Исследовательская работа на тему: Образы славянской мифологии и преданья старины глубокойв творчестве А.С. Пушкина
Образы славянской мифологии и «преданья старины глубокой» в творчестве А.С.Пушкина
Содержание:
Введение
1. Истоки интереса А.С.Пушкина к поэтическим преданиям русской старины
2. Образы славянской мифологии в произведениях А.С.Пушкина
3. «Предания старины глубокой» в творчестве А.С.Пушкина
4. Предсказание в жизни Пушкина
Заключение
Введение
Каждому русскому человеку с детства знакомы великолепные произведения Александра Сергеевича Пушкина, удивительные и чудесные по своему сюжету и литературному слогу.
Прошлым летом вместе с семьёй мы посетили памятник А.С. Пушкину, который находится в Пятигорске в сквере, прилегающем к зданию бывшей ресторации, где поэт жил в 1829 году. А впервые поэт побывал на Горячих Водах в 1820 г.
А.С. Пушкин первый воспел Кавказ до него совершенно не известный, первый включил в свою культурную сокровищницу район Кавминвод.
Древняя русская культура с её обычаями и укладами жизни, временами, когда люди верили в чудеса и волшебство, настолько оказалась интересной, что, изучая на уроках литературы творчество великого русского поэта А.С.Пушкина, захотелось выяснить, как представлены народные традиции в его творчестве. Это послужило причиной определения темы работы: «Образы славянской мифологии и «преданья старины глубокой» в творчестве А.С.Пушкина».
Цели работы
1. Не удивить, а напомнить о творчестве великого писателя, вызвать эмоции, взволновать своих сверстников
2. Выявить истоки интереса А.С.Пушкина к поэтическим преданиям русской старины;
3. Интерпретация образов славянской мифологии в произведениях А.С.Пушкина;
4. Познакомиться с «преданиями старины глубокой» в творчестве А.С.Пушкина;
5. Показать отношение А.С.Пушкина к древним русским традициям.
1. Истоки интереса А.С.Пушкина к поэтическим преданиям русской старины;
В Михайловском, в своем стареньком доме, долгими зимними вечерами Пушкин слушал сказки, которые рассказывала ему няня Арина Родионовна: о рыбаке и рыбке, царе Салтане, золотом петушке, мертвой царевне, о попе и работнике Балде. Пушкин говорил о них: "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!" А под быстрым, блестящим пером поэта эти милые, необыкновенно простые нянины сказки превращались в замечательные волшебные пушкинские сказки.
В Михайловском Пушкин обратился к фольклорным материалам, и неисчерпаемым источником народного вдохновения стала для него няня Арина Родионовна [1 с.154]
Пушкин выступил своеобразным проводником народной традиции, поэтически воплотив сказания русской древности. «Изучение старинных песен, сказок, – писал он, – необходимо для совершенного знания свойств русского языка» [3. с.467].
Изучение литературы по теме исследования позволило узнать о том, как жили наши предки в древности, какие имели представления об окружающем мире, как ограждали себя от неведомого. И, конечно, по-новому познакомиться с интересным миром сказок, преданий и легенд русского народа.
2. Образы славянской мифологии в произведениях А.С.Пушкина
Особенно удачное воплощение сказочный мир получил в поэме «Руслан и Людмила» (1828) – этом мастерском воспроизведении духа и формы народных сказок.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей
Там ступа с Бабою-Ягой
Идёт, бредёт сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух там Русью пахнет!..
Леший. Хозяин чащоб. Живёт он чаще всего в еловых и сосновых борах и редко попадается на глаза человеку. Говорят, он может появиться в образе зайца, волка, филина и даже в облике красавца гриба, который в руки не даётся. У лешего лишь одно, левое ухо. А глаза у лесовика зелёные, без бровей и ресниц. Любит проказничать [2 с.28].
Баба Яга. В сказках это тощая, носатая старуха – волшебница с растрёпанными волосами, горящими злобой глазами. Живёт баба в красивой избушке, только стоит та посередине леса не на обычном фундаменте, а на высоких и крепких курьих ножках. Забор вокруг избы сделан из человеческих костей. Любая встреча с Бабой Ягой непредсказуема. Ведь её почитают посредницей между живыми и мёртвыми. А избушка её – врата в мёртвое царство [2 с.28].
Царь Кащей (Кощей Бессмертный). Старославянское слово «кощь» (кошть) переводится как «сухой, худой, тощий». Имя сказочного антигероя, скорее всего, воспринималось как мифологический образ окостеневшей, замёрзшей от лютого мороза природы. Демон зимы в народных сказаниях нередко предстаёт в образе старого, костлявого, безобразного колдуна [2 с.28].
Русалка. Известны представления о принадлежности русалки к миру мёртвых. Считалось, что русалками становились девушки, умершие до вступления в брак. Некоторые представляли русалок в виде молодых красивых девушек, обнажённых или в белом. Они появляются в том самом виде, в котором их похоронили. Другие видели их страшными, уродливыми, косматыми бабами [2 с.29].
Фантастические «Русалки» Пушкина. Название «Русалка» Пушкин дал двум своим произведениям: стихотворению, написанному в 1819 году, и драме, которую он писал в 1829-1832 гг., но не успел закончить. В основе романтического стихотворения «Русалка» - леденящая душу история о встрече старого монаха с прекрасной русалкой, которая звала его за собой.
Глядит на старого монаха
И чешет влажные власы.
Святой монах дрожит со страха
И смотрит на её красы.
