Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса по УМК Школа России
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса в соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом начального общего образования, Примерной основной образовательной программой НОО, на основе авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», основной образовательной программой МБОУ «СОШ №9», с положением «О рабочей программе учебных предметов, предметных курсов, факультативов МБОУ «СОШ №9». В ней также учтены основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Программы развития и формирования универсальных учебных действий для начального общего образования.
На изучение учебного предмета отводится 2 часа в учебную неделю, что составляет 68 часов в год, согласно примерному учебному плану образовательных учреждений РФ НОО.
Срок реализации рабочей программы 1 год.
УМК:
А.А.Плешаков «Окружающий мир» учебник для 4 класса; М.: Просвещение 2014.
А.А.Плешаков Рабочая тетрадь №1, № 2 «Окружающий мир» 4 класс.–М.: Просвещение 2014г.
А. А. Плешаков «Окружающий мир. Тесты» для 4 класса; М.: Просвещение 2014.
Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир» для 4 класса; М.: Просвещение 2014.
А.А.Плешаков Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» 4класс М.: Просвещение, 2014.
А. А. Плешаков пособие для учащихся «Атлас-определитель «От земли до неба», М.: Просвещение, 2011
Цель:
Формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-целостного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи реализации содержания курса:
Формировать уважительное отношение к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её культуре и природе, истории и современной жизни.
Формировать осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём.
Формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Формировать психологическую культуру и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важных взаимосвязях.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил.
Планируемые образовательные результаты.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- целостного социально ориентированного взгляда на мир;
- развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- бережного отношения к природе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Регулятивные УУД
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результат;
формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личной рефлексии.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- организовать своё рабочее место под руководством учителя;
- под руководством учителя определять последовательность изучения материала;
- вносить необходимые дополнения, изменения в свою работу, если это требуется.
Познавательные УУД
использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения поставленных задач;
использование различных средств поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации в соответствии с поставленными задачами технологиями предмета «Окружающий мир»;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по роговидным признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей
Обучающийся получит возможность для формирования:
- ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, содержание);
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (словари, энциклопедии, справочники, Интернет);
- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, права каждого иметь свою; излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Обучающийся получит возможность для формирования:
- вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
понимание особой роли России в мировой истории;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества;
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- осмысленно читать тексты учебного материала;
- находить правильные ответы на поставленные вопросы к тексту;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни;
- бережного отношения к природе;
-участвовать в охранных мероприятиях, в пропаганде сохранения и увеличения природных богатств.
Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся
Основание: Письмо Министерства образования РФ от 19 ноября 1998 года №1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Особенности организации контроля по "Окружающему миру"
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке. Целесообразны тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п.
Характеристика цифровой отметки при устном ответе
"5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе и результаты практических работ (в пределах программы), устанавливает связи между объектами и явлениями природы, между природой и человеком, умеет ориентироваться в тексте учебника и находить правильные ответы, дает полные ответы на поставленные вопросы.
"4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов. При указании на них учителем все эти недочеты ученик легко исправляет сам.
"3"ставится ученику, если он усвоил учебный материал, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, результаты практических работ, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, между природой и человеком, но может с помощью учителя исправить перечисленные недочеты, ориентируясь в тексте учебника с помощью учителя."2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя, не отвечает ни на один из поставленных вопросов или отвечает на них неправильно.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов; их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
ТестТестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Проверка может проводиться как по всему разделу, так и отдельно по темам. Каждое задание уровня А оценивается в 1 балл, уровня В – в 2 балла, уровня С – в 3 балла«5» - верно выполнено - 80 - 100%.«4» - верно выполнено - 60 - -80%«З» - верно выполнено - 40 - 60%«2» - верно выполнено - 0 - 40%
Тематическое планирование
Тема раздела
Количество
часов по авторской программе Количество
часов по рабочей программе
«Земля и человечество» 9 9
«Природа России» 10 10
«Родной край-часть большой страны» 15 15
«Страницы Всемирной истории» 5 5
«Страницы истории России» 20 20
«Современная Россия». 9 9
Итого 68 68
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по предмету
Плешаков А. А. Атлас. Окружающий мир: 1 – 4 класс. М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2009
Левитан Е.П. Путешествие по Вселенной. Книга для чтения. Дополнительная литература
Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2009
Модестов С. Ю. Космос: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2009
Модестова Т. В. Животные: Справочник школьника. – СПб.:Литера, 2010
Модестова Т. В. Птицы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2010
Шикина Л. Б. Люди и народы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2010
Шикина Л. Б. Страны и континенты: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2009
Контрольно – измерительные материалы. Окружающий мир. 4 класс, ВАКО, 2014
«Школа России» Концепция и программы для начальных классов – М.: Просвещение 2010
Тематическое поурочное планирование
№п/пТема урока Виды деятельности обучающихсяВедущие формы и методы работы на уроке Средства обучения Дата проведения
Раздел «Земля и человечество» (9ч)
Планируемые образовательные результаты:
иметь представление о разнообразии природы, ее классификации, значении природы для человека;
иметь представление о строении Солнечной системы, уметь ее моделировать;
различать планеты и их спутники;
устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времен горда;
определять направление на север по Полярной звезде;
уметь работать с глобусом и картой;
иметь представление об исторических источниках, «ленте времени», о разных летоисчислениях;
различать объекты Всемирного природного и культурного наследия;
иметь представления о современных экологических проблемах.
УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.
1 Мир глазами астронома. Познавательная
словесный
фронтальная Презентация
2 Планеты Солнечной системы. Познавательная
практический
фронтальная Презентация, глобус
3 Звёздное небо – Великая книга природы. Познавательная
словесный
фронтальная Видео, атлас-определитель
4 Мир глазами географа. Исследовательская поисковый
индивидуальная Карта полушарий, глобус 5 Мир глазами историка. Познавательная практический
индивидуальная Презентация
6 Когда и где? Игровая практический
в парах Лента времени 7 Мир глазами эколога. Познавательная практический
групповая Электронное приложение к учебнику
8
Сокровища Земли под охраной человечества. Понятие о Всемирном наследии. Познавательная наглядный
индивидуальная Электронное приложение к учебнику
9 Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга. Самостоятельная
практический
индивидуальная Микроскоп, «Проверим себя» - р. т. с. 28, уч. с. 206-209 Раздел « Природа России» (10 ч)
Планируемые образовательные результаты:
характеризовать формы земной поверхности России;
находить на физической карте России изучаемые географические объекты;
различать холмистые и плоские равнины;
находить и показывать на физической карте моря, озёра, реки;
определять по карте природные зоны и уметь давать им характеристику;
моделировать цепи питания;
УУД:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
10 Равнины и горы России. Познавательная
словесный
фронтальная Презентация, карта
11 Моря, озёра и реки России. Познавательная
наглядный
индивидуальная Презентация 12 Природные зоны России. Познавательная
словесный
фронтальная Электронное приложение к учебнику, карта 13 Зона арктических пустынь. Познавательная
практический
в парах Презентация, карта, датчик температуры
14 Тундра. Познавательная
словесный
фронтальная Презентация, карта
15 Леса России. Познавательная
беседа
фронтальная Презентация, карта
16 Лес и человек. Познавательная
практический
групповая Атлас-определитель 17 Зона степей. Познавательная
словесный
фронтальная Презентация 18 Пустыни. Познавательная
словесный
фронтальная Презентация 19 У Чёрного моря. Самостоятельная
практический
индивидуальная «Проверим себя» - р. т. с. 64, уч. с. 209- 213 Раздел «Родной край – часть большой страны» (15 ч)
Планируемые образовательные результаты:
характеризовать родной край по предложенному плану;
находить на карте Алтайского края основные формы земной поверхности;
характеризовать природные объекты и сообщества по предложенному плану;
уметь работать с физической картой России;
сравнивать изученные полезные ископаемые;
иметь представление о значении почвы для жизни на Земле;
рассказывать по своим наблюдениям, какие растения, животные, грибы встречаются на территории родного края;
наблюдать объекты и явления природы и фиксировать результаты наблюдений;
выявлять зависимость растениеводства и животноводства в Алтайском крае от природных условий
УУД:
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему поступки можно оценить как хорошие или плохие.
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Составлять план решения проблемы совместно с учителем.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Выступать с сообщениями в классе.
20 Наш край Познавательная
словесный
фронтальная Видео 21 Поверхность нашего края. Познавательная
наглядный
фронтальная Музей 22 Водные богатства нашего края. Познавательная,
беседа
фронтальная Презентация 23 Наши подземные богатства. Познавательная
словесный
в парах Электронное приложение к учебнику, коллекция 24 Земля кормилица. Познавательная
словесный
фронтальная Презентация
25 Жизнь леса. Познавательная
наглядный
групповая Презентация
26 Жизнь луга. Познавательная
наглядный
фронтальная Презентация
27 Жизнь в пресных водоёмах. Познавательная
наглядный
фронтальная Презентация
28 Экскурсия в лес. Познавательная
практический
фронтальная Дневник наблюдений 29 Экскурсия на водоём. Познавательная
практический
фронтальная Дневник наблюдений 30 Обобщение результатов наблюдений экскурсий. Самостоятельная
практический
индивидуальная «Проверим себя» - р. т. с. 92, уч. с. 214-218 31 Растениеводство в нашем крае. Познавательная
словесный
фронтальная Гербарий зерновых культур
32 Животноводство в нашем крае. Познавательная
словесный
фронтальная Презентация 33 Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. Самостоятельная контрольный
индивидуальная КИМ с.43-46 34 Презентация проектов Проектная практический
групповая Проекты учащихся Раздел «Страницы Всемирной истории» ( 5ч)
Планируемые образовательные результаты:
определять по « ленте времени» длительность периода первобытной истории;
понимать, что историческое пространство может быть условно изображено на плане, рисунке, схеме;
соблюдать правила работы у настенной исторической карты;
соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различие.
УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
35 Начало истории человечества Познавательная
словесный
фронтальная Презентация 36 Мир древности: далёкий и близкий. Познавательная
наглядный
фронтальная Электронное приложение к учебнику 37 Средние века: мир рыцарей и замков. Познавательная
словесный
в парах Презентация
38 Новое время: встреча Европы и Америки. Познавательная
наглядный
фронтальная Электронное приложение к учебнику 39 Новейшее время: история продолжается сегодня. Самостоятельная
практический
индивидуальная «Проверим себя» - р. т. с. 12, уч. с. 206-210 Раздел «Страницы истории России» ( 20 ч)
Планируемые образовательные результаты:
иметь представление о жизни древних славян;
уметь работать с «лентой времени»;
выявлять роль летописей для изучения истории России;
иметь представление об устройстве древнерусских городов;
сопоставлять оформление древнерусских книг с современными;
высказывать свое отношение к историческим личностям: А. Невского, И. Калиты, Д. Донского;
иметь представление о Золотой Орде и о значении освобождения от монгольского ига;
иметь представление об организации народного ополчения под руководство К. Минина и Д. Пожарского;
рассказывать о реформах Петра I и Екатерины Великой;
понимать заслуги М. Ломоносова в развитии науки и культуры;
иметь представление о значении Гражданской и Великой Отечественной войн для нашей страны и всего мираУУД:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
40 Жизнь древних славян. Познавательная
практический
групповая Электронное приложение к учебнику 41 Во времена древней Руси. Познавательная практический
в парах Электронное приложение к учебнику 42 Страна городов. Познавательная практический
индивидуальная Презентация, карта
43 Из книжной сокровищницы Древней Руси. Познавательная
проблемный
фронтальная Презентация
44 Трудные времена на Русской земле. Речевая
словесный
фронтальная Презентация 45 Русь расправляет крылья. Познавательная наглядный
групповая Электронное приложение к учебнику 46 Куликовская битва. Познавательная наглядный
фронтальная Карта 47 Иван Третий. Познавательная словесный
фронтальная Презентация
48 Мастера печатных дел. Речевая
наглядный
индивидуальная Электронное приложение к учебнику 49 Патриоты России. Познавательная
словесный
в парах Презентация 50 Пётр Великий. Познавательная
наглядный
в парах Презентация 51 Михаил Васильевич Ломоносов. Познавательная
наглядный
в парах Презентация 52 Екатерина Великая. Познавательная
словесный
фронтальная Презентация 53 Отечественная война 1812 года. Познавательная
практический
фронтальная Презентация 54 Страницы истории XIX века. Познавательная словесный
индивидуальная Электронное приложение к учебнику 55 Россия вступает в XX век. Познавательная
словесный
фронтальная Электронное приложение к учебнику 56 Страницы истории 1920 – 1930-х годов. Познавательная
наглядный
в парах Электронное приложение к учебнику 57 Великая война и великая Победа. Познавательная
беседа
фронтальная Видео 58 Героическая летопись Великой Отечественной войны Познавательная
беседа
фронтальная Презентация 59 Страна, открывшая путь в космос. Самостоятельная
практический
индивидуальная «Проверим себя» - р. т. с. 54, уч. с. 211-216 Раздел «Современная Россия» (9 ч)
Планируемые образовательные результаты:
различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства;
обсуждать, зачем государству нужны символы;
знать наизусть слова Государственного гимна;
устанавливать связь государственных праздников с историческими событиями;
описывать наиболее значимые исторические события;
совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России;
анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка.
УУД:
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
60 Основной закон России и права человека. Познавательная
словесный
фронтальная Электронное приложение к учебнику 61 Мы - граждане России. Познавательная
словесный
фронтальная Электронное приложение к учебнику 62 Славные символы России. Познавательная
наглядный
фронтальная Презентация 63 Такие разные праздники. Речевая
словесный
в парах Презентация 64 Путешествие по России. Регионы и города России. Познавательная
наглядный
фронтальная Электронное приложение к учебнику 65 Путешествие по России. Народы России. Самостоятельная
практический
индивидуальная «Проверим себя» - р. т. с. 54, уч. с. 211-216 66 Путешествие по России. Старинные русские города. Познавательная практический
фронтальная Презентация 67 Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Самостоятельная
практический
индивидуальный КИМ с.82-85 (копир) 68 Презентация проектов Проектная практический
групповая Проекты учащихся