Урок изобразительного искусства на тему: Родной угол
Конструкт урока изобразительное искусство по производственной практике
ПМ.01. «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах»
студентки 46 группы специальности
«Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Боярских Виктории Сергеевны
Дата: 09.11.2016
ОУ: МУОШИ «Школа – интернат №27»
Класс: 4 «В»
ФИО учителя класса: Рассказова Наталья Владимировна.
ФИО методиста: Диок Светлана Вячеславовна.
УМК: Школа России.
Тема урока: «Родной угол» Подпись:__________________
Тип урока: комбинированный урок.
Планируемые результаты:
Личностный: обучающиеся проявляют познавательный интерес к изображению терема и уроку изобразительного искусства, проявляют потребность в художественном творчестве.Метапредметный: обучающиеся устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; составляют план и последовательность действий; умеют рационально организовывать рабочее место; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера; осуществлять операции анализа, синтеза;
Предметный: обучающиеся знают, что такое терем, умеют рисовать терем на бумаге и в соответствии с этим украшать элементами декора.
Цель: формирование умений изображать древнерусский терем на основе знаний об архитектуре древнерусских городов.
Задачи
Воспитательная: воспитывать у обучающихся познавательный интерес к изображению архитектурного образа, потребность в художественном творчестве.
Развивающая: развивать эстетический вкус, художественное мышление обучающихся; развивать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в изобразительной деятельности; развивать логические УУД: анализ, синтез, обобщение, развивать мелкую моторику рук; развивать познавательные интересы; развивать пространственное мышление и творческие способности; развивать чувства цвета, пропорции; развивать личностные УУД (самоопределение, смыслообразование); регулятивные УУД (планирование, контроль, коррекция, оценка); познавательные УУД (самостоятельное осознание способ действий и создание алгоритмов деятельности).
Образовательная:
Изобразительная: учить детей составлять тематическую композицию древнерусского города (терема).
Композиционная: совершенствовать композиционные навыки в расположении рисунка.
Техническая: закреплять умения работать всей плоскостью кисти (заливка фона) и концом кисти (прорисовывание деталей).
Цветовая: закреплять умение подбирать краски в соответствии с изображением теремов в Древней Руси.
Принципы воспитания
Создание положительного эмоционального подъёма
Воспитание через взаимодействие
Принципы обучения
Принцип наглядности
Принцип систематичности и последовательности
Принцип доступности
Принцип целостности
Принцип минимакса
Принцип деятельности
Принцип психологической комфортности
Методы воспитания
Методы формирования соц. опыта:
Педагогическое требование.
Создание ситуации успеха.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
Поощрение.
Создание ситуации успеха.
Методы обучения
По источнику получения знаний:
Словесные: беседа, объяснение.
Наглядные: демонстрация.
Практические: самостоятельная работа.
По дидактическим целям:
Метод взаимной проверки и оценки знаний.
По уровню включения в продуктивную деятельность:
Частично-поисковый.
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
Словесные: беседа, объяснение, повторение.
Методы самостоятельной работы.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения:
Демонстрационные:
Презентация
Технологическая карта
Индивидуальные:
Альбом
Краски
Кисть
Баночка с водой
Простой карандаш
Ластик
Информационные источники:
ФГОС НОО: текст изм. И доп. На 2011 г. / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978 – 5 – 09 – 025287 – 4.
Производственная практика «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующих и коррекционно-развивающего образовании» [Текст]: рекомендации студентам/Т.В.Чащина. – Каменск-Уральский, 2015. – 26с.
Изобразительное искусство: искусство вокруг нас: учеб, для 4 кл.нач.шк. под редакцией Б.М. Неменского-9 –е издание.-М.: Просвящение, 2007.-142с.
Рабочая программа «Изобразительное искусство» предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. Под редакцией Б.М. Неменского 5-е издание. Москва «Просвещение» 2015.
Структура урока:
Мотивация к учебной деятельности.
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
Совместное планирование.
Физ.минутка.
Воспроизведение способов действий.
Практическое применение способов действий.
Рефлексия учебной деятельности.
Эскиз доски.
Девятое ноября.
Классная работа.
