Рабочая программа по математике для детей с ограниченными возможностями здоровья 6 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
Утверждаю
Директор школы № 5
_________ /_____________
«__» ______ 20___ г. Согласовано
Методический совет.
Протокол № _______
от «__» ____ 20__ г.
Рассмотрено
на заседании МО
Протокол № _______
от «__» ____ 20__ г.
Рабочая программа
по предмету_____математика___________________
(наименование учебного предмета)
для _6 Г класса
для детей с ограниченными возможностями здоровья
(специальный (коррекционный) класс VII вида)_____
(ступень образования, класс)
Учитель Манахова Ирина Михайловна,
учитель первой категории
(ФИО учителя)
г. Рыбинск, 2014 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа ориентирована на детей с ограниченными возможностями здоровья (специального (коррекционного) 6–Г класса VII вида). и реализуется на основе следующих документов:
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от29.12.2013 № 273-ФЗ
федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089 с изменениями, внесенными приказом Минобразования РФ от 10.11.2011г. № 2643
примерные программы основного (среднего полного) общего образования по математике, рекомендованные Минобразования РФ для базисного учебного плана 2004 г.;
примерный учебный план для образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2014/2015 уч. г.Приказ Министерства образования РФ от 12.12.2012 № 1067, зарегистрированного в Минюсте РФ 30.01.2013 г., рег. № 26755 «Об утверждении федеральных перечней учебников на текущий уч. год, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 уч. год»;
приказ Минобразования РФ от 04.10.2013 г. №986 «Об утверждении федеральных требований к ОУ в части минимальной оснащенности образовательного процесса»
приказ Минобразования РФ от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г.№ 1089
письмо Минобразования России «О введении элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей в содержание математического образования основной школы», Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2014/2015 уч.г.
Рабочая программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями к УМК Н.Я. Виленкина, включённого в Федеральный (региональный) перечень учебников на 2014-2015 г.
Рабочая программа рассчитана на изучение математики на 170 часов (5 ч. в неделю). Продолжительность учебного года в ОО 34 учебных недели без учета промежуточной аттестации.
Тип класса – класс для детей с ограниченными возможностями здоровья (специальный (коррекционный) класс VII вида)
Изучение математики в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В ходе преподавания математики в данном 6 классе учитываются психические, физические и умственные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Предложенная рабочая программа рассчитана на учащихся, имеющих ослабленное состояние нервной системы, влекущее за собой быструю утомляемость, низкую работоспособность, повышенную отвлекаемость, а что в свою очередь, ведёт к нарушению внимания, восприятия, абстрактного мышления, недостаточная концентрация внимания на объекте, малый объём памяти.
Основными целями обучения математике в 6 специальном (коррекционном) классе VII вида являются: - приобретение базовой подготовке по математике
- формирование практически значимых знаний и умений
- интенсивное интеллектуальное развитие средствами математики на материале, отвечающем особенностям и возможностям данной категории обучающихся.
Темп изучения материала 6 класса должен быть небыстрым. Достаточно много времени нужно отводить на отработку основных умений и навыков, на повторение, в том числе коррекцию знаний за курс математики 5 класса. Отработка осуществляется на большом числе посильного учащимся упражнений. Но задания должны быть разнообразны по форме и содержанию, включать в себя игровые моменты.
Формирование важнейших умений и навыков должно происходить на фоне развития продуктивного умственной деятельности: шестиклассники учатся анализировать, замечать существенное, подмечать общее, делать несложные выводы и обобщения, переносить несложные приёмы в нестандартные ситуации, обучаются логическому мышлению, приёмам организации мыслительной деятельности.
Важнейшее условие правильного построения учебного процесса - это доступность и эффективность обучения для каждого учащегося в таких классах, что достигается выделением в теме главного, и дифференциацией материала, отработкой на практике полученных знаний. Только доступность и понимание помогут вызвать у таких учащихся интерес к учению. При изучении теоретического материала используется деятельностный подход, т.е. решение задач и выполнение заданий наглядно - практического характера. От обучающихся нельзя требовать быстрого запоминания и вывода формул, алгоритмов, решения нестандартных, трудоемких заданий. Для усвоения материала данной категории обучающихся требуется многократное повторение. Карта индивидуальных особенностей развития детей и рекомендации для учителя прилагаются.
