конспект урока по изобразительному искусству на тему Единство формы и декора в игрушках (5 класс)
5 класс Урок 2.
Единство формы и декора в игрушках
Цель: познакомить учащихся с традициями в росписи глиняной игрушки, формировать навыки в создании единства формы и декора игрушки, композиции и ритма цветовых пятен и элементов.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных Знаний.
- На предыдущем уроке мы познакомились с различными видами народной игрушки: филимоновской, каргопольской и дымковской. Создали пластический образ одной из этих игрушек, которая наиболее вам понравилась. Давайте вспомним, чем отличаются игрушки по своей форме.
III. Формирование новых знаний.
- Сегодня мы познакомимся с росписью этих игрушек. Декор их тоже отличается, как и пластическая форма.
1. Филимоновская игрушка.
Любимые цвета филимоновской игрушки - интенсивный красный и малиновый. Они горят еще ярче от соседства темно-синего и зеленого. Орнамент росписи простой: узкие черточки-полоски, изредка еловые веточки или древний символ солнца - розетки, круги, ромбы. Эти мотивы знакомы нам из узорного ткачества, вышивки, росписей и резьбы прялок. Простой и легкий узор хорошо сочетается с изящными, вытянутыми формами свистульки.
Пестрые декоративные узоры наносят куриным перышком прямо на поверхность обожженной глины. Сплошную окраску дополняют чередующиеся радужные полосы.
2. Каргопольская игрушка.
Роспись каргопольской игрушки очень выразительна и проста. Традиционный набор элементов и цветов данного промысла сохраняет прочную связь с древними мотивами. Символы солнца - большие огненные круги, кресты, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений. Все эти элементы изображены в естественных тонах, приближенных к натуральным природным оттенкам.
3. Роспись дымковской игрушки.
Дымковскую игрушку, покоряющую своей простотой и незамысловатостью образа, нельзя спутать с другими лепными народными игрушками благодаря ее колориту. Это, прежде всего, снежной белизны фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, полоски. В декоре преобладают насыщенные цвета: красно-алый, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый, особенно празднично сияющие на белом фоне игрушек.
Если внимательно присмотреться к глиняным фигуркам птиц, зверей, людей, можно увидеть, как экономно и продуманно использует мастер выразительные средства орнамента, чтобы рассказать о красоте оперения птиц, нарядной одежде барынь. Кажется, что в облике дымковской игрушки невольно находит отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы, белизну которых подчеркивают синие птицы.
На морозе лица людей украшает румянец. На фоне освещенного снега особенно ярко звучит цвет одежды.
Сегодня интерес к народной глиняной игрушке вызван не только ее ценностью как музейного экспоната. Она близка своим художественным содержанием - поэтичностью, меткостью выраженных характеров, остроумной шуткой, чувством радости и полноты жизни.
Задание: декоративно оформить выполненную на предыдущем уроке фигуру одного из промыслов народной игрушки, сохраняя традиции промысла.
Зрительный ряд: наборы слайдов «Народные художественные промыслы России», «Дымковская игрушка»; образцы дымковской и филимоновской игрушек; таблицы с примерами основных элементов росписи народных глиняных игрушек разных промыслов.
Музыкальный ряд: веселая народная музыка, Р. Щедрин. Озорные частушки.
Материалы: гуашь, кисти, клей
V. Анализ работ.
VI. Домашнее задание: подготовить сообщения о народных промыслах: хохлома, городецкая роспись, гжель, жостово.
Филимоновская игрушка
Филимоновская игрушка
Филимоновская игрушка
Дымковская игрушка
Что же из этого получится?
С начала –
игрушку затонируем
Девочки, как рожки расписывать?
Вот какие у нас игрушки!
Наверное, сегодня будет очень интересный урок
фото стенд 1311