Развивающая программа Формирование психологической готовности к материнству у старшеклассниц методами психопросветительского тренингадля обучающихся 14-16 лет, 9-11 класс


Формирование психологической готовности
к материнству у старшеклассниц
методами психопросветительского тренинга
Развивающая программа
для обучающихся 14-16 лет
9-11 класс
(25 часов)

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………………..4
Вводное занятие …………………………………………………………………….6
Модуль I. «Моя будущая семья»………………………………………………….18
Занятие №1.Психология пола.……………………………………………………..19
Занятие №2. Семья и ее значение в жизни человека…………………………….21
Занятие №3. Семейные традиции и ценности.…………………………………...22
Занятие №4. Формирование сексуальной культуры.……………………….........25
Занятие №5. Мои маски.…………………………………………………………...30
Занятие №6. Конструктивное решение конфликтов.…………………………….33
Занятие №7. Конструктивное решение конфликтов.………………………….....39
Занятие №8. Межличностное пространство в общении.………………………...42
Занятие №9. Межличностное пространство в общении.………………………...43
Занятие №10. Основы семейного счастья.………………………………………..44
Занятие №11. Условия готовности будущих супругов к браку.………………...48
Занятие №12. Промежуточное занятие.…………………………………..............49
Модуль II. «Я - будущая мама»…………………………………..........................50
Занятие №1. Физиологические особенности женщины.………………………...51
Занятие №2. Сексуальные решения в жизни.………………………………..…...54
Занятие №3. Учимся принимать решения.………………………………….........55
Занятие №4. Учимся принимать решения.……………………………………….57
Занятие №5. Учимся принимать решения.………………………………..………62
Занятие №6. Учимся принимать решения.…………………………………..........71
Занятие №7. Беременность как особое состояние.……………………………….76
Занятие №8. Беременность как особое состояние.…………………………..…...79
Занятие №9. Беременность как особое состояние.…………………………….....81
Занятие №10. Беременность как особое состояние.……………………………...83
Занятие №11. Создание родителями полноценных условий развития ребенка.…………………………..………………………………………………………..88
Занятие №12. Итоговое занятие.………………………………..…………………90
Приложение…………………………………………………………………............93 Список использованной литературы…………………………………………….121
Пояснительная записка
Материнство изучается в психологии в различных аспектах, психологических школах и направлениях. Есть немало научных и научно-популярных изданий, посвященных этой проблеме.
Разные аспекты материнского поведения затрагиваются в психологии личности, в детской психологии, педагогической психологии и т.д. Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования.
Психология материнства — одна из наиболее сложных и мало разработанных областей современной науки.
Актуальность ее изучения продиктована противоречием между остротой
демографических проблем, связанных с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей, лавинообразным увеличением числа сиротеющих детей при живых родителях, с ростом числа случаев жестокого обращения с ребенком и не разработанностью программ социальной и психологической помощи семье, и в первую очередь женщине.
Цель программы.
Формирование психологической готовности к материнству у старшеклассниц
Задачи программы.
1. Организация полезного досуга.
2. Создание условий для продуктивной работы учащихся. Работа в микрогруппах.
3. Повышение психологического, физического и социального здоровья обучающегося.
4. Предупреждение ранней подростковой беременности
5.Сохранение репродуктивного здоровья женщины.
Участники программы – обучающиеся 9-11 класса.
Возраст – 14-16 лет
Количество участников – до 10 человек
Срок реализации – с октября по март 1 раз в неделю в рамках Часа психолога.
Оборудование – ИКТ, фото, картинки, тесты, формат А4, видеоролики,сказки.
Программа разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» ДНР, положения о психологической службе, этическим кодексом психолога, а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике.
Этапы реализации программы:
І этап – диагностический. Диагностическая работа проводится на вводом, промежуточном и итоговом занятиях. Диагностический материал состоит из теста «Фигуры», проективной методики «Я и мой ребенок», а также использование короткого теста Люшера.
ІІ этап – развивающий. С октября по март проводится развивающая работа с обучающимися. Занятие проходят один раз в неделю в рамках Часа психолога.
Ожидаемый результат: предупреждение ранней подростковой беременности; повышение психологического, физического и социального здоровья; приобретение навыков по формированию психологической готовности к материнству.

