Конспект классного часа «Конфликты в нашей жизни»
Классный час
«Конфликты в нашей жизни».
Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях.
Чтобы заниматься профилактикой конфликтов, необходимо иметь хотя бы общее представление о том, как они возникают, развиваются и завершаются в школьных коллективах, каковы их особенности и причины.
Как и для любого социального института, для общеобразовательной школы характерны разнообразные конфликты. Конфликты в подростковой среде характерны для всех времен и народов. Педагогическая деятельность направлена на целенаправленное формирование личности, ее цель передача школьникам определенного социального опыта и более полное освоение ими этого опыта. Поэтому именно в школе необходимо создать благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям. Классный час посвящён способам эффективного общения. Многие дети в подростковом возрасте просто не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов в школе становится нервозность детей, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии.
Содержание классного часа: Уточнение понятия "конфликт", "конфликтная ситуация", осознание причин конфликтов, освоение навыков конструктивного разрешения конфликтов.
Цели:
познакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов;
научить аналитически, относиться к конфликтной ситуации;
научить учащихся конструктивно решать конфликт со сверстниками и взрослыми;
способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;
побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.
Форма проведения: дискуссия.
Оборудование:
· карточки для групповой работы с описанием конфликтных ситуаций;
· инструкция доля медиаторов;
· эмблемы синего, коричневого, зеленого цвета;
· квадратики черного, красного, зеленого цвета;
Памятки.
Пословица на доске «Худой мир лучше доброй драки»
1. Введение в тему занятия.
Классный руководитель: Конфликты частые события в нашей жизни. От умения разрешать сложные ситуации могут зависеть оценки в школе, сохранение дружбы и доверия. Конструктивное поведение в конфликте помогает справиться с бурей эмоций, найти выход, устраивающий все стороны, сохранить отношения.
На доске написана пословица, как вы понимаете ее смысл?
Дети:
Лучше мирно сотрудничать, чем ссориться.
Надо уметь ладить с людьми, чтобы не создавать трудности для себя и других.
Классный руководитель: Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения.
Как их избежать?
Как сохранять спокойствие во время конфликта?
Как наладить диалог с оппонентом, который ведет себя агрессивно?
Как направить беседу в мирное русло?
Об этом мы и будем говорить во время классного часа.
Поднимите руки, кому приходилось когда-либо участвовать в конфликтной ситуации?
Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта?
Дети:
Проявления превосходства, критика, угрозы, обвинения, насмешки, издевки. Попытка обмана, утаивание информации, перебивание, игнорирование собеседника.Проявления агрессивности. Оскорбление. Унижение.
Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.
2. Знакомство с понятиями.
А что такое конфликт?
Конфликт (лат. confliktus) – означает столкновение противоположно направленных сторон, мнений, сил, поэтому конфликт – это отсутствие согласия между двумя и более сторонами: лицами или группами.
Движущей силой любого конфликта является столкновение целей, интересов и мотивов его участников. Главное в конфликте не победить, а выйти из него с наименьшими потерями (достоинства, нервов, денег, сил и т.д.)
Психологи выделяют пять типовых стилей поведения в конфликтных ситуациях, в зависимости от того, чьи интересы и как отстаиваются во время конфликта:
Конкуренция – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другого.
Сотрудничество – выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон.
Компромисс – выбор, при котором сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет.
Уклонение – уход от конфликтных ситуаций, от достижения собственных целей.
Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.
3. Разбор ситуаций.
Задание первое.
Детям даны карточки с описаниями некоторых конфликтных ситуаций, они должны прокомментировать разные стили поведения в данных конфликтах и отнести их к тому или иному типу.
СИТУАЦИЯ 1.
