Дистанционное обучение и его роль в образовательном процессе школы.

Назарова С.Н.

Дистанционное обучение и его роль в образовательном процессе школы.

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.
А. Дистервег

Процесс компьютеризации в жизни человеческого общества необратим, остановить его ничто не может. Использование его стало необходимостью во всех областях деятельности, в том числе и в образовательном процессе. Овладение навыками ИКТ стало важным со школьной скамьи, так как это определяет успешность в жизни и будущей профессиональной подготовке обучающихся современного мира.

Сегодня почти у каждого дома есть компьютер. Но, к сожалению, для детей и взрослых это больше игрушка, чем помощник в учёбе. А использование компьютера должно быть направлено на развитие творческих способностей личности, на активизацию познавательной деятельности. Поэтому перед учителем ставится основная задача – показать компьютер как средство, с помощью которого можно просто, быстро и интересно обучаться, а полученные знания с помощью компьютера будут более глубокими и актуальными.
Современные ИКТ, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать информацию и обеспечивать эффективные способы ее представления ученику, являются мощным инструментом ускорения образовательного процесса. ИКТ не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Одним из способов использования ИКТ в образовательном пространстве является дистанционное обучение.
В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.
В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения еще проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился.

Использование дистанционных технологий в школе диктуется временем, так как является фактором взаимосвязанного коммуникативного, социокультурного и личностного развития обучающихся, и, наконец, рационально, так как создает максимально благоприятные условия для овладения обучающимися социально накопленным опытом, заключенным в содержании обучения.
« Железногорская санаторная школа-интернат» реализует дистанционное обучение. В школе  применяются базовые и модифицированные учебные программы, составленные по принципу минимальной достаточности, соответствующей государственному стандарту, специальные методики обучения, ориентированные на  освоение ИКТ.   Педагогами школы проводится специальная диагностика интеллектуального развития, систематически изучается уровень сформированности  учебных умений и навыков.  Идет освоение и использование информационных компьютерных технологий и дистанционного обучения контингента школы, где процесс обучения  приближается к индивидуальным способностям каждого обучающегося, а при условии оборудования  соответствующими техническими средствами обучение ведется в любом месте, в любое время по индивидуальному расписанию, с возможностью контактов  в процессе обучения  по электронной и обычной почте, телефону, а также очно.       
С этого учебного года учебные материалы по классам и предметам  размещаются  на  Интернет-сайте школы. Методические усилия педагогов  сосредоточены на разработке практикума.
С декабря  2010 года на базе вечерней школы создана опорная площадка Центра Дистанционного обучения  г. Красноярска в рамках федерального проекта по обучению детей-инвалидов. 50 детей – инвалидов обеспечены современным компьютерным оборудованием. В комплект входит и специальное оборудование, обеспечивающее качество образовательного процесса и отслеживающее здоровье ребенка в этом процессе. Продолжается набор детей-инвалидов для обучения в ЦДО. С этого времени учителя школы включились в освоение технологий дистанционного обучения: ведут учебную деятельность по обучению детей-инвалидов. Параллельно обучались работе в оболочке MOODL, затем дистанционные курсы повышения квалификации как учителя-предметники ЦДО. Прошли процедуру аттестации на первую квалификационную категорию.
Коллектив школы прошел переподготовку  по освоению технологии  дистанционного обучения. Все педагоги готовы к запуску дистанционной формы обучения в Открытой школе. Идет отработка учебных материалов на третью ступень Открытой школы. На сентябрь 2012- 2013 учебного года запланирован целевой набор групп дистанционной формы обучения.
   Школа-интернат как муниципальное казенное образовательное учреждение на современном качественном уровне использования ресурса дистанционной учительской и государственных субсидий сможет:
обеспечить консолидацию усилий, концентрацию ресурсов и практик образовательной деятельности в формате сетевого взаимодействия
выполнять социальный заказ города (общее среднее образование, профессиональная подготовленность, включенность в жизнь городского сообщества)
реализовать следующие задачи
дать образование на уровне государственных стандартов;
внедрить в учебный процесс дистанционную форму образования;
В открытой школе:
применяются базовые и модифицированные учебные программы, составленные по принципу минимальной достаточности, соответствующей госстандарту, специальные методики обучения, ориентированные на освоение ИКТ;
процесс обучения приближен к индивидуальным способностям;
идет использование информационных компьютерных технологий, освоение дистанционного обучения контингента школы;
обучение будет возможным в любом месте, в любое время по индивидуальному расписанию, с возможностью контактов в процессе обучения по электронной и обычной почте, телефону, а также очно;
