Классный час на темуСимволы РФ и ее Конституция
Конспект классного часа
Тип урока: урок изучения нового материала, посвященный дню Конституции.Цели урока: - формирование понятия «Конституция»; - расширить знания о символике России;- формировать у учащихся чувства патриотизма, уважения к стране, ее истории.Оборудование: компьютер, проектор, Конституция РФ, фоно запись гимна, иллюстрации гербов, флагов.
Ход классного часа
Здравствуйте дорогие ребята. Давайте поговорим сегодня о нашей Родине.
Мы живем в великой стране. Наша родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, даже на самом быстром поезде, эта дорога займет целую неделю, а на самолете придется лететь полдня. В состав России входит 83 субъекта: 21 республика (Бурятия, Удмуртия, Башкортостан, Татарстан, Дагестан и др.), 9 краев (Алтайский, Краснодарский , Пермский), 4 автономных округа (1. Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ 3. Чукотский автономный округ 4. Ямало-Ненецкий автономный округ), 1 автономная область (еврейская), 46 областей, города федерального значения: Москва, Спб. В России проживают 180 наций и народов.
-Как правильно называется наше государство? (Полное название Российская Федерация)
- Что означает слово "федерация"? (это слово означает "союз", объединение). Россия объединяет в своем составе республики, края, области, автономные округа.
Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.
Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления. Российская Федерация тоже имеет свои символы
- Какие символы в нашей стране вы знаете? (флаг, гимн, герб)
Сообщения детей
Слово герб происходит от польского : верб (herb), чешского верб (herb), немецкого - эреб (erbe), ч то в переводе означает "наследство". Герб - это эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур и предметов, которые выражают традиции владельца. Герб позволяет узнать своего владельца, судить о его положении и правах. Государственный герб может считаться гербом тогда, когда используется постоянно на протяжении определенного времени. В настоящее время герб является государственным символом. (1 ученик)
Что же представляет из себя герб Российской Федерации? Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, заостренный красивый геральдический щит красного цвета с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей- это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.
Что это за подвиг Святого Георгия Победоносца?
Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьём, а конь растоптал змея. Царь - отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах.
В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего копьём змея, является гербом, то есть отличительным знаком Москвы столицы России.
Таким образом, на Гербе России изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьём чёрного змия символ зла.
На Руси его именем называли детей - оно известно в двух вариантах Егор и Юрий.
Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.
- Что же символизирует герб? Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
- Что такое флаг? Это тоже символ государства. Само слово "флаг" голландского происхождения и означает "корабельное знамя". А слово "знамя" происходит от слова "знаменье", "знак". Знамя - это знак того, кому оно принадлежит. Государственный флаг является символом суверенитета государства, то есть его независимости. Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Его оскорбление рассматривается как оскорбление чести нации и государства.
- Какие цвета у Российского флага? (Белый, синий, красный)
Трехцветный российский флаг ведет свою историю от 20 января 1705 г., когда Петр I подписал соответствующий указ о его принятии.
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цвета. Этим цветам флага приписывается множество символических значений. На Руси белый цвет издавна означал благородство и откровенность, синий цвет - верность, честность, безупречность, красный цвет - мужество, смелость, великодушие и любовь. 22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.
Гимн РФ.
Гимн РФ
Гимн от греческого "хумнос" - торжественная песнь в честь божества. Гимн сейчас - это хвалебная песнь, музыкальное произведение торжественного характера. Слова гимна как правило патриотичны, прославляют державу или правителя, отражают духовный настрой общества, музыка торжественна, но вместе с тем легло запоминаема. Автор текста (слов) гимна РФ - С.Михалков, композитор (музыка) - А.Александров.
- Как должны вести себя люди при исполнении государственного гимна?
- Будете ли вы лично вставать при исполнении гимна, если рядом никого нет и никто не сделает вам замечания?
Прослушивание гимна (отрывок)
- Какие чувства вызвала в вас эта музыка? (Красота природы, любовь к Родине, мужество, желание защитить свою Родину).
- Совсем недавно умер автор гимна С. Михалков.
Слово учителя.
Итак, мы с вами выяснили, что основными символами служат герб, гимн, флаг РФ. Эти символы закреплены основным законом страны - Конституцией РФ. Конституция РФ была принята путем народного голосования 12 декабря 1993 года. В этом году ей исполнится 20 лет.
