к творчеству, поиску;
учить мыслить, анализировать, обобщать, классифицировать.
развивать поисково-исследовательские компетенции.
Ожидаемые результаты.
Применение творческих заданий на уроках позволит:
- проявить творческие способности;
- повысит мотивацию к обучению;
- привить интерес к творчеству, поиску;
- мыслить, анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы;
- развить поисково-исследовательскую компетенцию.
Обучающиеся станут более самостоятельными, уверенными, общительными.
Основная часть
1. Раскрытие понятия «Творчество»
Энциклопедический словарь предлагает следующее определение: Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. В основе понятия творчества лежит понятие «деятельность». Творчество – высшая форма активной и самостоятельной деятельности человека. Понятия «творчество» и «творческая деятельность» близки. Творческой деятельностью называют такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Творческий процесс – это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество. Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.
2. Формы и методы обучения, направленные на развитие творческих способностей
Развитие творческих способностей школьника не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача - это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли.
Разумеется, увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так, как ты видел раньше, очень не простая задача. Но этому можно научиться, если направить процесс обучения на развитие и усовершенствование творческих способностей учащихся
Необходимо особо отметить, что не стоит готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу. Учитель должен всегда внимательно выслушивать ученика, видеть в каждом школьнике индивида с особыми возможностями и дарованиями. Так, известный американский психолог Розенталь утверждал, что в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов от детей, они действительно этих успехов начинают добиваться, даже если раньше считались не очень способными.
У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых.
Перед собой я поставила следующие задачи:

·         используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, настойчиво стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности;

·   учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить;

·        самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
      Учёные отмечают, что развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие "творческие способности", невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесёт желаемого результата. Поэтому нельзя не отметить огромное значение для РТС (развития творческих способностей) уровня развития психических механизмов - памяти, внимания, воображения.      
Формы обучения.
Необходимо наряду с традиционными формами уроков литературного чтения и окружающего мира применять и нетрадиционные формы: урок-путешествие, урок-экспедиция, урок-исследование, экскурсии, проблемный урок, урок-викторина, урок-встреча, урок- «Эврика», урок-конференция и другие.
Методы обучения
В настоящее время существуют различные классификации методов обучения. Для того чтобы решать творческие задачи, необходимы творческие методы.
1. Репродуктивные методы:
инструктаж;
практическая тренировка;
методы иллюстрации, демонстрации, показа и др.
2. Программированное обучение:
метод алгоритмов;
метод аналогий;
проведение опытов, исследований, лабораторных работ и др.
3.Методы дифференциации:
каждодневного применения самостоятельной работы;
постепенного нарастания сложности;
решение одной и той же задачи различными средствами и др.
4.Методы самооценки и самоконтроля.
5.Метод работы в группах.
6.Эвристические методы:
метод мозгового штурма;
извлечения скрытых знаний (метод Сократа);
индивидуальной образовательной траектории;
рефлексии и др.

7.Метод проектов.

3. План реализации проекта.
Главная цель моей работы с детьми - научить их мыслить. Мои ученики стараются выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, с удовольствием принимать участие в спорах по тем или иным вопросам, как с классом, так и с учителем. Дети любят работать самостоятельно, не боятся допустить ошибку в ответе, так как они уверены, что всегда можно рассчитывать на помощь товарища, учителя.
На наших уроках нет скучающих, равнодушных, дети всегда находятся в постоянном поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое.
Моим детям очень нравятся уроки литературного чтения и окружающего мира. Урок литературы каждый раз превращается в мастерскую творческих людей. Они с радостью делятся о прочитанном друг с другом, обмениваются понравившимися книжками. Начиная с первого класса, они учатся и пишут сочинения об увиденном или прочитанном. Это для них так увлекательно, ведь детям так хочется, чтобы все в классе узнали, какую книгу они прочитали, чем эта книга их увлекла. Надо только видеть, с какой огромной радостью они делятся о прочитанном.
Особую роль отвожу написанию сочинений. На таких уроках, дети свободно высказываются. На первых этапах обучения особенно важно раскрыть творческую инициативу ребенка, развить интерес к самостоятельному написанию сочинений, прежде всего, на основе собственных наблюдений, впечатлений детей. Детям должна быть предоставлена полная свобода самовыражения в слове.
Я придерживаюсь мнения авторов о том, что один из важнейших типов работы по развитию творческий способностей младших школьников на уроках литературного чтения и окружающего мира основывается на наблюдении за реальностью, явлениями и предметами окружающей жизни. Всматривание, вслушивание, выявление характерных признаков - все это не только развивает видение конкретно-чувственного облика мира, но и помогает открыть в предмете внутреннюю жизнь, родственную внутренней жизни ребенка. М.М. Пришвин назвал это свойство художника "родственным вниманием' и считал, что им обладают все люди, только у художников оно лишь в большей степени развито.
На уроке литературного чтения и окружающего мира мои ученики пробуют "оживлять", "очеловечивать" окружающий мир, приписывают человеческие качества не только животным, но и явлениям природы, неодушевленным предметам. Постепенно ребята представили себя снегом, почкой, листиком, сосулькой и т.д.
Во время работы с устными высказываниями и письменными работами я не даю никаких установок, не составляю плана ответа или сочинения, так как считаю, что эти виды работ требуют от маленьких авторов "открытия", собственного видение предмета. Ниже привожу пример письменных работ маленьких авторов, в которых ими сделана попытка "оживления" предмета через собственное видение мира.
При написании сочинений моим детям присуще: самостоятельность суждений, живость и непосредственность в передаче мыслей и чувств. Всегда предоставляю им право выбора.
В результате такой работы появляется интерес, ребятам не скучно, т.к. каждый выбирает себе задание по душе.
.Планирование работы по развитию творческих способностей с учетом данных диагностики, принципов педагогической деятельности и условий формирования творческих способностей учащихся.
При разработке методики формирования творческих способностей учитель должен учитывать:
а) общий уровень развития ученического коллектива;
б) возрастные особенности формирования креативной сферы;
в) личностные особенности учащихся;
г) специфические черты и особенности учебного предмета.
Условия формирования творческих способностей:
а) положительные мотивы учения;
б) интерес учащихся;
в) творческая активность;
г) положительный микроклимат в коллективе;
д) сильные эмоции;
е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.
Принципы деятельности:
а) креативность обучения (реализация творческих возможностей учителя и учащихся);
б) опора на субъективный опыт учащихся (один из источников обучения);
в) актуализация результатов обучения (применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков);
г) индивидуализация и дифференциация обучения (индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся);
д) системность обучения;
е) творческое взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.
Задачи учителя:
а) пополнение запаса знаний учащихся по литературному чтению и окружающему миру;;
б) развитие общеучебных умений и навыков;
в) развитие креативного мышления;
г) развитие творческой самостоятельности учеников;
д) воспитание творческой личности.
Все уроки по развитию творческих способностей выстраиваются с учетом творческой активности учащихся. Планируемая педагогическая ситуация продумывается с опорой на достижения учащихся, на то, что они умеют и знают, с учетом их творческих возможностей.
4.Организация творческой деятельности младших школьников
для развития творческих способностей.
Игра как свободное проявление личностного начала ребят;
Отражение наблюдений в рисунках, иллюстрациях. Мои ученики почти всегда делают иллюстрации к тому, что читают. Рисунки развивают следующие креативные качества: воображение, фантазию, способность применять знания в иной плоскости. Мир в рисунках ребят ярок, контрастен. Многие ученики даже буквы-надписи раскрашивают в разные цвета.
Творческое чтение. Он предполагает, что учитель стимулирует, организует творческое чтение текста классом.
Проблемные вопросы при анализе произведений позволяют увести от шаблона, от изложения содержания заученными фразами, заставляют взглянуть на проблему по-новому.
Выразительное чтение, инсценировки сказок или других произведений развивают творческие способности, обеспечивают самостоятельное вхождение подростков в мир искусства.
Заключение
Ребенок - не кувшин, который  надо наполнить, а лампада,  которую надо зажечь.
Подводя итог, можно сказать, что самая главная задача учителя - научить ребенка учиться, так как после школы этот процесс не заканчивается, а продолжается всю жизнь. Необходимо правильно определить способности учащегося, максимально раскрыть и развить его талант, направить весь его потенциал на созидание, на помощь другим.
Реализую заявленную цель через использование: различных форм организации познавательной деятельности учащихся (фронтальную, групповую, парную, индивидуальную); методов и приёмов, максимально раскрывающих творческие способности учащихся, организацию учебного процесса на основе дифференцированного подхода, свободного выбора учащимся уровня сложности решаемых задач.
Хочется отметить, что использование моего опыта работы требует от участников учебно-воспитательного процесса определенных временных и интеллектуальных затрат (постоянное изучение новой литературы, определение индивидуальной траектории развития каждого учащегося посредством педагогических средств, мониторинг уровня достижений учеников). Однако вложенный труд, время учителя компенсируются полученным результатом.
Таким образом, можно сделать выводы:
Сущность опыта: развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной творческой личности на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявление и использование в учебной деятельности индивидуальных особенностей учеников.
Результативность: заметно повысился интерес к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков. Развитие творческих способностей учащихся повышает качество обученности по литературному чтению и окружающему миру.
Трудоемкость заключается в переосмыслении своего педагогического опыта с позиций развития творческих способностей учащихся.