Программа
Формирование психологической готовности
к материнству у старшеклассниц
методами психопросветительного тренинга
№ Название раздела, темы Содержание учебного материала Количество часов Планируемые результаты (требования к учебным достижениям учащихся)
1 Вводное занятие 1.Упражнение «Салфетки» (Знакомство).
2.Правила группы.
3.Упражнение «Барометр настроения».
4.Информационное сообщение
«Ознакомление с программой. Вводная диагностика».
5..Упражнение "Дерево знаний". 1 Диагностика. Ознакомление с программой.
Модуль I. «Моя будущая семья»
1 Психология пола. 1.Упражнение «Барометр настроения».
2.Информационное сообщение
«Два мира - мужчина и женщина».
3.Просмотр мультфильма «Озорной поцелуй»
4.Упражнение "Дерево знаний". 5.Упражнение «Кубик» 1 Ознакомление с психологией гендерного развития личности
2 Семья и ее значение в жизни человека. 1.Упражнение «Барометр настроения».
2.Информационное сообщение «Семья как социально-психологический феномен».
3.Упражнение. Рисование «Моя будущая семья»
4.Просмотр мультфильма «Озорной поцелуй»
5.Упражнение "Дерево знаний". 6.Упражнение «Кубик» 1 Морально-психологическая подготовка к созданию семьи, правильного выбора брачного партнера.
3 Семейные традиции и ценности. 1.Упражнение «Барометр настроения».
2.Информационное сообщение:
«Семейные традиции»
3.Просмотр мультфильма «Озорной поцелуй»
4.Упражнение "Дерево знаний" 5.Упражнение «Кубик» 1 Познакомить с понятием традиции, виды традиций
4 Формирование сексуальной культуры. 1.Упражнение «Барометр настроения».
2.Информационное сообщение:
«Что такое сексуальная культура» 3.Упражнение «Запретный плод»
4.Просмотр мультфильма «Озорной поцелуй»
5.Упражнение "Дерево знаний" 6.Упражнение «Кубик» 1 Формирование культуры интимных чувств - привязанности, дружбы, любви.
5 Мои маски. 1.Упражнение «Барометр настроения».
2.Информационное сообщение:
«Маска»
3.Сказка для размышлений «История о принце, который носил маску»
4.Просмотр мультфильма «Озорной поцелуй»
5.Упражнение "Дерево знаний" 6.Упражнение «Кубик» 1 Способствовать осознанию участниками своих ролей, их влияния на социальные отношения
6 Конструктивное решение конфликтов. 1.Упражнение «Барометр настроения».
2.Информационное сообщение:
«Стили поведения в конфликте(диагностика)»
3.Просмотр мультфильма «Озорной поцелуй»
4.Упражнение «Разожми кулака»
5.Упражнение "Дерево знаний" 6.Упражнение «Кубик» 1 Изучить стили конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
7 Конструктивное решение конфликтов. 1.Упражнение «Барометр настроения».
2.Информационное сообщение:
«Стили поведения в конфликте»
3.Упражнение «Дорисуй»
4.Просмотр мультфильма «Озорной поцелуй»
5.Упражнение "Дерево знаний" 6.Упражнение «Кубик» 1 Закрепить на конкретных примерах стили конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
8 Межличностное пространство в общении. 1.Упражнение «Барометр настроения».
2.Информационное сообщение:
«Психологическая дистанция в общении»
3.Упражнение «Ролевые позиции»
4.Упражнение «Договоримся без слов»
5.Просмотр мультфильма «Озорной поцелуй»
6.Упражнение "Дерево знаний" 7.Упражнение «Кубик» 1 Осознать влияние межличностной дистанции на эффективность взаимоотношений.
9 Межличностное пространство в общении. 1.Упражнение «Барометр настроения».
2.Информационное сообщение:
«Дистанция между партнерами как отражение степени близости»
3.Упражнение «Диалог спинами»
4.Просмотр мультфильма «Озорной поцелуй»
5.Упражнение «Завяжи глаза»
6.Упражнение "Дерево знаний" 7.Упражнение «Кубик» 1 Осознать влияние межличностной дистанции на эффективность взаимоотношений.
10 Основы семейного счастья. 1.Упражнение «Барометр настроения».
2.Информационное сообщение:
«Конституция. Семейный Кодекс»
3.Сказка «Гром, Облако и их дочь.
4.Просмотр мультфильма «Озорной поцелуй»
5.Упражнение "Дерево знаний" 6.Упражнение «Кубик» 1 Моделирование образа будущей семьи.
