План-конспект классного часа на тему: В нашей жизни нет места коррупции.


Цели:1. Образовательная: дать понятие о «коррупции», «коррумпированности», познакомить с формами проявления коррупции, ее последствиями.
2. Развивающая: расширить кругозор обучающихся, развивать основы поисковой деятельности, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, способствовать становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране;
3. Воспитательная: воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, сознательность и социальную активность подрастающей молодежи.
Ход классного часа:
I. Орг. момент.
Здравствуйте, ребята, добрый день, уважаемые гости, мы рады приветствовать Вас на нашем сегодняшнем мероприятии.
II. Вызов.
И для начала, я предлагаем участникам нашего классного часа посмотреть на интерактивную доску и рассказать, что изображено на картинках.
«Снежный ком» (Слайд 1) (мозговой штурм) О чем нам хотели рассказать авторы этих рисунков? Вы догадались, какой теме посвящен наш классный час? Давайте слепим «снежный ком» о понятии «коррупция». Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? (Ответы учеников)
III. Осмысление.
Что такое «Коррупция»? (Слайд 2)
Чтобы раскрыть понятие «Коррупция», давайте заглянем в словарь.
Коррупция (от лат. corruptio) – означает подкуп, подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц. Коррумпировать (лат. corrumpere) – подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами. Согласно Казахстанскому законодательству, коррупция – это не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.
Мудрость народа. (Слайд 3)
- Вспомните, какие пословицы и поговорки отражают коррупционную деятельность в современном обществе? О чем говорится в следующих пословицах, какие человеческие качества в них подчеркиваются?
Всех сластей не переешь, нарядов не переносишь.
Не подмажешь, не поедешь.
В одну лапу всего не сгребешь.
Рука руку моет, а плут плута покроет.
Умный человек хозяин деньгам, а скупой – слуга.
Не разводи усок на чужой кусок!
Загребать жар чужими руками.
Сколько собаке не хватать, а сытой не бывать.
Видит око, да зуб не мед.
Не зарься на чужое, свое береги!
Из истории коррупции. (Слайд 4)
Коррупция - сложное социальное явление, которое зародилось еще в глубокой древности в странах Египта, Месопотамии, Китая, Индии, Иудеи (т.е. в центрах древневосточных цивилизаций) и существует сегодня во всех странах независимо от уровня ее развития, различаясь лишь своими масштабами.
Исторические корни коррупции, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.
Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%80%D1%83%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D0%B0" \o "Уруинимгина" Уруинимгина — шумерский царь города-государства  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D1%88" \o "Лагаш" Лагаша во второй половине XXIV века до н. э. Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер. Первый трактат с обсуждением коррупции — « HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%82%D1%85%D0%B0-%D1%88%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0" \o "Артха-шастра" Артха-шастра» — опубликовал под псевдонимом  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D1%8C%D1%8F" \o "Чанакья" Каутилья один из министров Бхараты (Индии) в IV веке до н. э. В нём он сделал пессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».
Коррупция в Казахстане (Слайд 5) представляет собой существенную проблему для экономическо-го и политического развития страны. В 2004  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Transparency_International" \o "Transparency International" Transparency International отвёл Казахстану 122 место (которое было поделено с несколькими другими странами) по уровню коррумпированности в списке из 146 стран. Общий балл Казахстана равняется 2,2 из 10 возможных (при том, что балл ниже 3 обозначает «безудержную коррупцию»). Президент Назарбаев объявил «священную войну» коррупции и приказал принять «10 мер против коррупции» для борьбы с коррупцией на всех уровнях государства и общества. По итогам 2014 года Казахстан занял 126-е место из 175 стран мира по уровню восприятия коррупции по версии  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Transparency_International" \o "Transparency International" Transparency International.
«Есть ли в нашей жизни место коррупции?» (Слайд 6)
Вы уже не раз слышали о коррупции, возможно даже ваши близкие в какой-то мере сталкивались с такой проблемой, ответьте пожалуйста на вопрос: «Есть ли в нашей жизни место коррупции?» (Ответы учащихся)Спасибо за ваши мнения и интересные ответы.