Для реализации поставленных целей используются следующие технологии и методики: уровневая дифференциация, проблемное обучение, информационно-коммуникативнные технологии, здоровьесберегающие технологии. Основной формой обучения является урок (урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного материала, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля знаний и умений). В целях усиления развивающих функций задач, развития творческой активности обучающихся, активизации поисково-познавательной деятельности на уроках используются творческие задания, задачи на моделирование, задания практического характера, что направлено на развитие межпредметных связей. В ходе учебного процесса применяются различные организационные формы общения: работа в группах и парах, индивидуальная и коллективная работа; методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, поисковый, частично поисковый, исследовательский, формы контроля: административный, промежуточный, итоговый., методы контроля: тесты, контрольные работы (К.Р. 14), проверочные работы, самостоятельные работы, математические диктанты, зачеты. Административный контроль (входная, промежуточная и контрольная работа за год) проводятся за счет часов выделенных на повторение.
Организация учебного процесса предполагает наличие минимального набора учебного оборудования, как для демонстрационных целей в классе, так и для индивидуального использования.
Минимальный набор демонстрационного учебного оборудования включает:
демонстрационные плакаты, содержащие основные математические формулы, соотношения, законы, таблицы метрических мер, графики основных функций;
классные линейки, угольники, транспортир, циркуль;
Компьютер, слайдовый проектор, коллекция ЦОР.
В наборах для индивидуального использования имеется: линейка, угольник, транспортир, циркуль, наборы плоских и пространственных геометрических фигур.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
1С: Школа. Математика 5-11класс. ПрактикумМатематика на компьютерах и др.
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет – ресурсов:
Министерство образования РФ: http://www.ed.gov.ru/ ;HYPERLINK "http://www.edu.ru"http://www.edu.ru
Тестирование online: 5 – 11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdoСеть творческих учителей: http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&tmpl=com ,
Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/mainПутеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ruМегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ruсайты «Энциклопедий»: http://www.rubricon.ru/; http://www.encyclopedia.ruсайт для самообразования и он-лайн тестирования: http://uztest.ru/Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:
1. Математика,6. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Н.Я. Виленкина, 2010.
2.Самостоятельные и контрольные работы по математике для 6 класса.-М,:Илекса, 2005 –160с.
3. Тематическое планирование по математике: 5-9 кл.: Книга для учителя / Составитель Т.А Бурмистрова. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2004.
Дополнительная литература:
4. Ткачева М.В., Федорова Н.В. Элементы статистики и вероятность. Пособие для учащихся 7-9 классов. – М.: Просвещение, 2003.
5. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Элементы статистики и теории вероятностей. Пособие для учащихся 7-9 классов. – М.: Просвещение, 2003.
6. Гришина И.В., Лестова Е.В. Математика. 6 класс. Тесты: В 2 ч – Саратов: Лицей, 2009.
7. Математика. 6.класс. Поурочные планы по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова.и др. Л.А. Тапилина, Т.Л. Афанасьева Издательство «Учитель», 2008
8. А.С. Чесноков, К.И. Нешков . Дидактические материалы по математике. 6 класс. Москва «Просвещение» 2000
Литература для учителя
Жохов В.И., Преподавание математики в 5 и 6 классах.-М.Мнемозина, 2004-2007.
Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 6 класса.-М.Просвещение, 1990-2000.
Шарыгин И.Ф., Шевкин К.И. Математика. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. – М.Просвещение, 1995-1996.
Кривоногов В.В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы.-М.Издательство «Первое сентября» 2003.
Абдрашитов Б.М. Учитесь мыслить нестандартно»: книга для учащихся.М.Просвещение: АО «Учебная литература» 1996.
Диск. Математика поурочные планы. 5-6 классы по учебникам Н.Я. Виленкина и др.
Сайт http://www.mnemozina.ru/work/catalog/253/257/3796
Литература для учащихся
Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 6 класса.-М.Просвещение, 1990-2000.
Шарыгин И.Ф., Шевкин К.И. Математика. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. – М.Просвещение, 1995-1996.