11 Условия готовности будущих супругов к браку. 1.Упражнение «Барометр настроения».
2.Информационное сообщение:
«Условия создания психологически здоровой семьи»
3.Упражнение «Скульптура семьи»
4.Просмотр мультфильма «Озорной поцелуй»
5.Упражнение «Ангелы»
6.Упражнение "Дерево знаний" 7.Упражнение «Кубик» 1 Основы нравственных брачно-семейных отношений.
12 Промежуточное занятие. 1.Упражнение «Барометр настроения».
2.Информационное сообщение:
«Подведение итогов.Промежуточная диагностика»
3.Творческая работа «Семейный фотоколлаж»
4.Просмотр мультфильма «Озорной поцелуй»
5.Упражнение "Дерево знаний" 6.Упражнение «Кубик» 1 Диагностика.
Подведение итогов по модулю; предоставление знаний о психологических условия жизнедеятельности семьи
Модуль II. «Я - будущая мама»
1 Физиологические особенности женщины. 1.Упражнение «Барометр настроения».
2.Информационное сообщение:
«Физиологические особенности женщины»
3.Просмотр мультфильма «Озорной поцелуй»
4.Упражнение "Дерево знаний" 5.Упражнение «Кубик» 1 Предоставление знаний о физиологических особенностях женщины, признаки физиологической, психологической и социальной зрелости
2 Сексуальные решения в жизни. 1.Упражнение «Барометр настроения».
2.Информационное сообщение:
«Сексуальные решения в жизни»
3.Просмотр мультфильма «Озорной поцелуй»
4.Упражнение "Дерево знаний" 5.Упражнение «Кубик» 1 проанализировать, сексуальные решение, которые принимает человек в течение своей жизни.
3 Учимся принимать решения. 1.Упражнение «Барометр настроения».
2.Информационное сообщение:
«Репродуктивное здоровье»
3.Просмотр мультфильма «Озорной поцелуй»
4.Упражнение "Дерево знаний" 5.Упражнение «Кубик» 1 Ознакомление с понятим репродуктивное здоровье
4 Учимся принимать решения. 1.Упражнение «Барометр настроения».
2.Информационное сообщение:
«Методы контрацепции»
3.Просмотр мультфильма «Озорной поцелуй»
4.Упражнение "Дерево знаний" 5.Упражнение «Кубик» 1 Ознакомление с понятиями методы контрацепции
5 Учимся принимать решения. 1.Упражнение «Барометр настроения».
2.Информационное сообщение:
«Аборт»
3.Просмотр мультфильма «Озорной поцелуй»
4.Упражнение "Дерево знаний" 5.Упражнение «Кубик» 1 Ознакомление с понятиям аборт и его последствиями.
6 Учимся принимать решения. 1.Упражнение «Барометр настроения».
2.Информационное сообщение:
«ИППП»
3.Просмотр мультфильма «Озорной поцелуй»
4.Упражнение "Дерево знаний" 5.Упражнение «Кубик» 1 Ознакомление с понятиям ИППП
7 Беременность как особое состояние. 1.Упражнение «Барометр настроения».
2.Информационное сообщение:
«Беременность»
3.Просмотр мультфильма «Озорной поцелуй»
4.Упражнение "Дерево знаний" 5.Упражнение «Кубик» 1 Ознакомление с понятиями беременность, период беременности, календарь беременности.
8 Беременность как особое состояние. 1.Упражнение «Барометр настроения».
2.Информационное сообщение:
«Первый триместр беременности»
3.Просмотр мультфильма «Озорной поцелуй»
4.Упражнение "Дерево знаний" 5.Упражнение «Кубик» 1 Ознакомление с понятиями беременность, периоды беременности, календарь беременности.
9 Беременность как особое состояние. 1.Упражнение «Барометр настроения».
2.Информационное сообщение:
«Второй триместр беременности»
3.Просмотр мультфильма «Озорной поцелуй»
4.Упражнение "Дерево знаний" 5.Упражнение «Кубик» 1 Ознакомление с понятиями беременность, период беременности, календарь беременности.
10 Беременность как особое состояние. 1.Упражнение «Барометр настроения».
2.Информационное сообщение:
«Третий триместр беременности»
3.Просмотр мультфильма «Озорной поцелуй»
4.Упражнение "Дерево знаний" 5.Упражнение «Кубик» 1 Ознакомление с понятиями беременность, период беременности, календарь беременности.