Ход урока
Этапы урока, задачи Методы и приёмы Деятельность учителя и обучающихсяПланируемые результаты УУД
1.Мотивация к учебной деятельности
Задача: смотивировать обучающихся на предстоящую деятельность, Педагогическое требование. -Добрый день, ребята!
-Подравнялись, встали красиво, настроились на работу. Смотрю, какой ряд стоит лучше всех.
-Хорошо, садитесь, пожалуйста!
-Сейчас у нас с вами урок изобразительного искусства.
-Давайте с вами проверим вашу готовность к уроку. На партах у вас должен лежать альбом, дневник, краски, баночка с водой, ластик, простой карандаш.
-Отлично, я вижу, вы готовы начать урок. Личностные УУД: самоопределение; Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы
Задача: актуализировать знания о
2.1 Восприятие
Задача:
учить выделять основные элементы терема. Беседа, повторение, художественное слово, объяснение. -Для того чтобы определить тему нашего урока и цель, внимательно послушайте стихотворение и подумайте о чем оно.
Друзья, урок начнём,
И разговор наш поведём
О городах Древней Руси –
Гордости нашей страны.
- О чем говорится в стихотворении? (о городах)
-А кто-нибудь знает определение слова город? Давайте обратимся к учебнику и там прочтем, что же такое город.
( Слово «город» произошло от «городить» - отгораживать поселения крепкой стеной, то есть строить крепость, «крепостить» от вражеских набегов.)
-Давайте посмотрим, как раньше выглядели старинные русские города-крепости.
-Кто может найти и назвать основные элементы города? (иллюстрация в учебнике, распечатанная)
-Молодцы, верно назвали.
-В Древней Руси все укрепленные поселки назывались городами. Укрепления древних русских городов поначалу были деревянными (позднее - из камня) и должны были лишь задержать врага, предоставив защитникам прикрытие, откуда они могли поражать неприятеля стрелами.
- Для строительства города выбирали площадку, защищенную со всех сторон естественными препятствиями: лесными чащами, болотами, оврагами, реками. По краю площадки сроили деревянный частокол. С незащищенной стороны (поля) рыли глубокий ров и насыпали вал. Над воротами ставили высокую башню.
- Башни назывались в старину вежами, столпами, кострами, стрелъницами. В стенах башен делались отверстия для стрельбы, называвшиеся бойницами. Вежами называли сторожевые башни. Вежа – от слова «ведать» – знать, что твориться вокруг. По углам крепости башни часто были круглые – для удобства обороны. А четырехгранные башни обычно стояли вдоль длинных стен. Их ставили на таком расстоянии, чтобы защитники могли вести перекрестный обстрел. (демонстрация на иллюстрациях)
-Такие крепости-городища, строили на стрелке - на крутом мысу, где речка-приток впадает в основное русло реки. Так делали для удобства обороны.
Таких разбросанных по Руси городищ на стрелках пошло выражение «Родной угол». А почему «Родной угол»?
-Если городища на Руси называли «родной угол», как вы думаете, какова тема нашего урока? Кто может ее озвучить?
-Совершенно верно, тема урока «Родной угол».
- Таким образом, какая цель урока? (изобразить с помощью красок «Родной угол»).
-Как вы думаете, что мы с вами будем сегодня рисовать?
-Сегодня мы с вами нарисуем терем. А кто-нибудь знает, что такое терем?
-Давайте обратимся к словарю Ожегова и посмотрим значение этого слова.
Терем. В Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома. Боярский т. II умелый, теремок, -мка, м. II прил. теремной, -ая, -бе.
-Давайте посмотрим, какие терема существовали на Руси. (рассмотрение иллюстраций)
- Какие цвета использованы для изображения теремов в Древней Руси? (светло-коричневый, темно-коричневый, желтый, зеленый, красный)
-Какие цвета будут преобладать в тереме, который мы будем изображать?
-Верно, это оттенки синего, зеленого, коричневого, красного … Личностные УУД: самоопределение к деятельности.Познавательные УУД:
формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;
умение оформлять свои мысли в устной форме.
3.Совместное планирование
Задача: нарисовать терем с помощью ранее полученных знаний Беседа, объяснение, частично-поисковый, повторение. - Для того чтобы нарисовать терем, послушайте этапы работы.
- Посмотрите внимательно на доску, что я нарисовала по этой теме.