В незаконченной драме «Русалка», мы вновь встречаем этот мифологический персонаж.
В основе пушкинского рассказа о русалках вновь лежат народные поверья, которые относят русалок к опасным духам, которые сбивают людей с пути, душат или щекочут до смерти, превращают в животных, похищают или портят пряжу.
В своих романтических произведениях А.С.Пушкин облёк в художественную форму народные предания, придав этим мифологическим персонажам неповторимую красочность и выразительность
Образ заботливого домового в стихотворении «Домовому». Необычайным лиризмом проникнуто написанное в 1819 году стихотворение А.С.Пушкина «Домовому». Поэт просит доброго домового охранять семейное имение Михайловское:
Останься, тайный страж, в наследственной сени,
Постигни робостью полунощного вора
И от недружеского взора
Счастливый домик охрани!
Ходи вокруг его заботливым дозором,
Люби мой малый сад, и берег сонных вод,
И сей укромный огород
С калиткой ветхою, с обрушенным забором!
Домовой. Домовой – мифологическое существо в верованиях славян, покровитель строения и живущих в нём людей, своеобразная «душа дома». По нраву он идеальный хозяин дома, вечный хлопотун, заботливый и добрый, но за неуважение к себе со стороны людей может из доброго сделаться лютым и строить всякие пакости, пока с ним не помиришься [2 с.28].
Как трогательно звучит тихая мольба А.С.Пушкина!
Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес, и дикий садик мой,
И скромную семьи моей обитель!
3. «Предания старины глубокой» в творчестве А.С.Пушкина
В начале мая 1820 года царь утвердил предложение о переводе А.С.Пушкина в южные губернии России. Так начались странствия поэта. Он побывал на Кавказе, в Крыму, в Бессарабии, в Киеве. Его заинтересовали реликвии старой Киевской Руси: могилы на горе Щековица, старинные памятники. Всё это отвечало его интересу к русской культуре, к «преданьям старины глубокой» и вдохновило на создание баллады «Песнь о вещем Олеге».
Поэт поведал нам древнюю легенду о смерти киевского князя Олега (X век), предсказанной ему волхвом.
Волхвы. Волхвы – в древнерусской традиции языческие жрецы, чародеи и предсказатели (отсюда волхование, волшебство). Без волшебников и их деяний не обходился ни один из дней древних русичей. Кудесника Пушкин изображает таким, каким он представляется летописцу. Покорный одному Перуну, старец не трепещет перед могучим владыкой, а предсказывает Олегу дальнейшую судьбу[2 с.28]..
4. Предсказание в жизни Пушкина
Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего.
Но примешь ты смерть от коня своего.
Предсказание кудесника сбылось. Он убеждён: как бы ни был велик человек, ему не избежать назначенной судьбы. Поэт в своём стихотворении поведал древнюю легенду, но следует ли из этого, что и Пушкин верит в то, что человек – раб судьбы, которая заранее назначена ему свыше? Заставляет ли поэт нас верить этому? Нет, этому верит летописец, человек глубокой древности, верит кудесник, не может не верить и Олег. Поэт правдиво изображает людей далёкого прошлого такими, какими они были в действительности, их жизнь, их обычаи, их религиозные верования.
Поэт придавал огромное значение предсказаниям. Пушкин с несколькими друзьями посетили известную гадалку немецкого происхождения Александру Кирхгоф. При виде Александра немка воскликнула: «О, вы важная голова!» Она взяла руку молодого человека и стала говорить. Сначала сказала, что по возвращении домой он найдет на столе пакет с деньгами, а затем продолжила: «Скоро вам предложат переменить род службы, а потом дважды подвергнут ссылке.
Вы будете пользоваться огромной известностью у своих современников и потомков. На 37-м году жизни у вас будут большие неприятности из-за жены. Опасайтесь белого человека или белой лошади. Если они не помешают, то вы доживете до глубокой старости...»
По приходе домой поэт узнал, что к нему заходил товарищ по лицею Корсаков и вернул поэту карточный долг. Конверт с деньгами лежал на столе.
Как мы знаем, сбылось и остальное – убивший Пушкина Дантес был блондином и ездил верхом на белом коне... Причиной их дуэли была жена Пушкина Наталья Николаевна. А о славе, которой овеяно имя Пушкина и по сей день, и говорить не приходится...
Пушкина очень волновало это предсказание. Он всячески опасался белокурых, плохо настроенных к нему людей.
Зловещее пророчество сбылось через 10 лет – на 37-м году жизни Пушкин, как и предсказала Шарлотта Кирхгоф, был смертельно ранен на дуэли Жоржем Дантесом, у которого были белокурые волосы.
Заключение.
Обратившись к произведениям великого русского поэта-реалиста Пушкина, я с огромным интересом для себя открыл целый мир загадочных персонажей славянской мифологии, познакомился с древними преданиями и пришёл к выводу о том, что Пушкин прекрасно знал обычаи и предания древней Руси, очень любил свой народ, свою страну с её самобытной культурой.
Навеянные рассказами няни, «преданья старины глубокой» легли в основу многих пушкинских произведений.
Литература
Азадовский М.К. Пушкин и фольклор // Временник Пушкинской комиссии. № 3. – М.-Л., 1937. – С. 154
Мифологический словарь. – М., 1992. – С. 28-29
Пушкин А.С. Сочинения в трёх томах. Т. III. – М., 1986. – С. 467.
Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10-ти томах. Т. X. – М.-Л., 1949. – С. 108
15