11 Создание родителями полноценных условий развития ребенка. 1.Упражнение «Барометр настроения».
2.Информационное сообщение:
«4 аспекта ответственного отцовства»
3.Сказка для размышлений «Чайка Долли»
4.Просмотр мультфильма «Озорной поцелуй»
5.Упражнение "Дерево знаний" 6.Упражнение «Кубик» 1 Подготовка к выполнению родительских функций.
12 Итоговое занятие. 1.Упражнение «Барометр настроения».
2.Информационное сообщение:
«Подведение итогов. Итоговая диагностика»
3.Творческая работа «Семейный фотоколлаж»
4.Просмотр мультфильма «Озорной поцелуй»
5.Упражнение "Дерево знаний" 6.Упражнение «Кубик» 1 Диагностика.
Подведение итогов по всей программе
Вводное занятие.
Цель: ознакомление с программой занятий, вводная диагностика
Время: 60 мин.
Оборудование: формат А4, цветные карандаши, карточки Люшера
Ход занятия.
1.Упражнение «Салфетки» (Знакомство).
Цель: расслабление, создание веселой позитивной атмосферы.
Инструкция: участник находятся в общем кругу. Психолог предает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток». Психолог: «У всех в руках салфетки?» Хорошо, а теперь давайте начнем. Перед началом дальнейшей работы, я думаю, нам стоит вновь познакомиться. На некоторое время забудьте о том, что у вас есть отчество. Подсчитайте, сколько у вас салфеток в руках? Сейчас я прошу вас представиться (называя себя только по имени) и назвать свои положительные качества, стороны характера столько, сколько салфеток у вас в руках.
Замечательно!
2.Упражнение «Барометр настроения».
Инструкция. Ребята,я предлагаю вам оценить свое настроение с помощью «Барометра настроения». С барометром настроения мы будем работать на протяжении всего занятия. Каждому учаснику выдают цветочки трех цветов (красный, желтым, зеленый)
На листе оценить свое настроение от 0 до 12 баллов:
в начале занятия - красным цветом
в середине занятия - желтым цветом
в конце занятия - зеленым цветом.
В конце занятия соединим все свои баллы между собой и проанализируем, что из этого получилось.
3.Правила группы.
Постоянство.
Каждый участник работает от начала и до конца работы группы и не опаздывает. Распорядок групповых занятий.
Конфиденциальность.
Информация о происходящем в группе не должна выноситься за ее пределы.
Активность.
Каждый член группы постарается быть активным участником происходящего и будет стремиться участвовать во всех событиях и процедурах.
Искренность в общении и право сказать "нет".
Каждый член группы постарается быть искренним, но имеет право сказать "нет". Участники по возможности открыто выражают свои мысли и чувства. Если сообщаются сведения, то достоверные. При этом каждый имеет право сам решить, как поступить в той или иной ситуации, и если он не готов говорить или действовать, то имеет право скачать "нет", но это должно быть сказано открыто.
Обращение по имени.
В группе необходимо называть участников по имени и не говорить о присутствующих в третьем лице.
Персонификация высказываний.
Отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности. Больше говорить от себя лично: "Я считаю, что…" вместо " Некоторые думают…"
Недопустимость непосредственных оценок человека.
При обсуждении происходящего следует оценивать не самих участников, а их действия (за исключением специально организованных процедур). Не "Ты мне не нравишься…", а " Мне не нравится, когда ты говоришь… или поступаешь…"4.Информационное сообщение:
Ребята. Сегодня мы с вами начинаем цикл занятий «Формирование психологической готовности к материнству у старшеклассниц методами психопросветительного тренинга». Занятия объеденены в модули по 12 занятий.
Модуль I. «Моя будущая семья» и Модуль II. «Я - будущая мама». Также мы будем проходить тесты связанные с темой наших занятий, смотреть и обсуждать видеоролики и мультфильм, читать сказки и притчи.
5.Упражнение «Барометр настроения».
Инструкция. Ребята,я предлагаю вам оценить свое настроение с помощью «Барометра настроения».
Середина занятия - желтым цветом
6.Проведение теста Люшера и теста «Фигуры»
7.Проведение рисуночного теста «Я и мой ребенок»
8.Упражнение «Барометр настроения».
Инструкция. Ребята,я предлагаю вам оценить свое настроение с помощью «Барометра настроения». - в конце занятия - зеленым цветом.