Список используемой литературы:
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов ВУЗов. - М.: центр Академия, 2002.
Большакова Л.А. Развитие творчества младшего школьника.// Завуч начальной школы – 2002.- № 2.
3.Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Окружающий мир. Учебник в 2х частях. Изд. «Астрель», 2010 г.
Лободина С. Как развивать способности ребёнка: учеб. пособие.- /С. Лободина. -Питер, 1997.-256с.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Начальное общее образование. –М., 2009.
Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. -М. : Просвещение, 1989.-160с.
Развитие творческой активности школьников: учеб. пособие. под ред. А.М. Матюшкина.-М.: Просвещение, 1991.-160с.
Шмелева Н.В. Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении школьников предмету «Окружающий мир».// Начальная школа – 2010.-№3.
Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. Исследование творчества в науке и обучение творчеству. М: Научное творчество, 1969.
Бернштейн С.М. Психология научного творчества. // «Вопросы психологии», № 3 1965г.
Бехтерев В.Л. Объективная психология. – М., 1991.
Богоявленская. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002.
Брумлинский А.В. Воображение и творчество. // Проблемы научного и технического творчества. Материал к симпозиуму. – М., 1967.
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.- М: Педагогический поиск, 1999.
Воробьёв Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. – М., 1991.
Грузенберг С.О. Гений и творчество, Л., 1924.
Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения.- М.: Народное образование, 2001.
Капица П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодёжи. – ВФ., 1971, №7
Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // «Народное творчество» под редакцией С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, - М., 1969.
Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1973.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Избранные педагогические сочинения в 3т. – М., 1979.
Интернет-источники

http://5ballov.ru/referats/preview/40596

2.. http://lib.convdocs.org/docs/index-242939.html
Приложения
Приложение 1

Методика "Наборщик"
Это тест - игра для оценки нестандартного творческого мышления, смекалки, сообразительности школьника. Ребёнку дается слово, состоящее из определенного количества букв. Из этого слова составляются слова. На эту работу затрачивается 5 минут.
Слова должны быть нарицательными существительными в единственном числе, именительном падеже. Слово - околесица.
Признаки, по которым оцениваются работы детей: оригинальность слов, количество букв, скорость придумывания.
По каждому из названных признаков ребёнок может получить от 2 до 0 баллов в соответствии с критериями:
Оригинальность слов: 2- слова необычны, 1 - слова просты, 0 - бессмысленный набор слов.(пример: колесо, колос; лес, лицо; околес, сиц)
Количество букв: 2 - наибольшее количество букв, названы все слова; 1 - использованы не все резервы; 0 - задание не выполнено. Скорость придумывания: 2 -2 минуты, 1-5 минут. 0 - более 5 минут. Соответственно, высокий уровень - 6 баллов, средний -5-4 балла, низкий - 3-1балл.

