РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ для 1 класса УМК Школа России




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 8 " г. Гая Оренбургской области

«Рассмотрено»
Руководитель ШМО

Николаева Т.Ю./_________/
ФИО

Протокол № ___
от «__»__________20_г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
Хвостова Р. В. /____________/
ФИО

«__»____________20___г.

«Утверждаю»
Директор
МАОУ «СОШ № 8» г. Гая
Филиппов С. Н. /_____________/
ФИО

Приказ № ___
от «__»__________20_г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
ПЕДАГОГА

Савочкиной Татьяны Викторовны,
высшая квалификационная категория

Окружающий мир, 1 класс


















2014 - 2015 учебный год
г.Гай



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 1 класса разработана и составлена в соответствии с требованиями «Федерального компонента государственного стандарта общего образования», на основе Программы начального общего образования и на основе авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой Минобрнауки РФ (Москва,2011 г.), являющейся составной частью системы учебников «Школа России».Учебник: Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.

Целями обучения предмету «Окружающий мир» в 1 классе являются:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Изучение предмета «Окружающий мир» направлено на реализацию основных задач:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер обществоведческих знаний; наличие содержания, обеспечивающего формирование общеучебных умений и навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими предметами начальной школы.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.


Место курса в учебном плане
На предмет «Окружающий мир» в 1 классе учебным планом МАОУ «СОШ № 8» отводится 66 часов- (33 недели – 2 часа в неделю).
Количество часов в 1 четверти – 18 часов, во 2 четверти – 14 часов, в 3 четверти – 18часов, в 4 четверти – 16 часов.






Ценностные ориентиры содержания курса

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.


Логика изложения и содержания авторской программы и рабочей программы по окружающему миру в 1 классе полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта НОО, поэтому в рабочую программу по окружающему миру не внесено изменений.


Образовательные технологии и приемы.
Курс предполагает применение в практике учителя широкого спектра современных образовательных технологий, методов, форм обучения, приёмов и иных педагогических ресурсов организации учебно-воспитательной работы с учащимися в процессе как урочной, так и внеурочной деятельности:
на максимальное включение младших школьников в учебную деятельность;
проблемно-поисковый метод обучения,
проектные, творческие задания, практические работы, учебные диалоги;
практическая направленность содержания учебного материала с опорой на социальный опыт ученика, связь с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД;
дифференцированное и личностно-ориентированное образование школьников, реализация педагогики сотрудничества;
использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, интернет-ресурсов, различных мультимедийных приложений
ориентация на здоровьесберегающие технологии;
Коллективные способы обучения (сменные пары, взаимообучение, взаимоконтроль, взаимоуправление)
Групповые технологии (классно-урочная организация, лекционно-семинарская система, дидактические игры, бригадно-лабораторный метод и др.)
Технологии поддержки ребенка
Игровые технологии
Опережающее обучение с использованием опорных схем С.Н. Лысенковой
Технология развивающего обучения
Метод (технология) проектов
Развитие критического мышления


Формы организации урока.
При проведении уроков используют беседы, экскурсии, дидактические игры; фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.


Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
Знать:
название нашей планеты, родной страны и её столицы, региона, где живут учащиеся, родного города;
государственную символику России;
государственные праздники;
основные (легко определяемые) свойства воды;
общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
правила сохранения и укрепления здоровья;
основные правила поведения в окружающей среде.
Уметь
различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
оценки воздействия человеку на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.




Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью устного опроса и диагностических работ.








Структура учебного предмета.



Раздел
Кол-во часов




1

Авторская программа
Рабочая программа


Задавайте вопросы!


1

1



2

Что и кто?

20
20

3

Как, откуда и куда?

12
12

4

Где и когда?

11

11


5

Почему и зачем?

22


22




Итого

66
66




Результаты освоения предмета «Окружающий мир» в 1 классе

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать  предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений:
-называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
-объяснять, как люди помогают друг другу жить;
-называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
-называть основные особенности каждого времени года.
-оценивать правильность поведения людей в природе;
-оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

График контрольных мероприятий


1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
год

Диагностика

Стартовая
(сентябрь)
22.09-26.09
Промежуточная
(декабрь)
15.12-19.12
Мониторинг УУД (март)
Итоговая
(май)
13.05-24.05
4


















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ
«Окружающий мир»,
1 КЛАСС – 2014 - 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД


п/п
Дата
Тема урока

Характеристика деятельности учащихся
корректировка

I четверть (18 часов).