Кривоногов В.В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы.-М.Издательство «Первое сентября» 2003.
Абдрашитов Б.М. Учитесь мыслить нестандартно»: книга для учащихся.М.Просвещение: АО «Учебная литература» 1996.
Вычисляем без ошибок. Работы с самопроверкой для учащихся 5-6 классов/ С.С. Минаева-М.:Издательство «Экзамен»
Н.Я.Виленкин и др. «Математика 6 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений. – Москва: Мнемозина, 2011;
Тематическое планирование.
№ ТЕМА Кол-во часов попрограмме Кол-во часов фактически Прил.
К.р.
1. Повторение курса 5 класса - 4 1
Делимость чисел. 22 ч 19+4 =23 1
2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями 21ч 21 2
3. Умножение и деление обыкновенных дробей. 29 ч 29 3
4. Отношения и пропорции 13 ч 17 2
5. Положительные и отрицательные числа. 13 ч 13 1
6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. 12 ч 12 1
7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. 12ч 12 1
8. Решение уравнений. 14 ч 15 2
9. Координаты на плоскости. 12 ч 10 1
10. Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей. 6 8 0
11. Повторение. Решение задач. 16 ч 10 1
Всего 170 ч 170 14+2
Поурочное планирование
№ Тема урока пункт Цели. Что изучено. Приложение
Повторение за 5 класс - 4 ч. 1 Повторение курса математики 5 класс. Действия с натуральными числами. Инструктаж по ТБ. Уметь: выполнять арифметические действия с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, уметь решать задачи на проценты. 2 Обыкновенные дроби. Десятичные дроби. 3 Проценты.
Развитие умений работать по алгоритму. 4 Вводная контрольная работа (административный контроль) Делимость чисел - 19+4=23 ч. 5 Делимость натуральных чисел. п.1 Знать определение делителя числа и кратного числу.
Уметь находить делители числа и кратные числу. презентация
6 Делители и кратные числа. Решение упражнений на нахождение делителей и кратных чисел. 7 Признаки делимости на 10, 100, 1000 при решении упражнений и задач. п.2 Знать признаки делимости на 2, 5, 10
Уметь:
- проверять делимость числа на 2, 5, 10 при решении уравнений, в вычислительных примерах и в логических заданиях. 8 Признаки делимости на 10, на 5, 2.Определение четных и нечетных чисел. 9 Признаки делимости на 9.Развитие навыков анализа. п.3 Знать признаки делимости на 3 и на 9.
Уметь:
- проверять делимость чисел на 3, 9 при решении уравнений, в вычислительных примерах и в логических заданиях. Диск.
10 Признаки делимости на 3.Развитие навыков группировки и классификации. 11 Простые числа. Использование таблицы простых чисел при выполнении упражнений. п.4 Уметь:
- раскладывать числа на простые множители.
- записывать разложение числа на простые множители в канонической форме. 12 Составные числа. Развитие навыков группировки. 13 Разложение натурального числа на простые множители. Повторение понятия %числа и нахождение дроби от числа. п.5 14 Разложение на простые множители. Решение задач и упражнений. 15 Общий делитель. Развитие умений планировать деятельность. п.6 Иметь представление о наименьшем общем кратном и наибольшем общем делителе
Уметь:- вычислять НОД и НОК двух или трех натуральных чисел.
- находить НОД и НОК с помощью разложения на простые множители. 16 Наибольший общий делитель. Понятие НОД и его нахождение. Развитие умений работать по алгоритму. 17 Взаимно простые числа. Отработка навыка разложения числа на простые множители и нахождения НОД. 18 Общее кратное. Деление с остатком. Развитие внимательности. п.7 Иметь представление о наименьшем общем кратном и наибольшем общем делителе
Уметь: - вычислять НОД и НОК двух или трех натуральных чисел.
- находить НОД и НОК с помощью разложения на простые множители. Диск.
19 Наименьшее общее кратное. Развитие умений работать по алгоритму. 20 Нахождение наименьшего общего кратного при решении задач. 21 Решение упражнений на нахождение НОК и НОД. 22 Контрольная работа № 1 на тему «Признаки делимости чисел. Разложение на простые множители. НОД, НОК». Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы 23 Анализ к.р. Работа над ошибками Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями -21 ч. 1 Основное свойство дроби. Обыкновенная дробь.
