РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ для 1 класса УМК Школа России 
		Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 8 " г. Гая Оренбургской области 
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
Николаева Т.Ю./_________/
 ФИО
Протокол № ___ 
от «__»__________20_г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР 
Хвостова Р. В. /____________/
ФИО 
«__»____________20___г.
«Утверждаю»
Директор
МАОУ «СОШ № 8»  г. Гая
Филиппов С. Н. /_____________/
ФИО
Приказ № ___ 
от «__»__________20_г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
ПЕДАГОГА
Савочкиной Татьяны Викторовны,
 высшая квалификационная  категория
Окружающий мир, 1 класс
2014 - 2015  учебный год
г.Гай
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
     	Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 1 класса  разработана и составлена в соответствии с требованиями «Федерального компонента государственного  стандарта общего образования», на основе Программы начального общего образования и на основе авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой Минобрнауки РФ (Москва,2011 г.), являющейся составной частью системы учебников «Школа России».Учебник: Плешаков А. А.  Окружающий мир. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.
 Целями обучения предмету «Окружающий мир» в 1 классе являются:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.	
Изучение предмета «Окружающий мир» направлено  на реализацию основных задач:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
 формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
 формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Особенностями  содержания  этого учебного предмета являются: интегрированный характер обществоведческих знаний; наличие содержания, обеспечивающего формирование  общеучебных умений и навыков и способов деятельности; возможность осуществлять  межпредметные связи  с другими предметами  начальной школы.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. 
Место курса в учебном плане
	На предмет «Окружающий мир» в 1 классе учебным планом МАОУ «СОШ № 8» отводится   66 часов- (33 недели  – 2 часа в неделю).    
    Количество часов в 1 четверти – 18 часов, во 2 четверти – 14 часов, в 3 четверти – 18часов, в 4 четверти – 16 часов.                                                                                                 
Ценностные ориентиры содержания курса
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Логика изложения и содержания авторской программы и рабочей программы по окружающему миру в 1 классе полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта НОО, поэтому в рабочую программу по окружающему миру не внесено изменений.
Образовательные технологии и приемы.
Курс предполагает применение в практике учителя широкого спектра современных образовательных технологий, методов, форм обучения, приёмов и иных педагогических ресурсов организации учебно-воспитательной работы с учащимися в процессе как урочной, так и внеурочной деятельности:
на максимальное включение младших школьников в учебную деятельность;
проблемно-поисковый метод обучения,
 проектные, творческие задания, практические работы, учебные диалоги;
практическая направленность содержания учебного материала с опорой на социальный опыт ученика, связь с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД;
дифференцированное и личностно-ориентированное образование школьников, реализация педагогики сотрудничества;
использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, интернет-ресурсов, различных мультимедийных приложений
 ориентация на здоровьесберегающие технологии;
Коллективные способы обучения (сменные пары, взаимообучение, взаимоконтроль, взаимоуправление)
Групповые технологии (классно-урочная организация, лекционно-семинарская система, дидактические игры, бригадно-лабораторный метод и др.)
Технологии поддержки ребенка
Игровые технологии
Опережающее обучение с использованием опорных схем  С.Н. Лысенковой
Технология развивающего обучения
Метод (технология) проектов
Развитие критического мышления
Формы организации урока.
При проведении  уроков используют беседы, экскурсии, дидактические игры; фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
Знать:
название нашей планеты, родной страны и её столицы, региона, где живут учащиеся, родного города; 
государственную символику России;
государственные праздники;
основные (легко определяемые) свойства воды;
общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
правила сохранения и укрепления здоровья;
основные правила поведения в окружающей среде.
Уметь
различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
оценки воздействия человеку на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Оценка знаний и умений  обучающихся проводится с помощью устного опроса и диагностических работ.   
Структура  учебного предмета.
№
Раздел
Кол-во часов
1
Авторская программа
Рабочая программа
Задавайте вопросы!
1
1
2
Что и кто?
20
20
3
Как, откуда и куда?
12
12
4
Где и когда?
11
11
5
Почему и зачем?
22
22
Итого
66
66	
Результаты освоения предмета «Окружающий мир» в 1 классе
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать  предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений:
-называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
-объяснять, как люди помогают друг другу жить;
-называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
-называть основные особенности каждого времени года.
