Конспект урока технологии Твои игрушки (2 класс)


Конспект урока по обучению технологии
2 класс
Тема урока «Твои игрушки»
Цель: познакомить детей с дымковской игрушкой как одним из видов народного творчества.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с особенностями дымковской игрушки;
Научить выполнять игрушки по форме дымковской;
Научить преобразовывать заготовки правильных геометрических форм в детали заданных форм и размеров.
Воспитательные:
Воспитывать любовь и интерес к народной игрушке и декоративно-прикладному творчеству народных умельцев;
Воспитывать усидчивость и терпение в процессе выполнения работы;
Умение сохранять порядок на рабочем месте;
Развивающая:
Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, фантазию и мелкую моторику пальцев рук, интерес к лепке из пластилина.
Демонстрационный материал. Иллюстрации и картинки дымковской игрушки, тесто для лепки, стеки, подставка для работы с тестом для лепки, стаканчик с водой, салфетки, краски, кисти и печатки, ватные палочки.
Словарь. Заготовка, деталь, форма.
Ход занятия.
Организационный момент. Сегодня мы познакомимся поближе с дымковской игрушкой. Я научу вас изготавливать детали и проверю умеете ли вы внимательно слушать мои инструкции.
- Ребята, а почему игрушку называют дымковской? -Дымковская игрушка поэтому так и называется, что родилась она в слободе Дымково, неподалеку от города Вятка. Игрушки были самым ярким украшением ярмарки, где проходила праздничное гулянье с озорным и веселым названием - свистунья. - А почему свистунья? Послушайте, что об этом рассказывает легенда. Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети получили по маленькой глиняной свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверно, свистел сказочный Соловей-Разбойник. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали. С тех пор и отмечают горожане свой праздник – свистунью. И не один праздник не обходится без ярких игрушек.
Давайте вспомним как правильно располагать рабочее время и качественно изготавливать деталь для изделия. Мы сегодня изготовим «Дымковскую игрушку».
I этап. Логическая разминка. Ребята, сегодня у нас в гостях много игрушек. Какое настроение создают эти игрушки? Почему весёлое, радостное? (Игрушки светлые, яркие).- Давайте получше присмотримся к игрушкам, полюбуемся на них. Какого цвета в них больше? (Белого).-Правильно, белого. Игрушки делают из глины красного цвета, но потом эти плавные фигурки выбеливают мелом, разведенном на снятом молоке, а краски растирают и растворяют на яичном желтке. Белый цвет только в игрушках народов Севера. Белый цвет игрушки, наверно, это цвет настоящего снега.
-А какими цветами мастера расписывали по белому? (Дети называют цвета). Посмотрите, какие игрушки перед вами! (Дети называют игрушки). По окончании просмотра вы все должны будете нарисовать на вашем листе как можно больше узоров с дымковских игрушек. (Коллективная работа) Учитываться будут аккуратность, точность, количество элементов и с какой любовью все нарисовано. (Дети садятся, рисуют.) Подводятся итоги игры. Учитель собирает листы с парт и вывешивает на доску. Определяет победителя. Кто из вас сможет назвать одинаковые по форме рисунки.
Форма-это внешнее очертание предметов, их внешний облик.
Сначала назовите узоры, нарисованные на картинке, похожие на кружочки, клеточки, полоски, точки, волнистые полоски и т.д. Украшали этими узорами не случайно, русский народ вкладывал в них особый таинственный смысл. Круги означали солнце; Волнистые линии – вода; Маленькие кружочки – семена; Также представленные узоры означали росточки, засеянное поле и др. Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их поля. Вывод: предметы бывают разных форм. Чем ещё отличаются эти изображения? (Размером. Есть узоры большого, среднего и маленького размеров).
Анализ образца. Образы игрушек просты, оригинальны и очень ярко выражают представления народных мастеров о мире, природе, людях.Для них характерна обобщенность формы, обилие деталей, которые делают их более нарядными, пышными и даже роскошными. Это всевозможные оборки на юбках, передниках, рукавах, зубцы на кокошниках барынь, многочисленные украшения на коронах, на чрезвычайно пышных хвостах павлинов, индюков. Роспись дымковских игрушек нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкает малиновый, синий, зеленый, желто-оранжевые цвета. При этом оригинален сам орнамент: небольшие круги, овалы, точки, полосы, клетки составляют несколько типов узоров.
Инструктаж. Техническое задание:
Сейчас мы с вами будем лепить из теста красивого, стройного, нарядного дымковского коня.
Для это нам нужно сначала подружиться с тестом, чтобы в наших руках он был мягкий, податливый и в наших руках превращался в интересные фигурки.
Работа со схемой. На доске показаны заготовки из теста, а стрелочками указаны какие детали из них можно изготовить.
Заготовка-это объект труда, подлежащий обработке.
Деталь-это готовая часть изделия.
Планирование.
Дети работают по готовому плану:
Сделать из нужных заготовок детали.
Сравнить свои детали с образцом или схемой.
Если получилось всё правильно, выполнить аккуратно сборку изделия с помощью клея.
Подготовка рабочего места. Работа выполняется с использованием модели «Твоё рабочее место». Для готовых деталей и мусора на столе имеются специальные коробочки.
II этап. Самостоятельная работа.
1. Дети разделяют кусок теста на два: 1 большой, второй – поменьше.
2. Выполняют две исходные формы в виде толстых цилиндров.
3. Из большого цилиндра лепят туловище животного вместе с ногами. Для этого надо согнуть цилиндр дугой, стекой сделать надрезы впереди и сзади, раздвинуть их слегка и пальцами оформить передние и задние ноги животного.
4. Голову с шеей лепят из меньшего цилиндра, отогнув от него небольшую часть для головы. Место скрепления шеи с туловищем надо тщательно примазать и разгладить.
5. Ушки делают защипыванием.
6. А потом изготавливают и прикрепляют к основной форме гриву и хвост.
7. Украшают коня различными узорами, вылепленными из теста для лепки.
В устной форме осуществляется оценка готовых деталей. Осуществляется проверка умения детей декорировать необходимую информацию на примере чтения схемы и работы по схеме. На протяжении урока дети соблюдают порядок рабочего места.
Итоги. Вспомните, каким необычным способом мы преобразовывали заготовки из пластилина?
Какое требование необходимо соблюдать, чтобы получилась деталь необходимой формы?