Молодой человек, лет 15-ти вошел в автобус, мальчик был безумно счастлив, что в нем никого не оказалось, автобус пуст, садись куда хочешь! Он присел у окна поудобней, ведь ему ехать до конечной. Автобус «EXPRESS» начал свой путь, и через 20 минут был забит людьми полностью. Молодой человек сидел, слушал музыку и смотрел в окно, как вдруг пожилая женщина похлопала ему по плечу и: «Как вам не стыдно, я в ваши годы уступала место старшим, а вы», к ней присоединилась вторая «Вот молодежь, сидит тут здоровый, молодой паренек, а больная пожилая женщина стоять должна!». Буквально через 23 минуты на парня накинулся весь автобус. Молодой человек не выдержал такого давления и сказал «Хорошо, я встану, но сядет на это место только тот, кому не будет стыдно, за свои слова». Конечно, его высказывание ввело всех в шок, но ругаться они не прекратили. Паренек начал судорожно доставать что-то из под сидения, и вот показался костыль, а потом и другой, парень встал с места, опираясь на них. Все замерли от изумления. Никто ведь и подумать не мог, никто не хотел думать, что такое возможно,а пожилая женщина, так нервно наступающая ему на ноги всю дорогу, теперь поняла, почему он не обращал на это никакого внимания. До конечной остановки автобус ехал молча. Мальчик ехал стоя, на костылях, хотя ему было сложно, но он стоял, ему давало силы то, что место у окна оставалось пустым всю оставшуюся дорогу.
СИТУАЦИЯ 2
У меня сложилась не простая ситуация. Со своей лучшей подругой мы дружили с детского сада. Мы ничего не скрывали друг от друга, вместе плакали и смеялись. Но тут неожиданно она начала теснее общаться с другой девочкой. Постепенно мы начали отдаляться друг от друга, а потом совсем перестали общаться.
СИТУАЦИЯ 3
На одной из перемен ко мне подошел старшеклассник, попросил посмотреть мой мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить. Я возмутился, начал обзывать старшеклассника, разгорелась драка.
СИТУАЦИЯ 4
Я люблю слушать громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у меня с ними часто возникают конфликты. И на свое день рождение я попросил родителей подарить мне наушники.
Классный руководитель:
Специалисты выделяют 4 стадии прохождения конфликта:
Возникновение конфликта (появление противоречия).
Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон.
Конфликтное поведение.
Исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта).
Итак, как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов.
Первый способ предупреждения конфликтов - мягкое противостояние.
Мягкое противостояние - это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.
Второй способ называется - "конструктивное предложение"
Конструктивное предложение - это попытка найти компромисс, т.е. выход, который мог бы устроить всех.
Задание второе.
Очень часто конфликты разгораются вовсе не из-за разного отношения к теме диспута, а из-за того, как люди ведут себя в споре. Сейчас мы приступим к следующему заданию, поэтому лучше установить правила, которые нельзя нарушать никому, перед тем, как приступать к разрешению конфликта.
Установим следующие правила перед началом диспута:
Говорит только один. У каждого есть своё время на высказывания. Если собеседник заметит что-то, против чего он хочет возразить, ему следует записать мысль и дождаться своего хода, а не перебивать говорящего.
Обсуждаем только одну проблему за раз.
Установим срок давности и не притягиваем случаи из своего прошлого.
Не обвиняем других, не говорим от их имени.
Не обзываем и не оскорбляем других.
Относимся с уважением ко всем участникам диспута.
Правила вполне очевидны и просты, но соблюдение их может помочь разрешить даже очень сложные конфликты.
Ситуация 1.
Вам не нравится, что ваша подруга регулярно списывает у вас домашнее задание по математике. Попробуйте мягко намекнуть ей на это.
Примерные фразы детей:
Мягкое противостояние:
Мне не хочется ссориться, но мне не нравится, когда у меня списывают.
Не обижайся, но я думаю, что если ты сама сделаешь домашнее задание, тебе будет легче на уроке и на контрольной работе.
Примерные фразы детей:
Конструктивное решение:
Лена, мне кажется несправедливым то, что я решаю, а ты пользуешься этим, давай каждый будет делать это самостоятельно.
Может быть, ты попросишь родителей нанять репетитора, и он поможет улучшить твои знания по математике.
В чём же вред конфликтов?
Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.
Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.
В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты.