-оценивать правильность поведения людей в природе;
-оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
График контрольных мероприятий
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
год
Диагностика
Стартовая
(сентябрь)
22.09-26.09
Промежуточная
(декабрь)
15.12-19.12
Мониторинг УУД (март)
Итоговая 
(май)
13.05-24.05
4	
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО ПРЕДМЕТУ
 «Окружающий мир», 
1 КЛАСС – 2014 - 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
№
п/п
Дата
Тема урока
Характеристика деятельности учащихся
корректировка
I  четверть (18 часов).
1
1-5.09
Задавайте вопросы!(1ч)
Учащиеся осваивают первоначальные умения: 
1).Задавать вопросы.
2).Вступать в учебный диалог,
3).Пользоваться условными обозначениями учебника.
4).Различать способы и средства познания окружающего мира. 5).Оценивать результаты своей работы на уроке.
Раздел 1: «Что и  кто?» (20ч)
2
Что такое Родина?
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей.
Сравнивать, различать и описывать герб и флаг России.
Рассказывать о малой родине и Москве, как столице государства.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
3
8-12.09
Что мы знаем о народах России?
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.    Рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов.                     
Работать в паре: 1).Рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках.            2).Обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью.               
Работать со взрослыми:     
*находить информацию о народах своего края. 
Отвечать на итоговые вопросы. 
Оценивать свои достижения на уроке.
4
Что мы знаем о Москве?
Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить: 1).Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них  нужную информацию  о Москве.     2).Узнавать достопримечательности столицы.                  
Работать в паре: 1).Рассказывать по фотографиям о жизни москвичей - своих сверстников.           2).Отвечать на итоговые вопросы. 3).Оценивать свои достижения на уроке
5
15.-19.09
Проект «Моя малая Родина».
    В ходе выполнения проекта, первоклассники с помощью взрослых учатся:                 1).Фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины; 2).Находить в семейном фото-архиве соответствующий материал; 3).Интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины;       4).Составлять устный рассказ;                 5).Выступать  с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);
6).Оценивать  результаты собственного труда и труда товарищей.  
6
Стартовая диагностика. МЦОО. 
    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.         Отвечать  на итоговые вопросы.
Оценивать свои достижения на уроке.
7
22-26.09
Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Практическая работа.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.   Наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём. Моделировать форму Солнца.                       
Работать в паре: моделировать форму созвездий.                 Работать со взрослыми:            1).Находить на ночном небе ковш Большой Медведицы. 2).Проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради).  3).    Группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам. 
Проводить практическую работу: 1).Определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя.  2).Различать гранит, кремний,  известняк.  
Работать в паре: 1).Использовать представленную информацию для получения новых знаний. 2).Осуществлять самопроверку.
8
Стартовая диагностика
9
29-3.10
Что общего у разных растений? Практическая работа.
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить. Рассматривать иллюстрации учебника и извлекать из них нужную  информацию.        
Практическая работа в группе:
 находить у растений их части,
 показывать их и называть.               
Работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний,                     различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку; отвечать  на итоговые вопросы и                 оценивать свои достижения на уроке.
10
Что растёт на подоконнике?
Практическая работа.
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить.
 Наблюдать комнатные растения школы и узнавать  их по рисункам. 
Практическая работа: определять комнатные растения с помощью атласа-определителя. Различать изученные растения. 
Работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, осуществлять самопроверку. Приводить примеры комнатных растений. Рассказывать об особенностях любимого растения. Отвечать  на итоговые вопросы и                 оценивать свои достижения на уроке.
11
6-10.10
Что растёт на клумбе?
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить.
Наблюдать растения клумбы и дачного участка, узнавать их по рисункам.
Практическая работа: определять растения цветника с помощью атласа-определителя.          Работать в паре: узнавать по фотографиям растения цветника, осуществлять самопроверку. Рассказывать о любимом цветке. Отвечать на итоговые вопросы  и оценивать свои достижения на уроке.
11
Что за листья? Практическая работа.
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить.
Наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях.
Узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях. 
Сравнивать и группировать листья по различным признакам. Практическая работа
в группе: определять деревья по листьям. 