Соединяем все свои баллы между собой и анализируем, что из этого получилось.
9.Упражнение "Дерево знаний".
Инструкция. Ученикам раздаются листочки с вопросами, они отвечают и цепляют их на дерево.
Модуль I. «Моя будущая семья»
1.Психология пола.
2. Семья и ее значение в жизни человека.
3. Семейные традиции и ценности.
4. Формирование сексуальной культуры.
5. Мои маски.
6. Конструктивное решение конфликтов.
7. Конструктивное решение конфликтов.
8. Межличностное пространство в общении
9. Межличностное пространство в общении.
10. Основы семейного счастья.
11.Условия готовности будущих супругов к браку.
12.Промежуточное занятие
Занятие № 1.
Психология пола.
Цель: ознакомление с психологией гендерного развития личности
Время: 60 мин.
Оборудование: ИКТ, Фото 1, 16; Картинка 5,6,8.
Ход занятия.
1.Упражнение «Барометр настроения».
Инструкция. Ребята,я предлагаю вам оценить свое настроение с помощью «Барометра настроения». С барометром настроения мы будем работать на протяжении всего занятия. Каждому учаснику выдают цветочки трех цветов (красный, желтым, зеленый)
На листе оценить свое настроение от 0 до 12 баллов:
в начале занятия - красным цветом
в середине занятия - желтым цветом
в конце занятия - зеленым цветом.
В конце занятия соединим все свои баллы между собой и проанализируем, что из этого получилось.
2.Информационное сообщение
«Два мира - мужчина и женщина».
Цель: предоставление информации о половых различиях.
Ход проведения: Ведущий знакомит участников с информативным сообщением.
Супружеская жизнь имеет задачи, которые непосредственно касаются человеческого пола. Поэтому не безразлично, какой взгляд на человека, пол и вообще роль тела выберет молодой человек. Принадлежность к определенному полу ребенок осознает очень рано, еще в дошкольном возрасте, но индивидуальным заданием пол становится по мере развития человека, когда он уже есть способной понять свое призвание. Пол - это способ существования человека; она дается человеку независимо от его воли, раз и навсегда, и определяет направление ее развития. Осознание принадлежности к данной пола управляет поведением человека с детства.
Биологические различия, усиленные разным воспитанием мальчиков и девочек, заметно отражаются на психике взрослых мужчин и женщин, определяют их поведение в жизни, на работе, особенно в случае опасности.
Если мальчикам чаще всего дарят игрушечные автомобили, самолеты, лодки, то девушкам - куклы, посуда, ленты. Если у мальчиков воспитывают прежде всего инициативность, смелость, решительность, то у девочек - аккуратность, исполнительность, скромность. Результаты исследований свидетельствуют, что уже в 12-13 лет мальчики отмечаются развитым образным мышлением, девушки - способностями в решении словесно-речевых задач. К тому же, если мальчики охотно углубляются в физическую сущность вещей и явлений, то девушки лучше видят их взаимосвязь.
Мужчинам более свойственно импульсивное, даже рискованное поведение, а женщинам - осторожная и инертна. В отношениях для женщины часто на первом месте стоит этико-психологическая, на втором - эстетическая привлекательность любимого. У мужчины часто бывает наоборот - первую скрипку играет естетично- эротическая привлекательность женщины и только потом - ее психология.
Биологи констатируют распределение обязанностей между «прекрасной» и «и сильной» половинками всех популяций живого мира. Самки - это прежде всего продовжувальници рода, хранительницы генофонда, поэтому они наделены большей выносливостью, приспособленностью. Самцы - исследователи окружающей среды, добытчики информации. Природа наделила их большей силой, это важно для исследовательской миссии.
Для счастливой семейной жизни важна не подмена, а взаимодополнения друг друга.
3.Упражнение «Барометр настроения».
Инструкция. Ребята,я предлагаю вам оценить свое настроение с помощью «Барометра настроения».
Середина занятия - желтым цветом
4.Просмотр мультфильма «Озорной поцелуй» - Злые шутки судьбы
Инструкция. Ребята. Предлагаю вам совместно посмотреть мульфильм «Озорной поцелуй».
Обсуждения.
5.Упражнение «Барометр настроения».
Инструкция. Ребята,я предлагаю вам оценить свое настроение с помощью «Барометра настроения».
в конце занятия - зеленым цветом.
