Конспект урока изобразительного искусства Твои игрушки Школа России
Изобразительное искусство
и художественный труд
3 класс
по программе Б. М.Неменского
МОУ СОШ № 18 п. Загорский
Минераловодский район
учитель начальных классов
Харченко Евгения Викторовна
Тема урока: Твои игрушки (озорной товар)
Вид занятий: лепка игрушки из пластилина или глины, декоративно-прикладное рисование.
Цели и задачи: дать начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства (дымковские, богородские, каргопольские, филимоновские игрушки, щепковые (северные, из Архангельска) птицы и др.), понятие о стилизации; передавать в лепных изделиях объёмную форму, её пропорции; соотношения; учить лепить фигурки по мотивам народных игрушек (дымковских): барышня, петух, освоить их декоративную роспись; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приёмы народной кистевой росписи; развивать творческие способности детей.
Оборудование урока:
для учителя – изделия промыслов, пластинки, стеки, грунтовка, стеклянный флакон для основы, гуашь, кисти; спичечные коробки; методические таблицы; современные игрушки из пластмассы, резины, меха (интересных выразительных форм и декора);
для учащихся - пластилин, стеки, грунтовка, стеклянный пузырёк, гуашь, кисти, бумага, тампоны, ткань, дощечки.
Зрительный ряд: фотографии, иллюстрации из книг и журналов, презентация.
Музыкальный ряд: произведения русской народной музыки, частушки; П. И. Чайковский «Детский альбом».
Литературный ряд: пословицы, поговорки, русские народные сказки.
Ход урока
Организация класса.
Вводная беседа.
Литературное слово.
Богородские кузнецы.
Богородские кузнецы!
Мужичок и серый медведь.
Вот придумали мудрецы!
Не устанешь на них глядеть!
В зипуне простом мужичонка
Молоточком ударил, за ним
Тотчас мишка бьёт потихоньку,
Каждый делом занят своим.
У медведя немало силы,
У крестьянина смех в глазах!
Коробейники разносили
Их в объёмистых коробах.
В. Василенко
Дымковская игрушка
Посмотрите на стенд:
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный.
У больного индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
А у нарядных важных барынь
Наших руки крендельком,
Щёки будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
Дымковские барыни
Всех на свете краше,
А гусары – баловни –
Кавалеры наши.
Мы игрушки знатные,
Складные да разные.
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся.
Загадка:
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрёшка)
Учитель. Рассмотрите игрушки. В их малой форме заключена их длинная история и огромный мир взрослого и ребёнка.
В глубокой древности игрушки (деревянные, глиняные, лоскутные, соломенные и пр.) создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Игрушки обладали в представлении наших предков магической силой и оберегали людей от всякого зла. Их дарили друг другу на праздники и хранили в доме.
- О чём могут рассказать игрушки?
- Из каких материалов они делались раньше? Сейчас?
- Какие образы передают?
Рассмотрим игрушки из дерева – семёновскую, богородскую и др.
- Из одного ли материала они сделаны?
Вы правы: все игрушки деревянные. Это не случайно. Издавна славится Россия своими лесными богатствами. Дерево с древнейших времён было материалом для постройки жилища и создания необходимых и красивых предметов быта.
- Определите, какая игрушка точёная, а какая собрана из отдельных дощечек?
Несомненно, вы узнали точёную матрёшку. Токарная, округлая форма этой игрушки родственна округлой форме глиняных сосудов.
-Почему русская матрёшка так нравится и детям, и взрослым разных стран?
Посмотрите на игрушки из села Федосеево Нижегородской области. Они собраны из отдельных дощечек. Эти изделия называются «топорно-щепная игрушка».
-Вы догадались, из чего они делаются?
А теперь полюбуемся весёлой резной игрушкой из деревни Богородское, недалеко от Сергиева Посада (Московской области).Богородские мастера и сегодня создают некрашеные резные фигурки и целые композиции. Как красива пластичная формой богородской игрушки, несмотря на то, что она лишена яркой раскраски. Приёмы изготовления резной богородской игрушки складывались десятилетиями и бережно передавались из поколения в поколение.
Изготовление глиняных игрушек – особая отрасль гончарного дела. Мастера-игрушечники чаще всего изготовляют игрушки-свистульки в виде фигурок коня,Э птицы, козла, барана, а также сказочного существа – полкана (Скопин). Из декоративных настольных игрушек выделяются красочностью и мягким юмором изображения женских фигурок, всевозможных «кормилиц», «водоносок», «птичниц» и т.д. (Филимоново, Каргополь, Дымково). Народные игрушки поражают красотой и выразительностью формы, передающей самое характерное. Ярок и красочен живописный язык народной игрушки. Из детской забавы она постепенно превратилась в декоративную настольную скульптуру (сувениры), которую охотно используют для украшения современного интерьера и на родине, и далеко за её пределами.
