Декоративно-прикладное искусство. Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках.



МБОУ Заполосная СОШ
Зерноградского района
Ростовской области





План – конспект

открытого урока по изобразительному искусству в 5 классе

Тема: Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках.




Автор: Носивцова Светлана Алексеевна,
учитель 1 кв. категории







Задачи:
Познакомить с глиняной народной игрушкой, её видами, историей происхождения, орнаментом, цветовой гаммой. Совершенствовать навыки работы с кистью.
Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и истории.
Класс: 5
Время: 45
Оборудование: таблицы с изображением орнаментов росписи игрушек, таблица «Народная глиняная игрушка», диск с русскими народными песнями, глиняные или пластилиновые игрушки (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская и др.), презентация.

Инструменты и материалы: гуашь, кисти, альбомы, простые карандаши, ластик.
План урока:
1)Орг. момент-1 мин
2)Вводная беседа-3 мин
3)Теоретическая часть-15 мин
4)Практическая часть-20 мин
5)Анализ работы-3 мин
6)Итог урока-3 мин




Деятельность учителя
1. Орг. момент













2.Вводная беседа Итак, друзья внимание -
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок!
-Здравствуйте ребята! Проверьте, всё ли готово к уроку?!
Стихотворения о ластике, акварели, карандаше.
Риточка и Зиночка
Зовут меня «резиночка»,
Наточка и Ларочка
Зовут меня «стиралочка».
Настенька со Стасиком
Называют «ластиком»,
Но всех я понимаю
И кляксы им стираю,
При этом так стараюсь,
Что даже сам стираюсь. (Ластик)

Я прозрачна и текуча,
Я прекрасна и могуча,
Я капризна и легка,
Как же все зовут меня? (Акварель)

Я и шустрый, я и ловкий,
Если в руки попаду.
Если хочешь, вмиг бумагу
Я картину превращу. (Карандаш)

Эпиграф: На вид орнамент неприметен,
Но он столетия живёт.
Не зря его на белом свете
Народ из древле бережёт.

Сообщение темы и задач урока. (Презентация)
Декоративно-прикладное искусство имет свой образный язык. Художественные средства- форма, объём, цвет, линия, фактура.
Цвет и избражение имеют символическое значение: например, красный цвет – символ жизни, белый цвет – символ чистоты, конь – знак солнца, птица – символ света, дерево – символ природы.










Ход урока
Ещё наши далёкие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная - воду, вертикальная линия превращалась в дождь; солнце изображалось крестом или кругом с крестом. Из этих элементов выстраивался узор.
Древний земледелец наделял природные явления действиями , чувствами, присущими живым существам. Человек выражал свои представления о мире в образах.
Русский крестьянин исстари жил землёй. Землю, её плодородие он связывал с образом матери.
В древних росписях все символы сплетаются в разнообразные узоры. Узоры придавали защитную силу, поэтому мастер составлял их из строго определённых символов.
Декоративно-прикладное искусство призвано украшать мир предметов. Люди любили красоту и умели её творить. Вещи окружавшие их украшали, то вышивкой, то резьбой, то росписью.
А.М.Горький писал: «Основоположниками искусства были гончары, кузнецы, ткачихи, резчики по дереву, оружейники и т.п. – люди, чьи вещи радуют наши глаза и сегодня».
Вещи могут рассказать о жизни людей и даже о времени, в котором они жили. Сегодня мы будем говорить о трёх направлениях декоративно-прикладном искусстве. А именно об игрушках: Дымковской, Филимоновской и Каргопольской.
Глиняная игрушка пришла к нам из далёких времён и в ней скрывается древние магические символы. Сегодня мы узнаем историю происхождения игрушек, особенности орнамента.
Отгадайте загадку. Из глины мы лепленные
Белилами беленные,
Узором наведённые
Из Кирова везённые,
Весёлые, смешные.
Кто мы такие? (Дымковская игрушка)
Ребята, с самого раннего детства вас окружают игрушки. Вспомните какие? Из чего сделаны? Где сделаны?
Игрушки, которые сейчас перед вами сделаны вручную. В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но жили в деревнях замечательные умельцы – мастера игрушек. Из чего только не мастерили игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы… Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. Из всех глиняных игрушек , пожалуй наибольшей популярностью пользуются Дымковские. (показ слайдов)