Соединяем все свои баллы между собой и анализируем, что из этого получилось.
6.Упражнение "Дерево знаний".
Инструкция. Ученикам раздаются листочки с вопросами, они отвечают и цепляют их на дерево.
7.Упражнение «Кубик»
Ученик получает кубик с вопросом, отвечает и передает другому.
Список использованной литературы
1. Абульханова К.А. Методологическое значение категории субъекта для современной психологии//Человек. Субъект. Поступок: Философско-психологические студии. – К: Лебедь, 2006. – 360 с.
2. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания человека через психологическую сказку. М.: Вот -89, 2001. -144с.
3. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. СПб.: Питер, 2005. – 160 с.:
4. Джинот Х.Дж. Между родителем и подростком: Пер. С англ. – М., 2000. – 168с.
5. Дубравська Д.М. Основы психологии. Учебное пособие. – Львов: Мир, 2001. – 280 с.
6. Ефимкина Р.П. Пробуждение Спящей красавицы. Психологическая инициация женщине в волшебных сказках. Монография. СПб.: Речь, 2006.
-263 с.
7. Сохранение и укрепление репродуктивного здоровья подростков и молодежи: потенциал общества: Метод.материалы к тренингу /Авт.-в рядом. Н.В.Зимивець; По зав.ред.Г.М.Лактионовой –К.: Наук.мир, 2004. – 205 с.:ил..
8. Заброцкий М. Основы возрастной психологии. – Т.: Богдан, 2002.
9. Кон. И.С. Введение в сексологию. М., 1989. -105с.
10. Кон. И.С. Психология ранней юности: Кн.для учителя. - М.: Просвещение 1989. -255с.
11. Кравец В.П. Психофизиология и психолого-педагогические аспекты формированияосознанного отцовства. – К.: Видавн.Центр «Академия», 2001. – 244с.
12. Культура жизненного самоопределения. Часть III. Старшая школа. Методическое пособие/Научное руководство и редакция И.Д.Зверевой. – К. – 2003.
13. Лопатина А., Скребцова М. Беседы и сказки о семье. М: «Амрита-Русь», 2004. – 160 с. (Серия «Образование и творчество»)
14. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М,: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
15. Пезешкиан Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия: Пер. С нем./Общ. Ред. А.В,Брушлинского и А,С,Шапиро. – М.: Прогресс, - 240с
16. Ответственное отцовство. Первое сентября. Июль 25-27 (362-363) 2009. С.83-84
17. Практикум по арт-терапии//Под ред.. А.И.Копытина. – СПб:Питер, 2000. -448 с.:ил. – (Серия «Практикум по психологии»)
18. Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. С англ.: улучш.изд. – М.: Педагогика-Пресс, 1992. 192с.: ил.
19. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия, а еще Лунные дорожки, или прик-заключения принца Вно. – 4-е узд., испр. И доп. – М,: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 224с.
20. Титаренко Т.М. Я – знакомый и неузнаваемый. – К.: Советов.шк., 1991. – 240с.
21.Тиунова Е.В. Развитие психологической готовности к материнству у старшеклассниц средствами просветительского тренинга. Практическая психология и социальная работа, № 4,5,6 за 2008.
22.Осознанное материнство и отцовтство как условие полноценного развития ребенка и под-повышению воспитательного потенциала общества: Метод.материалы для Ведучийа/Авт.-сост.: А.В.Безпалько, Т.Л.Лях, В.В. Молочный, Т.П.Цюман; По зав.ред. Г.М.Лактионовой. – К.: Наук.Мир. 2003. – 107 c.:
23. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Уч.пособие. – М.: Изд-во институт психотерапии. 2002. – 240с.
24. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. – СПб.: Речь. 2002. 168с.
25. Шкиряк-Нижник.А., Непочатова Е.И. Девочка-девушка-женщина-мать. – К.: Т-во «Знание» УССР. – 1989. – 48 с.
26. Завялова Же.В. Психологическая готовность к родам и метод ее формы
рования., М., 2000.
27. liniavalles.com›дети-наше-счастье
28. video.bigmir.net› Дневник Нерожденного Младенца.
29. babyblog.ru› монолог нерожденного ребенка 30. massagevideotips.ru› Любовь - Дети
31. vidachok.com› Мамы – социальный ролик
32. lifeua.org.ua›video/a-2782.html Социальный ролик против абортов
33. smotri.com› ролик «Социальная реклама против курения....