Интерпретация лирического текста В.Маяковского «Послушайте».
Мастер- класс
Интерпретация лирического текста
В.Маяковского «Послушайте».
11 класс.
Цели:
1) закрепить представления учащихся об особенностях поэтики В.В. Маяковского; дать представление о лирическом герое поэзии раннего В.В. Маяковского; содействовать умению анализировать лирическое стихотворение, опираясь на литературоведческую терминологию;
2) содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, речи;
3) содействовать развитию любви к поэзии, формированию читательского вкуса.
Форма проведения урока: групповое исследование поэтического текста.
Оборудование: тексты стихотворения, компьютерная презентация.
Сделать урок поистине интересным и познавательным помогают логика построения урока, чёткая продуманность каждого этапа, правильно подобранные формы и методы работы с учащимися, их разумное сочетание, доступность изложения материала, учёт возрастных и психологических особенностей каждого ребёнка, создание благоприятного микроклимата на уроке и т.д.
Особенно сложно провести урок по изучению лирического стихотворения из-за сравнительно небольшого объёма стихотворения и необходимости сделать его интерпретацию или анализ. Честно сказать, дети не очень любят выполнять такую работу. Поэтому необходимо «зацепить» учеников, привлечь их внимание, стимулировать познавательный интерес. Изучение любого раздела или темы должно состоять из 3 этапов:
1) мотивационного, который достигается созданием проблемной или эмоциональной ситуации;
2) операционно-познавательного, который зависит от понимания учащимися необходимости данных знаний;
3)рефлексивно-оценочного, который связан с анализом и оценкой проделанной работы. При проведении уроков литературы, на мой взгляд, необходимо соблюдать соблюдение всех трёх этапов.
Форма работы с учащимися может быть разной: коллективной, групповой, индивидуальной.
В данном случае я хочу остановиться на первичном восприятии учебного материала и «мотивировании» школьников на чтение и интерпретацию лирического текста.
Предлагаю фрагмент урока, на котором, как мне кажется, удалось создать мотивацию к восприятию и осознанию стихотворения.
Мотивационный этап
1.Слово учителя:
Маяковский создал необычную систему стихосложения; многим известно своеобразие построения его стиха. Кроме этого, им широко употребляются окказионализмы и другие художественные языковые средства. Число его экспериментов с языком безгранично. В связи с этим одна лишь техническая сторона творчества Маяковского предлагает обширнейшее поле для научных исследований. В одной из частей данной курсовой работы будут рассмотрены различные научные работы, посвященные именно текстовой организации стихов Маяковского. Стихотворения Маяковского отличаются особой музыкальностью. Связано это с тем, что его поэзия рассчитана в первую очередь на декламацию перед зрителями, а не стандартное восприятие с листа.
Именно поэтому, «создавая новые ритмы, Маяковский боролся за то, чтобы ввести в поэзию всю гамму смысловых интонаций живой речи - от фамильярно-разговорной до патетической и гневно-обличительной.». Нам представляется это очень важным, т.к. читатель (слушатель) должен максимально точно воспринять интонацию, заданную автором текста; «без этого же полное понимание текста невозможно», а значит, и в восприятии творчества Маяковского уйти от интонации нельзя.
Для достижения цели поэтом использовались определенные стихосложенческие приемы. В.Маяковский первооткрыватель, который владеет словом и словарем, как смелый мастер, работающий со своим материалом по собственным законам. У него свое построение, свой образ, свои ритм и рифма. Поэзия В.Маяковского говорит не только языком образов и метафор, но и широко использует звуковые и ритмические возможности слова. В.Маяковский создал новаторскую поэтическую систему, во многом определившую развитие как советской, так и мировой поэзии. Новый тип лирического героя с его революционным отношением к действительности способствовал формированию новой поэтики максимальной выразительности: вся система художественных средств поэта направлена на предельно драматизированное речевое выражение мыслей и чувств лирического героя.
2. Первичное чтение стихотворения «Послушайте» обучающимися про себя.
3.Фронтальная беседа.
Как вы думаете, о чем это произведение?
Что хотел сказать автор этими строками?
Какие чувства вызвало оно у вас?
В чем сложность понимания прочитанного?
4. Прослушивание стихотворения в исполнении Максима Аверина.
Операционно-познавательный этап.