4 Упражнение «Претензии».
Разделите лист пополам. Слева напишите: «Люди, которыми я недоволен» (это могут быть: мама, папа, бабушка, дедушка, брат (сестра), знакомые, одноклассники, друзья, мужчины, женщины, все человечество и т.п.). Справа: «Претензии». Обязательное условие претензии должны быть конкретными, а не общим выражением эмоций («Брат не дает свой магнитофон», а не «Брат жадина»). Чтобы принять и простить людей, надо понять, чем они нас не устраивают. Иначе дуться можно до бесконечности, пока не лопнешь, лучше перестать считать, что окружающие что-то вам должны и принять ситуацию, как она есть. 10 минут.
Обсуждение:
Много ли люди вам должны?
Реально ли это?
Хотели бы вы что-то изменить?
Можно ли переделать окружающих?
5. Инсценировка.
Классный руководитель:
Сейчас мы с вами будем учиться избегать конфликтнее ситуации.
Необходимо инсценировать известную сказку Ш. Перро «Красная Шапочка», обсудить в классе и изобразить решения конфликта, отличное от того, что в сказке.
Беседа с ребятами.
Кто виноват в конфликте?
Кто явился инициатором конфликта?
На каком этапе его можно было избежать?
6. Подведение итогов.
Классный руководитель: В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Подводя итоги, мне хотелось бы сказать, что отношения в любом коллективе должны быть дружескими. От этого зависит успех любого дела. Недаром многие современные компании тратят большие деньги, чтобы сдружить своих сотрудников. Устраивают совместные вечера, тренинги. От этого выигрывает бизнес. И в нашем классном коллективе будет жить легче и интереснее учиться, если у нас будет доброжелательная и товарищеская атмосфера.
Статистика показывает что «разгорание» конфликта чаще всего происходит потому, что его участникам не с кем посоветоваться. Многие утверждают, что если бы удалось в противостоянии сторон обратиться к третьей, независимой, стороне, конфликт мог и не зайти далеко.
Я предлагаю создать в классе «Службу посредничества». Это группа медиаторов. Специальные посредники будут внимательно выслушивать, и помогать разрешать возникающие споры.
Инструкция для медиаторов
Медиатор – посредник в конфликте.
Медиатор сохраняет уважение к обеим сторонам.
Медиатор должен быть готов решить проблему.
Медиатор слушает по очереди претензии обеих сторон, не давая им возможности спорить, предлагая при этом удобные для обеих сторон варианты.
Медиатор поддерживает только то, что законно и справедливо, проявляет дальновидность и настойчивость.
Медиатор должен верить в успех дела и добиваться взаимовыгодного для обеих сторон решения.
7. Эмоциональная рефлексия.
- У каждого из вас есть три цветных квадратика: красный, зеленый, черный. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих квадратиков.
Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях?
«Да» – красный квадратик
«Нет»– черный
«Сомневаюсь» – зеленый
Звучит музыка. По преобладающему цвету квадратиков определяется отношение учащихся к данной теме.
-Преобладает цвет. Конечно же, сегодняшний классный час прошел не зря, и вы поняли, что избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно.
- У каждого из вас есть три цветных квадратика: красный, зеленый, черный. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих квадратиков.
Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях?
«Да» – красный квадратик
«Нет»– черный
«Сомневаюсь» – зеленый
Звучит музыка. По преобладающему цвету квадратиков определяется отношение учащихся к данной теме.
-Преобладает цвет. Конечно же, сегодняшний классный час прошел не зря, и вы поняли, что избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно.
А теперь посмотрим на своего соседа слева и пожелаем ему что-нибудь доброе.
Я благодарю вас за работу, вы молодцы.
Литература:
· Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьной жизни. – М., Владос, 2003
· Высоцкая Н.В, Т.А.Фалькович Подростки XXI века. Психолого – педагогическая работа в кризисных ситуациях. – М., Издательство «Вако», 2006
Байярд Р. Т. Ваш беспокойный подросток.- М. , 1991г
Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989
Заголовок 115