Развитие словесно-логического мышления. п. 8 Знать, как использовать основное свойство дроби
Уметь приводить дроби к заданному числителю или знаменателю 2 Сокращение дробей. Определение несократимой дроби. п. 9
Знать, как сокращать дробь.
Уметь сокращать дробь, пользуясь основным свойством дроби., признаками делимости 3 Сокращение дробей. Нахождение НОД, применение основного свойства дроби в ходе решения упражнений. 4 Сокращение дробей. Дополнительный множитель. Сравнение дробей. 5 Приведение дробей к новому знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. п. 10
Уметь:
приводить дроби к общему знаменателю, находя НОК.
6 Приведение дробей к общему знаменателю. Решение задач. Развитие внимательности. 7 Приведение дробей к общему знаменателю в ходе решения упражнений. 8 Сравнение дробей с разными знаменателями. Решение упражнений на сравнение дробей. п. 11 Знать
правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.
Уметь:
Складывать и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями.
Сравнивать дроби, упорядочивать наборы дробей.
9 Арифметические действия с обыкновенными дробями. Сложение дробей с разными знаменателями. Презентация
10 Вычитание дробей с разными знаменателями. Развитие умений работать по алгоритму. 11 Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Решение упражнений и текстовых задач. 12 Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Развитие умений планировать деятельность. 13 Урок – практикум по теме. Отработка умения сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями. 14 Контрольная работа № 2 на тему «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями». Контроль и систематизация знаний по теме 15 Анализ К.Р. Работа над ошибками. 16 Смешанное число. Сложение смешанных чисел. Применение переместительного и сочетательного свойства при сложении смешанных чисел. п. 12 Знать
правила сложения и вычитания смешанных чисел
Уметь:
Складывать и вычитать смешанные числа. 17 Вычитание смешанных чисел. Применение в ходе решения упражнений. Развитие внимательности. 18 Сложение и вычитание смешанных чисел. Вычитание дроби из целого числа. 19 Сложение и вычитание смешанных чисел. Решение уравнений. 20 Решение текстовых задач на сложение и вычитание смешанных чисел. 21 Контрольная работа № 3 на тему«Сложение и вычитание смешанных чисел». Контроль и систематизация знаний по теме Умножение и деление дробей – 29ч. 1 Умножение обыкновенных дробей на натуральное число. Развитие умений работать по алгоритму. п. 13 Знать
правила умножения обыкновенных дробей, распределительное свойство умножения
Уметь:
находить дробь от числа , применять РСУ 2 Умножение обыкновенных дробей. Свойства умножения дробей, свойства нуля и единицы при умножении. 3 Умножение смешанных чисел. Урок- аукцион по теме: «Умножение дробей». Презентация
4 Нахождение дроби от числа. Решение задач с помощью умножения. п. 14 5 Решение задач на нахождение дроби от числа. 6 Нахождение целого по его части при решении упражнений. 7 Распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Применение их при нахождении значений выражений и умножении смешанного числа на натуральное число. п. 15 8 Применение распределительного свойства умножения для представления суммы в виде произведения суммы и числа при нахождении значений выражений. 9 Применение распределительного свойства умножения. Решение текстовых задач и упрощение выражений. 10 Обобщающий урок по теме: «Умножение дробей». 11 Контрольная работа № 4 на тему «Умножение дробей. Нахождение дроби от числа». Контроль и систематизация знаний по теме 12 Анализ К.Р. Работа над ошибками. 13 Взаимно обратные числа. Развитие внимательности. п. 16 Знать:
правило деления дробей, применять при решении задач; правило нахождения числа по его дроби.
