Рабочая программа «География» (коррекционная программа VIII вида) 8 класс.


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
« Верхневязовская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на заседании педагогического Зам. директора по УВР Директор МОБУ
совета Протокол № __ ______Л.О.Голышева ______М.А.Вытченкова
«___» ___________ 20 ___ г. «__» ___________20__ г. «__» __________20__ г.
Рабочая программа
«География»
(коррекционная программа VIII вида)
8 класс.
Автор - составитель:
учитель географии
Максимов Алексей Фёдорович.
с. Верхняя Вязовка 2015 г.
Содержание
Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Учебно-тематический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Содержание учебного предмета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
Рекомендации по оснащению учебного процесса. . . . . . . . . . 14
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Пояснительная записка
Данная программа по географии разработана с учётом изменений, происходящих в современном обществе, и новых данных географической науки.
-Закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;
-Закон Оренбургской области «Об образовании в Оренбургской области» от 6 сентября 2013 г. № 1698/506-V-ОЗ;
- Программы специальных (коррекционных) образовательных уреждений VIII вида 5 – 9 классы.: Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014.
-Учебный план МОБУ «Верхневязовская СОШ на 2015-2016 уч. год»;
-Положение «О рабочей программе МОБУ «Верхневязовская СОШ;
-Основная образовательная программа МОБУ «Верхневязовская СОШ»
География как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные явления и социально-экономические процессы во взаимосвязи.
Основные задачи современного школьного курса географии — дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила повеления в природе.
География даёт благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся, помогает знакомить их с миром профессий, распространенных в своем регионе.
Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с нарушением интеллектуального развития. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительным искусством, черчением, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности и «Природоведение».
Необходимость межпредметных связей с другими учебными дисциплинами, а также преемственность географического содержания и природоведческих курсов подчеркивается выделением специальной рубрики «Межпредметные связи» после каждой темы.
Учитывая общие и специальные задачи специальной (коррекционной) школы VIII вида, программа и методика преподавания географии предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний учащимися с интеллектуальными нарушениями.
Обучение географии рассчитано на четыре года с 6 по 9 классы по 2 урока в неделю.
Учебный материал расположен по годам обучения следующим образом: 6 класс — «Начальный курс физической географии» (66 ч), 7 класс — «География России» (66 ч), «География материков и океанов» (8 класс — 66 ч, 9 класс — 52 ч), -«Наш край» (9 класс — 14 ч).
В программе выделены практические работы и экскурсии, указана географическая номенклатура, а также по годам обучения сформулированы основные требования к знаниям и умениям школьников.
Проведению практических работ в 6-9 классах помогут изданные рабочие тетради, которые способствуют внедрению в учебный процесс современных методических приемов. Часть заданий из тетради может быть выполнена на доске (под руководством учителя) на этапе закрепления географического материала. Для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к умственно отсталым учащимся задания разной степени трудности могут быть использованы на этапе проверки знаний, а некоторые из них даются в качестве домашнего задания. В рабочих тетрадях на печатной основе впервые опубликованы контурные карты, предназначенные для детей с интеллектуальной недостаточностью. Они имеют меньшую географическую нагрузку, четко выделенные контуры отмечаемых объектов, пунктирные и цветовые подсказки.
Значительную помощь учащимся окажут атласы (иллюстрированные приложения к учебникам), которые специально адаптированы к психофизическим и возрастным особенностям детей с интеллектуальными нарушениями. Используя их, учащиеся могут давать комплексную характеристику иллюстрированной территории (растительный мир, животный мир, занятия населения).
Курс «Географии материков и океанов» рассчитан на 2 года обучения. Три четверти 8 класса отводится на изучение Мирового океана, Африки, Австралии, Антарктиды, Северной и Южной Америк. Учитель должен познакомить учащихся не только с природой различных континентов, но и с населением, особенностями хозяйственной деятельности, бытом, культурой людей, отдельными государствами.
С IV четверти 8 класса учащиеся начинают более подробно изучать физическую географию материка, на котором мы живем. Здесь даются общие представления о географическом положении, очертаниях берегов, рельефе, климате, водных ресурсах, растительном, животном мире и населении Евразии,
Тематика этого раздела деидеологизирована: изучаемые страны сгруппированы не по принадлежности к той или иной общественной системе, а по типу географической смежности. Такой подход усиливает географические аспекты в преподавании, устраняет излишнюю политизацию содержания. Современные названия государств даются в скобках. При объяснении материала учителю целесообразно больше внимания уделять страноведческим и общекультурным аспектам. Следует обратить внимание на характерные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обычаи), на ценности духовной культуры (архитектура, музыка, танцы, театр, религия).Бывшие союзные республики изучаются во II четверти 9 класса в разделах «Восточная Европа», «Центральная и Юго-Западная Азия». Компактное изучение этих стран дает учителю возможность рассказать о распаде монополизированного государства и обратить внимание учащихся на налаживающиеся экономические и культурные контакты с некоторыми из этих суверенных государств.
