Внеклассное мероприятие Жизнь дана на добрые дела
«Жизнь дана на добрые дела».
Цели:
- знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями; - воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в простом и обыденном, уметь дарить тепло и доброту; продолжать знакомить учащихся с понятием «добро», «добрый человек», «вежливость», с основными чертами доброго человека.
- учить вежливому общению в семье и коллективе, различать добро и зло;
- побуждать совершать добрые поступки;
- способствовать развитию у детей ответственности за свои поступки.
Оформление:
1.Костюмы, реквизиты для сценки.
2.Дерево добрых поступков. (образец)
3.Плакат «Спешите делать добро!».
4.Вырезанные из бумаги разноцветные ладошки, оформленные в виде солнца.
Предполагаемые результаты: Данное занятие позволяет задуматься о правилах поведения с людьми, о важности и необходимости соблюдать нормы этики и морали. В ходе работы дети должны прийти к осознанию того, что у доброго человека на душе легко, с ним приятно общаться и дружить.
Ход занятия:
- Дорогие ребята! Как вы думаете, ребята, что такое доброта? (ответы детей)
Какого человека можно назвать добрым?
Ответы детей (добрый человек – это тот, кто любит людей, бережёт природу, любит птиц и зверей. Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении, не обижает других).Добрый человек всем приятен, он как солнышко светит, греет, улыбается. К нему все тянутся и все его любят. Злого же человека избегают, потому что с ним неприятно.
Ребёнок 1:
По определению Сергея Ожегова, «доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Он отметил качества, определяющие доброту: «добродетельный, добропорядочный, добродушный, доброжелательный, добросовестный».
- Давайте начнём разговор о добре и доброте с загадки:
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живет:
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть-тоска ее боится. (Улыбка.)
Учитель: - Посмотрите в глаза друг другу и улыбнитесь.
1-й ученик:
Давайте улыбаться просто так,
Улыбки раздавать случайным людям.
Что б не за грош, и не за четвертак,
А просто так им улыбаться будем!
2-й ученик
Дарите друг другу тепло и улыбки!
Прощайте обиды, чужие ошибки.
Улыбка всесильна и стоит награды.
Всего лишь улыбка - и Вам будут рады!
Учитель: - Улыбка делает нас добрее, улыбка украшает нас. Улыбка помогает нам в отношениях с людьми.
- Мне кажется, в вашей жизни были случаи, когда вас обижали. (ответы детей)
Скажите, какие чувства вы при этом испытывали? (Горечь, обиду, досаду, чувство одиночества, несправедливость, незащищенность.)
- Как вы считаете, справедливо ли с вами поступили? (Ответы детей.)
А были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то? (Ответы детей.)
- А хотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?
Есть такая священная книга – Библия. В Библии сказано: “...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”.
Пусть это золотое правило определяет все ваши поступки в жизни. Каждый ребенок хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем, любили его, не обижали его. Но надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других разочарование и чувство несправедливости.
Ребёнок 2:
Достаётся недёшевоСчастье трудных дорог.Что ты сделал хорошего,Чем ты людям помог?Этой мерой измерятсяВсе земные труды.Может, вырастил деревцеВ своём городе ты?Иль под снежной порошейЖизнь спасаешь кому?Делать людям хорошее – Хорошеть самому!
- Хорошие дела всегда приносят душе человека радость, свет и чувство удовлетворения. Всегда приятно получить от другого светлую улыбку и ласковое слово, сказанное с искренней добротой.
Ребёнок 3:
Солнышко ясное встало.
- Доброе утро! –
Сказало.
- Доброе утро! –
Кричу я прохожим,
На утро похожим…
Но если проснешься,
А дождик в окно
Стучит да стучит
И без солнца темно?
Доброе утро, друзья, все равно…
Придумано мудро:
- Доброе утро!
Учитель: - Немало мудрых мыслей, хороших пословиц придумал русский народ о доброте. Давайте их вспомним (дети говорят пословицы)
Жизнь дана на добрые дела.
Про доброе дело говори смело.
Учись доброму – плохое на ум не пойдёт.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
Добрые слова дороже богатства.
Не ищи красоты, ищи доброты.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
За добро добром платят.
Тому тяжело, кто помнит зло.
Доброе дело питает душу и тело.
- Скажите, ребята, а кого ВЫ любите? (окружающих людей, животных, родителей)
Ребёнок 4:
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас.
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ёжики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это – мама, мама, мама!
- Будьте ласковыми, добрыми, внимательными сыновьями и дочерьми. Проявляйте любовь и благодарность к тем, кто подарил вам жизнь. Чьи ночи и дни наполнены заботой о вас. Помните: родителям дороги любовь, участие, доброе слово детей. В сочувствии, добросердечном внимании нуждаются ваши бабушки и дедушки».
Песня «Неразлучные друзья».
- Вы говорили о любви к животным. Так вот, животные – самые преданные и верные существа на земле. Многим людям не мешало бы перенять эти качества. Но, к сожалению, некоторые люди жестоки по отношению к своему верному другу. Бросают его на произвол судьбы.
Ребёнок 5:
Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу.
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глазаС почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа
Сказал:- Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы...
А то ведь простая дворняга!
Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.
В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали...
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела...
Труп волны снесли под коряги...
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце - чистейшей породы.
Сценка:
Ведущий:
На свете жил король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!
Но вечно хныкать и тужитьБедняге надоело.
Вскричал король:
Король:
Нельзя так жить!
Ведущий:
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти?