Уметь:
находить число обратное данному, выполнять деление дробей, находить значение дробного выражения. 14 Нахождение взаимно обратных чисел в ходе выполнения упражнений. 15 Деление. Деление обыкновенных дробей. п. 17 16 Деление обыкновенных дробей, смешанных чисел. Решение уравнений. 17 Решение текстовых задач арифметическим способом (уравнением) по теме: «Деление дробей». 18 Деление дробей. Обобщение и систематизация материала по теме. 19 Контрольная работа № 5 на тему «Деление дробей». 20 Нахождение числа по данному значению его дроби. п. 18 21 Нахождение числа по его дроби. Презентация
22 Решение задач на нахождение числа по его дроби. 23 Решение текстовых задач по теме: «Нахождение числа по его дроби».Развитие навыков анализа. 24 Дробные выражения. Числитель и знаменатель дробного выражения. Решение дробных выражений. п. 19 25 Преобразование дробных выражений. Решение задач на нахождение числа по его дроби и нахождение дроби от числа. 26 Промежуточный контроль (административный) 27 Дробные выражения. Нахождение значений дробных выражений. Арифметические действия с обыкновенными дробями. 28 Контрольная работа № 6 на тему «Нахождение числа по его дроби». Контроль и систематизация знаний по теме 29 Анализ К.Р. Работа над ошибками. Отношения и пропорции – 17 ч. 1 Отношения двух чисел.
Выражение отношения в процентах. п.20 Знать:
понятия отношение чисел, пропорция, члены пропорции, прямая и обратная пропорциональность, масштаб, окружность, круг. Основное свойство пропорции. Формулы длины окружности и площади круга.
Уметь:
находить отношение чисел, составлять пропорции, использовать основное свойство пропорции при решении уравнений и задач, решение задач с помощью пропорции при заданном масштабе, решать задачи с применением формул длины окружности и площади круга 2 Отношения. Нахождение отношений двух величин. Решение задач на проценты. 3 Пропорции. Понятие пропорции, ее членов. Чтение пропорции, составление пропорции из отношений. Основное свойство пропорции. Презентация
4 Пропорциональные и обратно пропорциональные зависимости. Развитие навыков анализа п.21 5 Прямая пропорциональность. Решение задач, используя прямо пропорциональную зависимость величин, решение уравнений с помощью пропорции. 6 Обратная пропорциональность. Решение задач, используя обратно пропорциональную зависимость величин. п.22 7 Решение задач на прямую и обратную пропорциональные зависимости. 8 Обобщающий урок по теме : «Отношения и пропорции» 9 Контрольная работа № 7 на тему «Пропорции». 10 Масштаб. Решение задач с помощью пропорции при заданном масштабе, решение уравнений. п.23 11 Решение задач связанных с масштабом. 12 Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда, диаметр. Формула длины окружности. Число . п.24 http://www.matematika-na.ru13 Площадь круга. ФормулаS круга, применение её к решению задач. Единицы измерения длины, площади, массы, времени, скорости. 14 Возникновение геометрии из практики. Геометрические фигуры и тела. Наглядные представления о пространственных телах: шар. Решение геометрических задач. 15 Шар. Радиус шара, сферы. Решение прикладных задач геометрического содержания с применением формул длины окружности и площади круга. п.25 16 Обобщающий урок по теме. Размеры объектов окружающего нас мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем нас мире. 17 Контрольная работа № 8 на тему «Пропорции» Контроль и систематизация знаний по теме Положительные и отрицательные числа - 13 ч. 1 Положительные и отрицательные числа. Изображение положительных и отрицательных чисел на прямой. Координаты точки на прямой. Координатная прямая. п.26 отмечать точки напрямой, находить числа, противоположные числа, модули чисел, сравнивать целые числа, выполнять арифметические действия с рациональными числами. 2 Изображение чисел на координатной прямой. 3 Координата точки. Изображение чисел на прямой. 4 Противоположные числа. Нахождение числа противоположного данному числу. п. 27 5 Противоположные числа. Целые числа: положительные, отрицательные и нуль. Изображение их на координатной прямой. Этапы развития представлений о числе. 6 Модуль числа и его геометрический смысл. Развитие умений работать по алгоритму. п. 28
7 Модуль (абсолютная величина) числа. Нахождение модуля чисел в ходе выполнения упражнений. 8 Сравнение рациональных чисел, используя термометр и координатную прямую. п. 29 9 Сравнение отрицательных чисел, с нулем, по модулю. 10 Измерение величин. Решение упражнений на сравнение чисел и нахождение модуля числа. п. 30 11 Обобщающий урок по теме. 12 Контрольная работа № 9 на тему «Координатная прямая. Сравнение чисел. Модуль числа». Контроль и систематизация знаний по теме 13 Анализ контрольной работы. Урок – исследование по теме: «Модуль» Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел – 12 ч. 1 Арифметические действия с рациональными числами. Сложение чисел с помощью координатной прямой. п. 31 Знать:
правила сложения , вычитания положительных и отрицательных чисел, правило нахождения длины отрезка на координатной прямой
Уметь:
Складывать и вычитать отрицательные числа и числа с разными знаками, находить длину отрезка, решать уравнения
2 Сложение отрицательных чисел. Решение упражнений. п. 32 Диск.