-Что такое Конституция? (Конституция (от лат. слова – устройство) – это основной закон государства, который определяет порядок.)
Итак, Конституция (показывает брошюру) - основной закон, по которому мы с вами живем.
- Что записано в Конституции? В Конституции записаны права наших граждан, такие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие. Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину. У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учебу, отдых т. д. А что же такое - право?
Право - это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.
У ч и т е л ь. Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость - сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло. Давайте мы с вами разделимся на команды и узнаем, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их. Та команда, которая выполнит первой должна встать и дружно сказать "Мы готовы"!
Дюймовочка»
«Гарри Поттер»
« Три поросенка»
«Золотой ключик»
«Мороз Иванович»
«Золушка»
В какой сказке нарушено право на свободу выбора?
В каком произведении нарушено право на тайну корреспонденции?
В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища?
В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жизни?
В каком произведении нарушено право работающего на справедливое вознаграждение?
В каком произведении нарушено право на отдых и досуг?
Дюймовочка»
«Гарри Поттер»
« Три поросенка»
«Золотой ключик»
«Мороз Иванович»
«Золушка»
В какой сказке нарушено право на свободу выбора?
В каком произведении нарушено право на тайну корреспонденции?
В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища?
В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жизни?
В каком произведении нарушено право работающего на справедливое вознаграждение?
В каком произведении нарушено право на отдых и досуг?
Дюймовочка»
«Гарри Поттер»
« Три поросенка»
«Золотой ключик»
«Мороз Иванович»
«Золушка»
В какой сказке нарушено право на свободу выбора?
В каком произведении нарушено право на тайну корреспонденции?
В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища?
В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жизни?
В каком произведении нарушено право работающего на справедливое вознаграждение?
В каком произведении нарушено право на отдых и досуг?
Дюймовочка»
«Гарри Поттер»
« Три поросенка»
«Золотой ключик»
«Мороз Иванович»
«Золушка»
В какой сказке нарушено право на свободу выбора?
В каком произведении нарушено право на тайну корреспонденции?
В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища?
В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жизни?
В каком произведении нарушено право работающего на справедливое вознаграждение?
В каком произведении нарушено право на отдых и досуг?
Дюймовочка»
«Гарри Поттер»
« Три поросенка»
«Золотой ключик»
«Мороз Иванович»
«Золушка»
В какой сказке нарушено право на свободу выбора?
В каком произведении нарушено право на тайну корреспонденции?
В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища?
В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жизни?
В каком произведении нарушено право работающего на справедливое вознаграждение?
В каком произведении нарушено право на отдых и досуг?
Дюймовочка»
«Гарри Поттер»
« Три поросенка»
«Золотой ключик»
«Мороз Иванович»
«Золушка»
В какой сказке нарушено право на свободу выбора?
В каком произведении нарушено право на тайну корреспонденции?
В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища?
В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жизни?
В каком произведении нарушено право работающего на справедливое вознаграждение?
В каком произведении нарушено право на отдых и досуг?
На доске 3 записи :
Право на бесплатное образование.
Право на свободный труд, защита от безработицы.
Право на неприкосновенность жилища.
У ч и т е ль. А теперь, мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино». Давайте разберемся какие конституционные права были нарушены в данной сказке:
1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то какое право они нарушили? (Дети выбирают из 3 листов ответ - № 3 право на неприкосновенность жилища.)
2) Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ- № 2 защита от безработицы.)
3) Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (Ответ - № 1 на бесплатное образование.)
- Какие же права есть у вас, школьников?
1.Право на учебу.
2. Право на отдых между уроками.
3.Право на каникулы.
4.Право на занятия в кружках и секциях.
У ч и т е ль. Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права, но и обязанности.
- Какие же обязанности у школьника? (Ответы учащихся.)
Обязанности: уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы.
Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».
– Россия – наша страна?
– Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
– Да!
– Можно ли человека обращать в рабство?
– Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко?
– Нет!
– Защищён ли человек законом?
– Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?
– Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
– Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
– Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?
– Да!
– Может ли человек владеть имуществом?
– Да!
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?
– Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда?
– Нет!
– Защищает ли закон материнство и младенчество?
– Да!
Итог классного часа:
- О чем мы говорили?
- Что нового сегодня узнали?
- О каких символах государства вспомнили?