И вот король в карету сел
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета бодро катится.
^ Король:
Постой-ка, кто там на пути?
Ведущий:
Девчонка в драном платьице.
Девочка:
О всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
Король:
Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду.
Ведущий:
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл...
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
израненный, оборванный.
^ Солдат:
О мой король...
Ведущий:
...вскричал солдат...
Солдат:
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услуженье,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.
Король:
А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!
Ведущий:
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл...
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.
Старушка:
Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь, за горой,
С утра ушла далёко я.
Ношу из лесу я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то...
Король:
А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!
Ведущий:
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл...
И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету.
Да фея с доброю душой
Остановила карету.
Фея:
Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперваСтарушке ты поможешь:
До дома довезешь дрова,
Распилишь и уложишь...
Ведущий:
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!
- Очень часто у людей возникает вопрос: «Какой повод становиться добрым, когда все думают только о себе?» Однако, люди злые и думающие только о себе очень несчастны и их жизнь настолько утомительна и напрасна, что стоит пожалеть их. Хорошие же дела всегда оставляют результат, даже если их сразу не видно.
Ребёнок 6:
Не для себя деревья плодоносят,
И реки чистых вод своих не пьют
Не просят хлеба для себя колосья,
Дома не для себя хранят уют.
Себя мы с ними сравнивать не будем,
Но каждый знает, эту жизнь любя,
Что чем щедрее отдаешь ты людям,
Тем краше, радостней живешь ты для себя!
- Очень часто бывает, что повзрослев, люди стесняются делать добро, чтобы не вызвать насмешки своих товарищей вместо того, чтобы сподвигнуть на это других личным примером.
Ребёнок 7:
На глазах растут ребята!
Жил в стихах моих когда-то
Вовка - добрая душа.
(Так прозвали малыша! )
А теперь он взрослый малый,
Лет двенадцати на вид,
И читателей, пожалуй,
Взрослый Вовка удивит.
С добротой покончил Вовка,
Он решил - ему неловко
В зрелом возрасте таком
Быть каким-то добряком!
Он краснел при этом слове,
Стал стесняться доброты,
Он, чтоб выглядеть суровей,
Дергал кошек за хвосты.
Дергал кошек за хвосты,
А дождавшись темноты,
Он просил у них прощенья
За плохое обращенье.
Знайте все, что он недобрый,
Злее волка! Злее кобры!
- Берегись, не то убью! -
Пригрозил он воробью.
Целый час ходил с рогаткой,
Но расстроился потом,
Закопал ее украдкой
В огороде под кустом.
Он теперь сидит на крыше,
Затаившись, не дыша,
Лишь бы только не услышать:
"Вовка - добрая душа! "
- Давайте посмотрим, умеем ли мы говорить добрые слова друг другу. Подойдите к своему товарищу и скажите добрые слова, приятные комплименты.
- Прочитайте фразу:
А роза упала на лапу Азора.
- А теперь наоборот.
- Автор этой волшебной фразы – Афанасий Афанасьевич Фет – великий русский поэт. На улучшение условий жизни сотен крестьян, на строительство школ, больниц он положил 17 лет. Всё это время он не написал ни одного стихотворения.
- В мире очень много людей, которые считают своей миссией на земле – помощь ближнему, милосердие.
- Мать Тереза. Невероятная албанская старушка устроила подвижные клиники, которые ездят по всему свету и оказывают помощь больным. Она организовала первую клинику для больных СПИДом, создала приюты для больных. Она поспевала везде. И никто не знает, что существеннее – медикаменты или улыбка, доброе слово и любовь.
- Всемирно известный детский хирург Леонид Рошаль отправлялся в Афганистан, Турцию и Индию для оказания помощи детям, пострадавшим в результате землетрясения. В 2002 году бригада скорой помощи Рошаля работала в Каспийске, где в результате терракта 9 мая пострадало много людей. В октябре 2002 года Рошаль учавствовал в переговорах с террористами, захватившими здание театра на Дубровке. Был он и унас в Беслане в страшные дни, когда террористы захватили 1 школу. Он получил титулы «Гордость России», «Человек года», «Персона года». Владимир Путин вручил Рошалю орден Мужества.
Песня «Дорогою добра».
Игра: Сказочный герой – добрый или злой
- Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем. Я буду называть сказочного героя, а вы будете определять, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, ели злой – молчите.
(Красная Шапочка, Карабас Барабас, Иван-Царевич, Ведьм, Дюймовочк, Кот в сапогах, Баба- Яга, Буратино)
Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше.
Значит не только слова должны быть добрыми, но и дела.
- Я предлагаю каждому из вас завести себе дерево добрых дел. И прикреплять к нему зеленые листики - добрые поступки.
- Мы с вами проводили конкурс сочинений на тему «Я хочу сделать мир добрее». Давайте ещё раз послушаем лучшие сочинения.
- Многие организации и отдельные граждане нашей страны осуществляют акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов и инвалидам. Мы с вами тоже участвовали в ярмарке доброты. Средства были переданы в семью, где растет ребёнок с ограниченными возможностями.
Игра «Закончи предложение».
- Я буду бросать вам мяч, а вы должны закончить предложение.
Я чувствую себя счастливым, когда…
Рефлексия
Итак, дети, что понравилось на занятии?
Нужна ли в современном мире доброта, не устарело ли это понятие?
Какая бывает красота?
Какая красота важнее: внутренняя или внешняя?
Какое у вас настроение после занятия?.