ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ
ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Возможности дополнительного образования детей в решении задач профилактики детских и молодежных правонарушений изучались в ходе анализа педагогического опыта школ и учреждений дополнительного образования, анализа материалов социально- педагогических исследований, статистических материалов.
Анализ такого опыта позволяет выявить социально- педагогические возможности дополнительного образования детей и организационно-педагогические условия реализации этих возможностей.
Вовлечение детей, в том числе имеющих проблемы обучения, общения, в объединения дополнительного образования, способствует наличие значительного числа объединений дополнительного образования, в которых обучение производится на бесплатной основе.
В практике учреждений дополнительного образования сложилась система образовательных программ разноуровневого обучения, позволяющая выбрать темпы и сроки, содержание обучения, исключающая отсев учащихся из - за невысокого уровня достижений. Разно уровневые программы реализуют сегодня практически все учреждения дополнительного образования. Кроме того, в опыте деятельности, прежде всего, клубных объединений сложилась практика освоения учащимися тех форм деятельности, к которым они проявляют наибольшую склонность. Подобная технология работы с детьми, когда ребенок сам определяет форму своего участия в деятельности объединения дополнительного образования, используется в большинстве клубных, студийных объединений (например, таких, как детские театры)- Не применение позволяет решить проблемы детей с заниженной самооценкой, не склонных к систематическим занятиям познавательной (прежде всего, интеллектуальной) деятельностью, имеющих проблемы развития памяти, внимания. Окунувшись в клубную среду дополнительного образования, найдя область деятельности, в которой они успешны, они выбывают из «группы риска», включаются на равноправных началах в деятельность детского сообщества, ориентированного на позитивные жизненные ценности.
Зачастую, Центр детского творчества является единственным "открытым» учреждением культуры в микрорайоне. Другие учреждения: кинотеатры, дома, дворцы культуры - либо закрыты, либо имеют охрану, не допускающую на территорию учреждения посторонних, не имеющих пропуска, билета. Поиск места встреч часто приводит подростков, как правило, из не слишком благополучных < смей, оставивших школу, ничем не занятых, в вестибюли, фойе микрорайонных домов творчества. В определенном смысле они представляют угрозу как нарушители порядка, т.е. проявляют н агрессию, совершают правонарушения по отношению к воспитанникам домов творчества, учащимся коллективов. Перед коллективами домов творчества встает задача решения проблем, которые создают молодежные группы. Вариантом решения проблемы подростковых |групп возможен способ вовлечения участников подростковых групп в деятельность образовательного учреждения.
Педагоги Дома творчества могут приглашать подростков HOI стать занятия в студиях, объединениях в качестве «вольнослушателей» или зрителей. Посещая коллективы Дома творчества, подростки могут наблюдать занятия, могут попытаться ВКЛЮЧИТЬСЯ в них, по желанию оказать помощь преподавателю и учащимся в какой - либо творческой деятельности.
Таким образом, подростки меньше будут проявлять девиации, и даже смогут оказывать посильную помощь Центрам дополнительного образования.
Поддержка и пропаганда достижений в сфере дополнительного образования также являются важными факторами профилактики нарушений.
Для детей, подростков, особенно тех, кто не проявляет себя в школах, очень значимым является признание их успешности, талантов. В дополнительном образовании разработана целая поддержка достижений системы обучающихся. Это и периодичные творческие отчеты коллективов, участие в фестивальном, конкурсном движении.
Представленные учреждениями возможности дополнительного образования опосредованно связаны с профилактикой правонарушений, ибо они связаны с организацией свободного времени, созданием условий для содержательной организации досуга.
Роль муниципальных органов управлением образованием в организации дополнительного образования детей заключается в развитии центров дополнительного образования на базе школ, специализированных детских учреждений, и в создании условий для наиболее полной реализации социально-педагогических возможностей этих центров.
Осуществление данной роли связанно не только с поиском финансовых и материальных ресурсов, но и с деятельностью по координации, стимулированию педагогического творчества, организации индивидуальной работы с конкретными группами несовершеннолетних.