Статья Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательно-речевого развития детей младшего школьного возраста..

Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательно-речевого развития детей младшего школьного возраста.
Приходько Ольга Сергеевна,
учитель-дефектолог.
Важными условиями для улучшения качества воспитательно-образовательной работы в начальной школе являются совершенствование процесса обучения на уроках и во время самостоятельной деятельности ребенка; постоянный поиск педагогом новых приемов, позволяющих детям эффективно и качественно усваивать программный материал.
Одной из центральных задач начального курса обучения младших школьников является общее и речевое развитие, воспитание положительных качеств личности ребёнка. Безусловно, данные качества формируются в процессе многократных упражнений, тем не менее, при выполнении упражнений не следует ослаблять работу и над развитием учащихся.
Развитие ребят, писал Л.В. Занков, - это не только рост их прирождённых способностей, но ещё в большей мере результат целенаправленной и систематической работы учителя над развитием его питомцев.

В младшем школьном возрасте ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.
По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления детей, освоения ими окружающего мира всё чаше прибегают к использованию моделей, схем, мнемотаблиц и т.д. Ребёнок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы.
К младшему школьному возрасту у ребёнка накапливается большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. Появляется интерес к арифметике и чтению.
Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности. Высокие требования к развитию речи предъявляет усложняющаяся деятельность ребёнка.
При определенных условиях воспитания и обучения ребёнок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать её строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.
В младшем школьном возрасте дети начинают необычайно легко образовывать слова, менять их смысл. Языковое поведение ребёнка в данном случае показывает, что за словом он видит реальный предмет. С помощью схем и мнемотаблиц педагог может научить младшего школьника производить звуковой анализ слова, составить рассказы, читать, писать, отгадывать кроссворды и т.д.
Усвоение языка определяется активностью самого ребёнка по отношению к языку. Эта активность проявляется при словообразовании и словоизменении. Именно в младшем школьном возрасте обнаруживается чуткость к языковым явлениям. Наряду с ориентировкой на смысл слов, на обозначаемую словами действительность младшие школьники обнаруживают большой интерес к звуковой форме слова независимо от его значения.
Формируя у детей восприятие, внимание, наблюдательность и т.п, мы развиваем познавательные процессы, что является предпосылкой развития мышления и воображения. Научить детей анализировать синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии – это значит, в немалой степени готовить их к дальнейшему успешному обучению. Для этого в обучении используются различные модели, схемы, мнемотаблицы, знаки, символы.
В процессе уроков, занятий, игры, рисования, конструирования и других видов деятельности происходит развитие знаковой функции сознания школьника, он начинает овладевать построением особого вида знаков – наглядных пространственных моделей, в которых отображаются связи и отношения вещей, существующих объективно, независимо от действий, желаний и намерений самого ребенка. Ребенок не создает эти связи сам, а выявляет и учитывает их при решении стоящей перед ним задачи. Отображение объективных связей – необходимое условие усвоения знаний, умений и навыков, выходящих за рамки ознакомления с отдельными предметами и их свойствами.
Как известно, модель – это система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы – оригинала. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы. Модель упрощает структуру оригинала, отвлекается от несущественного. Она служит обобщенным отражением явления. Модели могут представлять собой материальные предметы или быть математическими, информационными (наглядно-образными, логико-символическими).
В детской деятельности такими моделями служат создаваемые детьми конструкции, аппликации, рисунки.
Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими. Они узнают схематические изображения предметов, пользуясь схемой типа географической карты, чтобы выбрать нужный путь в разветвленной системе дорожек и т. п.
Многие виды знаний, которые школьник не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отображающими существенные черты изучаемых явлений.
Таким образом, при соответствующих условиях обучения образное мышление становится основой для усвоения младшими школьниками обобщенных знаний, умений и навыков. К таким знаниям относятся представления о соотношении части и целого, о связи составляющих и основных элементов конструкции и др. Усвоение такого рода обобщенных знаний очень важно для развития самого мышления.
Переход к построению модельных образов, дающих возможность усваивать использовать обобщенные знания, - не единственное направление в развитии образного мышления младших школьников.