Приложение 2

Методика «Составь рассказ о несуществующем животном»
Ребенку дается лист бумаги и предлагается придумать рассказ о необычном фантастическом животном, то есть о таком, которого никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). На выполнение задания отводится 10 минут. Качество рассказа оценивается по критериям и делается вывод об общем уровне развития творческих способностей.
8-10 баллов – ребенок за отведенное время придумал и написал нечто оригинальное и необычное, эмоциональное и красочное.
5-7 баллов - ребенок придумал нечто новое, что в целом оно не является новым и несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на слушателя определенное эмоциональное впечатление, детали прописаны средне.
0-4 балла – ребенок написал что-то простое, неоригинальное, слабо проработаны детали.

Приложение 3

Методика "Три слова"
Это тест-игра для оценки творческого воображения, логического мышления, словарного запаса, общего развития. Ученикам предлагали три слова и просили их как можно скорей написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы осмысленный рассказ.
Слова для работы: берёза, медведь, охотник.
Оценка результатов:
5 баллов - остроумная, оригинальная фраза (пример: медведь с березы наблюдал за охотником);
4 балла - правильное логическое сочетание слов, но в каждой фразе используются все три слова (охотник спрятался за березу, ждал медведя);
3 балла - банальная фраза (охотник выстрелил в медведя, попал в березу);
2 балла - логическую связь имеют только два слова (в лесу росли березы, в лесу охотник убил медведя);
1 балл - бессмысленное сочетание слов (белая береза, веселый охотник, косолапый медведь).
Вывод об уровне развития: 5-4 балла - высокий; 3 - средний; 2-1 - низкий

Приложение 4

Конспект урока. Устное народное творчество. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"
Тип урока – ознакомление с новым материалом.
На данном уроке использовались активные формы деятельности учащихся, применялись: методика моделирования, дифференцированная и индивидуальная работа с детьми, информационные технологии, групповая форма работы.
Цели урока:
обучать работе с произведением, формировать навыки полноценного восприятия и анализа произведения;
учить составлять план произведения при помощи моделирования.
Задачи урока:
Образовательные:
познакомить с понятием о былине как жанре фольклора и ее особенностями (напевность, повторы, устойчивые эпитеты)
познакомить детей с былиной “Илья Муромец и Соловей-разбойник”;
выявлять художественные особенности былин;
Развивающие:
развивать мышление, воображение, память, целостное восприятие, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать;
формировать литературоведческие представления
Воспитательные:
воспитывать любовь к устному народному творчеству, к русской словесности, воспитание патриотических чувств и нравственных качеств личности
Планируемые достижения учащихся на уроке:
называть правильно былины и выделять их особенности
сравнивать героев – положительных и отрицательных
пересказывать по плану былины и отдельные эпизоды читать выразительно тексты былин или эпизоды из них (описание былинных героев, их подвигов и чудес)
сравнивать былины о подвигах одних и тех же героев, характеризовать особенности речи сказителей (былинщиков).
Оборудование:
компьютер, презентация урока, CD- диск “Шедевры русской живописи”, магнитофон с записью былины “Илья Муромец и Соловей-разбойник”, репродукции картин В. М. Васнецова
Ход урока
І. Обобщение имеющихся знаний об устном народном творчестве.
1. Ребятам предлагается работа со схемой, в центре которой помещено слово “Фольклор”, а от него стрелочками обозначаются различные жанры фольклора (сказки, потешки, загадки, небылицы, скороговорки, пословицы. )
Необходимо восстановить недостающий элемент – былины.
Таким образом, мы подводим детей к теме урока – былины.
На данном этапе идет обобщение имеющихся знаний.
2. Звучит “Концерт для дуэта гуслей с оркестром народных инструментов”, былина А. Муравлева с целью создания эмоционального настроя и подготовки к восприятию темы.
3. Для активизации познавательных процессов детям задается вопрос: Что означает слово “былина”? (ответы детей).
После этого идет работа со слайдом.
ІІ. Изучение нового материала.
Слово “Былина” означает “быль”, т. е. правдивое повествование. Раньше былины пелись под гусли, поэтому в исполнении присутствует плавность и напевность повествования.
Всего былин больше ста с лишним, а пришли они к нам из времен дальних, передавались народом из уст в уста. А для нас их сберегли собиратели былин, что ездили по городам и селам и записывали их от простых крестьян-сказителей.
Главными героями былин являются народные герои – богатыри. Богатыри любят родную землю, стоят на страже её границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Они являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть!
Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай-сват, Василий Казимирович, Сухман – вызывают у нас восхищение, радость, веру в силы народные.
Итак, былины – это прежде всего героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли.
Самыми известными былинами стали “Добрыня и Змея”, “Алеша Попович и Тугарин Змеевич”, “Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча”, “Илья Муромец и Соловей-разбойник” и многие другие.
Сегодня мы познакомимся с одной из них.
3. Слушание былины “Илья Муромец и Соловей-разбойник”
(слушание аудиокассеты с былиной)
4. Анализ текста былины, ответы на вопросы:
- Какие чувства вызвали у тебя герои былины?
- Каким вы представили Илью Муромца и Соловья-разбойника?
- Опиши внешний вид богатыря и Соловья-разбойника.
- Почему народ воспевал подвиги Ильи Муромца? Какие?
Словарная работа на уроке.
Гать – настил из брёвен или хвороста для проезда через болото
Ремни сыромятные - прочные ремни из невыделанной кожи животных
Тын - забор
Палаты княжеские – большое богатое помещение
Кафтан – верхняя одежда мужчин
Полно тебе слезить отцов-матерей – заставлять лить слезы, печалить
Дружина - княжеское войско в Древней Руси
5. - Чтение былины детьми по цепочке после учителя.
- Последующий анализ: (групповая и индивидуальная форма работы)1 группа (слабая)2 группа (средняя)3 группа (сильная)
Найти и прочитать в тексте описание встречи Ильи Муромца и Соловья-разбойника. Найти и прочитать описание поединка. Моделирование плана былины
Проверка: чтение отрывка детьми. Проверка: чтение отрывка детьми. Показ составленной модели всему классу
Индивидуальное задание ученику:
- Расскажи о главных героях былины и передай свое отношение к каждому
6. А теперь посмотрите, как эти герои представлены в к/ф и ответьте на вопрос:
- Удалось ли создателям фильма передать характер и внешний вид героев былины?
- В чем вы увидели разницу?
просмотр отрывка из к/ф “Илья Муромец” (бой Ильи Муромца и соловья-разбойника)
ІІІ. Выполнение заданий в тетради (задания даются дифференцированно)
1 группа (слабая)
Перечитай первый абзац. Найди слова, которые говорят о волшебной силе коня Ильи Муромца.
Скачет Илья Муромец во всю конскую прыть. Бурушка Косматушка с горы на гору перескакивает, реки-озера перепрыгивает, холмы перелетает.
2 группа (средняя)
2) Обрати внимание на имена персонажей былины. Как их называет автор? Запиши
3 группа (сильная)
3) Найди в тексте и прочитай абзац и подчеркни слова, которые говорят о богатырской силе Ильи Муромца.
Соскочил Илья с коня. Он левой рукой Бурушку поддерживает, а правой рукой дубы с корнями рвет, настилает через болото настилы дубовые. Тридцать верст Илья гати настелил– до сих пор по ней люди добрые ездят.
Работа со всем классом.
4) Найди абзац, в котором говорится о силе Соловья – разбойника. Впиши пропущенные слова.
Да как засвищет он по-соловьиному, зарычит по-звериному, зашипит по-змеиному, так вся земля дрогнула, столетние дубы покачнулись, цветы осыпались, трава полегла. Бурушка-Косматушка на колени упал.
Самостоятельная работа детей.
Проверка выполненных работ.
8. Кроссворд
1) Село, в котором жил И. Муромец. (Карачарово)
2) Город, из-под которого приехал богатырь. (Муром)
3) Речка, у которой жил Соловей-разбойник. (Смородина)
4) Кличка коня Ильи Муромца. (Бурушка)
5) Имя отца Соловья-разбойника. (Рахман)
9. Литературный диктант
Былина, богатырь, былинный герой, Русь, Илья Муромец, Бурушка-Косматушка, Соловей-разбойник, село Карачарово, речка Смородиная
IV. Итог урока. Интерактивная экскурсия.
Задание на дом:
художественный пересказ былины
нарисовать богатырские доспехи





