3 Сложение отрицательных чисел. Решение прикладных задач. 4 Сложение чисел с разными знаками. п. 33 5 Решение упражнение на сложение чисел с разными знаками. 6 Решение задач на сложение чисел с разными знаками и отрицательными числами. 7 Работа с микрокалькулятором. Размеры объектов окружающего мира. 8 Арифметические действия с рациональными числами. Вычитание отрицательных чисел. п. 34 9 Применение правила вычитания чисел при решении уравнений, нахождение значений выражения. 10 Вычитание. Решение уравнений и задач. 11 Нахождение длины отрезка на координатной прямой. Обобщение по теме. 12 Контрольная работа № 10 на тему «Сложение и вычитание отрицательных чисел». Контроль и систематизация знаний по теме Умножение и деление положительных и отрицательных чисел – 12 ч. 1 Анализ ошибок К.Р.Умножение положительных и отрицательных чисел. Применение при выполнении упражнений. п.35 Знать:
правила умножения чисел с разными знаками, деления чисел с разными знаками, свойства действий с рациональными числами.
Уметь:
умножать числа с разными знаками, делить числа с разными знаками, выполнять действия с рациональными числами. 2 Умножение чисел с разными знаками при решении задач. Развитие умений работать по алгоритму. 3 Деление положительных и отрицательных чисел. п. 36 4 Деление чисел с разными знаками. Применение правила в примерах и задачах. 5 Понятие о рациональном числе. Запись рациональных чисел либо в виде десятичной дроби, либо в виде периодической дроби. п. 37 6 Рациональные числа. Бесконечная десятичная дробь. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Повторение правила округления десятичных дробей. 7 Решение задач и уравнений с рациональными числами. 8 Буквенная запись свойств арифметических действий. Применение законов арифметических действий для рациональных вычислений. п. 38 9 Выполнение действий с рациональными числами. 10 Решение примеров на выполнение действий с рациональными числами. 11 Контрольная работа № 11 на тему «Умножение и деление отрицательных чисел». Контроль и систематизация знаний по теме 12 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Решение уравнений - 15 ч. 1 Раскрытие скобок. Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. п. 39 Знать:
правила раскрытия скобок, определение числового коэффициента, подобных слагаемых, линейного уравнения.
Уметь:
раскрывать скобки, упрощать выражения, находить числовой коэффициент выражений, выполнять приведение подобных слагаемых, решать уравнения методом переноса слагаемых. 2 Упрощение и нахождение значений выражений, применения правила раскрытия скобок. Решение задач на раскрытие скобок. 3 Числовой коэффициент. Нахождение числового коэффициента выражений. п. 40 4 Подобные слагаемые. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный. п. 41 5 Подобные слагаемые. Приведение подобных слагаемых на примерах. Развитие внимательности. 6 Решение задач на приведение подобных слагаемых. Решение текстовых задач арифметическим способом. 7 Раскрытие скобок. Обобщающий урок по теме 8 Контрольная работа № 12 на тему«Простейшие преобразования выражений». 9 Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Решение уравнений способом переноса из одной части в другую с противоположным знаком. П. 42 Презентация
10 Линейное уравнение. Решение линейных уравнений. Игра – путешествие. Развитие словесно-логического мышления. 11 Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений. Развитие умений планировать деятельность. 12 Решение текстовых задач алгебраическим способом с помощью уравнения. 13 Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений. 14 Решение уравнений и текстовых задач с помощью уравнений. Обобщающий урок по теме. 15 Контрольная работа № 13 на тему «Решение уравнений». Контроль и систематизация знаний по теме Координаты на плоскости – 10 ч. 1 Анализ ошибок К.Р. Перпендикулярные прямые. Построение перпендикулярных прямых с помощью треугольника и с помощью транспортира. П.43 Знать:
определение параллельных и перпендикулярных прямых, системы координат, координатной плоскости, осей координат. Свойство параллельных прямых.
