Внедрение русской и татарской художественной культуры в образовательный процесс на занятиях по основам дизайна в объединении «Кладезь идей».
Внедрение русской и татарской художественной культуры
в образовательный процесс на занятиях по основам дизайна
в объединении «Кладезь идей».
Урукова И.Г., педагог высшей кв.категории,
объединение по основам дизайна «Кладезь идей»,
МАОУДОД «ГДТДиМ № 1»,
г.Набережные Челны.
Мы живем в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества все более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Знание культурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно- нравственном развитие и воспитании. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависит от того ,сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Народное искусство- это наша образная память, наш генофонд.
В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые- первостепенная задача в нравственном воспитание молодого поколения. Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусств, хранить и приумножать народное творчество, развивать его традиции- святая обязанность учителей, педагогов, деятелей искусства.
Народное искусство способствует развитию творческих возможностей детей, формированию художественного вкуса, нравственных идеалов, передаче богатейшего художественного опыта народа, выработанного веками. Декоративно-прикладное искусство заслуженно относится к наиболее ярким проявлениям современного народного творчества. Во многих районах нашей страны наряду с высочайшим уровнем техники и промышленности сохранилось традиционное, основанное на ручном труде пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.
Формы и методы приобщения детей к красочному миру народного творчества могут быть самыми различными. В обучении декоративно-прикладному искусству очень важна личная инициатива и самодеятельность педагога. Чем больше выдумки и фантазии, тем лучше. Приобщая воспитанников к искусству, важно использовать индивидуальные и коллективные работы. Индивидуальная работа позволяет увидеть творческие возможности воспитанника, его предпочтения, меру художественного вкуса. Коллективные работы способствуют развитию навыков совместной деятельности, позволяют выполнять масштабные работы.
Искусство народных художественных промыслов нашего края очень богато. Их произведения разнообразны: от маленькой матрёшки до громадных ковров, крупных кружевных панно, сложных уникальных композиций миниатюрной живописи на шкатулках, кожаной обуви, ювелирных изделий и т.д. И всюду привлекает лаконичная, выразительная пластика форм, высокая культура цвета, завершённость композиции, красота орнамента, достигаемые специфическими приёмами мастерства, в которых соединяется верный глаз, и точная рука, и неистощимая творческая фантазия, и бережно хранимые профессиональные традиции. Сегодня интерес к национальной культуре не угас. Обычные предметы быта, созданные руками умелых мастеров, превращаются в настоящее чудо, а секрет его в красоте окружающей природы, в народном декоративно-прикладном и трудовом воспитании подрастающего поколения.
На занятиях в объединении «Кладезь идей» обучающиеся изучают и приобщаются к декоративно-прикладному искусству, художественной культуре, у них формируются и развиваются художественный, эстетический вкус, творческие способности. Как педагог перед собой ставлю следующие задачи: познакомить обучающихся с историей развития национальных ремесел России и Татарстана, подарить радость творчества, научить детей самостоятельно создавать на основе народных традиций и образцов, оригинальные творческие работы.
Обучение по авторской образовательной программе по основам дизайна «Кладезь идей» предполагает знакомство и изучение традиционной художественной культуры России и Татарстана. Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся учащиеся в процессе обучения, развивает у них эстетическое отношение к действительности. Процесс эстетического познания детьми произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях по ДПИ включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу учащихся. Знакомство с народным искусством нашего края начинается с первого года обучения. В программном материале есть раздел «Виды и жанры искусств», где обучающиеся знакомятся с архитектурой России и Татарстана, традиционными народными праздниками (ПАСХА, РОЖДЕСТВО), ремеслами. Для более эффективного образовательного процесса на занятиях используются показ мультимедийных презентаций, наглядные пособия: репродукции старинных изделий из фондов музеев.
На втором году обучения продолжают разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства. В учебном материале второго года обучения есть раздел «Традиционные и нетрадиционные матрешки», где обучающиеся знакомятся с традиционным русским и татарским орнаментом, видами художественных росписей, знакомятся с народной игрушкой-матрешкой, ее разновидностями, особенностями. Для наглядного восприятия и усвоения нового учебного материала, воспитанники знакомятся со старинными экспонатами национальных изделий в этнографическом музее МАОУДОД «ГДТДиМ №1». На практических занятиях воспитанники создают объемную матрешку в технике папье-маше и расписывают по традиционным русским канонам, обращаясь к образцам традиционных русских матрешек, разрабатывают и расписывают плоскую нетрадиционную матрешку в татарском или другом национальном стиле.
На третьем, четвертом годах обучения обучающиеся знакомятся с такими видами декоративно-прикладного искусства как – бисерная мозаика, декорирование, роспись объемных форм, изготовление декоративного панно в технике «кожаная мозаика», изготовление кожаной бижутерии и аксессуаров. В технике «бисерная мозаика» изготавливаются украшения-кулоны, где используются восточные, татарские орнаментальные мотивы. Перед изготовлением украшений обучающиеся знакомятся с разнообразием татарских ювелирных изделий, национальной вышивкой и используют татарские орнаменты старинных образцов в своих творческих работах. При изготовлении декоративного панно в технике «кожаная мозаика», обучающиеся знакомятся с традиционным татарским ремеслом – изготовление татарской обуви в технике «кожаная мозаика». При изучении раздела «Декорирование объемных форм», обучающиеся подробно изучают элементы, мотивы татарского орнамента и на практических занятиях на основе разработанных эскизов, расписывают стеклянные, керамические объемные формы, декорируют их с помощью самоклеющейся цветной пленки.
Тем самым на своих занятиях я стараюсь зародить и формировать устойчивый интерес у подростков к традициям своего народа, т.к. именно в этом возрасте начинают формироваться черты будущей личности. Формирование интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства своего края, позволит обратить особое внимание на преемственность в народном искусстве и развивать у подростков историческое самосознание. Наши занятия положительно влияют на воспитанников-подростков. Приобщение к процессу создания изделия по законам красоты доставляет детям удовлетворение, радость, эстетическое наслаждение. Современное декоративно-прикладное искусство открывает им возможность для разносторонней деятельности для достойного применения энергии, отвлекает от пустого времяпрепровождения. Именно народное декоративно-прикладное искусство, как часть отечественной и мировой художественной культуры, впитавшее в себя обогащенный опыт многовекового коллективного творчества, мудрость и талант многих поколений, позволит открыть широкий простор для творчества и развития учащихся, сделает их жизнь нравственно стабильнее и духовно богаче.
15