Методические рекомендации к урокам литературы Использование живописи на уроках литературы в старших классах


Выписки из реферата на тему
«Использование живописи на уроках литературы»
Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Не случайно в концептуальной части Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004) особое внимание уделено необходимости формирования у обучающихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей. В этом плане урок литературы всегда был и остается первым помощником в воспитании «человека культуры». «Культура является залогом достижения гармонии человека в предметном мире, где он живет, и в предметно-условном мире, каковым является искусство»[1]
Работа учителя-словесника должна быть нацелена на достижение учащимися уровня компетентности на основе диалога культур. Учитель должен помнить о триединстве языкового, литературного и культурного развития человека.
Актуальность данной темы.
Научить детей чувствовать и видеть мир в его полноте и многогранности, развить эстетический вкус – основные задачи урока литературы. Ученики должны понимать: вкус не всегда относится к еде. «Художественный вкус – это умение распознать настоящее произведение искусства, отличить его от того, что выполнено плохо, без души» [3] Помощь здесь окажет синтез на уроках литературы художественного произведения и живописи. Живопись способствует более внимательному, целостному восприятию художественного текста, обогащает методику школьного изучения литературы.
Причины обращения к данной теме.
Тема интеграции имеет давние традиции. Об использовании картины на уроке литературы в своих трудах писали Г. Розенблат, А. Киселева, А. Сотников, Н. Ширяков, З. Старкова и многие другие. И сегодня обращение к картине очень значимо: «телевизионное и компьютерное» поколение мало посещает музеи, практически не соприкасается с прекрасным. Воспоминание о живописных полотнах ограничивается «Бурлаками на Волге» И. Репина и «Утром в сосновом бору» И. Шишкина. Как читать И. Бунина, представить образы символистов?! Зачастую в 11 классе учащиеся не знают ни одного импрессиониста! Наблюдая столь плачевную ситуацию, стараюсь как можно чаще «приглашать» картину на свой урок литературы. Важно лишь, чтобы она органично вписалась в контекст урока и «заработала».
Почему так важно обращение к живописному полотну?
«Повествовательность, «литературность живописи, ее способность в одной картине «рассказать» о многом и служит высоким основанием для привлечения ее на уроке литературы».[2]
Картина может не только «рассказывать», но и рождать ассоциации, чувства, выходящие за рамки изображения.
Истинный художник, стараясь показать самый острый, самый напряженный момент общения, тщательно отбирает для его раскрытия особенно точные, особенно выразительные, соответствующие данной ситуации жесты, позы и мимику героев своего полотна. Таким образом, изучая картину, учащиеся знакомятся с невербальными способами общения, что поможет им в дальнейшем для анализа собственных поступков.
Задачи изучения литературы, опираясь на государственный стандарт общего образования, представлены в программах двумя категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса содействует появлению устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности, сострадания как важнейших качеств развитой личности.
Но здесь и возникает противоречие, во-первых, между потребностью современного общества в эстетически развитой, духовно богатой личности и низким уровнем общей культуры и эстетического кругозора учащихся; во-вторых, необходимостью разнообразия уроков литературы и недостаточным уровнем художественного воздействия имеющегося в учебниках (5 – 9 кл.) материала. Уровень эстетического развития учащихся можно повысить, если в ряду средств наглядности использовать репродукции картин высокого художественного достоинства.
Дидактические преимущества картин (многоканальность воздействия, особый эмоциональный фон, возможность расширить у школьников круг ассоциаций, более глубоко осмыслить понятия) предопределяют целесообразность их использования на уроках литературы. Повышая эстетический уровень развития учащихся, художественные полотна, вместе с тем, вносят разнообразие в учебный процесс.
Интегрируя уроки, я ставлю перед собой задачи:
привлечь учащихся к миру искусства, культуры;
расширить их кругозор в понимании той или иной эпохи;
развить художественный вкус и творческие способности;
научить давать собственную оценку тому или иному произведению искусства, одновременно воспитывая толерантное отношение к мнению сверстников.
В данной работе хочу поделиться накопленным опытом и продемонстрировать некоторые методы и приемы работы с картиной на уроке.
I. Для изучения жизни и творчества Л.Н.Толстого в 10 классе отводится большое количество часов, и уже с первых уроков говорю о связи писателя с русскими художниками и об отражении творчества Толстого в живописи.
