Примерный перспективный план логопедической работыс учащейся 7Б класса (тяжелая степень умственной отсталости со сложным дефектом)


Организация коррекционно-развивающей работы с учащимися с логопедическим заключением: Недостаточная сформированность языковых средств (системное фонетико – фонематическое и лексико – грамматическое недоразвитие речи) по типу ОНР I уровня речевого развития)
Примерный перспективный план логопедической работы с учащейся 7Б класса (тяжелая степень умственной отсталости со сложным дефектом) Амосовой Екатериной на 2016 – 2017 учебный год составлен на основе:
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. «Инструктивно - методическое письмо о работе учителя логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). - М.: «Когито - Центр».
- Письмо Министерства образования РФ от 20 июня 2002г №29/2194 – б «Рекомендации об организации логопедической работы в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида.
- Маллер А. Р., Цикото Г. В.Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003
- Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР Программа обучения глубоко умственно отсталых детей М., 1983
- Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи (Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей I уровня речевого развития). Авторы программы: Т.Б. Филичесва, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А.Миронова. А.В.Лагутина. Москва «Просвещение» 2009г.
Дополнительные учебные пособия: Дедюхина Г. В., Кириллова Е. В.Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком.— М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ.
Целью данных занятий являются:
- расширение представлений об окружающем мире,
- формирование умений пользоваться речью как средством коммуникации,
- повышение самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей возможной социализации.
В итоге логопедической работы учащиеся должны научиться:
- понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами); 
- называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.);обозначать наиболее распространенные действия (идет, лежит, сидит, лакает, умывается, играет и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния (холодно, тепло, больно и т. д.);- выражать желания с помощью простых просьб, обращений;
- отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов.
При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.
Примерный перспективный план логопедической работы
с учащейся 7Б класса (тяжелая степень умственной отсталости со сложным дефектом) Амосовой Екатериной
2016 – 2017 учебный год
Учитель – логопед: Седова И.В.
№ п/пТемы логопедической работы Грамматические темы, используемые на занятиях Развитие неречевых процессов Кол-во
часов Использование ИКТ
Период
1. Овощи. Картофель.
Звук и буква У. Уточнение артикуляции и произношения. Работа над словом. Слова, отвечающие на вопросы что? Внимание.
Упражнение «Переплетенные линии». 1 - 3 Комп.- развив.игра «Учимся говорить правильно», «Будь внимателен».Презентация «Звук У». I Сентябрьоктябрь, ноябрь, декабрь
2. Овощи. Капуста.
Звука и буква А. Уточнение артикуляции и произношения. Работа над словом. Слова, отвечающие на вопросы кто? Восприятие.
Упражнение «Что не дорисовано?». 1 - 3 Комп.- развив.игра «Учимся говорить правильно», «Будь внимателен». 3. Овощи (картофель, капуста). Употребление этих овощей в пищу.
Звука и буква И. Уточнение артикуляции и произношения. Работа над словом. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? Мышление.
Упражнение «Обведи контур». 1 - 3 Комп.- развив.игра «Учимся говорить правильно». Презентация «Звук И». 4. Осень. Изменения в природе осенью. Сезонные работы в саду, на огороде. Звук и буква Н. Уточнение артикуляции и произношения. Слова, обозначающие предметы. Знание форм мн.ч. существительных (стол - столы). Память.
Упражнение «Картинки». 1 - 3 Презентация «Звук Н». 5. Арбуз. Цвет, величина, форма, вкус. Звук и буква М. Уточнение артикуляции и произношения. Слова, обозначающие предметы. Знание форм мн.ч. существительных (стол - столы). Воображение. Игра «Пантомима». 1 - 3 Презентация «Звук М». 6. Признаки осени: пасмурные дни, похолодание, холодные дожди, листопад. Звук и буква О. Уточнение артикуляции и произношения. Слова, обозначающие действия предметов (слова, отвечающие на вопросы что делать?) Произвольность поведения. Графический диктант. 1 - 3 Комп.- развив.игра «Учимся говорить правильно». Презентация «Звук О». Презентация «Что делает?» 7. Просмотр слайдов «Осень». Звук и буква Ы. Уточнение артикуляции и произношения. Слова, обозначающие действия предметов (слова, отвечающие на вопросы что делать?) Развитие тонкой моторики пальцев рук.
Комплекс №1 (гимнастический). 1 - 3 Комп.- развив.игра «Учимся говорить правильно». Презентация «Что делает?» 8. Деревья. Дуб. Звук и буква П. Уточнение артикуляции и произношения.
Слова,обозначающие предметы. Слова, обозначающие действия предметов. Дифференциация слов – предметов и слов действий. Внимание. Упражнение «Хлопни на слово». 1 - 3 Презентация «Звук П». 9. Деревья. Тополь. Звук и буква Т. Уточнение артикуляции и произношения. Простое двусоставное нераспространенное предложение. Восприятие. Упражнение «Узнай кто это?» 1 - 3 10. Деревья (дуб, тополь). Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветки, листья. Звук и буква К. Уточнение артикуляции и произношения. Составление предложений (распространенных) по картинкам из трех слов. Мышление. Тест «Лишний предмет». 1 - 3 Слайды по теме (презентация «Звук К»). 11. Комнатные растения (бегония). Название, распознавание. Звуки и буквы К – Т. Составление предложений (распространенных) по картинкам из трех слов. Память.
Упражнение «Запомни рисунки». 1 - 3 Слайды по теме (презентация «Звук К»). 12. Домашние животные. Корова. Звуки и буквы П – Т. Слова, обозначающие признаки предметов (слова, отвечающие на вопросы какой?...) Воображение.
