План — конспект по географии Особо охраняемые территории (8 класс)


(Слайд №1) Тема: «Особо охраняемые природные территории".
(Слайд №2) Цели: Сформулировать понятие «Охраняемые территории», определить виды и роль этих территорий в охране природы.
Задачи: 
- Познакомить с классификацией особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
- продолжить формирование умений работать с терминами и понятиями, с контурной картой;
- развивать пространственное мышление, внимание, память;
- формировать экологическую культуру, бережного отношения к природе, личного природосберегающего отношения к проблемам окружающей среды.
Оборудование: презентации, атлас и контурная карта, карточки для закрепления материала, учебник, ИКТ.
Ход урока:
1.Организационный момент.
(Слайд №3) 2. Проверка домашнего задания:
Закономерная смена природных зон и природных условий в горах
а) относительная высота; б) абсолютная высота; в) высотная поясность.
Безлесная природная зона с растительностью из мхов, лишайников и стелющихся кустарников.
а) тундра; б) тайга; в) арктические пустыни.
Лесная зона умеренного пояса с преобладанием хвойных пород.
а) тундра; б) тайга; в) смешанные леса.
Безлесная зона умеренного пояса с преобладанием трав.
а) степь; б) полупустыни; в) пустыни.
5. Найди лишнее:
лиственница, дуб, сосна, ель, пихта.
черника, ковыль, типчак, кострец.
полынь, саксаул, джузгун, морошка.
2 а) Взаимопроверка по парам: (Слайд №4) - (ключи к тесту)
(Слайд №5) 3.Актуализация знаний:
Учитель: Для чего нужны человеку растительные ресурсы и ресурсы животного мира?
4. Изучение новой темы.
Учитель. Воздействия человека на окружающую природную среду привели к сокращению живых организмов на Земле. Во многих регионах мира возросло количество исчезнувших и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Самой эффективной мерой по сохранению живых организмов на Земле является организация охраняемых природных территорий (ООПТ), с которыми мы с вами сегодня познакомимся.
-Какие охраняемые природные территории вы знаете?
Давайте составим в тетради схему «Виды особо охраняемые природные территории» пользуясь учебником стр. 175, выписывая определения: заповедник, заказник, национальный парк, памятники природы
(Слайд №6) Сверим схему со слайдом на презентации (самопроверка).
-Дайте определение: заповедник (Слайд №7) , заказник (Слайд №8), национальный парк (Слайд №9), памятники природы (Слайд №10).
- Укажите, чем они отличаются друг от друга?
- Когда в России начала формироваться система заповедников? (сообщение ученика, заранее получившего задание)5. Закрепление нового материала.
А) Работа с рисунком учебника 61 на стр.174 картой атласа, заполним таблицу в тетради: (Слайд №11-12)
Природная зона Количество заповедников Примеры заповедников
Аркт. пустыни, тундры и лесотундры зона лесов Лесостепи и степи Полупустыни и пустыни Северный Кавказ Б) Какие природоохранные территории Краснодарского края вы знаете? (Слайды № 13-15)
В). Закрепление изученного материала по определениям (по карточкам).
1. Для сохранения природы на земле и в России созданы особо охраняемые территории - ___________________, ____________________, ____________________, _____________________.
2. _______________ - участок земли либо водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного использования и находится под охраной государства.
3. ______________________ - природные объекты, имеющие научное, историческое или культурно-просветительное и эстетическое значение (водопады, геологические обнажения, уникальные деревья и т. п.), охраняются государством.
4. _______________________ – охраняемые территории, которые используются для массового отдыха и туризма. В них есть запретные зоны и рекреационные зоны.
5. _______________________ - территория (акватория), на которой при ограниченном использовании природных ресурсов охраняются отдельные виды животных, растений, водные, лесные, земельные объекты и т. д. Существуют охотничьи, рыбохозяйственные________________ .(Слайд №16) (Взаимопроверка: заповедники, заказники, национальные парки, природные памятники.)
5.Рефлексия(Слайд №17): Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнала…
было интересно…
я поняла, что…
меня удивило…
мне захотелось…
я попробую
6.Итог урока: комментирование и выставление оценок.
7.Домашнее задание (Слайд №18):
1. Параграф 37,
2.Творческое задание: подготовить презентацию или буклет о Кавказском биосферном заповеднике или о заповеднике Утриш.Учитель: И закончить урок мне хочется словами(Слайд №19):
У всех людей одна планета,
И ветром нет на ней границ.
Как нет границ потокам света
И перелетам диких птиц.
И нам беречь природу надо
Для тех, кто будет после нас.
34290126365Охраняемые природные территории России
0Охраняемые природные территории России

37299911803400Заказники - охраняемые объекты с менее строгим режимом. В них разрешаются те виды хозяйственной деятельности, которые не наносят вреда охраняемым объектам.
0Заказники - охраняемые объекты с менее строгим режимом. В них разрешаются те виды хозяйственной деятельности, которые не наносят вреда охраняемым объектам.
27965394517390Памятники природы — это уникальные или типичные, ценные в научном, культурном и оздоровительном отношении природные объекты: озера, водопады, поймы рек, пещеры, рощи редких деревьев, участки целинных степей, уникальные деревья, минеральные источники, метеоритные кратеры, редкие геологические отложения, эталонные участки месторождений полезных ископаемых и др.
00Памятники природы — это уникальные или типичные, ценные в научном, культурном и оздоровительном отношении природные объекты: озера, водопады, поймы рек, пещеры, рощи редких деревьев, участки целинных степей, уникальные деревья, минеральные источники, метеоритные кратеры, редкие геологические отложения, эталонные участки месторождений полезных ископаемых и др.
-3657604516755Национальный парк — это территория или акватория с малонарушенными природными комплексами и уникальными природными объектами. Национальные парки сочетают в себе задачи охраны природы и строго контролируемого рекреационного использования, т. е. они открыты для познавательного туризма и кратковременного отдыха граждан.
00Национальный парк — это территория или акватория с малонарушенными природными комплексами и уникальными природными объектами. Национальные парки сочетают в себе задачи охраны природы и строго контролируемого рекреационного использования, т. е. они открыты для познавательного туризма и кратковременного отдыха граждан.
-8896351898015Заповедник — это природная территория (или акватория), полностью исключенная из хозяйственного пользования для охраны и изучения природного комплекса в целом. Одна из основных задач заповедников — сохранение эталонных природных ландшафтов, типичных или уникальных для данной территории.
00Заповедник — это природная территория (или акватория), полностью исключенная из хозяйственного пользования для охраны и изучения природного комплекса в целом. Одна из основных задач заповедников — сохранение эталонных природных ландшафтов, типичных или уникальных для данной территории.
26536654413252653664380364220599038036481915380364