Мячики, куклы, машинки.
Из пластмассы, плюша, резины. На станках, фабриках заводах.
3.Теоретич. часть 1-я ученица: Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы…
Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника свистопляски. На доску вывешивается слово. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки и перекидывались глиняными шариками.
1-я ученица: Игрушку называют Дымковской по месту происхождения. Делали глиняные расписные игрушки в слободе Дымково и продавали в городе Вятке на весенних торгах, куда и стекался народ на праздничное гулянье «свистунью». Каких только свистулек не налепят мастерицы! Всадник, конь, баран, уточка, корова, дама, кавалер в цилиндре…
Форма игрушки , размер, роспись и пропорции всё приведено к яркой образной гармонии.
Изготовление игрушки – трудоёмкое ручное производство. Красную глину собирали весной, смешивая с речным песком. После лепки игрушки несколько дней сушили, потом 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали. Следующий этап -«обеливание», погружение в раствор мелкомолотого мела, разведённого на молоке. Красная глина становилась ослепительно - белой. Раскрашивали её старым живописным способом – составляли краски на яйце с квасом. Узоры: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. В довершении всего украшали листочками – ромбиками сусального золота, от чего она становилась ещё богаче. Цветовая гамма: малиновая, жёлтая, зелёная, красная. И в настоящее время в центре города Вятки работают мастерские.
2- ученица: А теперь познакомимся с Филимоновской игрушкой. Пришла она к нам из деревни Филимонова. Делают игрушку из иссиня-чёрной местной глины, которая после обжига светлеет. Обратите внимание на форму. Какая она? Вытянутая. Только эта глина, её называли «синика» шла на игрушки. Только женщины лепили игрушки. Девочки обучались этому мастерству с 7-8 лет. И лепили они «свистушки». Работали зимой. Игрушки продавали на ярмарках в городе Туле. Лепят кукол-барынь и солдатиков, всадников и разных животных: корову, барана, собаку, коня.
Местная глина особенная: вязкая жирная, пластичная. При сушке образуются трещины. Их приходится разглаживать пальцами, а форма игрушки удлиняется; фигурки получаются высокими вытянутыми.

















4.Практич. часть














5.Анализ работ






6.Итог

Цветовая гамма состоит: из жёлтого, красного и зелёного цвета. Во время обжига при температуре 700-800 градусов « синика» приобретает розовый оттенок , жёлтый и серый. Ложится синий мазок на жёлтый – получается зелёный. Роспись строится: из полосок и пятен, ветвистых елочек, ягодок, звёздочек, солнышек.
3-я ученица: А вот Каргопольская игрушка (показ слайдов) пришла к нам из Архангельской области, из города Каргополя и ближайших деревень. Мастера создают: женские фигурки, гармонистов, пахарей, дедов - лесовиков, коней, оленей, птичек-свистулек. Обжигали игрушки в русской печи или обжигальнях, которые располагали в поле за деревней. «Бобки»- местное название игрушек. Для росписи использовали мел, печную сажу, синьку. С помощью неяркой палитры создавалась роспись. Каждая игрушка - частица цельного миропонимания народных художников. Перед нами не просто игрушки, это целый мир образов реальных живых и в то же время мифологических.
Ребята, посмотрите и зарисуйте узоры в свои тетрадки.
А теперь на минуту представьте себя на месте этих мастеров.
Вы мастера игрушки! Нарисуйте эскиз любой игрушки и украсьте его орнаментом. Выбирайте любую форму (готовый шаблон), обводите и украшайте. А сейчас располагаем шаблон в центре альбомного листа, аккуратно обводим , рисуем орнамент сначала простым карандашом и раскрашиваем. Какой фон у игрушек? Белый.

Учитель делает целевые обходы:
1)контроль организации рабочего места
2)контроль правильности выполнения приёмов работы
3)оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения
4)контроль объёма и качество выполненной работы
Критерии анализа:
1)аккуратность
2)эстетичность
3)сочетание орнамента и формы
4)яркость и насыщенность цвета
Учитель словестно оценивает каждую работу.
Выставка работ.
Удивителен и разнообразен мир русской народной игрушки. На этом уроке мы приступили к процессу создания собственной игрушки. А дальше мы познакомимся с приёмами лепки из пластилина.
Домашнее задание: принести пластилин.
Спасибо за работу, урок окончен.
Вывод: «Богатство самобытного искусства в его людях, талантливые руки которых умножают, развивают и сохраняют древнерусскую культуру России».
Показ слайдов