Конспект урока "Устное народное творчество русского народа»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма урока: урок-игра с элементами соревнования.
Цели урока:
1. Образовательная:
закрепить понятия об устном народном творчестве;
поговорить о жанрах: “загадки”, “пословицы”, “скороговорки”, “небылицы”, “считалки”, “потешки”, “сказки”, “былины”;
2. Развивающая:
развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст;
развитие грамотной устной речи;
формирование навыков выразительного чтения
3. Воспитательная:
воспитание бережного отношения к устному народному творчеству;
воспитание нравственных качеств.
Оборудование: выставка детских рисунков, цветок, магниты, иллюстрации к сказкам, репродукция картины В. Васнецова “Богатыри”, рисунки детей о семье, учебник 3 класс, рабочая тетрадь толковый словарь Ожегова.
Пособия: тексты потешки, небылицы.
План урока:
1. Вводное слово учителя.
2. Выполнение учащимися различных заданий и упражнений (в форме игры).
3. Итог урока.
4. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент. Вводное слово учителя. Сообщение учащимся цели предстоящей работы и формы проведения урока.
Учитель.
Сегодня у нас необычный урок
На нём подведём мы работы итог.
О жанрах устного народного
Творчества поговорим,
То, что читали, повторим.
Во саду ли, в огороде
Девица гуляла,
Во саду ли, в огороде
Цветочки поливала.
Один цветочек сорвала
И нам в класс передала.
2. Тема урока.
Лепестки на нашем цветочке непростые, а волшебные. Мы должны помочь расцвести этому сказочному живому цветку русского фольклора. Попробуем, ребята? А для этого нам надо выполнить задания.
Помните, мы с вами говорили: литература – это, то, что написано буквами. Литера –это буква. Литературное произведение пишется, а фольклорное сказывается. Итак, кто же сможет объяснить, что значит “устное творчество русского народа”?
(Дети рассказывают своими словами). А теперь найдите определение устного народного творчества в учебнике и прочитайте. (стр. 4)
Произведения устного народного творчества (фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.
Учитель. Замечательно! Сегодня мы продолжим разговор об устном народном творчестве, о его различных жанрах. Давайте разделимся на команды: 1 ряд – 1 команда, 2 ряд – 2 команда, 3 ряд – 3 команда. В конце урока подведём итог: кто самый эрудированный по этой теме? (1 мин. )
Итак, 1 задание. Кто сможет сказать, что такое пословица? А теперь найдите и прочитайте определение пословицы в учебнике (стр. 25)
Назовите и объясните пословицы о семье, родителях и детях. Дома вы должны были нарисовать свою семью и подобрать пословицы о семье. Дети зачитывают приготовленные пословицы и объясняют их значение.
“Детки – радость, детки же и горе”. Родители любят своих детей, но не всегда мы их слушаемся, и они из-за нас расстраиваются, огорчаются.
“Сердце матери греет лучше солнышка”. Мама всегда поддержит, поможет, подскажет. Она всегда самый лучший друг.
“Вся семья вместе – так и душа на месте”.
“Не тот отец – мать, кто родил, а тот, кто вспоил да добру научил”.
Каждая команда называет свои пословицы и объясняет их.
Прочитайте теперь пословицу, записанную на доске, и объясните её.
“Кто грамоте горазд, тому и не пропасть”.
Вы выполнили задание и открывается один лепесток. (1 мин. )
(Комментарий. Выявление читательского опыта учащихся, индивидуальный опрос и оценка ответов учащихся, умение работать с учебной книгой и библиотечными книгами. Дети приносят в класс книги из городской библиотеки, школьной или домашней. Стараюсь отмечать таких детей, стимулировать их познавательную активность).
2 задание.
Давайте прохлопаем и проговорим нашу любимую скороговорку “ Бык, бык, тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа”. А теперь попробуем проговорить её быстрее. А для чего нам нужны скороговорки? Мы тренируем наш язычок, чтобы чётко и правильно выговаривать все звуки.
Задание каждому ряду: приведите свой пример скороговорки.
Молодцы! Вот и второй лепесток нашего волшебного цветка открывается.
3 задание.
Один, два, три, четыре, пять –
Кто умеет здесь считать?
Рассчитайте-ка ребят,
Что в кружочке здесь стоят.
Как называется этот жанр народного творчества? Ответы детей.
Каждая команда должна привести пример своей считалки.
Молодцы, ребята! Вот открывается и следующий лепесток.
4 задание.
У вас на листках напечатан текст. Вы должны его прочитать вполголоса, затем определить жанр.
Три-та-та, три-та-та!
Вышла кошка за кота.
Ходит кот по лавочке.
А кошечка – по подлавочке,
Ловит кота за лапочки:
- Ох ты, котик, коток,
Крутолобенький!
Поиграй ты, кот, со мной,
С Машкой, кошкой молодой!
Это потешки. Как вы думаете, а для чего нужны потешки? Потешка – это песенка или стишок для игр с маленькими детьми. Это игры с пальчиками, ручками и ножками.
Каждый ряд должен привести пример своей потешки.
Пока открывается следующий лепесток, мы с вами проведём физкультминутку при помощи потешки.
Лётал, лётал воробей.
Лётал, лётал молодой.
По-за синю морю.
Видал, видал воробей.
Видал, видал молодой
Как девицы ходят.
А девицы ходят так,
И вот эдак и вот так,
Так девицы ходят.
Лётал, лётал воробей.
Лётал, лётал молодой
По-за синю морю.
Видал, видал, воробей,
Видал, видал, молодой,
Как парнячи ходят.
А парнячи ходят так,
И вот эдак, и вот так,
Так парнячи ходят.
(Комментарий. Выявление читательского опыта учащихся, индивидуальный опрос и оценка ответов учащихся, умение работать с дополнительной литературой и учебной книгой. Данная форма работы позволяет каждому ребёнку показать свой уровень начитанности и литературного развития, проверить себя, что- то осмыслить и понять).
5 задание.
Ребята, а кто может сказать, что такое небылицы?
Быль – это то, что было, правда. А небылица – это выдумка. Это то, чего не бывает, не было.
Прочитайте вполголоса небылицу, которая у вас напечатана на листочках, а потом мы прочитаем её хором.
Шла торговка мимо рынка,
Спотыкнулась о корзинку
И упала в яму – бух!
Раздавила сорок мух.