- Таким образом, я расположила горизонтально лист бумаги, разделила листок на две равные части и определила, как будет расположен терем на листе.
-Рисовать мы начинаем карандашом, проводя тонкие линии. Сначала проводим вертикальную линию, делящую лист на две равные части. Смотрю на терем и вижу, что он состоит условно (образно) из двух прямоугольников и треугольника.
Рисую снизу большой прямоугольник, затем сверху немного меньше, и рисую треугольник.
-Какой следующий этап работы? Нужно ли нам прорисовать в тереме ворота, балкон, забор? Прорисовываем в тереме ворота, балкон, и сбоку рисуем забор.
-Правильно, после этого мы вносим в рисунок цвет в соответствии с тем, как изображали художники терема в Древней Руси.
-Но сначала мы заливаем фон. (показ на доске) Регулятивные УУД: планирование.
Познавательные УУД:
формирование умения на основе анализа объектов делать выводы
4.Физ. минутка
Задача: снять мышечную и зрительную усталость, посредством выполнения элементарных физических упражнений.
Художественное слово.
-Перед тем как начнём рисовать, давайте немного отдохнем.
-Закройте глаза, расслабьтесь, сядьте удобно. Откройте глаза. Посмотрите вправо, влево, вниз, вверх (3 раза). А теперь потянулись, потянулись.
-Хорошо, идем дальше. Регулятивные УУД: осуществляют волевую саморегуляцию, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию;
5.Воспроизведение способов действий Задача: воспроизвести рисунок на бумаге.
Беседа, поощрение. -Вот мы с вами и отдохнули, давайте проверим на сколько точно вы поняли, как рисовать терем?
-Что должно у нас сегодня получиться?
-Кто еще раз может озвучить этапы работы?
- Сначала, мы прорисовываем вертикальную линию, делящую лист на 2 равные части, прорисовываем отдельные части в тереме, рисуем забор, после этого мы вносим в рисунок цвет.
- Чтобы знать, как будет работа оценена, разберём критерии оценки.
Критерии оценки (критерии по плану с переводом в отметку)
1. Рисунок выполнен в соответствии с планом, который мы повторили, выполнен аккуратно, подобранные цвета соответствуют тому, как изображали художники терема в Древней Руси. Отметка «5».
2. Если же рисунок выполнен менее аккуратно, но по плану и в соответствии с тем, как изображали художники терема в Древней Руси. Отметка «4»
3. И, разумеется, если, рисунок выполнен не очень аккуратно, план выполнен не последовательно, цвета не совсем соответствуют тому, как изображались терема в Древней Руси. Отметка «3».
6.Практическое применение способов действий
Задача: выполнить самостоятельную работу на применении нового способа действий Беседа, метод самостоятельной работы, создание ситуации успеха.-Теперь каждый из вас приступает к поэтапному рисованию древнерусского терема.
-Кому не понятно, что нужно делать?
-Если у кого-то будут возникать вопросы, поднимайте руку.
-Ребята, посмотрите все внимательно, как я расположила лист бумаги, расположите так же - горизонтально.
-Не забываем про этапы рисования терема.
-До конца урока осталось18 минут, ускорьте темп.
Регулятивные УУД: осуществляют волевую саморегуляцию, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; контроль и коррекция.
7.Рефлексия учебной деятельности
Задача: подвести итог работы учащихся, формировать способность объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока Поощрение, беседа. -Ребята, наш урок подошел к концу. Давайте с вами подведем итог.
-Кто готов представить свой рисунок?
(Обучающиеся представляют рисунки по желанию).
-Хорошо, спасибо, я ставлю тебе отметку «5»…(выставление отметок)
-Скажите, пожалуйста, что мы сегодня с вами постарались нарисовать? Получилось ли у нас нарисовать терем?
-Вспомните и назовите, какие цвета вы использовали при изображении древнерусского терема.
-Спасибо, сегодня вы прекрасно потрудились, у вас получились замечательные работы. Мне было очень приятно с вами работать.
-Благодарю вас за урок. Убираем свои рабочие места и готовьтесь к следующему уроку.
До свидания! Личностные УУД:
умение оценивать свою деятельность, осуществлять свою самооценку.
Познавательные УУД:
формирование умения на основе анализа объектов делать выводы