Конспект занятия по дисциплине Литература на тему: Рассказ М.Горького Челкаш
Конспект открытого урока по дисциплине «Литература»
по теме: «Рассказ М.Горького «Челкаш»
- Здравствуйте, садитесь. (Отметить отсутствующих)
Тема сегодняшнего занятия – «Рассказ М.Горького «Челкаш».
1. Знакомство с фактами из биографии М.Горького.
- В начале занятия я предлагают вам познакомиться с некоторыми фактами из биографии Максима Горького. Сначала давайте назовем настоящее имя и фамилию писателя. (Алексей Максимович Пешков). Детство его прошло в доме деда, который отличался суровыми методами воспитания детей. Осуждать или одобрять подобное поведение – право каждого из нас. Однако, вполне возможно, именно благодаря такому воспитанию из мальчика вырос целеустремленный, выносливый человек и сильная личность.
Об образовании. Максим Горький закончил ремесленное училище. Хотел поступить в Казанский университет, и совершал неоднократные попытки это сделать, но его не взяли.
? Как вы думаете, достоин ли был Максим Горький учиться в университете?
Вот яркий пример того, как человек САМ хочет учиться, но увы, не имеет этой возможности. В современной жизни мы видим обратную ситуацию, например, в нашем техникуме (возможность дается, но далеко не у всех есть желание).
Однако отсутствие высшего образования не помешало Горькому стать великим Народным писателем. Ведь, оказалось, чтобы писать о людях и для людей, достаточно быть человеком с открытым сердцем, неравнодушным к чужому горю.
Кстати еще один интересный факт: Однажды писатель намеренно нанес себе телесные повреждения (по словам его гражданской жены, вся кухня была в крови), чтобы на себе испытать боль героя своего произведения.
О попытках суицида.
Несколько раз писатель пытался свести счёты с жизнью, однако каждый раз ему удавалось буквально возвращаться с того света. В 13 лет – из-за любви к взрослой женщине. В 19 лет Горький решил застрелиться, но пуля прошла на миллиметр от сердца.
? О чем говорит этот факт?
? Почему Горький совершал попытки самоубийства?
Кстати отношение писателя к самоубийцам было отрицательное и даже пренебрежительное.
2. Задание «Представь себя физиогномистом».
- А сейчас давайте обратимся к произведению. И анализ его начнем с образа главного героя.
Перед вами портрет Гришки Челкаша.
Я предлагают вам представить себя физиогномистами (это люди, умеющие «читать» по лицу) и рассказать об этом человеке (о его характере, судьбе).
О прежней, «другой» жизни Челкаша:
«Челкаш вспоминал прошлое, забывая править лодкой, повернутой волнением и плывшей куда-то в море. Волны точно понимали, что эта лодка потеряла цель, и, все выше подбрасывая ее, легко играли ею, вспыхивая под веслами своим ласковым голубым огнем. А перед Челкашем быстро неслись картины прошлого, далекого прошлого, отделенного от настоящего целой стеной из одиннадцати лет босяцкой жизни. Он успел посмотреть себя ребенком, свою деревню, свою мать, краснощекую, пухлую женщину, с добрыми серыми глазами, отца — рыжебородого гиганта с суровым лицом; видел себя женихом и видел жену, черноглазую Анфису, с длинной косой, полную, мягкую, веселую, снова себя, красавцем, гвардейским солдатом; снова отца, уже седого, и мать, морщинистую, осевшую к земле; посмотрел и картину встречи его с деревней, когда он возвратился со службы; видел, как гордился перед всей деревней отец своим Григорием, усатым, здоровым солдатом, ловким красавцем... Память, этот бич несчастных, оживляет даже камни прошлого и даже в яд, выпитый когда-то, подливает капли меда... Челкаш чувствовал себя овеянным примиряющей, ласковой струей родного воздуха, донесшего с собой до его слуха и ласковые слова матери, и солидные речи истового крестьянина-отца, много забытых звуков и много сочного запаха матушки-земли, только что оттаявшей, только что вспаханной и только что покрытой изумрудным шелком озими... Он чувствовал себя одиноким, вырванным и выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, что течет в его жилах».
3. Сопоставительный анализ двух героев.
Челкаш Гаврила
«старый травленый волк»молодой, крепкий, сильный
впереди его не ждет ничего хорошего впереди вся жизнь, все в его руках
никому не нужен, одинок есть мать-старуха
? По какой причине он берет его в напарники? (Физически крепкий, выносливый, молодой).? Послушайте отрывок из рассказа и подумайте, какие чувства невольно вызвал Гаврила у Челкаша?