1 урок. Доклад «Толстой и русские художники» Задание классу: записать в виде плана ответ на вопрос «Что сближает Толстого с каждым из художников?» Особое внимание обращается на творчество Крамского, Н.Ге, Репина.
И.Е.Репин «Толстой слушает музыку».
Каким мы видим человека на картине?
Каковы взгляды Т. на искусство? (Анализ рассказа «Люцерн или повести «Крейцерова соната»).
Урок, посвященный «Севастопольским рассказам».
В.В.Верещагин «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной»
«Смертельно раненный»
«Забитый»
«Апофеоз войны»
Каков взгляд художника на войну?
Как Толстой изображает человека на войне?
Урок, посвященный описанию салона А.П.Шерер.
Рисунки Николаева к роману «Война и мир»
Похожи ли салон Николаева и салон Толстого? Чем?
Настоящая жизнь в романе.
И. Левитан «Над вечным покоем»
Какое чувство вызывает картина?
В чем особенность названия? Почему покой «вечный»?
Что такое «настоящая жизнь» в вашем понимании? В понимании художника? В понимании кн. Андрея?
Какую параллель с романом можете провести?
И.Н. Крамской «Христос в пустыне»
Как понимаете картину? Может быть, это настоящая жизнь?
II. При изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» учащимся предлагается рассмотреть иллюстрации Э.Неизвестного и зафиксировать отдельными словами или словосочетаниями ассоциации, которые они у них вызывают. Вот один из таких ассоциативных рядов: «…душевные муки, отчаяние, ужас, эмоциональное напряжение, смятение и даже метание чувств, рука судьбы, рок, бремя, несение креста…» Так мы незаметно подошли к идейному содержанию сложнейшего философского романа.
«Насколько ваши ассоциации помогают разобраться в проблематике романа?» (Подобное задание возможно и тогда, когда мы хотим, чтобы ученики смогли увидеть стилистические особенности произведения.)
III. Выстроенный ассоциативный ряд к картинам И. Грабаря («Морозное утор», «Иней. Восход солнца», «Зимнее утро») поможет лучше прочувствовать колорит рассказа И. Бунина «Антоновские яблоки».
Научить учащихся общаться непосредственно с картиной помогает музейно-педагогическая технология. Несколько лет назад, случайно узнав данную технологию, достаточно часто прибегаю к ней и на уроке, и на внеклассном мероприятии по предмету. Данная технология привлекательна, не побоюсь пафосных слов, своей гениальной простотой. Стоит лишь продумать стратегию вопросов - ученик общается непосредственно с произведением искусства.
· Что вы видите?
· Что происходит?
· Что заставляет тебя так думать, что это..? · Что ты увидел здесь такого, что заставляет тебя так думать?
· Правильно ли я поняла..? Важно помнить: вопросы не несут никакой информации!
Очевидно, что такие занятия не пройдут бесследно. После них ученики глубже смогут осмыслить, например, «страшный мир» А. Блока.
Часто обращаемся к живописи, работая в группах.
IV. Тема «Декаданс и модернизм: разнообразие литературных направлений, стилей, школ». Каждой группе («Символисты», «Акмеисты», «Футуристы») предлагается выбрать иллюстративный материал. Как правило, после определения направления и выявления основных особенностей ученики делают правильный выбор.
символизм
акмеизм
футуризм
Символизм– литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы.
Всеединство: Красота, Добро, Истина
Путь поэзии – прозрение «миров иных» сквозь мнимую, иллюзорную действительность
Акмеизм– (от гр. аkme – острие, вершина, высшая степень, ярко выраженное качество), декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира. Возврат его изначального, не символического смысла, «смакование детали» Адамизм – «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь»
Футуризм– (от лат. futurum – будущее)
Авангардное течение в европейском и русском искусстве начала 20 века, отрицавшее художестенное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.
Футуристы поставили человека в центр мира.
Предложенные задания связаны в основном с курсом старшей школы. Действительно, большую часть своей педагогической жизни работаю в 10-11 классах (в вечерней школе 10 – 12 классах). С приходом в 11 класс «возвращенной» литературы я и мои коллеги испытывают дефицит наглядности. Сейчас же Интернет и мультимедийная техника позволяют быстро и качественно подобрать иллюстрированный материал.