Описывать внешний вид листьев какого-либо дерева.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
12
Что такое хвоинки? Экскурсия.
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить.
Различать лиственные и хвойные деревья. Практическая работа
в группе: определять деревья с помощью атласа – определителя.
Сравнивать ель и сосну.
Описывать дерево по плану.
 Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
13
13-17.10
Кто такие насекомые?
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить. Рассматривать иллюстрации учебника и извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать  части тела различных насекомых.        
Работать в паре: узнавать насекомых на рисунке, определять насекомых с помощью атласа – определителя, осуществлять самопроверку, приводить примеры насекомых. 
Сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам.
 Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
14
Кто такие рыбы?
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить. Рассматривать иллюстрации учебника и извлекать из них нужную  информацию.
Моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги. Работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку.
Описывать рыб по плану
.Приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа – определителя.   Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.     
15
20-24.10
Кто такие птицы?
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить. Рассматривать иллюстрации учебника и извлекать из них нужную  информацию. Практическая работа: исследовать строение пера птицы.
Работать в паре:
 узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа – определителя, проводить самопроверку. 
Описывать птиц по плану. 
Сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам. Практическая работа: исследовать строение шерсти зверя.
 Работать в паре:
 узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа – определителя, проводить самопроверку. 
Устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни. 
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
16
 Кто такие звери?
17
27-31.10
Что окружает нас дома?
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить.
Характеризовать назначение бытовых предметов. 
Находить на рисунке предметы определённых групп. Работать в паре: группировать предметы домашнего обихода; проводить взаимопроверку.
Приводить примеры предметов разных групп. 
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
18
Что умеет компьютер?
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить.
Определять назначение частей компьютера.
Характеризовать назначение частей компьютера.
Сравнивать стационарный компьютер и ноутбук.
Работать в паре: рассказывать (по рисунку- схеме) о возможностях компьютера.
Обсуждать значение компьютера в нашей жизни.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
II четверть (14 часов).
19
Что вокруг нас может быть опасным?
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить.                    Выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода. Характеризовать опасность бытовых предметов.                        Работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку. Моделировать устройство светофора. Оценивать своё обращение с предметами домашнего обихода и поведение на дороге.                         Сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
20
На что похожа наша планета?
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить.           Выдвигать предположения и доказывать их. Использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты. 
Работать в паре: рассматривать рисунки – схемы и особенности движения Земли.                Моделировать форму Земли.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
21
Проверим себя  и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?».                                          
Презентация проекта «Моя малая Родина
Выполнять тестовые задания учебника. Выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.   Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
Раздел 2: «Как, откуда и куда?»(12 ч).
22
Как живёт семья?
 Проект «Моя семья»
Понимать учебную задачу  данного урока и стремиться её выполнить.                             Рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника.                               Называть по именам   (отчествам, фамилиям) членов своей семьи.  Оценивать значение семьи для человека и общества. В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: *отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий,  *интервьюировать членов семьи, *оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений, *составлять экспозицию выставки. Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.            
23
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Практическая работа.
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить.           Прослеживать по рисунку – схеме путь воды.                         Обсуждать необходимость экономии воды. Выяснять опасность употребления загрязнённой воды. Практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
24
Откуда в наш дом приходит электричество?
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить.            Отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество.   Запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами. Анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям.  Обсуждать необходимость экономии электроэнергии. Практическая работа в паре: собирать простейшую электрическую цепь. 
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
25
Как путешествует письмо?
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить.           Наблюдать за работой почты и рассказывать о ней.                            Работать  в паре: *строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, *рассказывать по схеме о путешествии письма,                  *проводить взаимопроверку. Различать почтовые отправления:              *письма,                *бандероли,            *посылки,              *открытки.                              Работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
26.
Куда текут реки?
· Практическая работа.
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить.    Прослеживать по рисунку – схеме путь воды из реки в море. Сравнивать реку и море.                          Различать пресную и морскую воду. Практическая работа в паре:                                    * рассматривать морскую соль и *проводить опыт по «изготовлению» морской воды.   Сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.    
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
27
Откуда берутся снег и лёд?
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить.