Попробуйте придумать свою небылицу. Я вам даю рифму: галка – палка.
Ответы детей.
Молодцы, ребята, у вас неплохо получается. Вы выполнили и это задание, и поэтому у нас открывается ещё один лепесток.
(Комментарий. На уроке была продолжена творческая работа учащихся, которую начали на уроках изучения русского народного творчества. Небылицы сочиняли в классе, в группах и индивидуально, а книжки-самоделки оформляли на уроках изобразительного искусства. Данная форма работы позволяет каждому ребёнку показать свой уровень начитанности и литературного развития).
6 задание.
Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность, наблюдательность и смекалку человека.
Это загадка.
Тогда для вас, ребятки,
По одной загадке.
1 команде.
Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит. (петух)
- А как вы догадались?
У петуха на лапах наросты, как будто шпоры, и он всех будит по утрам.
2 команде.
Не портной, а всю жизнь
С иголками ходит. (ёж)
А как вы догадались?
У него много иголок.
3 команде.
Два брюшка, четыре ушка (подушка)
- Объясните, как вы определили, что это подушка.
Загадка, пословица, скороговорка, потешка, небылицы, считалка, песенка – это формы фольклора.
Вот и следующий лепесток открылся.
7 задание.
- Ребята, а кто может сказать, что такое былина? Ответы детей.
А вот какое определение былины даёт толковый словарь Ожегова. (зачитать)
Былина – это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далёком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли.
- Каких былинных героев-богатырей вы знаете? Прочитайте отрывок на стр. 20 и назовите былину.
У вас на листочках напечатаны имена различных героев. Вы прочитайте внимательно и выберите имена только сказочных богатырей и подчеркните их.
Илья Муромец, Мороз Иванович, Кристофер Робин, Алёша Попович, Карабас Барабас, Добрыня Никитич.
Ответы детей
Демонстрация репродукции картины В. М. Васнецова “Богатыри”.
Очень любил сказания о богатырях и великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов, которые слушал из уст отца, от стариков в деревне, где жил. Два десятилетия посвятил художник картине “Богатыри”. Чтобы создать образы богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси, в музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков. В центре картины мы видим Илью Муромца. Слева от него – Добрыня Никитич, справа самый младший из богатырей – Алёша Попович. Сейчас эта картина хранится в Третьяковской галерее в васнецовском зале.
Вот открылся ёщё один лепесток.
(Комментарий. Учились работать с образами героев, текстом произведения, отработка умения читать “вслух” и “молча”. Постановка учебной задачи является целью работы в учебнике, умение ориентироваться в учебнике и в тетради, самостоятельно выбирать операцию работы с учебником, отработка поискового чтения, выразительного чтения. Работа на листочках – фронтальная проверка полученных знаний. )
8 задание.
- Что такое сказка? Ответы детей.
- Найдите в учебнике определение сказки и прочитайте. Это устный рассказ о чём-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом. У каждого народа есть свои сказки, которые передаются от старших к младшим. Когда мы открываем книгу с народными сказками, то не увидим в ней фамилии авторов, потому что автор народных сказок – народ. Но есть сказки, которые созданы писателями. Такие сказки называются литературными или авторскими. Это сказки А. С. Пушкина, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и других писателей.
- Вы нарисовали рисунки к сказкам, с которыми мы с вами уже познакомились. Скажите, пожалуйста, к каким сказкам вы нарисовали иллюстрации?
- А сможете ли вы назвать сказки, главные герои которых изображены на вот этих иллюстрациях.
Продемонстрировать иллюстрации, ответы детей.
Молодцы, ребята! А кто из вас может сказать, что такое присказка? Присказка – это шутливое вступление или концовка сказки.
Найдите и прочитайте присказки к сказке “Царевич Нехитёр – Немудёр”. Ответы детей.
Найдите диалог старика и старухи из сказки “Самое дорогое” и прочитайте, что предлагал старик, как ему возражала старуха.
В рабочей тетради отгадайте кроссворд “По страницам сказок”. Проверить выполненную работу.
(Комментарий. Учились работать с образами героев, текстом произведения, отработка умения читать “вслух” и “молча”. Постановка учебной задачи является целью работы в тетради и учебнике, умение ориентироваться в учебнике и в тетради, самостоятельно выбирать операцию работы с учебником, отработка поискового чтения, выразительного чтения. Все ответы детей подтверждаются тестом. Здесь выявляется умение работать с текстом произведения. Дети учатся самопроверке и самооценке. Ведётся одновременно работа над языком произведения и над речью детей. Ребёнок может показать свой уровень начитанности и проверить себя. )
Вот и раскрылся наш волшебный живой цветок устного творчества русского народа.
Давайте повторим? О каких жанрах устного народного творчества мы беседовали сегодня. Ответы детей. По ходу урока выставляются оценки.
Как вы считаете, чему учат произведения устного творчества русского народа? (добру, правде, совести, трудолюбию)
А что из перечисленного, по вашему мнению, является наиболее важным?
Вы все хорошо справились с заданиями, и каждая команда имеет право получить звание эрудированной команды.
Я вам предлагаю дома найти книги с русскими народными сказками, прочитать одну из них, а на следующем уроке вы перескажите сказку, которая вам понравилась или выразительно прочитаете отрывок этой сказки.
(Комментарий. Домашнее задание даётся в нескольких вариантах, чтобы каждый ребёнок мог выбрать работу по силам.)
Дополнительный материал.
К какому жанру устного народного творчества относится произведение, которое начинается словами:
1. “Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба”.
2. Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
- Ха-ха-ха!
3. Катилось яблоко мимо сада,
Мимо сада, мимо града.
Кто поднимет, тот и выйдет!









