Разработка внеклассного мероприятия Наши небесные покровители


Морозова Ирина Николаевна
учитель начальных классов НОУ «Дивеевская монастырская православная средняя общеобразовательная школа»
Направление: классный час духовно-нравственной направленности.
Участники: обучающиеся 3 класса (возраст - 10-11 лет).
В Монастырской Православной школе ведется раздельное обучение девочек и мальчиков. В моем классе 15учениц.
На классном часе использовались компьютерные презентации.
В «Приложении к разработке классного часа» помещаю презентацию «Вера, Надежда, Любовь», выполненную для проведения данного мероприятия.
Классный час «Наши небесные покровители»
Цель:
воспитывать потребность в духовном совершенствовании.
Задачи:
формировать у каждого обучающегося представление о святом покровителе, чье имя он носит;
показать значение имени для человека;
формировать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации;
развивать познавательную активность, коммуникативные навыки и творческие способности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход классного часа.
1.Оргмомент.
2.Объявление темы, цели классного часа.
Имена, имена, имена –
В нашей жизни звучат не случайно:
Как загадочна эта страна,
Так и имя – загадка и тайна.
В этой жизни, а может, и той,
Под земною звездою небесной
Охраняет любого святой,
Не для каждого, впрочем, известный.
А.Бобров «Имена».
Сейчас нам трудно представить, что может быть человек без личного имени. А когда-то на Руси одни имена были похожи на прозвища: Хромой, Лапоть, другие отражали отношения к родившемуся ребёнку: Ждан, Неждан, или порядок их рождения: Первуша, Третьяк, Одинец. Считалось, что некоторые имена могли отвести от детей беды и болезни, например: Горе, Захворай.
Христианские имена пришли в 10 веке из Византии вместе с православием. Большая часть имён своими корнями уходят в Древнюю Грецию и Израиль, есть имена латинского происхождения, а есть имена славянские.
Имена давались по святцам, в которых на каждый день каждого месяца записаны имена святых, почитаемых Русской Православной Церковью.
После Октябрьской революции (это было менее ста лет назад) неверующие родители стали называть детей как хотели, и тогда появились имена: Октябрина, Сталина, Тракторина и тому подобные.
В последние годы большинство родителей называют своих детей не выдуманными именами, традиционными, давно известными на Руси.
Верующие люди, нарекая своего ребенка именем святого, уверены, что теперь их малыш всю жизнь будет окружен заботой и вниманием этого святого. К своему святому каждый может обратиться за помощью и поддержкой со словами, которые мы называем молитвой. Кто знает эту молитву?
«Моли Бога о мне, святая угодница Божия (называешь имя), яко азъ усердно к тебе прибегаю, скорой помощнице и молитвеннице о душе моей».
Каждый ребенок должен стремиться к тому, чтобы как можно больше узнать о жизни своего святого и подражать ему в делах и мыслях. Вот и мы сегодня познакомимся с житием некоторых святых.
3. Выступление с компьютерной презентацией Сукачевой Софии «Мое святое имя».
4. Беседа.
-Хочу еще раз обратить ваше внимание на то, что святая София подбадривала дочерей, беспокоилась лишь о том, чтобы они не отреклись от Господа, не испугались мучений. Святую Софию пыткам не подвергали и оставили живой с расчетом, что, лишившись детей, она будет очень страдать. Святая София прославлена как мученица, потому что она действительно страдала, когда убивали ее дочерей, но она была и счастлива, что они настоящие христианки. В наши дни тоже есть место исповедничеству: вспомните солдата Евгения Родионова, или недавнюю историю на Кавказе с паломниками из Москвы, когда все в автобусе, побоявшись бандитов, сняли с себя кресты. А до этого воодушевленно пели молитвы. Ни один человек на прямой вопрос «Веришь ли ты в Иисуса Христа?» не ответил утвердительно. Все отказались.
-Давайте проверим, насколько внимательно вы слушали сообщение Софии. Ответьте на следующие вопросы:
-Когда отмечается память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии? (30.09)
-Как понять смысл поговорки «По имени и житие»?
Еще в старину говорили, что имя – это не пустой звук. Оно будто бы способно сообщить человеку некоторые особенные качества. Есть замечательные стихотворные строчки:
Ты носишь имя святого,
Который восславил Христа…
В выступлении Софии говорилось о том, что среди наших небесных покровителей есть и блаженные, и мученицы, и преподобные. Они восславили Христа.
-Кто из вас сегодня узнал значение своего имени?
-Что такое именины? Как их принято отмечать?
4. Викторина
Как звали первую женщину? ( Ева)
Назовите имена сестёр Лазаря? (Марфа, Мария)
Жена-мироносица, равноапостольная…(Мария Магдалина)
Блаженная, которую звали Андрей Фёдорович, … (Ксения Петербургская)
Московская блаженная старица, слепорождённая… (Матрона)
Старица, которая встретила вместе с Симеоном Богоприимцем в Иерусалимском храме Иисуса Христа,…(Анна)
Назовите имена святых царственных мучениц, великих княжён(Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия)
Великая княгиня, основательница Марфо-Мариинской обители (Елизавета)
Царица, которая нашла Крест Христов…(Елена)
5. В нашем классе несколько девочек носят одинаковые имена, У нас 2 Марии, 2 Елизаветы, 2 Ксении, 3 Софии. София Кошурникова названа в честь новомученицы. Сейчас София расскажет о своей святой.
Выступление Кошурниковой Софии.
6. А теперь слово Литвиновой Ксении.
Литвинова Ксения читает наизусть стихотворение Е. Санина:
Однажды в воскресение
Зашли мы с мамой в храм.
И вдруг я имя «Ксения»,
Представьте, слышу там!
Святой молились Ксении
Она, сказали мне, -
Надежда на спасение
И людям, и стране.
Жила она, блаженная,
Тиха, добра, чиста,
Насмешки, унижения
Терпя ради Христа.
В снег и дожди осенние,
На поле, что ни ночь,
Молилась Богу Ксения,
Желая всем помочь!
Теперь навек в раю она!
Но, говорят, и там
Святая, вечно юная
Всем помогает нам.
А я ведь - тоже Ксения
А люди, как родня,
Теплей, чем с днём рождения,
Поздравили меня!
С того же воскресения
Иконка – на стене…
Моли, святая Ксения,
Ты Бога обо мне!
7.В нашем классе 2 Ксении, и обе названы в честь святой Ксении Петербургской. Демидчик Ксения расскажет житие своей святой покровительницы. Выступление с компьютерной презентацией.
8. Песня «Ксения Блаженная…» в исполнении 7 учениц класса.
9. Девочки, кто знает случаи помощи святой блаженной Ксении? (Рассказы детей.)
10.Какие небесные покровители есть у каждого православного человека? (Ответы детей.)
-Святой Ангел Хранитель и святой, именем которого мы названы. Также надо помнить, что святые, которым мы молимся, оберегают нас и помогают нам в трудные моменты.
-Скажите, кого называют Заступницей усердной рода христианского? (Пресвятую Богородицу.)
-Кто знает, что заповедал батюшка Серафим о молитве на Святой Канавке в Дивеево?
(150 раз прочитать молитву «Богородице Дево радуйся…» Конечно, читать эту молитву можно и не только на Канавке. Тот, кто так молится, получает особый покров Божией Матери.)11.Песня «Богородица» в исполнении 8 человек.
12. Давайте подведем итоги нашего классного часа.
-О ком мы сегодня говорили?
-Что мы должны помнить о наших именах? (Это имена святых, которые восславили Христа своей праведной жизнью или исповедничеством, мученической кончиной.)
-Довольны ли вы своей работой?