Внеклассное мероприятие по окружающему миру. «Земля – наш общий дом. Планета в опасности». Экологическая игра.


Внеклассное  мероприятие   по   окружающему   миру  в  4  «а» классе 
«Земля – наш общий дом. Планета в опасности». Экологическая игра.Актуальность. Земля – наш дом. Он становится непригодным для жилья, нам некуда уйти из своего дома, поэтому нужно учиться каждому на своём месте с любовью заботиться о Земле.
Цель: вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты и желание созидательно взаимодействовать с природой
Задачи:
-расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру;
-воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;
-воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.
Оборудование, оформление: компьютер, мультимедийное сопровождение,
выставка книг «Мы друзья твои, природа!», конкурс рисунков «Защитим и сохраним», жетончики за правильные ответы.
Ход  мероприятия.
Звучит музыка
1-я ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, наши гости! Все мы с вами живем в великой огромной стране - России. 2-я ВЕДУЩАЯ: Все мы очень любим нашу страну, и, конечно же, мы любим наш город, наш край. Но, к сожалению, не все жители нашего города и нашей огромной Родины берегут  окружающую  природу, красоту наших полей и рек, морей и лесов. 1-я ВЕДУЩАЯ: Сегодня мы поговорим с вами о том, как нужно заботиться о нашей Земле, что нужно сделать, чтобы красота её не угасла.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
Текут ручьи, звенят их голоса,
Я слышу леса гул и птичье пенье.
Земля нам дарит щедро чудеса
И ждет взамен труда и удивленья.
Учитель: Земля – общий дом для людей, животных и растений. Всех Земля приютила, для всех дает кров и пищу. И в ответ мы должны вести себя как добрые хозяева этого общего дома: беречь Землю, не обижать наших соседей – растения и животных.
Дорогие, ребята, уважаемые гости! Каждый из вас получил маленький зелененький символ-листочек – символ Земли. Это не просто символ, это бюллетень для голосования. Всем нам очень интересно будет узнать, какое решение примет каждый из вас после нашей встречи. Требуется ли нашей планете Земля помощь и готовы ли вы встать на защиту нашего дома? В конце нашей встречи вы должны будете проголосовать: «за» или «против». У вас будет время подумать, смотрите и думайте! Мы продолжаем!
1 чтец: Где бы мы ни жили на планете,
За твою судьбу мы все в ответе.
Мы твои помощники, друзья,
Мы, Земля, с тобой одна семья.
На сцене появляется ученик в костюме Земли.
Земля: Здравствуйте, добрые люди! Я – Земля! И мне радостно слышать вас и обидно.
Учитель:
- Ребята, нас услышала наша Земля, но что-то голос у неё грустный. Что случилось?
Земля:
Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Неужели я когда-то могла радоваться, могла любить? Я любила весь мир, все вокруг: солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц. Я любила созданную природу, как заботливая мать любит своего ребенка.
Как же я была прекрасна в то время!
Во что превратилась некогда прекрасная Земля? Неужели я создала и вскормила собственного губителя! У вас еще есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца.
Учитель:
 - Ребята, что же случилось с нашей планетой? Почему она жалуется?
(С нашей планетой произошла беда, её здоровью угрожает опасность).
Учитель: Человек наносит природе большие и маленькие раны. И сегодня мы поговорим об этих тревожных сигналах природы, а также совершим путешествие по станциям и поработаем в группах.
- Какие же задачи люди ставят, чтобы решить проблемы с болезнью нашей планеты? Что угрожает нашей планете Земля?
На все эти и другие вопросы вам предстоит сегодня ответить.
  Стихотворение «Притча о создании Земли»1 уч-к (на фоне медленной музыки рассказывает притчу):Когда-то, собравшись с последними силами,Создал Господь планету красивую.Дал ей форму шара большого.И посадил там деревья, цветы,Травы невиданной красоты.Много животных там стало водиться.Змеи, слоны, черепахи и птицы.Вот вам подарок, люди, владейте, Землю вспашите, хлебом засейте.Всем завещаю вам я отныне – Вы берегите эту святыню!