В процессе изучения стран Евразии предусматривается просмотр кино и видеофильмов о природе, культурных и исторических достопримечательностях изучаемой страны, традициях и быте ее народа.
Примерный план изучения стран Евразии (географическое положение, климат, рельеф, флора и фауна, хозяйство, население, столица, крупные города, достопримечательности, культура, обычаи, традиции) уточняется и конкретизируется учителем в зависимости от особенностей данного государства.Интеграционные процессы, происходящие в Европе (отмена виз, введение единой валюты), приблизили Россию к мировому сообществу, поэтому целесообразно завершить курс «География материков и океанов» темами, посвященными России как крупнейшему государству Евразии. На этих уроках учитель повторяет и обобщает знания учащихся о своей стране (государстве), полученные в 6 и 7 классах, и подготавливает их к знакомству со своим краем (областью, районом).
Учебно - тематический план.

Наименование разделов и
тем
Общее количество часов
Количество учебныхчасов Кол-во
часов на контрольные, практические, лабораторные работы
1
Введение
1
1 2 Мировой океан 5 4 1
2.1 Атлантический океан. 1 1 2.2 Северный Ледовитый океан. 1 1 2.3 Тихий океан.
1 1 2.4 Индийский океан.
1 1 2.5 Современное изучение Мирового океана. 1 1
3 Африка 12 10 2
3.1 Географическое положение.
1 1 3.2 Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.
3 2 1
3.3 Природные зоны. Растительный мир тропических лесов.
1 1 3.4 Животный мир тропических лесов.
1 1 3.5 Растительный мир саванн.
1 1 3.6 Животный мир саванн.
1 1 3.7 Население. 1 1 3.8 Государства: Египет, Эфиопия, Танзания, Демократическая республика Конго (ДР Конго) 1 1 3.9 Государства: Нигерия, Южно-Африканская республика (ЮАР) 1 1 Обобщающий урок.
1 1
4 Австралия 8 6 2
4.1 Географическое положение.
1 1 4.2 Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.
2 1 1
4.3 Растительный мир.
1 1 4.4 Животный мир.
1 1 4.5 Население.
1 1 4.6 Австралийский Союз. Океания. Остров Новая Гвинея.
1 1 Обобщающий урок.
1 1
5 Антарктида 6 5 1
5.1 Географическое положение. Антарктика.
1 1 5.2 Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.
1 1 5.3 Разнообразие рельефа, климат.
1 1 5.4 Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы.
1 1 5.5 Современные исследования Антарктиды. 1 1 Обобщающий урок.
1 1
6 Америка 20 18 2
6.1 Открытие Америки
1 1 6.2 Северная Америка 8 7 1
6.2.1 Географическое положение. 1 1 6.2.2 Разнообразие рельефа, климат.
1 1 6.2.3 Реки и озера
1 1 6.2.4 Растительный и животный мир.
1 1 6.2.5 Население и государства.
1 1 6.2.6 Соединенные Штаты Америки.
1 1 6.2.7 Канада. Мексика, Куба. 1 1 Обобщающий урок.
1 1
6.3 Южная Америка 11 10 1
6.3.1 Географическое положение. 1 1 6.3.2 Разнообразие рельефа 1 1 6.3.3 Климат. 1 1 6.3.4 Реки и озера. 1 1 6.3.5 Растительный мир тропических лесов.
1 1 6.3.6 Животный мир тропических лесов.
1 1 6.3.7 Растительный мир саванн, степей, пустынь и горных районов.
1 1 6.3.8 Животный мир саванн, степей, полупустынь, гор.