Модельно-образные формы мышления достигают высокого уровня обобщенности и могут приводить детей к пониманию существенных связей вещей.
Наглядно-действенное и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. При помощи речи взрослые руководят действиями ребёнка, ставят перед ним практические и познавательные задачи, учат способам их решения. Речевые высказывания самого ребёнка, даже в тот период, когда они ещё только сопровождают практическое действие, не предваряя его, способствуют осознанию ребёнком хода и результата этого действия, помогают поискам путей решения задач. Ещё более возрастает роль речи в тот период, когда она приобретает планирующую функцию. Здесь ребенок, казалось бы, думает вслух.
Для того чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человечеством понятия, т. е. знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закреплённые в словах, а чтобы младшему школьнику было легче это усвоить и используются схемы, модели и мнемотаблицы.
Моделирование рассматривается как совместная деятельность учителя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей.
Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
При моделировании учитель помогает школьникам отбирать, использовать модели, свободные от ненужных свойств, признаков, чем могут быть: графические схемы, какие-либо предметные образы-заместители или знаки.
Моделирование, как активная самостоятельная деятельность, используется учителем наряду с демонстрацией модели. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с учителем, а затем и к самостоятельному моделированию.
Обучение моделированию осуществляется в такой последовательности:
Учитель:
1) предлагает школьникам описать новые объекты с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими;
2) организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, одновременно даёт задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки;
3) постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех;
4) обучает школьников моделированию существенных или значимых для деятельности признаков;
5) руководит созданием моделей элементарных понятий.
В младшем школьном возрасте дети используют разные виды моделей.
1. Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции
2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов.
3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения.
Модель как вид наглядности может быть использована на всех видах деятельности урока.
Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Занятие с мнемотаблицей состоит из нескольких этапов, в течение которых педагогом осуществляются следующие задачи.
Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап 3. После перекодирования осуществляется рассказ (пересказ) с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
При этом рассказ (пересказ) по мнемотаблице могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах), или пересказывать вместе с учителем (на ранних этапах).
Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему. При воспроизведении информации основной упор делается на изображение главных предметов, действий. Детям задают в случае затруднения дополнительные вопросы.
Для детей младшего школьного возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета и другие образы.
Опорным в таблице является изображение главных предметов, действий, через которые идет осознание происходящего в ней.
В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Через мнемотаблицу дети также знакомятся с новым материалом. С этой целью используются обучающие мнемотаблицы, то есть такие, которые несут в себе обучающую информацию, как правило, еще незнакомую детям. При этом основную задачу берет на себя педагог, который показывает и доводит до детей то содержание, которое он вложил в таблицу.
Основы развития мышления ребенка закладываются в раннем детстве; при решении задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, ребенок постепенно переходит от внешних ориентировочных действий к мыслительным действиям, используя образы. Мышление рождается из действия. Иными словами, на основе наглядно–действенной формы мышления складывается наглядно–образная форма мышления. Дети становятся способными к обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове.
Итак, овладение мыслительными действиями в младшем школьном возрасте происходит по общему закону усвоения и интериоризации внешних ориентировочных действий. В зависимости от того, каковы эти внешние действия и как происходит их интериоризации, формирующиеся мыслительные действия ребенка принимают форму действия с образами, либо форму действия со знаками – словами, числами и др.


Литература:
Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей младшего школьного возраста», 2009.
Большева, Т. В. «Учимся по сказке. Развитие мышления с помощью мнемотехники», 2001.
Малетина, Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», 2004.
Чохонелидзе, Н. «Учим стихи по картинкам», 2006.
Белоусова, С. «Развитие лексики и грамматического строя речи у школьников», 2005.
Белоусова, Л. Е. «Весёлые встречи», 2003.












13 PAGE 14115



Заголовок 115