  Стихотворение        2 уч-к ( в руках держит глобус)Взгляни на глобус – шар земной.Ведь он вздыхает, как живой, и шепчут нам материки:Ты береги нас, береги! В тревоге рощи и леса, Роса на травах, как слеза, и тихо просят родники:Ты береги нас, береги!
       Учитель:Мудрецы  и мечтатели прошлого не один раз упоминали о чуде из чудес – единственном известном нам во Вселенной. Это чудо есть сама наша планета вместе с атмосферой – вместилищем и хранителем жизни.
От состояния на земле природы зависит жизнь человека. «Сохранить природу – сохранить жизнь!». Природа стала давать  тревожные сигналы, изменяться. Виновники этих изменений – люди и созданные ими заводы, фабрики, рудники, транспорт и многое другое. От хищнического отношения к природе и ее богатствам может быть только один результат – полное ее уничтожение.- Как вы понимаете хищническое отношение к природе?
Учитель: Итак, мы начинаем наше путешествие по планете Земля!
- Сегодня вы окажетесь в роли ученых – специалистов: ботаников, зоологов, географов, которые помогут спасти планету.
Задания для групп.
1. Ботаники расскажут, что угрожает "легким нашей планеты " - растениям.
2. Зоологи расскажут о состоянии "братьев наших меньших" - животных.
3. Географы расскажут о том, что угрожает "крови", т.е. почве, воде и воздуху.
(Учащиеся читают, затем от каждой группы выступает представитель с отчетом)
Выступают ботаники
- У нас в стране 18 тысяч видов травянистых растений. А сколько из них занесено в Красную книгу: колокольчики, подснежники, ряд видов тюльпанов и пионов, зверобой. (Ученики показывают Красную книгу).
Ветреница алтайская! Она уменьшает содержание пыли в воздухе в 3 раза, а газов и дыма в 2 раза. А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновение 25 тысяч видов высших растений. Да и площадь лесов ежеминутно сокращается на 20 га.
Выступают зоологи
Здравствуйте, птицы: соловьи, совы, воробьи и голуби!
Здравствуйте, звери: тигры, львы, слоны, волки!
Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже больше никогда не увидим - люди уничтожили их.
Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет получить больше денег за продажу редкого животного или его меха. Кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу - развлекается. Иногда слышишь: "Человек - царь природы!"
Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы?
Представить себе это невозможно... без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев. Все это нам щедро дает природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить.
Выступают географы
Без воды и не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода работает на гидроэлектростанциях - добывает ток. И моет всех тоже вода. А ещё вода самая широкая и удобная дорога, по ней плывут суда и везут тяжелые грузы и пассажиров. Но почти вся вода содержит значительное число солей, что делает ее непригодной к употреблению.
А знаете ли вы, что- бумага до полного разложения в земле будет лежать 2 года,- консервная банка – 90 лет,- полиэтиленовый пакет – 200 лет,- стеклянная банка – 2000 лет. Вдумайтесь в эти цифры.
Географы: Ребята, скажите, какие признаки грозной беды грозят нашей планете?
1. Вырубка лесов. Ботаники
2. Гибель животных. Зоологи
3. Загрязнение воды. Географы
4. Загрязнение воздуха. Ботаники
5. Накопление мусора. Зоологи
6. Отравление почвы. Географы
Учитель:
- Кто виноват во всех причинах болезни планеты? (Человек)
-Видно люди забыли о том, что мы навсегда в ответе за всех, кого приручили. За тех животных, растения, которые живут рядом с нами, за ту речку, которая бежит в нашем поселке, за ту планету, на которой нам посчастливилось жить.- Ведь у каждого из нас только одна планета. Мы не можем себе выбрать другую, так же, как и Земля не может себе выбрать другое человечество. И прав был А. Экзюпери предупреждавший, что " все мы пассажиры большого корабля по имени " Земля ", значит пересесть из него просто некуда».