Филимоновская игрушка. Фигуры с вытянутыми пропорциями вылеплены из белой с синеватым оттенком, вязкой и податливой глины. Игрушки почти всегда со свистком. Силуэт лёгкий, устремлённый ввысь. Любимые её цвета - интенсивный красный и малиновый. Они горят ещё ярче от соседства тёмно-синего и зелёного. Орнамент росписи простой: узкие чёрточки – полоски, изредка еловые веточки или древний символ солнца – розетки, круги, ромбы. Пёстрые декоративные узоры наносят куриным пёрышком прямо на пов6ерхность обожжённой глины. Сплошную окраску дополняют чередующиеся радужные полосы.
Каргопольская игрушка. Пропорции, противоположные филимоновским, - игрушки приземисты, тяжеловесны и немного неуклюжи, забавны. Любимым персонажем всегда был конь – Полкан или Палихан – чудо с головой и туловищем человека и телом коня. (Напоминает Кентавра)
Роспись её очень выразительна и проста. Символ солнца – большие огненные круги, кресты,кольца, мотивы зёрен, хлебных колосьев и веточек растений. Все эти элементы изображены в естественных тонах, приближённых к натуральным природным оттенкам.
Дымковская игрушка. Самая знаменитая среди наших глиняных игрушек. Форма игрушек – монолитка, а силуэт отличается лёгкостью, плавностью и окружностью. У барышень всегда пышная причёска и нарядный головной убор, множество оборочек, воланов, они ярко раскрашены. Роспись нельзя спутать с другими благодаря её колориту. Это, прежде всего, белый фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, полоски. В декоре преобладают насыщенные цвета: красно-алый, малиновый, синий, золотисто-жёлтый, фиолетовый, особенно празднично сияющие на белом фоне игрушек.
Беседа сопровождается показом иллюстраций, слайдом презентации, фотографий.
Самостоятельная работа учащихся.
1.Объяснение и показ приёма лепки из целого куска пластилина.
Задание: лепить барышню-нянюшку (или петуха),сохраняя характерные признаки дымковского промысла: округлость, изящество форм,красивые лепные детали (воланы, складки).
Материал: пластилин.
У скульптуры есть свои секреты в работе. Самый главный – лепить из целого куска пластилина. Это легко - ведь он мягкий.
Чтобы вытянуть форму из общей массы, большим и указательным пальцами надо нажимать на пластилин постепенно со всех сторон. Повторяя эти нажимы, вы увидите, как он (пластилин) вытягивается сам. Так можно сделать шею, лапы и хвост животного. Вытянутую форму можно заломить в любую сторону.
Теперь на вытянутой форме надо защипить пластилин двумя пальцами. Получается форма, похожая на хохолок или гриву. Кусок пластилина можно аккуратно вдавить большим пальцем в некоторых местах.
Запомните: детали фигурки лучше не соединять отдельными кусочками, а вытягивать, защипывать, вдавливать из одного куска.
2. Последовательность выполнения работы:
Берём стеклянный флакон для основы, облепляем его пластилином, придаём форме очертания фигурки: нижняя часть должна быть больше, чем верхняя. Пережать левой рукой форму посередине, разделив её на 2 части. Получается фигура, напоминающая неваляшку.
Из верхней части лепим туловище, голову и руки, из нижней – юбку в виде колокола. Стенки колокола – юбки сделать широкими и выпуклыми.
Перейти к лепке туловища, головы и рук. Ком пластилина, расположенный сверху, разделить на две части так, чтобы верхняя оказалась несколько меньше нижней. Из нижней лепят туловище и руки, из верхней – голову.
Подровняв стекой юбку-колокол, фигурку укрепляют на дощечку, которую можно держать на коленях, либо поставить на стол.
Наметить талию и руки, а из верхней части слепить вместе с головным убором – кокошником.
Затем вылепите из запаса массы, оставленной в средней части фигурки, руки.
Некоторые детали игрушки выполняются отдельно, например фартук. Его вырезают из тонкой пластины. Фигурка «нянюшки» готова, остаётся вложить ей в руки младенца.
Для лепки «младенца» используются мелкие детали. Раскатаете небольшой валик. Из одной его части выполнить голову с чепчиком, из другой – ноги.
Стекой с закругленной рабочей частью сделать на чепчике складки.
Остаётся только изготовить из тонкой пластины платьице, сосборить его и приклеить к фигурке «младенца». На завершающем этапе вложить «младенца» в руки «нянюшки».
Готовую игрушку надо кое-где подправить стекой и разгладить.
Итоги урока.
Завершение работы. Экспресс – просмотр выполненных работ, их сбор на хранение для следующего этапа – раскрашивания. Уборка рабочих мест.
Домашнее задание.
Твои игрушки
(озорной товар) 15