Урок-путешествие "Встреча со сказкой"
Цель урока:
Развивать наблюдательность, логическое мышление, связную речь, переключаемости внимания, умения анализировать, обобщать;
Формировать потребности постоянного чтения книг, обогащать читательский опыт учащихся;
Воспитывать интерес к чтению, умение работать дружно, проявлять самостоятельность и инициативу, культуру речи.
Оборудование:
выставка книг "Русские народные сказки";
карточки с отрывками из сказок;
предметы для инсценировки сказок: скатерть, тарелка
мешок, вёдра, метла.
наглядный материал с изображением предметов из сказок.
таблицы с названиями сказок;
маски петуха, мышонка, снегурочки
иллюстрации к русским народным сказкам;
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка цели урока.
-Ребята, сегодня разговор пойдет о сказке. Для нас давно стало привычным существование автомобилей, самолетов, космических кораблей. Захотел перенестись на край света - включи телевизор, и на экране появятся разные страны, люди, горы, моря и другое. Люди создали больше чудес, чем сказочные герои. Но почему же сказка остается такой милой и родной? Почему до сих пор сочиняют сказки? Дело в том, что все взрослые когда-то были детьми, а детям обязательно рассказывают сказки. И что бы мы не изобрели, куда бы ни занесла нас судьба, сказка остается с нами. Сказка родилась с человеком, и пока жив человек, будет жива и сказка.
3. Актуализация знаний.
- Ребята, мы с вами долго готовились к этому уроку, читали много разных сказок, нарисовали иллюстрации к сказкам. Скажите, какие бывают сказки? (ответы детей)
-Бытовые. Это сказки о животных. В них нет волшебных превращений. Но эти сказки очень забавные. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая, волк злой и обманутый.
-Есть еще сказки про мужиков, солдат, сирот. Они тоже относятся к бытовым сказкам.
- Волшебные. Они все могут. Превратить лебедя в девицу, построить серебряный дворец, превратить лягушку в царевну, молодца в комара.
-Литературные сказки. Это те, которые сочинили и написали писатели.
У каждого народа есть свои сказки, короткие и длинные, про людей и животных, волшебные и почти без волшебства : Чему же учит нас сказка? (ответы детей)
-Она учит нас добру и справедливости, учит противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Учит понимать чужую беду.
Недаром великий русский поэт А. С. Пушкин говорит: "Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок". Сказка - ложь оказывается самой прекрасной правдой, сказки помогают нам быть добрее.
Кто не верит - пусть поверит
Я любому гостю рад!
Открывая в сказку двери
Приглашаю всех ребят!
4. Работа над сказками.
-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну сказок. Нам поможет ковер-самолет. Закройте глаза, мысленно встаньте на ковер, мы отправимся в путешествие "Встреча со сказкой". Мы летим над горами, над морями, над дремучими лесами. Все ближе сказочная страна. Ковер-самолет медленно опускается на землю. Мы прилетели. Открывайте глаза, нас встречает сказка. Мы прилетели на станцию "Загадочная".
Станция " Загадочная" (выходит ученица )
Сказка, сказка, прибаутка
Рассказать ее не шутка.
Чтобы сказочка сначала,
Словно реченька журчала,
Чтоб к концу и стар, и мал
От нее не задремал.
Ученица: Здравствуйте, ребята. Добро пожаловать в Страну сказок. Меня зовут Алёнушка. Помните, в какой сказке я живу? ("Сестрица Аленушка и братец Иванушка", " Гуси - лебеди".)
В корзине у меня есть сказочные вещи. Они принадлежат героям русских народных сказок. Этих героев вы хорошо знаете. Угадайте, из каких сказок эти предметы?
(ответы детей)
1. "Репка". 2. "Лиса и журавль". 3. "Гуси и лебеди". 4. "Курочка - Ряба". 5. "Царевна - лягушка". 6. "Кот, петух и лиса" (кот вызволял петуха гуслями) 7. "Сказка о молодильных яблоках и живой воде" "Гуси - лебеди". 8. "Сивка - бурка". "Иван - царевич и серый волк".
А еще у меня есть сказочные письма, только на них нет обратных адресов. Кто написал эти письма?
1) Кто-то за кого-то
Ухватился цепко:
- Ох, никак не вытянуть
-Ох, засела крепко.
Но еще помощники скоро прибегут:
Победит упрямицу дружный общий труд
Кто засел так крепко?
Может это : ( Репка ).
2) Спасите. Нас съел серый волк. ( Козлята).
3) "Несёт меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы " (Петушок).
4) Что надо сказать, чтобы открылся вход в пещеру? (Сим-сим откройся).
- Сказочники воплотили в главных героях сказок представления русского народа о самых хороших чертах характера. События в сказке происходят таким образом, чтобы многократно испытать героя: его силу, храбрость, доброту, любовь к людям и животным.
Учитель: Мы летим дальше. И Аленушку мы берем с собой в наше сказочное путешествие. Следующая станция называется "Ты - мне, я - тебе".
-Сегодня ребята выступают в роли героев русских народных сказок. Они приготовили вопросы.
(Ребята по одному выходят к доске и задают вопросы к классу).
Я - Иванушка из сказки "Гуси - лебеди". Скажите, какой зверь помог мне и моей сестре убежать от Бабы - Яги? (Мышь).
Я - Лисичка - сестричка из русской народной сказки "Лисичка - сестричка и волк". Ответьте мне на вопрос, куда волк опускал свой хвост, чтобы поймать рыбу? (В реку ).
Я - Мороз - Синий нос из русской народной сказки "Два Мороза". Кого я морозил? (Барина ).
Я - падчерица из сказки " Морозко". Вот моя загадка. Что подарил мне Дед Мороз? (Сундук ).
Я - Лисичка из сказки " Лиса и журавль". Скажите, какой кашей я угощала журавля? (Манной ).
Я - Кот из сказки "Кот, Петух и Лиса". Моя загадка такая. На чем я играл у лисьей норы? (На гуслях).
Я - Снегурочка. Скажите, чему я обрадовалась весенним деньком? ( Граду ).
- По какому признаку их можно объединить в одну группу? (Все они русские народные сказки).
Учитель: На ковре - самолете мы летим дальше. Следующая станция называется "Снегурочка". Отгадайте загадку:
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко
Слезы льет, бедняжка.
(Снегурочка).
-Кто отгадал, какая это сказка. (Русская сказка " Снегурочка").
Инсценировка сказки "Снегурочка". (дети показывают сказку)
Учитель. Назовите главную причину исчезновения Снегурочки. ( Она растаяла.)
Учитель. Мы летим дальше. Следующая станция называется "Закончи пословицу"
В каждую пословицу народ вкладывает свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Не даром об этом говорится в пословице: "Сказка - ложь, да в ней:". Продолжите пословицу. (Намек, добрым молодцам урок.)
- Труд человека кормит, а: (лень портит.)
- Раз соврал - навек: (лгуном стал.)
- Кто других не любит: ( сам себя губит.)
- Кончил дело - : (гуляй смело.)
- Человек от лени болеет, а: (от труда здоровеет.)
- Худо тому, кто: (добра не делает никому.)
- Учись доброму: (худое на ум не пойдет.)
- Горька работа: (да хлеб сладок).
К какой известной русской народной сказке подходит последняя пословица?
- Русская народная сказка "Колосок".
Инсценировка сказки "Колосок" (дети показывают сказку)
- Чему учит эта сказка? (Эта сказка учит нас тому, что каждый получает то, что он заработал.)
Учитель. Ребята, мы летим дальше. Следующая станция называется "Сказочный аукцион".
Кому принадлежат эти слова из сказки?
"Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - все будет сработано". (Корова - "Хаврошечка")
"Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная". (Морозко)
"Не пей, братец, козленочком станешь". (Аленушка)
"Фу-фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел". (Баба Яга)
"Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой". (Иван-дурак)
"Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам". (Лиса).
"Несет меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы". (Петушок)
"Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла". (Волк).
"Вижу - вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке". (Маша)
"Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве". (Царевна - лягушка)
Учитель. Какие признаки русских народных сказок вы знаете? (сказочные зачин и концовка, волшебные предметы, устойчивые сочетания слов)
Учитель. Мы летим дальше. Следующая станция называется "Не узнаешь - узнай!"
В сказках тема бывает разнообразная. Вспомните сказки, в которых была такая тема:
о трудолюбии ("Морозко")
о находчивости, смекалке ("Иван-царевич и серый волк")
о дружбе, верности ("Кот, петух и лиса")
о жадности, скупости ("Хаврошечка", "Лиса и заяц")
о скромности, простоте ("Сказка о молодильных яблоках и живой воде")
о смелости, мужестве ("Каша из топора")
об уважении к родителям, старикам ("Маша и медведь")
Учитель. Подошло к концу наше веселое и интересное путешествие. Один мальчик говорил: " Если бы я был сказкой, у меня бы хорошего конца не было, у меня бы вообще никакого конца не было, я бы продолжался и продолжался: "Но так не бывает, и поэтому давайте закончим нашу встречу такими словами:
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло!
Нам пора улететь обратно. И тебе спасибо, Аленушка. До свидания, мы с тобой еще встретимся в сказках. (К детям). Дети, становитесь на ковер, закрывайте глаза. Мы возвращаемся. Ковер - самолет поднимается выше и выше. Внизу осталась волшебная страна. Мы летим над горами, над морями, над дремучими лесами. Вот и наша деревня, наша школа. Мы приземлились. Открывайте глаза, мы снова дома. Нас ждут новые путешествия. Эти путешествия вы совершите со своими верными друзьями - книгами. Каждому из вас мы дарим книгу сказок.
Итог урока.
-Что нового узнали вы сегодня на уроке?
-Для кого трудным был урок?
-Что вам особенно понравилось?
Оценка за активное участие на уроке и отметка всем учащимся.
Домашнее задание.
-Продолжить чтение русских народных сказок.


















