Опыт работы «Творчество и выразительность» Нетрадиционные изобразительные техники


Опыт работы
«Творчество и выразительность»
Нетрадиционные изобразительные
техники
Формирование творческой личности, наиболее полное е раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм его организации. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками графики и живописи, закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом.
В изобразительном искусстве техникой ( искусство, мастерство) принято называть совокупность специальных изобразительных умений, навыков, способов и приемов изображения, посредством которых отображаются предметы, объекты, явления окружающей действительности, создается художественный образ. В узком смысле слова понятие техника трактуется как результат работы художника специальными материалами и инструментами. Техникой рисования, которой должны овладеть дети дошкольного возраста, можно считать комплекс изобразительных умений и навыков, с помощью которых ребенок способен выразить свое отношение ко всему окружающему, отобразить свои впечатления, наблюдения в рисунке. Показатель владения техникой рисования при этом – способность ребенка варьировать материалы и инструменты для создания выразительного образа.
Нетрадиционные техники должны отвечать следующим критериям:
быть доступными детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими;
содержать изобразительно выразительные средства создания художественного образа;
знакомить с новыми приемами работы ( боковой поверхностью мелка, валиком, губкой по трафарету и т.д.);
развивать ручную умелость;
соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.
Исследователи детского изобразительного творчества ( Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова и др.) неоднократно указывали на необходимость обучения детей карандашной технике рисования, подчеркивая при этом ее роль не только как вспомогательного, начального этапа живописи, но и как самостоятельного вида графики. А вот на практике мы убеждаемся, что цветные карандаши не столь ярки и многоцветны, как краски.
Проблема отпадет, если вместо цветных карандашей предложить дошкольникам акварельные мелки.
Акварельными мелками дети работают по предварительно смоченному поролоновой губкой влажному листу бумаги, что дает возможность сочетать штриховку, присущую карандашному рисунку, с размытостью линий и насыщенностью цвета, столь привлекательными в акварели. Эта особенность и является главным выразительным средством акварельных мелков. К тому же они движутся по мокрому листу быстро и легко, и дети не устают, заполняя большие пространства фона. В зависимости от того, чем рисует ребенок – заостренным концом или боковой поверхностью, варьируется толщина линий и фактура покрытия поверхности листа.
Работу с акварельными мелками дошкольники осваивают быстрее, чем работу с красками, и она доставляет им больше удовольствия, чем рисование обычными карандашами, поскольку выразительность рисунков, выполненных мелками, гораздо выше, а возможность создания разных художественных образов не ограничена.
Наиболее интересно в технике акварельных мелков дошкольники развивают тему натюрморта. Вот, например, комнатные растения с интересными резными листьями в горшках . Линии и штрихи, завитки и точки - все средства хороши для создания выразительного образа!
Использование акварельных мелков при создании портретных образов дает дошкольникам возможность заострить внимание на интересных деталях.
Пластичность и подвижность акварельных мелков позволяет детям оживить самый простой пейзаж.
Анализ современной практики обучения показывает, что из многочисленных видов графики в детском изобразительном творчестве используется в основном те графические способы, при которых изображение получается от руки, но не менее интересны и техники получения изображения при помощи печати. Наиболее доступны для дошкольников –
монотипия – что в переводе с греческого означает « один отпечаток».
Монотипия относится к плоскому виду печати, и в условиях художественной мастерской процесс получения оттиска выглядит следующим образом. На хорошо отполированную металлическую пластину масляными красками, заранее отделенными от избыточного сырого масла, наносится выбранный ребенком рисунок. Затем сверху на пластину кладется влажный лист бумаги – он прокатывается валиком. После этого лист осторожно снимают и полученный отпечаток сушат под нетяжелым прессом. В результате на пластине остаются лишь следы нанесенного рисунка, повторить который в точности весьма трудно, т.к. получить два идентичных отпечатка практически невозможно. Этим и привлекательна техника монотипии.
В работе с дошкольниками процесс получения оттиска целесообразно упростить – заменить металлические пластины кафельными плитками, а масляные краски – гуашевыми. Это решает многие проблемы! Последовательность выполнения оттиска остается той же. Вначале дети делают рисунок гуашью на кафельной плитке по теме, предложенной воспитателем, или по своему замыслу. На готовый рисунок кладется влажный лист бумаги, а затем способом разглаживания получали оттиск. Готовые оттиски сушатся под небольшим прессом.
Сам процесс печати доставляет детям большое удовольствие. Им очень хочется увидеть, что получится в результате, и сравнить свой оттиск с работами других детей.

Оригинальные и выразительные работы создаются дошкольниками и в других техниках: гравюра на картоне, рисунок кистью, работа по трафарету и с матрицами, коллаж и др.
Гравюра на картоне может быть выполнена несколькими способами: наклеиванием, процарапыванием, сочетанием на одном листе наклеенных деталей и процарапанных. Для сюжета « Рыбки» мы воспользовались приемом наклеивания. Сначала дети простым карандашом на альбомном листе выполнили рисунок будущей композиции – силуэты рыбок, затем вырезали их и обвели, положив картон, после чего вырезали картонные силуэты, разместили их на листе плотного шершавого картона, приклеили и дополнили способом аппликации мелкими частями ( плавники, жабры, глазки и т.д.) тоже из картона. На следующем этапе на готовые картонные пластины при помощи широкой кисти или губки нанесли жирный слой разбавленной до необходимости консистенции гуашевой краски, затем разместили поверх них влажные листы и с помощью разглаживания столовой ложкой или руками получили оттиски, которые сушили под нетяжелым прессом. За счет небольшой разницы в толщине наклеенных друг на друга деталей при печати гравюры на картоне получаются интересные фактурные оттиски и ореолы вокруг силуэтов.