«Гаврила все хохотал, тупыми глазами поглядывая на хозяина. И тот смотрел на него пристально, зорко и задумчиво. Он видел перед собою человека, жизнь которого попала в его волчьи лапы. Он, Челкаш, чувствовал себя в силе повернуть ее и так и этак. Он мог разломать ее, как игральную карту, и мог помочь ей установиться в прочные крестьянские рамки. Чувствуя себя господином другого, он думал о том, что этот парень никогда не изопьет такой чаши, какую судьба дала испить ему, Челкашу... И он завидовал и сожалел об этой молодой жизни, подсмеивался над ней и даже огорчался за нее, представляя, что она может еще раз попасть в такие руки, как его... И все чувства в конце концов слились у Челкаша в одно — нечто отеческое и хозяйственное. Малого было жалко, и малый был нужен. Тогда Челкаш взял Гаврилу под мышки и, легонько толкая его сзади коленом, вывел на двор трактира, где сложил на землю в тень от поленницы дров, а сам сел около него и закурил трубку. Гаврила немного повозился, помычал и заснул».
? Скажите, как относится Челкаш к малознакомому парню? Почему? (По-отечески, сочувственно. Видит в нем себя, прежнего, молодого человека, впереди у которого была спокойная, честная, счастливая жизнь).
4. Выразительное чтение по ролям (диалог Челкара и Гаврилы о деревенской жизни).
Челкаш: — Правее держи! Скоро уж приедем. Н-да! Работка важная! Вот видишь как?.. Ночь одна — и полтысячи я тяпнул! Гаврила: — Полтысячи?! А это что же будет за вещь?
Челкаш: - Это — дорогая вещь. Все-то, коли по цене продать, так и за тысячу хватит. Ну, я не дорожусь... Ловко? Гаврила: - Н-да-а?.. Кабы мне так-то вот! (вздохнул) Эх, важно бы!.. (грустно вздохнул он) Челкаш: - Н-да!.. Я думаю, ты бы сейчас по чугунке домой... Уж и полюбили бы тебя девки дома, а-ах как!.. Любую бери! Дом бы себе сгрохал — ну, для дома денег, положим, маловато... Гаврила: - Это верно... для дому нехватка. У нас дорог лес-то. Челкаш: - Ну что ж? Старый бы поправил. Лошадь как? есть? Гаврила: - Лошадь? Она и есть, да больно стара, черт. Челкаш: - Ну, значит, лошадь. Ха-арошую лошадь! Корову.. Овец..Птицы разной.. А? Гаврила: - Не говори!.. Ох ты, господи! вот уж пожил бы! Челкаш: - Н-да, брат, житьишко было бы ничего себе... Я тоже понимаю толк в этом деле. Было когда-то свое гнездо... Отец-то был из первых богатеев в селе... Автор: - Челкаш греб медленно. Лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся о ее борта, еле двигалась по темному морю, а оно играло все резвей и резвей. Двое людей мечтали, покачиваясь на воде и задумчиво поглядывая вокруг себя. Челкаш начал наводить Гаврилу на мысль о деревне, желая немного ободрить и успокоить его. Сначала он говорил, посмеиваясь себе в усы, но потом, подавая реплики собеседнику и напоминая ему о радостях крестьянской жизни, в которых сам давно разочаровался, забыл о них и вспоминал только теперь, — он постепенно увлекся и вместо того, чтобы расспрашивать парня о деревне и ее делах, незаметно для себя стал сам рассказывать ему: Челкаш: - Главное в крестьянской жизни — это, брат, свобода! Хозяин ты есть сам себе. У тебя твой дом — грош ему цена — да он твой. У тебя земля своя — и того ее горсть — да она твоя! Король ты на своей земле!.. У тебя есть лицо... Ты можешь от всякого требовать уважения к тебе... Так ли? Автор: - Гаврила глядел на него с любопытством и тоже воодушевлялся. Он во время этого разговора успел уже забыть, с кем имеет дело, и видел пред собой такого же крестьянина, как и сам он, прилепленного навеки к земле потом многих поколений, связанного с ней воспоминаниями детства, самовольно отлучившегося от нее и от забот о ней и понесшего за эту отлучку должное наказание. Гаврила: - Это, брат, верно! Ах, как верно! Вот гляди-ка на себя, что ты теперь такое без земли? Землю, брат, как мать, не забудешь надолго.
? Как вы думаете, планирует ли Челкаш взять Гаврилу к себе в напарники насовсем (то есть сделать его вором)? Почему?
5. Задание на развитие критического мышления.
? Скажите, какие типичные черты современного молодого человека вы видите в Гавриле? Докажите свою точку зрения примерами из текста.
Жажда «легких» денег,
Желание получить «все и сразу», не прилагая особых усилий,
Неосмотрительность,
Тяга к риску,
Безответственность.
6. Прослушивание аудиозаписи финала произведения.
7. Рефлексия.
Письменный ответ на вопрос: «Какие выводы я сделал для себя в результате изучения рассказа М.Горького «Челкаш»?»
Анонимное зачитывание ответов.
8. Подведение итогов занятия.
Выставление оценок.
9. Домашнее задание.
Прочитать пьесу М.Горького «На дне»