Конспект урока по химии «Все о мыле и СМС с точки зрения химика».
Мартукская средняя школа № 1
Гришко Тамара Николаевна
учитель химии и биологии
Урок обобщения и систематизации знаний. Рассматривают практический аспект использования мыла и СМС. Подготовительный этап к уроку включает формирование групп учащихся, определение темы и плана мини проектов, на которое направлено исследование.
Опираясь на теоретические знания, учащиеся, определяют зависимость химических свойств, состав и строение мыла и СМС с их практическим значением.
Особое внимание уделяется исследованию влияния мыльного раствора и СМС на кожу человека, определение положительного и отрицательного воздействия мыла и СМС на окружающую среду.
В ходе урока решаются многие задачи:
научить устанавливать причинно - следственные связи между составом и свойствами, способствовать развитию умений отбирать нужную информацию из разных источниках, анализировать, оформлять полученные результаты.
Развитие познавательного интереса у учащихся.
Урок – творческий отчет на тему: «Все о мыле и СМС с точки зрения химика».
Девиз: «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь».
Цель: Обобщение и систематизация знаний по теме.
Задачи:
Образовательные: расширить представления о мылах и СМС, исследование влияния мыльного раствора на кожу человека, закрепить знания учащихся о зависимости химических свойств и применение веществ от их состава и строения, показать практическое значение знаний о моющих средствах.
Развивающие: научить устанавливать причинно - следственные связи между составом и свойствами, способствовать развитию умений отбирать нужную информацию из разных источниках, анализировать, оформлять полученные результаты.
Развитие познавательного интереса у учащихся.
Воспитательные: расширение кругозора учащихся, воспитание культуры умственного труда, самостоятельности и логичности в рассуждениях.
Формирование компетентностей:
В сфере самостоятельной деятельности.
Способность приобретения знаний из различных источников информации.
В бытовой сфере.
Подготовительный этап.
Обсуждение с учащимися плана работы, возможных источников информации.
Формирование групп для проведения теоретических и практических исследований.
Выбор творческих названий проектов.
Обсуждение плана работы.
Консультации учителя.
6. Подготовка школьниками презентаций по отчету о проделанной работе.
I Организационный момент.
II Психологический настрой.
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел проверить его. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу. Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».( видеоролик)
«Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие»- так определил роль химии в нашей жизни великий русский ученый - химик М.В. Ломоносов. В 2011 году отмечается 300 лет со дня рождения этого великого ученого. Его крылатые слова не потеряли актуальности и сегодня. Трудно представить развитие промышленности без металлов, сельское хозяйство - без удобрений, а наша повседневная жизнь немыслима без моющих средств.
Цель нашего урока: обобщение и систематизация знаний о строении и свойствах моющих веществ, на которых основано их применение.
I Мотивация.
1. Приготовить рецепты «слоеного пирога»
а) бутилоцитат
б) этилформиат
Отрывок из романа Ж.Санд “Консуэло”:
“А наивысшей гармонией ей казался аромат Погруженная в сладкие мечтания, Консуэло словно слышала голоса, исходившие из каждого прелестного венчика. Роза мечтала о страстной любви, лилия - о небесной непорочности, а крошечная фиалка шептала о радостях простой, скромной жизни”.
Сложные эфиры имеют приятные запахи, и эти запахи и ощущала Консуэло.
Почему речь идет о сложных эфирах? Какое отношение имеют эти вещества к теме нашего урока?
2. Укажите формулы моющих средств.
Классификация моющих средств
Твердые мыла Жидкие мыла Синтетические моющие средства
С17Н35СООNа С17Н35СООК ВО-SO-ONa
3. Вам пришлось стирать темные вещи с мылом в жесткой воде. После стирки и полоскания на них остался «седой» налет. Как его устранить?
2С17Н35СООNа + Са(НСО3)2 = (С17Н35СОО)2Са + 2NaНСО3
стеарат Са
(Комментарии учителя: от него можно избавиться, если прополоскать вещи в слабом растворе уксусной кислоты).
(С17Н35СОО)2Са + 2СН3СООН 2С17Н35СООН + (СН3СОО)2Са
4. «Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса,
И юлило. И мылило,
И кусало, как оса»
Какое произведение К. Чуковского посвящено данной теме?
- Ну, а, почему оно кусало как оса?
(Т.к. мыло образуется в ходе реакции щелочного омыления, то большинство его сортов имеет щелочную реакцию водного раствора и оказывает раздражающее действие на сухую и чувствительную кожу).
С17Н35СООН + NаОН С17Н35СООNа + Н2О
С17Н35СООNа + Н2О С17Н35СООН + NаОН
II Защита проектов учащимися.
Споры о том, кому человечество обязано изобретение мыла, до сих пор не завершены, честь спасения человечества от грязи приписывают сразу нескольким народам.
Тема проекта: «И это все о нем».
Цель: Определение значения мыла, история его получения.
Актуальность темы: Мыло не сразу стало предметом гигиены. В чем же особенность строения истории создания, способов получения мыла?
Видеоролик №1,2.
Рекламная пауза «Мыло для Вас».
Современные СМС – сложная смесь из 15-20 химических веществ
Тема проекта: «СМС. Что там внутри?»
Цель: Изучение химического состава и свойств СМС.
Актуальность темы: СМС характеризуется более высокой моющей способностью. Установить преимущество СМС на основе строения и свойств
Тема проекта: «Проверка показала».
Цель: Экспериментально установить преимущество СМС перед мылом.
Актуальность темы: Ещё недавно единственным гигиеническим средством, способным удалить грязь с покровов тела, было мыло. В настоящее же время производители предлагают большой ассортимент моющих средств – мыло и шампуни, пены и гели, бальзамы и кондиционеры.
В чём же отличие мыла от СМС? Какое средство обладает лучшими моющими свойствами?
Ответы на эти вопросы я попыталась найти, выполнив работу по изучению свойств разных сортов мыла и СМС.
Опыт 2. «Обнаружение в составе мыла олеиновой кислоты»
Её присутствие можно определить следующим образом:
1. Выделим из мыльного раствора смесь полученных кислот.
2. К смеси кислот прильём раствор перманганата
калия.
3. Раствор перманганата
калия обесцветился.
Тема проекта: «Большая стирка»
Цель: Показать практическое значение и применение знаний о моющих средствах.
Актуальность темы: В современной жизни этот древнейший хозяйственный процесс полностью зависит от химических веществ. Определение проблем и преимуществ в настоящее время.
Грустно осознавать, но каждая стирка – отрава для природы.
Тема проекта: «За и против».
Цель: Определение положительного и отрицательного воздействия мыла и СМС.
Актуальность темы: С самого начала своего существования человек выбирает между плохим и хорошим, между хорошим и лучшим. Человек всегда пытается найти более правильные решения, которые не наносят ущерб своему здоровью и бюджету.
III Рефлексия.
Больше всего мне понравилось
Где нам пригодятся эти знания
Доволен ли я результатом своего труда
IV Итоги урока.
Просто знать – еще не все, нужно эти знания уметь использовать. Поэтому, заходя в ванную комнату, на кухню или выбирая себе одежду, пусть вам помогут те знания, которые вы получили на этом уроке.
«Служение человечеству – благородная цель химии»