Авторская педагогическая разработка для работы с родителями:«Интерактивная станция психологического здоровья семьи как одна из развивающих площадок праздника День семьи в основной школе»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Очерская средняя общеобразовательная школа №3»










Авторская педагогическая разработка
для работы с родителями:
«Интерактивная станция психологического здоровья семьи как одна из развивающих площадок
праздника "День семьи"
в основной школе»



















Очер, 2016
Интерактивная станция психологического здоровья семьи как одна из развивающих площадок праздника "День семьи" в основной школе

Актуальность

Современная школа заинтересована в семье как в равноправном партнере в образовательном процессе, но в настоящее время, семья в этой роли недостаточна активна, и часто сама нуждается в поддержке специалистов, в т. ч. - в помощи по укреплению психологического здоровья семьи. Психологическое здоровье семьи, по мнению Торохтия В.С., профессора Московского городского психолого-педагогического университета, доктора педагогических наук – комфортное, эмоционально окрашенное состояние функционирования семьи, это комплексный обобщенный показатель социальной активности её членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и профессиональной сфере их деятельности, отражающий душевное благополучие членов семьи.
Психологическое здоровье семьи определяется многими факторами: социальным, экономическим, биологическим, психологическим и т. д. Важнейшим фактором, его естественно-научной основой является физическое здоровье членов семьи. Норма в здоровье отдельной личности или отклонения от нормы адекватно отражаются на психическом здоровье не только этой личности, а в итоге и на психологическом здоровье семьи. 
Необходимость создания сценария для одной из развивающих площадок мероприятия - праздника "День семьи" для 5-7 классов в МБОУ «Очерская СОШ№3», состоявшегося 2 апреля 2016 г., вызвана сложностями в общении детей и родителей, возникающими в связи с психологическими особенностями подростков. Поэтому, при определении целевой группы развивающей площадки, было решено пригласить на Интерактивную станцию психологического здоровья семьи учащихся 7-х классов и их родителей. В ходе проведения площадки предполагалось познакомить участников с факторами, укрепляющими семью, ее психологическое здоровье, предложить участникам пути решения актуальных проблем во взаимоотношениях подростков и их родителей. Кроме того, сценарий позволял актуализировать семейные ценности, формировать образ благополучной семьи у подростков, как будущих родителей и супругов.
Как считает Андреева Т. В. - кандидат психологических наук, доцент [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Санкт-Петербургского государственного университета показателями укрепления психологического здоровья семьи являются: сходство в образовании, социальном положении, во взглядах на большинство основных жизненных вопросов, разделяемые интересы и виды активности, а также личностные особенности, в числе которых способность создавать и принимать душевную близость, способность к хорошей адаптации, эмоциональная стабильность и многие другие.
Опираясь на эти выводы, в сценарии использованы арттерапевтические методы, позволяющие показать участникам возможные совместные виды творчества, настроить их на поиск и развитие общих интересов.

Цели и задачи

Целью мероприятия является укрепление семейных ценностей у учащихся и родителей.

Задачи:
- Повысить педагогическую компетентность родителей подростков.
- Ознакомить участников с факторами укрепления психологического здоровья семьи.
- Содействовать развитию коммуникативных навыков у подростков через примеры общения с родителями.