Уметь:
строить параллельные и перпендикулярные прямые, точки на плоскости по ее координатам. 2 Построение перпендикуляра к прямой с помощью линейки и угольника. Измерение углов и построение углов с помощью транспортира. 3 Параллельные прямые. Свойство параллельных прямых (отрезков, лучей). Развитие наглядно-образного мышления. П.44 4 Построение параллельных прямых. Построение параллельных прямых с помощью угольника и линейки. 5 Прямоугольная система координат на плоскости. Координатная плоскость. Оси координат. П.45 6 Декартовы координаты на плоскости; координаты точки. Абсцисса и ордината точки. Построение точки на плоскости по её координатам. http://www.rubricon.ru/7 Координатная плоскость. Определение координат точки, отмеченной на координатной плоскости. 8 Координатная плоскость. Изображение точек по заданным ее координатам. Развитие внимательности. 9 Контрольная работа № 14 по теме: «Координаты на плоскости» Контроль и систематизация знаний по теме 10 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей - 8 ч. 1 Столбчатые диаграммы. Круговые диаграммы. Примеры графиков, диаграмм. Построение столбчатых диаграмм. П.46 Уметь: читать и составлять таблицы, диаграммы и графики строить столбчатые и круговые диаграммы, читать графики, решать комбинаторные задачи методом перебора возможных вариантов. 2 Решение задач на построение столбчатых и круговых диаграмм. 3 Построение и чтение графиков. Примеры графиков. Развитие наглядно-образного мышления. П.47 4 Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. График движения. Презентация
Решение комбинаторных задач с помощью графов. Развитие умений работать по алгоритму. 5 Решение комбинаторных задач. Перебор возможных вариантов. 6 Решение комбинаторных задач. Комбинаторное правило умножения. 7 Магические фигуры. Развитие наглядно-образного мышления. 8 Фигуры, рисуемые одним росчерком Итоговое повторение курса 6 класса - 10 ч. 1 Делимость чисел. Сокращение дробей. Актуализация опорных знаний учащихся учебного материала 6 класса
Повторить, систематизировать и обобщить знания по курсу 6 класса. 2 Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями 3 Умножение и деление обыкновенных дробей 4 Отношения и пропорции 5 Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел 6 Умножение и деление положительных и отрицательных чисел 7 Решение линейных уравнений 8 Решение прикладных задач составлением уравнения. 9 Координаты на плоскости. 10 Административная контрольная работа Требования к уровню подготовки шестиклассников.
В результате изучения математики ученик 6 класса должен
знать/понимать
существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математический язык может описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
Арифметика
уметь
выполнять арифметические действия: сложение и вычитание, умножение и деление с рациональными числами, сравнивать рациональные числа; возводить рациональное число в квадрат, в куб
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь – в виде процентов
находить значения числовых выражений
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами; решать задачи на масштаб
решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью уравнений, включая задачи, связанные с дробями и процентами
решать линейные уравнения
распознавать и изображать перпендикулярные и параллельные прямые с помощью линейки и угольника, определять координаты точки на координатной плоскости, отмечать точки по заданным координатам
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений
Алгебра
уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, выражать из формул одну переменную через остальные
решать линейные уравнения
решать текстовые задачи алгебраическим методом
изображать числа точками на координатной прямой
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
Геометрия
уметь
распознавать изученные геометрические фигуры, различать их взаимное расположение
изображать изученные геометрические фигуры
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы
решать комбинаторные задачи путем перебора возможных вариантов
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
распознавания логически некорректных рассуждений
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов.
понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Уч план (в каждой программе)
5 кл6 кл7 кл8 кл9 клвсего
Арифметика 110 Алгебра 19 Геометрия 19 220
Элементы комбинаторики и статистики 8 45
Повторение 14 Всего 170