Приложение 5
Примеры творческих заданий в учебниках по окружающему миру
-При изучении темы «Планеты Солнечной системы» дается задание: вылепить из пластилина модели планет.
-Изучая тему «Водоемы нашего края» - придумать и изготовить модель, показывающую значение водоемов в природе и жизни людей.
- В 3 классе, при изучении темы «Кто что ест?», дается задание изготовить модель цепи питания

Приложения 6 ИГРЫ
Игра называется: «Я начну, а ты продолжи» 
Осень – жёлтенькое слово жёлтенькой картинки,  Потому что (пожелтели листья на осинке)  Осень – вкусненькое слово, варится варенье,  Потому что (фруктов много, много угощенья)  Осень – радостное слово, вновь друзья встречаются,  Потому что ( снова в школу, вот как получается) 
"Круглый стол” - игра помогает проверить, как дети могут выражать свою индивидуальность. Учитель произносит фразы, которые ребята должны закончить, например: 
Больше всего в себе мне нравится  Я такой же, как все, потому что  Я хотел быть  Моя любимая игра  Мне кажется, что мое имя означает  Я бы хотел узнать о  Мне грустно, когда  Я хотел бы быть более  Когда-нибудь, я надеюсь  "Загадай желание" - так же сидят кругом и загадывают желания  Если бы я был каким-нибудь зверьком, то я бы  Если бы я стал птицей, я бы   Если бы я был деревом, я бы  Если бы я был машиной, я бы  Если бы я был нашей страной, я бы  Если я бы был иностранным государством, я бы  Если бы я был игрой, я бы  Если бы я был фильмом, я бы  Если бы я был бы цветом, я бы 