1
1-5.09
Задавайте вопросы!(1ч)
Учащиеся осваивают первоначальные умения:
1).Задавать вопросы.
2).Вступать в учебный диалог,
3).Пользоваться условными обозначениями учебника.
4).Различать способы и средства познания окружающего мира. 5).Оценивать результаты своей работы на уроке.



Раздел 1: «Что и кто?» (20ч)


2


Что такое Родина?
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей.
Сравнивать, различать и описывать герб и флаг России.
Рассказывать о малой родине и Москве, как столице государства.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


3
8-12.09
Что мы знаем о народах России?
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов.
Работать в паре: 1).Рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках. 2).Обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью.
Работать со взрослыми:
*находить информацию о народах своего края.
Отвечать на итоговые вопросы.
Оценивать свои достижения на уроке.


4

Что мы знаем о Москве?
Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить: 1).Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве. 2).Узнавать достопримечательности столицы.
Работать в паре: 1).Рассказывать по фотографиям о жизни москвичей - своих сверстников. 2).Отвечать на итоговые вопросы. 3).Оценивать свои достижения на уроке


5
15.-19.09
Проект «Моя малая Родина».
В ходе выполнения проекта, первоклассники с помощью взрослых учатся: 1).Фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины; 2).Находить в семейном фото-архиве соответствующий материал; 3).Интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины; 4).Составлять устный рассказ; 5).Выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);
6).Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.


6


Стартовая диагностика. МЦОО.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Отвечать на итоговые вопросы.
Оценивать свои достижения на уроке.


7
22-26.09
Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Практическая работа.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём. Моделировать форму Солнца.
Работать в паре: моделировать форму созвездий. Работать со взрослыми: 1).Находить на ночном небе ковш Большой Медведицы. 2).Проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради). 3). Группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам.
Проводить практическую работу: 1).Определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя. 2).Различать гранит, кремний, известняк.
Работать в паре: 1).Использовать представленную информацию для получения новых знаний. 2).Осуществлять самопроверку.



8

Стартовая диагностика



9
29-3.10
Что общего у разных растений? Практическая работа.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Рассматривать иллюстрации учебника и извлекать из них нужную информацию.
Практическая работа в группе:
находить у растений их части,
показывать их и называть.
Работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


10

Что растёт на подоконнике?
Практическая работа.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Наблюдать комнатные растения школы и узнавать их по рисункам.
Практическая работа: определять комнатные растения с помощью атласа-определителя. Различать изученные растения.
Работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, осуществлять самопроверку. Приводить примеры комнатных растений. Рассказывать об особенностях любимого растения. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


11
6-10.10
Что растёт на клумбе?
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Наблюдать растения клумбы и дачного участка, узнавать их по рисункам.
Практическая работа: определять растения цветника с помощью атласа-определителя. Работать в паре: узнавать по фотографиям растения цветника, осуществлять самопроверку. Рассказывать о любимом цветке. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


11

Что за листья? Практическая работа.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях.
Узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях.
Сравнивать и группировать листья по различным признакам. Практическая работа
в группе: определять деревья по листьям.
Описывать внешний вид листьев какого-либо дерева.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


12

Что такое хвоинки? Экскурсия.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Различать лиственные и хвойные деревья. Практическая работа
в группе: определять деревья с помощью атласа – определителя.
Сравнивать ель и сосну.
Описывать дерево по плану.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


13
13-17.10
Кто такие насекомые?
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Рассматривать иллюстрации учебника и извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых.
Работать в паре: узнавать насекомых на рисунке, определять насекомых с помощью атласа – определителя, осуществлять самопроверку, приводить примеры насекомых.
Сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



14

Кто такие рыбы?
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Рассматривать иллюстрации учебника и извлекать из них нужную информацию.
Моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги. Работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку.
Описывать рыб по плану
.Приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа – определителя. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


15
20-24.10
Кто такие птицы?
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Рассматривать иллюстрации учебника и извлекать из них нужную информацию. Практическая работа: исследовать строение пера птицы.
Работать в паре:
узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа – определителя, проводить самопроверку.
Описывать птиц по плану.
Сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам. Практическая работа: исследовать строение шерсти зверя.
Работать в паре:
узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа – определителя, проводить самопроверку.
Устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


16

Кто такие звери?



17
27-31.10
Что окружает нас дома?
















Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Характеризовать назначение бытовых предметов.
Находить на рисунке предметы определённых групп. Работать в паре: группировать предметы домашнего обихода; проводить взаимопроверку.
Приводить примеры предметов разных групп.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


18

Что умеет компьютер?
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Определять назначение частей компьютера.
Характеризовать назначение частей компьютера.
Сравнивать стационарный компьютер и ноутбук.
Работать в паре: рассказывать (по рисунку- схеме) о возможностях компьютера.
Обсуждать значение компьютера в нашей жизни.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


II четверть (14 часов).

19

Что вокруг нас может быть опасным?
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода. Характеризовать опасность бытовых предметов. Работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку. Моделировать устройство светофора. Оценивать своё обращение с предметами домашнего обихода и поведение на дороге. Сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке





20

На что похожа наша планета?
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Выдвигать предположения и доказывать их. Использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты.
Работать в паре: рассматривать рисунки – схемы и особенности движения Земли. Моделировать форму Земли.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.







21

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?».

Презентация проекта «Моя малая Родина








Выполнять тестовые задания учебника. Выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.



Раздел 2: «Как, откуда и куда?»(12 ч).


22

Как живёт семья?

Проект «Моя семья»
Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить. Рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника. Называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи. Оценивать значение семьи для человека и общества. В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: *отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий, *интервьюировать членов семьи, *оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений, *составлять экспозицию выставки. Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.


23

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Практическая работа.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Прослеживать по рисунку – схеме путь воды. Обсуждать необходимость экономии воды. Выяснять опасность употребления загрязнённой воды. Практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


24

Откуда в наш дом приходит электричество?
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество. Запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами. Анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям. Обсуждать необходимость экономии электроэнергии. Практическая работа в паре: собирать простейшую электрическую цепь.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



25

Как путешествует письмо?
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Наблюдать за работой почты и рассказывать о ней. Работать в паре: *строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, *рассказывать по схеме о путешествии письма, *проводить взаимопроверку. Различать почтовые отправления: *письма, *бандероли, *посылки, *открытки. Работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


26.

Куда текут реки?
· Практическая работа.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Прослеживать по рисунку – схеме путь воды из реки в море. Сравнивать реку и море. Различать пресную и морскую воду. Практическая работа в паре: * рассматривать морскую соль и *проводить опыт по «изготовлению» морской воды. Сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


27


Откуда берутся снег и лёд?
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Практическая работа в группе: *проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, * формулировать выводы из опытов. Наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


28

Как живут растения? Практическая работа.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях. Прослеживать по рисунку – схеме этапы жизни растения. Формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений. Практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



29

Как живут животные?
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях. Работать в группе: *выполнять задания, *формулировать выводы, *осуществлять самопроверку. Практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


30

Как зимой помочь птицам? Практическая работа.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе. Обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц. Практическая работа в паре: * изготавливать простейшие кормушки, *подбирать из предложенного корма подходящий для птиц. Запомнить правила подкормки птиц.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



31

Откуда берётся и куда девается мусор? Практическая работа.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации. Обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора. Практическая работа в группе:
сортировать мусор по характеру материала. Сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



32


Промежуточная диагностика.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Отвечать на итоговые вопросы.
Оценивать свои достижения на уроке.


III четверть (18 часов)


Раздел 3: «Где и когда?»(11 ч)


33

Когда учиться интересно?
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы. Работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе.
Рассказывать о своём учителе, формулировать выводы из коллективного обсуждения.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


34

Проект «Мой класс и моя школа».
В ходе выполнения проекта, первоклассники с помощью взрослых учатся: 1).Фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д.
2).Коллективно составлять рассказ о школе и классе.
3).Презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями(слайдами).
4).Оформлять фотовыставку.
Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.


35

Когда придет суббота?
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее. Работать в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности., проводить взаимоконтроль.
Называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым.
Сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


36

Когда наступит лето?
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. *Анализировать схему смены времён года и месяцев,
*называть времена года в правильной последовательности, *соотносить времена года и месяцы, *использовать цветные фишки для выполнения заданий, *характеризовать природные явления в разные времена года.
Называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым.
Работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника. Наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


37

Где живут белые медведи?
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Практическая работа в паре:
находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль.
Рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов. Приводить примеры животных холодных районов. Устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



38

Где живут слоны?
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Наблюдать за работой почты и рассказывать о ней. Работать в паре: *строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, *рассказывать по схеме о путешествии письма, *проводить взаимопроверку. Различать почтовые отправления: *письма, *бандероли, *посылки, *открытки. Работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


