Презентация на тему Использование схем и моделирования для активизации речевого развития дошкольников
Использование схем и моделирования для активизации речевого развития дошкольников.Подготовила воспитатель группы среднего возраста №5МБДОУ «Мальчиш-Кибальчиш» Олеся Евгеньевна ШирокаяСеверодвинск 2015
Развитие речи дошкольников
средства наглядного моделирования:предметные моделисхемысилуэтные изображенияпиктограммы (символы, знаки)мнемотаблицы
Средства наглядного моделирования в речевом развитии детей используются для обучения:1. Пересказу2. Описательному рассказу3. Рассказу на определённую тему4. Рассказам по картине5. Рассказыванию с элементами творчества6. Разучивания стихотворений,скороговорок, составления загадок, сравнений, метафор и т.д.
Пересказ предполагает:-умение выделить основные части услышанного текста- связать их между собой- в соответствии со схемой составить рассказ.В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.Модель сериационного ряда «Репка» «Теремок» «Петушок и жерновцы»
Описательный рассказ предполагает:активную интеллектуальную работу самогоребёнка по выделению признаков и свойствпредмета или явления (ребёнок выделяетсущественные черты предмета, подбираетточные слова, выражает своё отношение кописываемому предмету, грамматическиправильно оформляет фразу)Элементами описательных рассказовявляются схемы, в которых используютсясимволы-заместители качественныххарактеристик объекта. «Насекомые»
«Птицы» «Фрукты-овощи»
Рассказ на определенную темуИспользуются мнемотаблицы
«Осень»
Творческий рассказ предполагает:умение ребёнка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями.В качестве символов-заместителей используются графические модели или пиктограммы, мнемотаблицы.Последовательность работы:1. модель рассказа (сказки) задается педагогом – даётся готовая схема2. педагог предлагает конкретных персонажей3. озвучивается название рассказа или сказки (например, «Как щенок Машеньку спас»)4. ребёнку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте.
Разучивание стихотворений,скороговорок, составление загадок, сравнений, метафор .
Использование схем и моделирования для активизации речевого развития детей 5 группы
Спасибо за внимание!