1 1 6.3.9 Население. 1 1 6.3.10 Государства: Бразилия, Аргентина, Перу .1 1 Обобщающий урок. 1 1
7 Евразия 14 13 1
7.1 Общая характеристика материка Географическое положение 1 1 7.2 Очертания берегов Евразии. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и полуострова. 1 1 7.3 Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова 1 1 7.4 Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы. 1 1 7.5 Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии. 1 1 7.6 Климат Евразии. 1 1 7.7 Реки и озера Европы. 1 1 7.8 Реки и озера Азии. 1 1 7.9 Растительный и животный мир Европы. 1 1 7.10 Растительный и животный мир Азии. 1 1 7.11 Население Европы 1 1 7.12 Население Азии 1 1 7.13 Культура и быт народов Европы и Азии. 1 1 Обобщающий урок. 1 1
8. Охрана природы 2 1 1
Итого: 68 58 10
Содержание учебного предмета.
География материков и океанов. Часть 1 (68ч)
Введение (1ч)
Что изучают в курсе географии материков и океанов. Материки и части света на глобусе и карте.
Мировой океан (5 ч)
Атлантический океан.
Северный Ледовитый океан.
Тихий океан.
Индийский океан.
Современное изучение Мирового океана.
Межпредметные связи
Сравнение размеров океанов («Математика»).
Вода. Водоросли. Обитатели морей («Естествознание»).
Правописание трудных слов («Русский язык»).
Практические работы
Обозначение океанов на контурной карте полушарий в рабочей тетради на печатной основе.
Составление схемы хозяйственного использования океанов.
Зарисовки рыб, морских животных, айсберга.
Подбор иллюстраций по теме «Мировой океан».
Материки и части света
Африка (12 ч)
Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.
Природные зоны. Растительный мир тропических лесов.
Животный мир тропических лесов.
Растительный мир саванн.
Животный мир саванн.
Растительный и животный мир пустынь.
Население. Государства: Египет, Эфиопия, Танзания, Демократическая республика Конго (ДР Конго), Нигерия, Южно-Африканская республика (ЮАР) или другие по выбору учителя.
Обобщающий урок.
Практические работы
Обозначение на контурной карте из рабочей тетради на печатной основе географических объектов, указанных в номенклатуре.
Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).
Австралия (8 часов)
Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.
Растительный мир.
Животный мир.
Население.
Австралийский Союз. Океания. Остров Новая Гвинея.
Практические работы
Обозначение на контурной карте в рабочей тетради на печатной основе географических объектов, указанных в номенклатуре.
Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).
Антарктида (6 ч)
Географическое положение. Антарктика.
Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.
Разнообразие рельефа, климат.
Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы.
Современные исследования Антарктиды.
Обобщающий урок.
Практические работы
Обозначение на контурной карте океанов, омывающих Антарктиду, Южного полюса в рабочей тетради на печатной основе.
Составление альбома иллюстраций по теме: «Антарктида».
Зарисовки птиц и животных Антарктиды.
Изготовление простейшего макета изучаемого материка.
Америка (20 ч)
Открытие Америки (1 час).
Северная Америка (8 ч)
Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат.
Реки и озера
Растительный и животный мир.
Население и государства.
Соединенные Штаты Америки.
Канада.
Мексика, Куба.
Практические работы
Обозначение на контурной карте из рабочей тетради географических объектов, указанных в номенклатуре.
Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).
Южная Америка (11 ч)
Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера. Растительный мир тропических лесов.
Животный мир тропических лесов.
Растительный мир саванн, степей, пустынь и горных районов.
Животный мир саванн, степей, полупустынь, гор.
Население. Государства: Бразилия, Аргентина, Перу или другие по выбору учителя.
Обобщающий урок. Часть света — Америка.
Практические работы
Обозначение на контурной карте в рабочей тетради географических объектов, указанных в номенклатуре.
Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).
Евразия (14 ч)
Общая характеристика материка Географическое положение
Очертания берегов Евразии. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и полуострова.
Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова.
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы.
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии.
Климат Евразии.
Реки и озера Европы.
Реки и озера Азии.
Растительный и животный мир Европы.
Растительный и животный мир Азии.
Население Евразии.
Культура и быт народов Европы и Азии.
Обобщающий урок.
Межпредметные связи
Рациональное использование почв, полезных ископаемых, охрана водоемов; растения и животные, занесенные в Красную книгу; культурные растения и сельскохозяйственные животные («Естествознание»).
Охрана природы — всемирная проблема. Международные законы об охране природы («История»).
Правописание трудных слов («Русский язык»).
Практические работы
Обозначение на контурной карте морей, заливов, островов, полуостровов, гор, рек, озер, обозначенных в номенклатуре.Проведение на контурной карте условной границы между Европой и Азией в рабочей тетради на печатной основе.
Запись в тетради названий типичных представителей растительного и животного мира.