39

Где зимуют птицы?
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Различать зимующих и перелётных птиц. Группировать(классифицировать) птиц с использованием цветных фишек.
Работать в паре: выдвигать предложения о местах зимовок птиц и доказывать их, осуществлять самопроверку. Объяснять причины отлёта птиц в тёплые края.
Приводить примеры зимующих и перелётных птиц.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


40


Когда появилась одежда?
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды, описывать одежду людей по рисунку. Отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов.
Работать в паре: различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев. Работать со взрослыми: изготавливать маскарадный костюм.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



41

Когда изобрели велосипед?
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Сравнивать старинные и современные велосипеды.
Работать в паре: *извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, *осуществлять самопроверку. Обсуждать роль велосипеда в нашей жизни.
Запомнить правила безопасной езды на велосипеде.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


42


Когда мы станем взрослыми?
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Сравнивать жизнь взрослого и ребёнка.
Определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем.
Работать в паре:
*сравнивать рисунки учебника, формулировать выводы в соответствии с заданием.
Рассуждать о том, что в нашем мире зависит от наших поступков.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


43

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?».

Презентация проекта «Мой класс и моя школа»
Выполнять тестовые задания учебника. Выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся



Раздел 4: «Почему и зачем?» (22 ч)


44

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?»
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Сопоставлять видимые ирреальные размеры звёзд, в том числе и Солнца.
Работать в паре: *моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус),
*проводить взаимопроверку. Использовать атлас – определитель для получения нужной информации, моделировать созвездие Льва.
Работать со взрослыми: наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


45

Почему Луна бывает разной?
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещение её поверхности Солнцем, формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны.
Моделировать из пластилина форму Луны.
Рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учёными, осуществлять самопроверку.
Работать со взрослыми: *наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, *фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


46

Почему идёт дождь и дует ветер?
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Наблюдать за дождями и ветром.
Работать в группе: *рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек) *отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра,
*объяснять причины возникновения дождя и ветра,
*осуществлять самопроверку.
Сочинять и рассказывать сказку по рисунку.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


47

Почему звенит звонок? Практическая работа.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира.
Практическая работа в паре:
исследовать возникновение и распространение звуков.
Обсуждать, почему и как нужно беречь уши.
Высказывать предположения о причине возникновения эха, осуществлять самопроверку.
Сочинять и рассказывать сказку по рисунку.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


48

Мониторинг УУД.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


49

Почему радуга разноцветная?
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Описывать чувства, возникающие при виде радуги, называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника. Запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма.
Высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку.
Работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок,
осуществлять взаимопроверку.
Сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


50

Почему мы любим кошек и собак?
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку).
Обсуждать наше отношение к домашним питомцам.
Рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой.
Практическая работа в паре: познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением.
Участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


IV четверть (16 часов).

51

Проект «Мои домашние питомцы»
В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:
*наблюдать за домашним любимцем и *фиксировать результаты наблюдений, *фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях, *составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх.
Презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов). Оформлять фотовыставку.
Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.


52

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Работать в паре: *определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, *осуществлять самопроверку,
*рассматривать и сравнивать рисунки учебника,
*оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, *формулировать правила поведения в природе,
*сопоставлять их с эталоном. *устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника.
Сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


53

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Определять лесных обитателей по звукам, которые они издают, передавать голосом звуки леса,
Объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину.
Работать в паре: устанавливать причинно – следственные связи (на основе информации учебника), осуществлять самопроверку. Оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения (прослушивания) рассказов из книги «Великан на поляне». Формулировать правила поведения в природе.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


54


Зачем мы спим ночью?
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Сравнивать рисунки учебника,
делать выводы о значении сна в жизни человека.
Работать в паре:
*рассказывать о правилах подготовки ко сну,
*использовать для выполнения задания цветные фишки,
*осуществлять взаимопроверку.
Оценивать правильность своей подготовки ко сну. Рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных, обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы».
Определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


55

Почему нужно есть много овощей и фруктов?
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Различать овощи и фрукты, группировать (классифицировать) их с использованием цветных фишек, осуществлять самопроверку
Работать в группе: *находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием,
*сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма.
Сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.
Запомнить правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


56


Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук.
Отбирать из предложенных нужные предметы гигиены. Объяснять их назначение.
Рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки.
Практическая работа в паре:
осваивать приёмы чистки зубов и мытья рук
Запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные. Формулировать основные правила гигиены.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