Игры для учеников 1 класса

·       Чистоговорки
ДА-ДА-ДА-в небе яркая звезДА
СА-СА-СА-у девчонок есть коСА
КЕ-КЕ-КЕ- мы играли на катКЕ

·       «Доскажи словечко»
Мы затеяли игру!-
Резво скачет(кенгуру).
«А мне вовсе не до игр!»-
Прорычал нам грозно(тигр).
«А меня теперь не трожь!»-
В клубок свернувшись, фыркнул... (ёж).
Может плавать целый день
В ледяной воде(тюлень).
Это маленькие кони,
А зовут их просто(пони).
Как гора огромный он,
Ты узнал, кто это ?... (слон).
В овечках знает толк
Голодный серый(волк).
На краю овражка
Выросла (ромашка).
Скромный полевой цветок
Синеглазый (василёк).

·       Найди слова « с одинаковыми хвостами»
Ка-ток             хло-пок
То-пот             ста-кан
Ту-ман            шё-пот
Мо-ток            у-рок
 

·       Дополни слоги до слов
?-чик    ?-чик    ?-чик
(маль-чик, паль-чик, зай-чик)
?-лень    ?-лень    ?-лень
(о-лень, тю-лень, зе-лень)
?-ка    ?-ка    ?-ка
(май-ка, зай-ка, лей-ка)
?-кан   ?-кан   ?-кан
(ста-кан, кап-кан, та-ра-кан)
 

·       Подбери слово и составь стишок
-------------ечка (речка)
-------------ечка (печка)
-------------ечка (свечка)
-------------ечка (овечка)
 

·       Рифмованные скороговорки
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
 
Дедушка  Ванюшку любит,
Он его балует и голубит.
 
У ежа-ежата,
У ужа-ужата.
 
Не живут ужи,
Где живут ежи.

·       «Слоговой аукцион»
(выигрывает тот, кто назовёт слово последним)
-----------ЛА (пила, игла, скала)
-----------ГА(дуга, нога, дорога)
-----------НА(сосна, стена)
-----------ВА(голова, тыква,сова)
 

·       «Кто лишний?»
Ложка, лукошко, мошка.
Пень, день, лень.
Окно , зерно, стекло.
 

·       «Речевая игра»
Это стихи, с которыми можно играть. В них есть сюжет и действие. Важно, чтобы было КОГО? или ЧТО? Показывать.
«Речевые игры» помогают развивать воображение, речь, мышление детей. Они помогают преодолеть стеснительность и раскрыть творческие способности придумывать жесты, мимику, пластические движения.
 
Под цветком ежиха-мать
Принялась ежат купать.
Кап-кап капает роса
На мордашки, на глаза.
Не поймёт ежиха-мать.
Как им спинки отмывать?
(Г.Виеру)
 
Осёл в кустах Осу нашёл.
Надев очки, глядит Осёл.
-Кто это? Птица? Тигр? Лиса?
Осла ужалила Оса!
(Г.Сапгир)

·       «Страна Вообразилия»
Что было бы, если бы?
-Город умел говорить?
-Ботинок умел рисовать?
-Туча играла на скрипке?
 

·       «Сказка от всех»
  Коллективная сказка, которую сочиняют все дети, сидящие по кругу. Начало даёт учитель или ребёнок (по догово-
рённости).
 

·       «Собери стихотворение»
   Четверостишье записано не по порядку. Дети должны восстановить порядок строчек, чтобы сохранилась рифма и не была нарушена последовательность событий.
Немножко покатался       (3)
Слонёнок увидел ребят.    (1)
И самокат сломался.         (4)
Слонёнок стал на самокат.    (2)
(Г.Сапгир)
 

·       «Игры с загадками»
Одними из самых любимых игр, развивающих чувство ритма, обогащающих речь и воображение ребёнка, являются игры с загадками.( Основная работа приходится на 2 класс.)
 

· Опиши предмет (явление), не называя его.

· Сравни предмет ( явление) с другим.

· «Ассоциативные» загадки (по методике А.Нестеренко экспериментального курса по развитию мышления детей).
Широкий круг аналогий делает ум изобретательней. Работу можно начинать с составления таблички- опоры.
На что похоже? /  Чем отличается?
         Последовательность работы:
1.Выбрать объект (например, РЕКА)
2.Заполнить левую часть таблицы (3-4 сравнения).
(Например, КАК  лента,  дорога,  змея)
3.Заполнить правую часть (НО: нельзя взять в руки; не пройдёшь пешком и не проедешь на транспорте; не жалит и не шипит).
4.**Для уточнения можно составить ещё одну строчку, напрямую раскрывающую конкретный смысл объекта или явления.
4.Прочитать всё со словами КАК и НО.
 В результате может получиться такая загадка:
Она на ленту похожа, но в руки не возьмёшь её.
Она, как дорога, но только по ней не проедешь и не пройдёшь.
Она, как змея, извивается по земле, но не шипит и не жалит.
**Она несёт живительную влагу, дарит нам прохладу в самые жаркие дни.
  Дети с удовольствием сначала учатся находить в различных источниках загадки, рисуют отгадки, потом учатся находить изобразительно-выразительные средства языка: сравнения и метафоры, а потом и сами пробуют сочинять загадки в прозе и в стихах.









13PAGE 15


13PAGE 142315




15