- Что имел в виду автор этих строк? (Ответы детей)
- Следовательно, болезнь планеты угрожает здоровью и жизни самого человека. Как же добиться гармонии человека и его планеты?
- Я думаю, что нам следует прислушаться и придерживаться такого правила: "Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету".
Учитель:
- А какие меры охраны природы вам известны в нашей стране?
(Заповедники, заказники, национальные парки, Красная книга)
Итак, отправляемся в экологическое путешествие.
1. Станция "Лесная почта"
Каждой группе дается задание.
На эту станцию часто приходят письма от животных, растений, которые просят у вас совета. Вам нужно внимательно прочитать их и дать ответ устно на некоторые из них и помочь им.
Письмо №1
На день рождения Кате подарили щенка. Наконец- то сбылась ее мечта. Она так долго просила родителей купить ей щенка. И вот теперь у нее появился новый друг. Катя каждую минуту играла с ним, кормила, гуляла. А потом ей подарили говорящую куклу, о щенке Катя вспоминала все реже, а когда он заболел, сказала маме: "Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице".
Правильно ли поступила девочка?
Письмо №2
Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.
- Что ты делаешь?- спросила бабушка. Пчел прогоняю, они жалят цветы.
Бабушка улыбнулась и, позвав к себе внука, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.
- А я и не знал об этом.
Что сказала бабушка внуку?
Письмо № 3
Сережа, гуляя с папой в лесу, развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал.
Как убедить папу Сережи в том, что в лесу разжигать костер нельзя?
Ответ: Кострище в лесу не зарастает 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет: полиэтиленового пакета 200 лет.
2. Станция "Маленькие тайны природы"
- Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (Нет, только в ответ на боль, даже слабую).
- Какой зверь на земле самый чистоплотный? (Барсук. Около норы чисто, туалет - глубокая ямка устраивается в нескольких метрах от норы, чистит шерсть).- Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Она выделяет едкую жидкость, раз попробовав, птица запоминает яркого жучка).
- Назовите самого прожорливого хищника планеты (Стрекоза, она съедает пищи за день в несколько раз больше, чем весит сама).
- Куда исчезают лягушки, жабы зимой? (Спят).
- Ты натер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника).
- Если случится тебе простудиться, появится кашель, поднимется жар. Подвинь к себе кружку, в которой дымится слегка горьковатый душистый отвар. (Ромашка)
3. Станция "Сказочная»
 Учитель:
-Юные друзья! Мы живем в городе Малоархангельске, у нас есть прекрасные водоемы, а на окраинах  – степные просторы. Всё это богатство тоже просит помощи. И это в наших силах.  Поэтому  мы с вами будем беречь природу, не мусорить во время походов и прогулок, не разжигать костры, не рвать цветы.Вы должны помнить: пришел в лес, на речку, будь их хозяином и защитником.-Как вы понимаете «будь хозяином и защитником?
Учитель:Давайте друзья посмотрим инсценировку сказки.
Сказка
На сцене озеро.
Девочка. Какая прохлада! И умыться можно! И воды напиться!
Голос из озера.  Не пей, девочка. Вода в этом озере очень грязная. Чего там только в нем нет: колеса, банки, утюги, велосипеды – в общем, все то. Что служило людям, потом оказалось ненужным, и от чего избавились, выбросив в это озеро. Грязная жидкость льется через грязные трубы – это сточные воды. Остановилась жизнь для обитателей озера.
 
Водяной. Разворачивает плакаты: «Купаться запрещено!», «Воду использовать нельзя!».
Водяной.
Я одинокий водяной,
Никто не водится со мной.
Друзья мои лягушки болеют, как старушки.