Описание мероприятия
Для мероприятия необходимо помещение (школьный кабинет), проектор, компьютер, динамики, журналы, канцелярские принадлежности (ножницы, клей, ватманы, фломастеры, ручки, бумага)
Длительность мероприятия 60 минут. Целевая аудитория – родители и дети 13-15 лет12-16 человек или 6 семей (допускается участие детей семей участников другого возраста).
Сценарий
Фоном во время мероприятия периодически звучат песни на семейную тематику («Ты да я да мы с тобой..», «Папа может все что угодно», «Мама – жизнь подарила» и т.д.)
- Уважаемые гости (первоначально участники рассаживаются за общий стол в центре кабинета и заполняют опросник об информированности по предложенной теме ), сегодня наша встреча посвящена психологическому здоровью семьи (включается электронная презентация и психолог рассказывает о факторах, влияющих на укрепление психологического здоровья семьи, используя активный диалог с участниками)
- Друзья! В жизни любой семьи бывают ситуации, для решения которых необходимо всей семье объединить усилия, именно в таких случаях, важна социальная компетентность семьи, коммуникативные навыки, т.е. умение общаться ее членов. Сейчас нам предстоит решить 2 подобных ситуации (Приложение 1). Разделимся на 2 семейные команды (по 3 семьи в каждой команде займут места в разных частях кабинета, затем команды предлагают свои решения проблемных задач, обмениваются мнениями, обсуждают свои варианты.).
- Спасибо, уважаемые команды! Скажите, что вы знаете о психологическом приеме «Визуализация»? Известно, что наибольшую часть информации человек получает посредством зрения. Именно поэтому с точки зрения современной психологии зрительные образы, используемые в ходе приема «Визуализация»,
·помогают в наилучшей степени настроить своё сознание на нужный лад. Предлагаю командам попробовать использовать этот прием при выполнении следующего упражнения «Сад души» или «Проектируем счастливую семейную жизнь» (участникам предлагается выполнить коллаж на заданную тему и представить его всем участникам.)
- Уверена, что созданные вами коллажи, приблизят вас к вашим общекомандным и общесемейным мечтам.
- В заключении, командам предлагается творческое задание под кодовым названием «караоке». Каждая команда закрепит умение организации совместного семейного творчества и исполнит хорошо знакомую с детства музыкальную композицию. Итак – кто кого перепоет?
- Сегодня мы работали над развитием семейных отношений с целью укрепления семьи и ее психологического здоровья (далее командам предлагается принять участие в рефлексии и заполнить опросники по результатам мероприятия) .
- Будем рады, если навыки семейного общения, которые сегодня мы с вами развивали, пригодятся вам и ваши семьи будут счастливы. До следующих встреч друзья!

Сценарий, приведенный в конкурсной работе, может быть использован в любом учреждении с образовательной программой основной школы, а также в учреждениях дополнительного образования. При изменении заданий возможна вариация возраста адресной группы детей.

Ожидаемые результаты
В итоге предполагается достичь следующих конкретных результатов:
- родители владеют педагогическими приемами обращения с подростками в актуальных сложных ситуациях;
- родители и дети осознают значимость ряда факторов, влияющих на психологическое здоровье семьи;
- подростки владеют представлением об образе благополучной семьи, как будущие родители и супруги;
- у участников актуализированы семейные ценности, значимость семьи.
Результаты подтверждаются в форме письменного опроса и рефлексии. Если при первоначальном опросе 35% не знали о способах укрепления психологического здоровья семьи, то по окончанию мероприятия 90% назвали эти способы.
Психологическое здоровье семьи, как утверждает Торохтий В.С. – это интегративный показатель динамики жизненно важных для нее функций, выражающий качественную сторону протекающих в ней социально-психологических процессов и, в частности, способность семьи противостоять нежелательным воздействиям социальной среды. Исходя из данных характеристик, мероприятие значимо и актуально для членов семей - участников, оно способствует формированию компетентностей, необходимых для эффективного осуществления семейных функций. Кроме того, родители и дети, участвующие в тренинговом занятии, в свою очередь, позволяют активизировать родительское сообщество. Этот потенциал можно эффективно использовать в детско-родительском коллективе класса. Как показала практика, после этого мероприятия, родители – участники стали активными помощниками классных руководителей во внеурочной деятельности.
Результаты подтверждаются в форме письменного опроса до и после мероприятия и рефлексии участников.
Сценарий, приведенный в конкурсной работе, может быть использован в любом учреждении с образовательной программой основной школы, а также в учреждениях дополнительного образования. При изменении заданий возможна вариация возраста адресной группы детей.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Торохтий В.С. Методика диагностики психологического здоровья семьи. – М.: МГПУ, 2006.– 100 с.
2.Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2008. 244 с.
3.Портал «Дельфия» (Обсуждение научных новостей, вопросов обучения и повышения квалификации специалистов, методик психодиагностики и и психологической помощи) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.Подборка журналов «Школьный психолог» за 2015-2016 г.г.


Приложение 1
Проблемные ситуации для семейных команд
1. Сын не выполняет домашнее задание, пока родители не проконтролируют. В школе педагоги говорят, что у него не хватает ответственности. Что делать?
2.Дети постоянно «сидят в телефоне», играют в компьютерные игры, пока родители не заберут провода, телефон; не гуляют, ничем другим не занимаются. Что делать?
Выполнила Маслова Е.В.
педагог-психолог
МБОУ «Очерская СОШ№3»