Практическая работа в группе:               *проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями,                      * формулировать выводы из опытов. Наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках.                  Отвечать на итоговые вопросы  и оценивать свои достижения на уроке.
28
Как живут растения? Практическая работа.
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить.  Наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях.  Прослеживать по рисунку – схеме этапы жизни растения.  Формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений. Практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями.                                     
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
29
Как живут животные?
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить.  Наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях.               Работать в группе: *выполнять задания, *формулировать выводы,     *осуществлять самопроверку.  Практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка.                                     
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
30
Как зимой помочь птицам? Практическая работа.
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить.  Наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе. Обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц. Практическая работа в паре:                                    * изготавливать простейшие кормушки,  *подбирать из предложенного корма подходящий для птиц.     Запомнить правила подкормки птиц.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
31
Откуда берётся и куда девается мусор? Практическая работа.
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить.  Определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации.                        Обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора.                  Практическая работа в группе:
 сортировать  мусор по характеру материала.                Сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.    
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
32
Промежуточная диагностика.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.         Отвечать  на итоговые вопросы.
Оценивать свои достижения на уроке.
III четверть (18 часов)
Раздел 3: «Где и когда?»(11 ч)
33
Когда  учиться интересно?
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить.  Анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы.                                                              Работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе. 
Рассказывать о своём учителе, формулировать выводы из коллективного обсуждения.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.    
34
Проект «Мой класс и моя школа».
В ходе выполнения проекта, первоклассники с помощью взрослых учатся:                 1).Фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и  т. д.
2).Коллективно составлять рассказ о школе и классе.
3).Презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями(слайдами). 
4).Оформлять фотовыставку. 
Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
35
Когда придет суббота?
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить.  Анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее. Работать в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели,  называть дни недели в правильной последовательности., проводить взаимоконтроль. 
Называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым.
 Сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
36
Когда наступит лето?
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить.    *Анализировать схему смены времён года и  месяцев, 
*называть времена года в правильной последовательности, *соотносить времена года и месяцы, *использовать цветные фишки для выполнения заданий, *характеризовать природные явления в разные времена года. 
Называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым. 
 Работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника. Наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради. 
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.    
37
Где живут белые медведи?
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить.     Практическая работа в паре: 
находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их,  осуществлять самоконтроль.
Рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов. Приводить примеры животных холодных районов. Устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.                   
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
38
Где живут слоны?
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить.           Наблюдать за работой почты и рассказывать о ней.                            Работать  в паре: *строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, *рассказывать по схеме о путешествии письма,                  *проводить взаимопроверку. Различать почтовые отправления:              *письма,                *бандероли,            *посылки,              *открытки.                              Работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
39
Где зимуют птицы?
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить. 
Различать зимующих и перелётных птиц. Группировать(классифицировать) птиц с использованием цветных фишек. 
 Работать в паре: выдвигать предложения о местах зимовок птиц и доказывать их, осуществлять самопроверку. Объяснять причины отлёта птиц в тёплые края. 
Приводить примеры зимующих и перелётных птиц.  
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.    
40
Когда появилась одежда?
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить. Прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды, описывать одежду людей по рисунку. Отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов. 
Работать в паре: различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев. Работать со взрослыми: изготавливать маскарадный костюм.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.    
41
Когда изобрели велосипед?
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить.  
Сравнивать старинные и современные велосипеды.
Работать в паре: *извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, *осуществлять самопроверку. Обсуждать роль велосипеда в нашей жизни. 
Запомнить правила безопасной езды на велосипеде. 
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.    
42
Когда мы станем взрослыми?
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить.  
Сравнивать жизнь взрослого и ребёнка. 
Определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем.
Работать в паре: 
*сравнивать рисунки учебника, формулировать выводы в соответствии с заданием. 
Рассуждать о том,  что в нашем мире зависит от наших поступков.  
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
43
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». 
Презентация проекта «Мой класс и моя школа»
Выполнять тестовые задания учебника. Выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.   Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся
Раздел 4: «Почему и зачем?» (22 ч)
44
Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?»
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.    Сопоставлять видимые ирреальные размеры звёзд, в том числе и Солнца.