Географическая номенклатура
Африка
Океаны и моря, омывающие Африку. Остров Мадагаскар, полуостров Сомали, пустыня Сахара, реки Нил, Нигер, Заир, Атласские горы, Суэцкий канал. Изученные государства.
Австралия
Океаны и моря, омывающие Австралию. Острова Тасмания и Новая Гвинея, река Муррей, города Канберра, Сидней, Мельбурн.
Антарктида
Океаны и моря, омывающие Антарктиду. Южный полюс.
Северная Америка
Океаны, моря и заливы, омывающие Северную Америку. Острова Гренландия, Куба, полуострова Лабрадор, Аляска, Флорида, Калифорния, горы Кордильеры, реки Миссисипи и Миссури, Великие озера. Изученные государства.
Южная Америка
Океаны, омывающие Южную Америку. Остров Огненная Земля, Панамский канал, Амазонская низменность, горы Анды, река Амазонка, Магелланов пролив. Изученные государства.
Евразия
Моря: Норвежское, Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Средиземное, Черное, Берингово, Охотское, Японское, Восточно-Китайское, Южно-Китайское, Аравийское, Красное.Заливы: Бенгальский, Персидский.
Острова: Великобритания, Шри-Ланка, Индонезийские, Японские, Сахалин.
Полуострова: Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский, Малая Азия, Аравийский, Индостан, Индокитай, Корея, Камчатка.Горы: Альпы, Карпаты, Кавказ, Тянь-Шань, Тибет, Гималаи.
Реки: Дунай, Днепр, Дон, Волга, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг, Сыр-дарья, Амударья, Обь, Енисей, Лена, Амур.Озера; Балхаш, Байкал, Иссык-Куль, Каспийское, Аральское.
Пустыни: Гоби, Каракум, Кызылкум.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны. Географическое положение и их хозяйственное значение;
• особенности географического положения, очертания-берегов и природные условия каждого материка, население и особенности размещения;
• названия изученных географических объектов (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида).
Учащиеся должны уметь:
• показывать на географической карте из приложения к учебнику океаны, давать им характеристику;
• определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка;
• давать элементарное описание природных условий всех материков, опираясь на карту и картины;
• находить в периодической печати сведения об изученных государствах и показывать их на политической карте;
• выполнять задания в « Рабочей тетради по географии материков и океанов» для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных особенностей учащихся).
Рекомендации по оснащению учебного процесса:
Электронные издания.
География России. Серия: Классика энциклопедий. Директ Медиа Паблишинг, 2011 Диск.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии. 8 класс. Диск
Презентации к урокам.

Карты
Карта: Агроклиматические ресурсы России
Карта: АПК России
Карта: Водные ресурсы России
Карта: Восточная Сибирь (физическая карта)
Карта: Геологическая карта России
Карта: Дальний Восток (физическая карта)
Карта: Европейский Север (физическая карта)
Карта: Европейский Север и С-3 России (социально-экономическая карта)
Карта: Европейский Юг России (социально-экономическая карта) Карта: Европейский Юг России (физическая карта)
Карта: Западная Сибирь (социально-экономическая карта)
Карта: Западная Сибирь (физическая карта)
Карта: Земельные ресурсы России
Карта: Климатическая карта России
Карта: Лесная промышленность России
Карта: Машиностроение и металлообработка России
Карта: Народы России Карта: ПЗ и биологические ресурсы России
Карта: Плотность населения России
Карта: Поволжье (социально-экономическая карта)
Карта: Поволжье (физическая карта)
Карта: Политико-административная карта России
Карта: Почвенная карта России
Карта: Растительность России
Карта: Рязанская область. Физическая.
Карта: Рязанская область. Административное деление.
Карта: С-3 России (физическая карта)
Карта: Социально-экономическая карта России
Карта: Тектоника и минеральные ресурсы России
Карта: Топливная промышленность России
Карта: Транспорт России
Карта: Урал (социально-экономическая карта)
Карта: Урал (физическая карта)
Карта: Физическая карта России
Карта: Химическая промышленность России
Карта: Центральная Россия (социально-экономическая карта)
Карта: Центральная Россия (физическая карта)
Карта: ЧМ и ЦМ
Карта: Экологические проблемы России
Карта: Электроэнергетика России
Интернет ресурсы:
Хозяйство России
htth://www. uznay – prezidenta.ru/- Президент России гражданам школьного возраста
htth://www. cfo-info.com/- Новости центрального округа
htth://www.szfo.ru/ - Северо-Западный федеральный округ
htth://www. pfo.ru/ -Приволжский федеральный округ
htth://www.ufo.gof.ru/ - Южный федеральный округ
htth://www. uralfo.ru/- Уральский. Дальневосточный федеральный округ
htth://www.pogoda.ru/- Главный погодный сайт. Прогноз погоды. htth://www. mchs.gov.ru/ -МЧС России
Список литературы:Жижина Е.А. «Поурочные разработки по географии: России: 8 класс» М: «ВАКО». 2011 г.