«Дорисуй предмет». 1 - 3 Слайды по теме (презентация «Звук П»). Презентация «Слова – какой». 13. Домашние животные. Лошадь. Звук и буква Х. Слова, обозначающие признаки предметов (слова, отвечающие на вопросы какой?...) Произвольность поведения.
Упражнение «Лабиринт». 1 - 3 Слайды по теме (презентация «Звук К»). Презентация «Звук П». Презентация «Слова – какой». 14. Домашние животные (корова, лошадь). Сравнение коровы и лошади по внешнему виду. Где живут, чем питаются, какую пользу приносят человеку. Звуки и буквы К - Х. Уточнение артикуляции и произношения. Распространение двусоставного предложения определением. (Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже). Развитие тонкой моторики пальцев рук.
Комплекс №2 (рисуночный) «Найди рисунок похожий на образец». 1 - 3 15. Зима. Изменение в природе зимой. Труд взрослых зимой. Звук и буква Й. Распространение двусоставного предложения определением. (Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже). Упражнение на развитие представлений о временах года. 1 - 3 Слайды по теме (презентация «Звук К»). II Январь, февраль, март, апрель, май
16. Дикие животные. Еж.
Звук и буква С. Уточнение артикуляции и произношения. Распространение двусоставного предложения начатое учителем на вопрос Что? Чей? Куда? Где? Что делать? Упражнение на развитие пространственной ориентировки «Вверху – внизу». 1 - 3 Слайды по теме
(презентация «Звуки С и С’. Буква С»). Комп.- развив.игра «Учимся говорить правильно». 17. Дикие животные. Белка. Звук и буква Б (знакомство). Упражнения на построение предложений по вопросам учителя на пройденные темы. Внимание.
Упражнение «Найди различия в рисунках». 1 - 3 18. Дикие животные (еж, белка). Части тела, чем питаются, как передвигаются. Звуки и буквы П – Б. Работа с предлогом «у». Восприятие. Тест «Чем залатать коврик». 1 - 3 Слайды по теме (презентация «Звук П»). 19. Домашние животные. Дикие животные. Сравнение.
Звук и буква Д (знакомство). Упражнение в составлении предложений с предлогом «у». Мышление.
Тест «Нелепицы». 1 - 3 Слайды по теме
(презентация «Звуки Д и Д’. Буква Д»). Презентация «Слова – предлоги». 20. Признаки зимы: морозы, метели. Звуки и буквы Д – Т. Работа с предлогом «около».
Память. Игры с палочками. 1 - 3 21. Просмотр слайдов «Зима пришла». Звук и буква Г (знакомство). Упражнение в составлении предложений с предлогом «около». Воображение. Упражнение «На что похоже облачко?» 1 - 3 Презентация «Слова – предлоги». 22. Птицы. Ворона. Воробей (внешний вид). Звук и буква З. Уточнение артикуляции и произношения. Работа с предлогом «за».
Произвольность поведения. Упражнение «Найди такой же предмет». 1 - 3 Комп.- развив.игра «Учимся говорить правильно». Презентация «Слова – предлоги». 23. Птицы. Грач (внешний вид, польза). Звук и буква Ш. Уточнение артикуляции и произношения. Упражнение в составлении предложений с предлогом «за».
Развитие тонкой моторики пальцев рук. Упражнение «Узнай, кто я?» (определение предмета по точкам). 1 - 3 Презентация «Звук Ш». Комп.- развив.игра «Учимся говорить правильно». Презентация «Слова – предлоги». 24. Весна. Изменение в природе весной. Труд взрослых в саду, на огороде. Звук и буква Ж (знакомство). Работа с предлогом «над».
Внимание. Упражнение «Заштрихуй простым карандашом 3, 5 треугольников». 1 - 3 Комп.- развив.игра «Учимся говорить правильно». Презентация «Слова – предлоги». 25. Насекомые. Стрекоза.
Звук и буква Л. Уточнение артикуляции и произношения. Упражнение в составлении предложений с предлогом «над». Восприятие. Упражнение «Закрась предмет». 1 - 3 Комп.- развив.игра «Учимся говорить правильно». Презентация «Слова – предлоги». 26. Насекомые. Бабочка. Звуки и буквы В - Ф (знакомство). Работа с предлогом «под».
Мышление. Тест «Раздели на группы». 1 - 3 Презентация «Слова – предлоги». 27. Насекомые (стрекоза, бабочка). Внешний вид, где живут, сходство и различия.
Звук и буква Ц. Уточнение артикуляции и произношения. Упражнение в составлении предложений с предлогом «под».
Память.
Упражнение «пары слов». 1 - 3 Комп.- развив.игра «Учимся говорить правильно». Презентация «Слова – предлоги». 28. Цветы. Одуванчик.
Звук и буква Ч (знакомство). Закрепление всех отработанных предлогов «у», «около», «за», «над», «под» (выражающих пространственные отношения предметов). Воображение.
Упражнение «Придумай конец истории». 1 - 3 Презентация «Слова – предлоги». 29. Цветы. Ромашка. Звук и буква Р. Уточнение артикуляции и произношения. Работа над связной речью (формирование монологической речи). Последовательный пересказ с опорой на вопросы учителя «Воробей и ласточка». Произвольность поведения. Упражнение «Раскрась фигуру». 1 - 3 Комп.- развив.игра «Учимся говорить правильно». 30. Цветы. Одуванчик. Ромашка. Распознавание.
Звуки и буквы Р – Л. Последовательный пересказ текста с ярко выраженной причинно следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы «Как медведь сам себя напугал» (по И. Сладкову). Развитие тонкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика. 1 - 3 Комп.- развив.игра «Учимся говорить правильно». 31. Признаки весны: таяние снега, льда; первые весенние цветы. Буква Ь (знакомство). Заучивание небольшого стихотворения о весне. Внимание. Упражнение «Зачеркни букву». 1 - 3