57

Зачем нам телефон и телевизор?
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Различать средства связи и средства массовой информации.
Рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов.
Объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов.
Работать в паре: сравнивать старинные и современные предметы (телефоны, телевизоры, радиоприёмники).
Обсуждать назначение Интернета.
Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


58


Зачем нужны автомобили?
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Классифицировать автомобили и объяснять их назначение.
Работать в паре:
*по рисунку – схеме знакомиться с устройством автомобиля,
*проводить взаимопроверку.
Использовать представленную в учебнике информацию для выполнения задания.
Сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


59

Зачем нужны поезда?
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Классифицировать поезда в зависимости от их назначения.
Работать в паре: *рассказывать об устройстве железной дороги,
*осуществлять самоконтроль.
Использовать информацию учебника для выполнения задания,
сравнивать старинные и современные поезда.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


60

Зачем строят корабли?
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Классифицировать корабли в зависимости от их назначения.
Рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле.
Работать в паре:
*по рисунку – схеме знакомиться с устройством корабля, *проводить самопроверку и взаимопроверку.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



61

Зачем строят самолёты?
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Классифицировать самолёты в зависимости от их назначения.
Рассказывать о своих впечатлениях о полёте на самолёте.
Работать в паре: по рисунку – схеме знакомиться с устройством самолёта, проводить самопроверку и взаимопроверку.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


62

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
стремиться её выполнить.
Обобщать сведения о транспорте, полученные на предыдущих уроках.
Обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте.
Работать в группе:
*знакомиться с правилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге, *рассказывать о правилах безопасности в автомобиле, троллейбусе, трамвае.
Участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



63

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Работать в группе:
знакомиться с правилами безопасности и спасательными средствами на корабле и в самолёте.
Участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



64

Итоговая диагностика. МЦОО.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



65

Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»?
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Находить в тексте учебника ответы на вопросы.
Приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой.
Оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них.
Участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы».
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


66

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?».

Презентация проекта «Мои домашние питомцы»
Выполнять тестовые задания учебника. Выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся




































Материально- техническое обеспечение учебного предмета «Окружающий мир»

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примерная программа по окружающему миру федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2011 г.) и материалам учебно-методического комплекта «Школа Россииа»
Учебники: 1. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы – М. : Просвещение, 2011.рабочие программы
1. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. – М. : Просвещение, 2011.
2. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч, - М. : Просвещение 2011.
3. А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение 2010.
4. А.А. Плешаков. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. -
М. : Просвещение, 2010.
5. Е.М. Тихомирова. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 1 класс – М. : Экзамен, 2012.
6. Е.М. Тихомирова. Тесты по предмету «Окружающий мир»: 1 класс. В 2 ч. – М. : Экзамен, 2012.
7. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир».

Демонстрационный материал (картинки, предметные таблицы) в соответствии с основными требованиями программы обучения.
Комплект таблиц по окружающему миру
Географические карты:
Природные зоны России
Физическая карта РФ

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
Персональный компьютер
Интерактивная доска
Мультимедийный проектор

Видеофильмы:
«Живая природа»
«Мир вокруг нас»
«Улица полна неожиданностей»
«Ознакомление с окружающим миром»
«Природоведение» (1,2,3 выпуск)
Слайд - комплекты

Термометры для измерения температуры воздуха, воды
Лупа
Компас
Часы с синхронизированными стрелками
Муляжи фруктов и овощей
Глобус

Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.







Список литературы:
Для учащихся:
А.А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. – М. : Просвещение, 2011.
2. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч, - М. : Просвещение 2011.
3. А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение 2010.
4. А.А. Плешаков. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. -
М. : Просвещение, 2010.

Для учителя:
Примерные программы начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)
Программа А. А. Плешакова «Окружающий мир».
А.А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. – М. : Просвещение, 2011.
Е.М. Тихомирова. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 1 класс – М. : Экзамен, 2012.
М. Тихомирова. Тесты по предмету «Окружающий мир»: 1 класс. В 2 ч. – М. : Экзамен, 2012.
Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»

Для составления программы:
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт.
Программа А. А. Плешакова «Окружающий мир».
А.А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. – М. : Просвещение, 2011.
Планируемые результаты НОО под редакцией Ковалевой, Логиновой. Просвещение, 2010
Как проектировать УУД в начальной школе. Асмолов , Володарская. Просвещение, 2009.









Заголовок 1 Заголовок 515