Дидактические материалы по географии России: 8-9 кл.: Кн. учителя/ И.И. Баринова, В.П. Дронов, В.Б. Пятунин. - М.: Просвещение, 2011.
Баринова И.И, Дронов В.П. - Методическое пособие, 8-9 кл. -М.: Дрофа* 2003.
Баринова И.И, Ром В.Я. - География России: Методическое-М.: Дрофа, 2000.
Баринова И.И. - Современный урок географии: 4.5, 8 кл. - М.: Школьная пресса, 2003.
Баринова И.И. и др. - Готовимся к экзамену по геогр.,8-9 кл. -М.: Рольф, Айрис-пресс, 1998.
Бенькович Т.М. - Опорные конспекты в обучении географии России: 8 кл. - М.: Просвещение, 1997
Ром В.Я. - Рекомендации к планированию уроков, 9 кл. -М.: Дрофа, 2003.
Жижина Е.А. - Поурочные разработки - 9 кл. - М.: Вако, 2010.
Жижина Е.А. - Поурочные разработки,8 кл.-М: ВАКО, 2011.
ИгнатьеваГ.А., Фролова Н.В. - Практич. работы: 8-9 кл.- М.: Просвещение, 1996.
Курашева Е.М. - География России в схемах и таблицах - М.: Экзамен, 2009.
Лазаревич К.С. - Я иду на урок геогр.: 8 кл.-М.: Первое сентября, 2000.
Лисенкова Г.Я. -Разноуровневые практич. работы: 9 кл.-М.: . 1997.
Перепечеева Н.Н. - Нестандартные уроки, 8 кл. - Волгоград: Учитель-АСТ, 2004.
Петрова Н.Н. - Настольная книга учителя географии.6-11 кл.-М.: Эксмо, 2008.
Петрова Н.Н. - Новый образовательный стандарт: Оценка подготовки выпускников основной школы - М: Экзамен, 2006.
Арефьев И.П. - Экономика России в опорных схемах и М.: НЦ ЭНАС, 2005.
Вагнер Б.Б. - Семь островов и архипелагов России - М.: Московский Лицей, 2004.
Даринский А.В. - Туристические районы РФ и ближнего Зарубежья -СПб: 1994.
Замятин Д.Н - Пространства России (хрестоматия) - М.: МИРОС 1994.
Лобченкова Т.Ю. Самые знаменитые путешественники России. -М.: Вече, 2001.
Лымарев В. И. - Островная Земля России - М.: Просвещение, 1993.
Москвин А.Г. - Экология водоёмов России - М.: Школа-Пресс, 1999.
Плисецкий Е.Л. - Соц. - экономич. география РФ - Справочное пособие в таблицах, схемах, картах - М.: Дрофа, 2004.
Пятунин В.Б., Симагин Ю.А. -Геогр. России 8-9 кл, Гимназия на дому. - М.: Дрофа, 2006.
Шинкарчук С.А. - Доклады, рефераты, сообщения (8, 9 кл.) -СПб.: Литера, 2007.
Элькин Г.Н. Красная книга России: Чудеса природы / Словарик-справочник школьника. - Спб.: Литера, 2009.
Инструмент по отслеживанию результатов работы
Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е. - География. ГИА-2009, 9 класс -М.: Астрель, 2009.
Амбарцумова Э.М., Татур А.О. - Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля, 9 кл. - М.: Интеллект-центр, 2005.
Барабанов В.В. и др. - ГИА 9кл. в новой форме, 2009/ФИПИ. - М.:Интеллект-Центр, 2009.
Барабанов В.В. - Контрольные работы (тесты), 9 кл. - М.: Интеллект-центр, 2000, 2001.
Баранчиков Е.В. - Тесты, 9 кл. (к учебнику Алексеева) - М.: Экзамен, 2006.
Баранчиков Е.В. - Тесты, 9 кл., часть1 и 2 (к уч. Дронова) - М.:Экзамен, 2007Крылова О. В. - Контрольные работы по геогр.: Вкл. -М.: Новый учебник, 2002.