5. Анализ произведения
Стихотворение В.В. Маяковского «Послушайте!» навсегда останется одним из самых неразгаданных в творчестве поэта. Когда Маяковский писал это стихотворение, он был уже не начинающим революционером, почитывающим Гегеля, интересующимся естествознанием и боготворящим марксизм. Маяковский был человеком, осознающим себя поэтом, настоящим революционным поэтом. За его спиной работа в партии (большевиков), тюрьма, Художественное училище. Как раз в училище зерно академической мысли проросло у Маяковского в новую форму – футуризм – «искусство будущего», как его называли. В 1914 г. юный поэт уже чувствовал мастерство и уверенность в своих силах. Как он сам писал: «Могу овладеть темой. Вплотную». А тема одна – злободневная, революционная. Причем Маяковский, как истинный поэт идеи, видел революцию не только на улице, но и в головах людей. Развернуть искусство, литературу, живопись, музыку, саму жизнь на сто восемьдесят градусов, прежнее – на свалку истории. Одному это не под силу, нужны они – миллионы, которые устали. «Послушайте!» написано в форме обращения. «Послушайте!»Не правда ли, так и слышится голос Маяковского обращенного к тысячам, миллионам людей, которые столпились вокруг? «Послушайте!» – взывает он, такой большой и сильный. Люди перестают кричать и горланить просто потому, что этот гигант, стоящий на сцене, обращается к ним. К ним – миллионам и тысячам, потерявшим веру, маленьким и слабым. В произведении создается картина космического масштаба. Лирический герой в ней настолько огромен, что звезды кажутся ему плевочками, а зайти к Господу Богу для него так же легко, как прийти к другу. Вообще, тема веры и неверия здесь чрезвычайно важна. Ее звучание необыкновенно тонко: Ведь, если звезды зажигают – Значит – это кому-нибудь нужно? Значит – кто-то хочет, что бы они были? Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной? Глядя на звездное небо, всегда мечтаешь увидеть что-то необычное. Не правда ли, было бы прекрасно, если бы на небе загорелась звезда только для тебя одного?! Ее сияние и блеск озаряет ночь бархатным светом, обволакивает теплотой твое сознание. И вдруг ты понимаешь: ты не одинок! И эта звезда для тебя! И уже не важно, что другие люди ничего не понимают, и им все равно, есть ли у тебя на небе звезда или ее нет. «Да и вообще, – говорят они, – разве можно называть их звездами? Ведь это всего лишь плевочки!» Перечитываю и думаю, ведь и я одна из тех, кто называет звезды плевочками. И хочется верить в то, что это звезды, а не можешь, не умеешь. Но все-таки есть надежда, что рано или поздно лучик веры зажжется. И единственный, кто может рождать надежду, – Бог. Он – свой, наш, такой же жилистый и тертый, а значит, понимающий. Бог рождает надежду, когда ее уже нет. Главное поверить, а поверив, – вымолить любым способом, целовать руки, плакать. Ах, все равно не верится, что возможно! И говоришь себе: «Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!» Это стихотворение написано характерным для Маяковского трехударным акцентным стихом. Художественные средства поэта, как всегда, очень ярки. Метафора «звезды зажигают» в начале произведения сразу относит нас к вопросу о Творце, то есть к тому, кто эти звезды зажигает. Он не замедляет появиться. Но тут появляется и герой, стремящийся к Богу. Путь наверх тяжел, поэтому, «надрываясь», спешит он на встречу с Господом. «Боится, что опоздал» – это фраза чрезвычайно важна. Ведь она говорит о мере греховности человека. То есть человек грешен настолько, что боится не получить от Господа прощения. «Звезда» – это, пожалуй, один из самых сложных символов стихотворения. Что подразумевает герой, когда просит Бога «чтобы обязательно была звезда!»? Разгадку можно найти ниже, когда раздается вопрос: «Не страшно?» Что может прогнать страх и тьму? Свет, любовь и вера. Быть может, именно о последней и просит герой. Маяковский, что совершенно несвойственно для него, призывает нас к терпимости. Если звезды зажигают, все нетерпящие этого должны смириться, потому что – "кому-то нужно!" По звучанию стихотворение «Послушайте!» резко отличается от многих предыдущих и последующих стихотворений Маяковского. Во-первых, потому, что поэт пользуется в нем лексикой общепринятого литературного языка. Мы не встретим здесь кричащих неологизмов, вульгаризмов, бранных слов. Даже такое прозаическое слово, как «плевок», с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса поэт превращает в «плевочки», которые не нарушают лиризма, доведенного здесь до высокой степени. Стихотворение необычно и по композиции. Оно вобрало в себя ораторское обращение поэта к читателю, которое начинает и заканчивает стихотворение. Этим Маяковский подчеркивает важность выдвинутой проблемы. В нем завуалировано присутствует множество людей, скрытых под местоимением «кто-то». Они заводят диалог: Говорит кому-то: «Ведь теперь тебе ничего?!» Это подтверждает стремление Маяковского подчинить поэзию не своему личному «Я», а обществу.Рефлексивно-оценочный этап.
Обучающиеся создают синквейн на стихотворение Маяковского «Послушайте»
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА
1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.
Например: Весна. Яркая и тёплая Украсила, пришла, растопила. Дарит людям надежду, мечту. Радость.
6. Итоги урока (учащиеся отвечают на вопросы):
1.Какой образ или образы возникли у вас после знакомства с произведением?
2. Чем он отличается от того образа, который был у вас до анализа стихотворения в классе?
3. О чем это говорит?
Заголовок 115