Презентация по литературе Рассказы из чемодана: автобиография поколения в произведениях С. Довлатова


Рассказы из чемодана: автобиография поколения в произведениях С. Довлатова Цели:Познакомиться с творческой биографией С. Д. ДовлатоваВыявить и оценить реалии советского времени (на основе повести «Чемодан»)Проанализировать повесть «Чемодан» с точки зрения формы и содержания Негромкая музыка здравого смыслаВ чём состоит феномен творчества С. Довлатова? Почему Довлатов называл себя рассказчиком?Почему писатель называл свой метод псевдодокументализмом?Любимый жанр - ?Задача - ?Сверхзадача - ?Форма мышления - ? Повесть «Чемодан», 1986г.Креповые финские носки Номенклатурные полуботинкиПриличный двубортный костюмОфицерский ременьКуртка Фернана Леже Поплиновая рубашка Зимняя шапкаШоферские перчатки   Образ героя-повествователя складывается из вещей: носки, полуботинки, рубашка, костюм, куртка, офицерский ремень, шапка, перчатки«Чемодан» – книга о личностных смыслах вещей, которые стали для автора этапами его судьбы, воспоминанием о «такой России» Вещественные знаки невещественных отношенийЧемодан в довлатовской книге – хранитель пропащей, бесценной, единственной жизни Креповые финские носкиПриметы и реалии 70-х годовОтсутствие товаров на прилавках магазиновПогоня за дефицитными шмоткамиМаленькая зарплата (см. рассуждения Фреда)ФарцовкаРабота советской промышленностиПозиция героя -рассказчикаОн был обычным студентом, который хотел понравиться девушкеНарушение закона понимает как один из вариантов «выжить», «выстоять» Номенклатурные полуботинкиПриметы и реалии 70-х годов«Воруют все»Продажное творчество, приспособленчество в искусствеБездарность официально признанных «творцов»Сцены митингов, желание советской верхушки покрасоватьсяВыступление деятелей культуры и искусства на открытии каких-либо народнохозяйственных объектовПозиция героя -рассказчика«идеологическая работа не для меня»Мне хотелось чего-то далёкого от нравственных сомненийЦинизм по отношению к начальству и сделанной работе Приличный двубортный костюмПриметы и реалии 70-х годовРабота советских газетВысылка шведского журналиста, который хотел написать книгу о России («шпион»)Вербовка («сведения, которые мы имеем о вас, более чем противоречивые»)Позиция героя -рассказчика«Я и сейчас одет неважно. А раньше одевался ещё хуже.Ненавидел газетную работу («все мои затеи – неосуществимые, всё кругом не для печати»Выпросил у КГБ приличный костюм (издёвка)Предупредил шведского журналиста, что за ним следят Поплиновая рубашкаПриметы и реалии 70-х годовСоветские выборы ( по домам ходили агитаторы)Истории писателейПриспособленчество в искусстве (история братьев Данчиковских)Позиция героя -рассказчика«Хочу, чтобы меня оставили в покое»Я раза три вообще не голосовал из ненависти к бессмысленным действиямРавнодушие (отношение с женой)Его оценка «Иванова детства» А. Тарковского    Стилевой доминантой в прозе Довлатова становится установка на предельно лаконичную, лишённую преукрашательства прозу. Повествование организовано прежде всего при помощи нейтрального слова, обычно автор избегает каких-либо форм просторечной, диалектной лексики.     Литературный язык становится важнейшим компонентом художественной речи в целом. В прозе Довлатова нет случайных слов. Известно, что автор следовал беспрецедентному правилу – не употреблять в пределах одного предложения слов, начинавшихся с одной и той же буквы. Юмор …не цель, а средство, и более того,-инструмент познания жизни: если ты исследуешь какое-то явление, то найди – что в нём смешного, и явление раскроется тебе во всей полноте» «…Но и такой, моя Россия,/ты всех краёв дороже мне…»Довлатовкий «Чемодан», в сущности, машина времени. Фанерный сундучок воспоминаний. Полный вещих вещей. Жалкая и трогательная память об ушедшей жизни, о родине. Довлатов писал о том, как люди не умеют жить, оставаясь при этом - свободными людьмиЕдинственный вид комфорта, который превозносил Довлатов, - это комфорт человеческого мышления, комфорт беседы. Поэтому и себя он называл «рассказчиком»