Работать в паре: *моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус),  
*проводить взаимопроверку.  Использовать атлас – определитель для получения нужной информации, моделировать созвездие Льва.
Работать со взрослыми: наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва.     
 Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
45
Почему Луна бывает разной?
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.   Анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещение её поверхности Солнцем, формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны. 
Моделировать из пластилина форму Луны.
Рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учёными, осуществлять самопроверку.
Работать со взрослыми: *наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, *фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради.
 Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
46
Почему идёт дождь и дует ветер?
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить.    Наблюдать за дождями и ветром.
Работать в группе: *рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст,  ситничек) *отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра, 
*объяснять причины возникновения дождя и ветра, 
*осуществлять самопроверку.
 Сочинять и рассказывать сказку по рисунку.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.    
47
Почему звенит звонок? Практическая работа.
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить.    
Анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира. 
Практическая работа в паре: 
исследовать возникновение и распространение звуков.  
Обсуждать, почему и как нужно беречь уши.
Высказывать предположения о причине возникновения эха, осуществлять самопроверку.
 Сочинять и рассказывать сказку по рисунку.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.    
48
Мониторинг УУД.
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить.    
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
49
Почему радуга разноцветная?
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить.     
Описывать чувства, возникающие при виде радуги, называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника. Запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма. 
Высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку.
Работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок,
осуществлять взаимопроверку.
 Сочинять и рассказывать сказочную историю  по рисунку.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.    
50
Почему мы любим кошек и собак?
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить. Описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку). 
Обсуждать наше отношение к домашним питомцам.  
Рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой.    
 Практическая работа в паре: познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением.   
Участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца. 
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
IV четверть (16 часов).
51
Проект «Мои домашние питомцы»
В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: 
*наблюдать за домашним любимцем и *фиксировать результаты наблюдений, *фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях, *составлять рассказ  о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх.  
Презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов). Оформлять фотовыставку.  
Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.   
52
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить.
Работать в паре: *определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, *осуществлять самопроверку,  
*рассматривать и сравнивать рисунки учебника, 
*оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, *формулировать правила поведения в природе,
*сопоставлять их с эталоном. *устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника.
 Сочинять и рассказывать сказочную историю  по рисунку.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.    
53
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить.  Определять лесных обитателей по звукам, которые они издают, передавать голосом звуки леса, 
Объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину. 
Работать в паре:  устанавливать причинно – следственные связи (на основе информации учебника), осуществлять самопроверку. Оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения (прослушивания) рассказов из книги «Великан на поляне». Формулировать правила поведения в природе.  
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
54
Зачем мы спим ночью?
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить.  
Сравнивать рисунки учебника, 
делать выводы о значении сна в жизни человека. 
Работать в паре: 
*рассказывать о правилах подготовки ко сну,  
*использовать для выполнения задания цветные фишки,  
*осуществлять взаимопроверку.
Оценивать правильность своей подготовки ко сну. Рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных, обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы».
Определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе. 
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.    
55
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить.     
Различать овощи и фрукты,  группировать (классифицировать) их с использованием цветных фишек, осуществлять самопроверку
Работать в группе: *находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием, 
*сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма.
 Сочинять и рассказывать сказочную историю  по рисунку.
Запомнить правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.    
56
Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа.
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить.  
Обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук. 
Отбирать из предложенных  нужные предметы гигиены.  Объяснять их назначение.
Рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки. 
 Практическая работа в паре: 
осваивать приёмы чистки зубов и мытья рук  
Запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные. Формулировать основные правила гигиены.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.    
57
Зачем нам телефон и телевизор?
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить.     
Различать средства связи и средства массовой информации. 
Рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов. 
Объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов. 
Работать в паре: сравнивать старинные и современные предметы (телефоны, телевизоры, радиоприёмники). 
Обсуждать назначение Интернета.
Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
58
Зачем нужны автомобили?
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить. 
Классифицировать автомобили и объяснять их назначение.    
Работать в паре: 
*по рисунку – схеме знакомиться с устройством автомобиля, 
*проводить взаимопроверку.
Использовать представленную в учебнике информацию для выполнения задания. 