На дне моей квартиры – бутылки, тряпки, вилы.
Не озеро – помойка,
Не уходи, постой-ка!
Кругом лежат жестянки,
Запчасти, склянки, банки,
А мне так жить,
А мне так жить,
А мне так жить охота!
Водяной. Девочка, помоги! Ведь люди все знают и могут, помоги!
Девочка. Ребята, надо как — то помочь водяному и всем жителям этого озера.
Ребята убирают мусор.
Чтец. Если в воду не будут сбрасывать всякие отходы, то постепенно вода сама очистится.
Чтец. А если еще и помочь воде убрать все, что бросили, тогда в нее возвратиться жизнь.
Чтец. Будут плавать рыбки, цвести кувшинки, кружиться над озером чайки!
Чтец.
А мы туристы, шагаем по Земле,
И долго нам идти по ней,
А на Земле растут цветы,
Деревья и кусты.
Чтец.
Беречь природу очень нужно нам,
Чтоб лучше наша жизнь была,
И всех друзей с собой мы позовем,
Зверей и птиц всех вместе соберем,
Все. Природу сохраним
Учитель:
- Мы сегодня много говорили об экологических проблемах нашей Земли. Сейчас мы узнаем, насколько   вы  умеете оберегать природу. А поможет нам светофор, ясно укажет, как можно помочь природе, а не навредить ей. Необходимо выбрать  правильный ответ на предлагаемое стихотворение с помощью комплекта кружков, которые в свою очередь обозначают следующее:1.зеленый – помогаете природе,2.красный – ясно, что вредите ей,3. желтый предупреждает вас «Осторожно, опасность!»Предлагаем и  гостям принять участие в игре.У каждого комплект из трех кружочков: красный, желтый, зеленый.
1.  Ходим, ходим по лужку, Собираем по цветку:Красный, белый, синий цвет…Замечательный букет. (Дети должны объяснит выбор цвета. Нельзя рвать цветы, так как растения не смогут размножаться) КРАСНЫЙ 2. Зайку серого найду, Принесу его домой – Будет этот зайка мой.(Нельзя ловить диких зверей в неволе они погибают) КРАСНЫЙ
3.Огонь траву с цветами вместе выжег,Кусты спалил, в зеленый лес вошел.Он, как испуганная стая белок рыжих,Метался со ствола на ствол.- Почему нельзя разжигать и оставлять в лесу костры? ЖЕЛТЫЙ
4.Завтра утром в лес пойдемИ опят, и маслят,И груздочки соберем.Вот наелись мы, ребята!- Какую опасность таят в себе собранные самостоятельно грибы? ЖЕЛТЫЙ
5.Мы пыхтим и морщимся:_Что мы вам – уборщицы?Площадку никак не подмету,Соблюдайте чистоту!- Какой вред наносят обертки, упаковки, бумажки растениям? (Пластиковые обертки не разлагаются, и растения под ними отравляются от краски, погибают без света – лужайка портится) ЗЕЛЕНЫЙ
6.Колкую, зеленуюСрубили топором,Из лесу душистаяК нам приходит в дом.- Почему нельзя рубить деревья?- Как можно восстановить вырубленные деревья? КРАСНЫЙ
7.Поливаем клумбы дружно.Траву выполем на спор.А зачем все это нужно?Чтоб красивым был наш двор!-Какую пользу приносит нам посадка цветов, полив клумб? (Охлаждается воздух в жару, нет сорняков, вызывающих аллергию.) ЗЕЛЕНЫЙ
4. Станция "Правила поведения в природе»
Задание: расскажите, как должен вести себя воспитанный человек в природе и научите своих друзей этому?
От каждой группы выходят представители и рассказывают о правилах поведения в природе.
Выходят дети, держа в руках знаки.
- Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвет лесных цветов. - Не сбивай незнакомые тебе или даже известные ядовитые грибы. Многие из них - лекарство для лесных обитателей.