Предлагаю вашему вниманию сводную таблицу, в которой систематизировала материал по использованию живописных полотен в курсе литературы XX века. В таблице представлены как уже хорошо известные иллюстрации (Ю.Анненков к поэме А.Блока «Двенадцать»), так и новые, подобранные мною. Удачен выбор или нет, судить сложно. Но я надеюсь, что данный материал пригодится в работе словесника и скрасит урок литературы. Безусловно, список иллюстраций постоянно пополняется.
Основная тема. Иллюстративный материал
И.А. Бунин. Бунинский импрессионизм.
Рассказ «Антоновские яблоки».
Тонкий лиризм пейзажной поэзии. Обаяние атмосферы прошлых времен, поэзия старого дворянского гнезда.
И. Грабарь. Уголок усадьбы.
И. Грабарь Яблоки и астры
С.Жуковский. Брошенная терраса
И.Грабарь Угасающий снег
А.И. Куприн.
Повесть «Поединок»
Д. Дубинский. Поединок.
М. Горький. Драма «На дне».
В. Маковский. Ночлежный дом.
А.А.Блок. Романтический мир ранней лирики.
«Стихи о Прекрасной Даме». Иллюзорность образов.
Экспрессия, экзальтация, состояние, близкое ясновидению
М. Врубель. Сирень
В. Борисов-Мусатов. У водоема.
В.Васнецов. Сирин и Алконост.
М.Чурленис. Покой.
И. Глазунов. Стихи о Прекрасной Даме.
«Город» и «Страшный мир»
И. Глазунов. Незнакомка.
П. Мансуров. Мираж.
М. Добужинский. Окно парикмахерской.
Поэма «Двенадцать».
Сложность художественного мира. Герои поэмы.
Ю.Анненков. Иллюстрации к поэме.
К. Юон. Новая планета.
А Дейнека. Оборона Петрограда.
С. Есенин. Всепроникающий лиризм природы.
А. Васнецов. Родина.
А. Архипов. Радоница.
И. Грабарь. Зима.
И. Левитан. Стога.
Е. Моисеенко. С. Есенин с дедом.
А. Рылов. Полевая рябина.
В. Маяковский. Футуристическое начало ранней лирики.
Дух бунтарства и эпатажа.
Кандинский. Композиция.
П. Попова. Скрипка.
А. Эстер. Город ночью.
Н. Кульбин. Морской вид.
Пафос революционного переустройства мира. Работа в «Окнах РОСТА».
Э. Лисицкий. Клином красным бей белых.
В. Маяковский. Плакат.
М.Булгаков. Реальность и фантастика в романе «Мастер и Маргарита».
Многоликость исторического пространства.
М. Шагал. Прогулка.
М. Шагал. Над городом.
Н. Ге. Что есть истина. Христос и Пилат.
И. Глазунов. Любовь
А. Архипенко. Перед зеркалом.
Выводы:
Исходя из требований стандарта среднего (полного) общего образования по литературе, изучение литературы направлено на достижение следующих целей:
Воспитание духовно развитой личности, готовой к самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, уважение к ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств.
Интегрированные уроки помогают достигать вышеназванных целей, формировать творческую личность, способную вести диалог с миром, осознавая его уникальность и одновременно с этим единство.
Такая интеграция урока литературы возможна не только с живописью, но и, конечно, с музыкой, с театром, с архитектурой.
Литература, используемая при составлении реферата
.Авлова-Шперлинг Т.Г, Краснова Н.В.. Тайны словесного искусства. М.: Интерпракс, 1994
Алленов М. С., Алленова Е.А., Астахов Ю.И. и др. Мастера русской живописи.М.: Белый город, 2007
Вершинина Г.Б. «…Вольна о музыке глаголить» М.:Новая школа, 2000
Зайцева О.Н., Ладыгин М.Б. Литературное образование. Москва,:«Дрофа»,1999
Терещенко А.В. История культуры русского народа.М.:ЭКСМО, 2007
Этюды об изобразительном искусстве. Книга для учащихся.\\ Составители Платонова Н.И., Тарасов В.Ф.,- М.: Просвещение, Владос 2000
Колокольцев Е.Н. «Образы живые, действительные…»// Литература в школе.- 1997 №3, 18 с.
Маранцман В.Г. Интерпретация художественного произведения как технология общения с искусством.// Литература в школе.- 1998, №8, 91 с.
Макарова Н.С. Искусство портрета в русской живописи.// Литература в школе.- 1998, №3, 148 с.
Орлова Н. Летящий демон// Учительская газета – 2004, №38
Браже Т. Интеграция предметов в современной школе//Литература в школе –1996, №5, 27 с.