Крылова О-В. - Сборник тестовых зданий для подготовки к итоговой аттестации по географии за курс основной школы -М.: Новый учебник, 2008
Единый государственный экзамен 2010. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИЛИ - М.: Интеллект -Центр, 2012
Чичерина О.В., Моргунова Ю.А. - ЕГЭ: 9 кл.: Типовые тестовые задания- М.: Экзамен, 2006.
Элькин Г.Н. - Тесты, 8-9 кл. - СПб.: Паритет, 2005
Крылова О-В. - Сборник тестовых зданий для подготовки к итоговой аттестации по географии за курс основной школы -М.: Новый учебник, 2008
Единый государственный экзамен 2010. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИЛИ - М.: Интеллект - Центр, 2012
Чичерина О.В., Моргунова Ю.А. - ЕГЭ: 9 кл.: Типовые тестовые задания - М.: Экзамен, 2006.
Базовый учебник


Методические пособия для ученика
География России. 8 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2012.
Контурная карта по географии для 8 класса.- М.: Дрофа; Издательство Дик, 2012.
География России. Атлас: 8 класс /Карты/ О.В.Крылова -М. Академкнига/ Учебник; М.: ФГУП ПО «Картография», 2011;
Список литературы:
Жижина Е.А. «Поурочные разработки по географии: России: 8 класс» М: «ВАКО». 2011 г.
Дидактические материалы по географии России: 8-9 кл.: Кн. учителя/ И.И. Баринова, В.П. Дронов, В.Б. Пятунин. - М.: Просвещение, 2011.
Баринова И.И, Дронов В.П. - Методическое пособие, 8-9 кл. -М.: Дрофа* 2003.
Баринова И.И, Ром В.Я. - География России: Методическое-М.: Дрофа, 2000.
Баринова И.И. - Современный урок географии: 4.5, 8 кл. - М.: Школьная пресса, 2003.
Баринова И.И. и др. - Готовимся к экзамену по геогр.,8-9 кл. -М.: Рольф, Айрис-пресс, 1998.
Бенькович Т.М. - Опорные конспекты в обучении географии России: 8 кл. - М.: Просвещение, 1997
Ром В.Я. - Рекомендации к планированию уроков, 9 кл. -М.: Дрофа, 2003.
Жижина Е.А. - Поурочные разработки - 9 кл. - М.: Вако, 2010.
Жижина Е.А. - Поурочные разработки,8 кл.-М: ВАКО, 2011.
ИгнатьеваГ.А., Фролова Н.В. - Практич. работы: 8-9 кл.- М.: Просвещение, 1996.
Курашева Е.М. - География России в схемах и таблицах - М.: Экзамен, 2009.
Лазаревич К.С. - Я иду на урок геогр.: 8 кл.-М.: Первое сентября, 2000.
Лисенкова Г.Я. -Разноуровневые практич. работы: 9 кл.-М.: . 1997.
Перепечеева Н.Н. - Нестандартные уроки, 8 кл. - Волгоград: Учитель-АСТ, 2004.
Петрова Н.Н. - Настольная книга учителя географии.6-11 кл.-М.: Эксмо, 2008.
Петрова Н.Н. - Новый образовательный стандарт: Оценка подготовки выпускников основной школы - М: Экзамен, 2006.
Арефьев И.П. - Экономика России в опорных схемах и М.: НЦ ЭНАС, 2005.
Вагнер Б.Б. - Семь островов и архипелагов России - М.: Московский Лицей, 2004.
Даринский А.В. - Туристические районы РФ и ближнего Зарубежья -СПб: 1994.
Замятин Д.Н - Пространства России (хрестоматия) - М.: МИРОС 1994.
Лобченкова Т.Ю. Самые знаменитые путешественники России. -М.: Вече, 2001.
Лымарев В. И. - Островная Земля России - М.: Просвещение, 1993.
Москвин А.Г. - Экология водоёмов России - М.: Школа-Пресс, 1999.
Плисецкий Е.Л. - Соц. - экономич. география РФ - Справочное пособие в таблицах, схемах, картах - М.: Дрофа, 2004.
Пятунин В.Б., Симагин Ю.А. -Геогр. России 8-9 кл, Гимназия на дому. - М.: Дрофа, 2006.
Шинкарчук С.А. - Доклады, рефераты, сообщения (8, 9 кл.) -СПб.: Литера, 2007.
Элькин Г.Н. Красная книга России: Чудеса природы / Словарик-справочник школьника. - Спб.: Литера, 2009