- Не следует ловить и приносить в дом лесных зверушек, насекомых и птиц, для них наше "развлечение" часто заканчивается болезнью, мучением и смертью. Это не игрушки.
- Не разрушай нечаянно или нарочно муравейников! Иначе муравьи не успеют отремонтировать свой теремок до морозов. И погибнут!
- И, конечно же, вежливый человек, пришедший отдохнуть в лес или на луг, не оставит после себя свалки.
– Вспомните правила друзей природы. (Называют правила по очереди)
1. Нельзя сорить и бросать мусор.
2. Нельзя рвать цветы и травы охапками. Среди них могут оказаться очень редкие или лекарственные, которые могут пригодиться людям или животным, Цветами лучше любоваться в лесу, ведь дома в вазе они не будут радовать нас долго.
З. Деревья и ветки ломать ни в коем случае нельзя.
4. Нельзя сбивать мухоморы, т.к. ими питаются животные и птицы.
5. Да и громко петь и кричать тоже нельзя, потому что можно напугать лесных жителей.
6. Нельзя брать домой маленьких животных и птенчиков.
7. Нельзя разорять муравейники, так как муравьи - санитары леса.
8. Запрещается разорять гнёзда птиц, бросать в них камни.
9. Нельзя разводить костер без надобности! Костер нужен для того, чтобы приготовить еду или обогреться. Дети не должны разводить костёр без старших.
Итог урока. РефлексияУчитель:
-  Ребята, есть разные символы жизни: вода, воздух, солнце. Символом может быть и дерево.  Корни дерева – это источники питания, роста и процветания. Если корни получают недоброкачественное питание, то само дерево может погибнуть.
Наша с вами задача: на корнях записать экологические проблемы, этим займется группа ботаников,  а на листочках группа географов запишет путь предотвращения экологических проблем, группа зоологов заселит нашу планету животными, птицами, растениями.
Учитель: А сейчас проведем голосование. Как вы думаете, требуется ли нашей планете Земля помощь и готовы ли вы встать на защиту нашего дома? Кто «за» или «против» узнаем сейчас. Один представитель группы ботаников пронесет урны для голосования. Подведем итог «за» - ___ чел., «против» - ____ чел.Учитель: Земля. В этом коротком слове история, труд, судьбы миллионов людей прошлых, настоящих и будущих поколений нашей Планеты. Помните! Вся сила человека в Земле. Никто не мог победить легендарного Антея, пока он касался Земли, вливающей в него новые силы, но стоило только оторвать его от нее – он погиб. Это миф – завещание нам, потомкам,  -  хранить связь с Землей.
Учитель:- Давайте жить в согласии с природой, не нарушая ее законов и порядка.- Вам понравилась наша встреча?
Давайте украсим ее песней «Земля – наш дом»  Ю. Антонов.
Текст «Земля не спит»
Я речь свою веду о том,
Что вся земля наш общий дом.
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нём живём.
Ещё о том веду я речь,
Что этот дом хотят поджечь,
Хотят, чтоб к нам пришла беда,
Чтоб жизнь исчезла навсегда.
Земля не спит и каждый день
Глядит в глаза своих детей.
Тебе и мне глядит в глаза,
И нам с тобой молчать нельзя.
Я речь свою веду о том,
Что всем нам дорог этот дом.
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нём живём.
Ещё о том веду я речь,
Что мы наш дом должны сберечь,
Давай докажем, что не зря
На нас надеется земля.
Земля не спит и каждый день
Глядит в глаза своих детей.
Тебе и мне глядит в глаза,
И нам с тобой молчать нельзя.
Земля не спит и каждый день
Глядит в глаза своих детей.
Тебе и мне глядит в глаза,
И нам с тобой молчать нельзя.
Земля не спит и каждый день
Глядит в глаза своих детей.
Тебе и мне глядит в глаза,
И нам с тобой молчать нельзя.