Деление на пары. Пазлы. А теперь, я предлагаю вам оказаться участками определенных событий. Для этого я попрошу вас разделить на пары и распределить роли, у вас будет 5 минут на подготовку. (Учитель раздает учащимся карточки, с ситуативными заданиями.)
Ситуация 1. Прилежный студент, всегда вовремя выполнявший все задания, отлично успевающий по всем предметам, по каким-то причинам не успел подготовиться к экзамену. Он решает в случае неудачи дать взятку преподавателю. Преподаватель не настроен, брать взятку, и читает целую лекцию о том, как это плохо и унизительно для него.
Ситуация 2. Пациент на приеме у врача пытается дать взятку, чтобы получить больничный лист. Врач не настроен брать взятку, и читает целую лекцию о том, как это плохо и унизительно для него.
Ситуация 3. Начальник заставляет подчиненного стать «стукачом», в случае несогласия его уволят.
Пантомима. Игра с гостями. А пока наши участники готовятся, я предлагаю нашим гостям сыграть в игру. Гостям раздаются карточки с заданиями, жестами (без слов) объяснить следующую ситуацию:
- Вы стоите в очереди за билетами на самолет, объясните кассиру, что Вы опаздываете на самолет.
- Вы в огромной очереди в магазине, Вам нужно купить всего одну буханку хлеба. Убедите остальных пропустить Вас без очереди.
Учитель: пришло время послушать наших участников. (Учащиеся показывают ситуации в парах.)
Благодарю вас за выступление, вы настоящие актеры и, несомненно, наделены даром убеждения. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
- Какие чувства вы испытали, пытаясь подкупить другого человека ради своей выгоды?
- Был ли у вас выбор поступить иначе?
- Какой? (Ответы учащихся)
Просмотр видеоролика. (Слайд 8) Я предлагаю вашему вниманию короткометражный мультик об одном из последствий коррупционных действий.
IV. Рефлексия. (Слайд 7)
Учитель: В качестве рефлексии нашего сегодняшнего мероприятия я предлагаю вам стратегию «Фишбоун». Перед вами плакат с изображением рыбьего скелета, в которые вы должны вписать, какую проблему мы с вами сегодня обсуждали, какие факты указывают на существование этой проблемы, каковы ее последствия и сделать вывод.

Учитель: Большое спасибо за ваши ответы. Приятно было увидеть, что тема нашего классного часа не оставила участников равнодушными, надеюсь вы не столкнетесь с подобной проблемой в будущем. А завершить наше мероприятие я предлагаю стихотворением, которое подготовили учащиеся 9 «В» класса:
Кто воровал - тому не может быть пощады,Всяк должен наказание нести,Не замечать коррупцию не надо -Все, кто причастен был, должны уйти.
От них покаяний мы не дождемся,Всё, что награблено - пора забрать,К тому, как было, больше не вернёмся,И все, всегда должны об этом знать.
Не может у чиновника быть праваНа должности своей "вопрос решать",Он должен только выполнить исправно,Зарегистрировать и передать.
И не нужны нам "личные приёмы",По почте нужно жалобу принять,Проверить соответствие Закону,И тех, кто нарушает - наказать.
Нам предстоит огромная работа -Коррупции хребет переломить,И это наша, а не "их" забота,Всё к лучшему сегодня изменить!
Источники и использованная литература:
1. С.В Хованская «Актуальность проблемы»
2. Н.Ю. Шмаковой « Использование ролевых игр в антикоррупционном образовании и воспитании школьников»
3. К.Ф. Амиров «Антикоррупционное и правовое воспитание» Казань 2010г.
4. http://lib.podelise.ru/docs/3810/index-1390.html5. http://aphorisms.su/stihi/dobrie_stihi_2.html6. https://www.youtube.com/watch?v=zGeworhwEFo&list=PLWKblwPgOg7LlnFcji98XFegL18YpI7CP