 Сочинять и рассказывать сказочную историю  по рисунку.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.    
59
Зачем нужны поезда?
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить. 
Классифицировать поезда в зависимости от их назначения.
Работать в паре: *рассказывать об устройстве железной дороги, 
*осуществлять самоконтроль. 
Использовать информацию учебника для выполнения задания,
 сравнивать старинные и современные поезда.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
60
Зачем строят корабли?
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить. 
Классифицировать корабли в зависимости от их назначения.  
Рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле. 
Работать в паре: 
*по рисунку – схеме знакомиться с устройством корабля, *проводить самопроверку и  взаимопроверку. 
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.    
61
Зачем строят самолёты?
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить. 
Классифицировать самолёты в зависимости от их назначения.  
Рассказывать о своих впечатлениях о полёте на самолёте. 
Работать в паре: по рисунку – схеме знакомиться с устройством самолёта, проводить самопроверку и  взаимопроверку. 
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
62
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
стремиться её выполнить.
Обобщать сведения о транспорте, полученные на предыдущих уроках. 
 Обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте.
 Работать в группе: 
*знакомиться с правилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге,  *рассказывать о правилах безопасности в автомобиле, троллейбусе, трамвае.  
Участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
63
Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить. 
 Работать в группе: 
знакомиться с правилами безопасности и спасательными средствами на корабле и в самолёте.
Участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации. 
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
64
Итоговая диагностика. МЦОО.
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить. 
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
65
Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»?
Понимать учебную задачу  урока и стремиться её выполнить. 
Находить в тексте учебника ответы на вопросы. 
Приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой.  
Оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них.  
Участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы».
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
66
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?».   
Презентация проекта «Мои домашние питомцы»
Выполнять тестовые задания учебника. Выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.   Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся
Материально- техническое обеспечение учебного предмета «Окружающий мир»
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Примерная программа по окружающему миру федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2011 г.) и материалам учебно-методического комплекта «Школа Россииа»
Учебники: 1. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы  – М. : Просвещение, 2011.рабочие программы
1. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. – М. : Просвещение, 2011.
2. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч, - М. : Просвещение 2011.
3. А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение 2010.
4. А.А. Плешаков. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. -  
М. : Просвещение, 2010.
5. Е.М. Тихомирова. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 1 класс – М. : Экзамен, 2012.
6. Е.М. Тихомирова. Тесты по предмету «Окружающий мир»: 1 класс. В 2 ч. – М. : Экзамен, 2012.
7. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир».
Демонстрационный материал (картинки, предметные таблицы) в соответствии с основными требованиями программы обучения.
Комплект таблиц по окружающему миру 
Географические карты:
Природные зоны России
Физическая карта РФ
Классная доска  с набором приспособлений для крепления таблиц
Персональный компьютер
Интерактивная доска
Мультимедийный проектор
 Видеофильмы:
«Живая природа»
«Мир вокруг нас»
«Улица полна неожиданностей»
«Ознакомление с окружающим миром»
«Природоведение» (1,2,3 выпуск)
Слайд - комплекты
Термометры для измерения  температуры воздуха, воды
Лупа 
Компас
Часы с синхронизированными стрелками
Муляжи фруктов и овощей
Глобус
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Список литературы:
Для учащихся: 
А.А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. – М. : Просвещение, 2011.
2. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч, - М. : Просвещение 2011.
3. А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение 2010.
4. А.А. Плешаков. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. -  
М. : Просвещение, 2010.
               Для учителя: 
Примерные программы начального общего образования.  – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)
Программа  А. А. Плешакова «Окружающий мир».
А.А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. – М. : Просвещение, 2011.
Е.М. Тихомирова. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 1 класс – М. : Экзамен, 2012.
М. Тихомирова. Тесты по предмету «Окружающий мир»: 1 класс. В 2 ч. – М. : Экзамен, 2012.
Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»
Для составления программы:
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт.
Программа  А. А. Плешакова «Окружающий мир».
А.А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. – М. : Просвещение, 2011.
Планируемые результаты НОО под редакцией Ковалевой, Логиновой. Просвещение, 2010
Как проектировать УУД в начальной школе. Асмолов , Володарская. Просвещение, 2009.
Заголовок 1Заголовок 515