Вырезанные картонные силуэты можно не наклеивать на общий фон, а использовать как матрицы. Покрывая их краской то одного, то другого цвета и делая разноцветные оттиски на заранее подготовленном листе, дети без особых затруднений создают многофигурные композиции.
Сочетание рисунка кистью с пальчиковой техникой на графическом листе
« Подсолнухи» позволило детям создать интересный образ. Сначала дети на тонированной бумаге черной или желтой краской выполнили рисунок крупных цветов с желтыми лепестками и незакрашенными круглыми серединками, затем, смешав черную и желтую краски, получили зеленовато – коричневый оттенок и нарисовали стебли и листья, этим же цветом оттенили желтые лепестки цветов, после чего тонкими черными линиями прорисовали прожилки и края листьв подсолнухов. А вот черные сердцевинки с семечками были сделаны отпечатками пальчиков. Образ получился по детски непосредственным.
Рисуем с помощью соли. Специфика этой техники такова: 1) на лист бумаги, предварительно смоченной водой, наносят акварельные краски в любой колористической гамме; 2) лист бумаги посыпают крупной солью, которая впитывает часть краски, образуя множество выбеленных пятнышек. Используя данный эффект, можно нарисовать любой пейзаж, натюрморт или декоративную композицию. Первый этап овладения техникой рисования связан с тем, что соль рассыпается хаотично. Задача ребенка – увидеть в образовавшихся пятнах образ, подчеркнуть его характерные особенности, придать выразительность. Второй этап направлен на то, чтобы показать зависимость образа от того, как насыпана соль. Подчеркнем: рассыпают соль определенным образом. Горизонтальные движения по центру листа дают возможность нарисовать морской берег с его отражением в воде. С помощью горизонтальных движений по нижней половине листа получается морской пейзаж, поле, полевые цветы, тающий снег, лужи и т.д. Соль, посыпанная вертикальными, фрагментарными движениями, дает возможность получить изображения деревьев, садовых цветов, ( полевых, луговых, экзотических), самых разных животных, архитектурных сооружений. Разнообразие образов не ограничено. Именно на втором этапе педагог обучает детей умению рассыпать соль в разных направлениях. Третий этап – его проводят со старшими дошкольниками – характеризуется тем, что дети, предварительно распланировав содержание рисунка, самостоятельно выбирают направление рассыпания соли.
Рисуем манкой. Суть техники: 1) манкой посыпают готовый фон, выполненный в технике по сырому, но манка, в отличие от соли, не разъедает краску, а, наоборот, впитывает ее; 2) работа акварельными красками. Сначала манка прилипает к кисточке. Чем кисть более влажная, тем фактурнее работа . Акварельная краска пропитывает манку, постепенно окрашивая ее. Данный эффект помогает изображать кроны деревьев, гроздья сирени, горы, дно моря, коралловые рифы, облака, оперение птиц, шерсть животных, дома различной конструкции. В качестве дополнения для контрастности используют гуашь.
Рисуем бумажными салфетками. С помощью этой техники можно раскрыть любое содержание образа. Прежде всего:
1) выполняется фон, для которого цветовые отношения выбираются в соответствии с предлагаемой тематикой; фон покрывают в технике по сырому;
2) наносят крупные цветные пятна в тех местах, где, где будут рисовать объекты;
3) слегка смятыми бумажными салфетками промакивают цветные пятна. Смятые салфетки имеют складки, поэтому след, оставляемый ими, получается неоднородный, текстурный, что позволяет изобразить разную фактуру: крону деревьев, шерсть животных, грозди цветов и т.д.
Дорабатывают образ кистью, слегка корректируя рисунок. Самое главное, промакивать бумажными салфетками следует быстро, иначе теряется эффект текстурности.
Мы рассмотрели несколько техник, которые легко усваивают даже дети раннего возраста. Разговор о художественных техниках длительный и многогранный. Овладение техникой должно быть , с одной стороны , целенаправленным, т.е. дети должны иметь четкие представления о выразительных возможностях той или иной техники. С другой - обучение не следует превращать в систему инструкций и установок. Обучение художественным техникам предполагает наличие двух компонентов: целенаправленности и элемента спонтанности, творческой непредсказуемости.
Не стоит ждать, когда тот или иной способ изображения откроет сам ребенок. Задача педагога – стимулировать интерес, предлагать технику сначала экспериментально. Только после этого при создании образа следует знакомить с вариантами конкретной техники. Важно научить ребенка творчески преобразовывать ее специфические особенности для получения оригинального рисунка. И чем раньше это сделать, тем эффективнее он сможет пользоваться приобретенным опытом в своей деятельности. Само по себе новообразование не возникает. Необходимы условия. Речь идет об активной деятельности взрослого. Именно он обеспечивает многосторонний процесс обучения.