будет использоваться для обучения взрослых сформированный образовательный, технический и технологический ресурс дистанционного обучения филиала Центра дистанционного обучения г. Красноярска, что обеспечит возможность успешной социализации и профессионализации детей, подростков и взрослого населения города.
Ожидаемые результаты:
реализуется вариативность образовательных услуг детям с ограниченными возможностями, детям-инвалидам, инвалидам и неработающим взрослым;
обеспечена эффективность затрат муниципалитета на качественное доступное образование всех граждан без ограничений в возрасте и состояния здоровья;
осуществляется сотрудничество с семьями детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, повышается их социальный статус;
дети с ограниченными возможностями, дети-инвалиды, молодежь, малообеспеченные граждане получают профессию в период обучения в школе;
создана система непрерывного образования, социальной поддержки и помощи каждому ребенку, его семье, молодым людям и подросткам, находящимся в сложной социальной ситуации, преодолевается негативная социальная установка по отношению к ним.
Дистанционное обучение по предметам учебного плана будет осуществляться по индивидуальному расписанию занятий с использованием разнообразных форм и технологий организации учебного процесса и предполагается использование учебно-методических комплексов, позволяющих организовать изучение теории, выполнение практических заданий, их проверку и оценивание. При организации индивидуального обучения увеличивается доля самостоятельной работы обучающихся, вовлечение их в решение задач, проектную и исследовательскую деятельность. Обязательным условием дистанционного обучения является наличие компьютера с выходом в Интернет. Групповое обучение осуществляется в школе, для реализации которого необходимо участие педагогов в роли координаторов, организующих занятия в учебных классах и консультирующих обучающихся. Система сопровождения и контроля учебного процесса позволяет осуществлять непрерывную консультативную и методическую поддержку.
Главной целью занятий в режиме он-лайн является обсуждение теоретических вопросов предметного курса, консультации (индивидуальные и групповые), их методологическая и методическая проработка. Проведение практических занятий направлено на воспитание самостоятельности, формирование умений работать с учебной и научной литературой, овладение методами и приемами простейших экспериментов, закрепление полученных знаний на практике. Для закрепления материала и его проверки обучающиеся регулярно выполняют контрольные и тестовые задания. Самостоятельная работа обучающихся включает подготовку к занятиям с использованием разработанных электронных образовательных ресурсов.
С учетом наличия технических возможностей лекции, семинары, контрольные работы, промежуточное и рубежное тестирование могут проводиться с обучающимися в режиме off-line, on-line, а также с использованием почтовых как традиционных, так и электронных отправлений.
Консультации преподавателей по вопросам учебного процесса обучающиеся имеют право получать в течение всего периода обучения, как при непосредственном общении, так и в письменной форме, в режиме off-line или on-line с использованием средств телекоммуникаций.
Самостоятельная работа слушателей может включать следующие организационные формы (элементы) дистанционного обучения: работа с электронным учебником; просмотр видеколлекций; прослушивание аудиокассет; компьютерное тестирование; изучение печатных и электронных учебных и методических материалов, выполнение контрольных работ, проектов, курсовых и итоговых зачетных работ.
Промежуточное и итоговое тестирование, защита курсовых работ и проектов в соответствии с учебными планами, ориентированными на ДО, принимаются учителем у обучающихся при непосредственном общении, либо в виде результатов тестов в режиме off-line и (или) on-line с использованием средств телекоммуникаций в установленные графиком сроки. Выбор формы представления материалов для обеспечения проведения контроля и аттестации осуществляется самим обучающимся. Проверка письменных работ, тестов, проектов, курсовых работ и т.п. осуществляется преподавателем в течение пяти дней, после получения им соответствующих материалов. Результаты заносятся в базу данных.
Переход от изучения одной темы к изучению другой внутри отдельной дисциплины возможен только после выполнения контрольного задания.

Модель взаимодействия в дистанционном процессе.
Основные участники дистанционного процесса:
Обучающийся выбирает курс, регистрируется на курсе, осваивает изучаемый материал, выполняет задания, позволяющие проконтролировать качество усвоения учебного материала при поддержке куратора и преподавателя;
Родитель выполняет сопровождение своего ребенка на всех этапах образовательного процесса;
Сетевой преподаватель создает курс, проводит обучение, осуществляет контроль за процессом усвоения знаний обучающимся, оказывает поддержку в процессе усвоения знаний, взаимодействует со слушателями;
Тьютор создает образовательную среду, позволяющую обучающемуся не только получать знания и навыки, но и решать реальные проблемы в своей деятельности, обучаясь в удобном для него режиме, отвечает за организацию дистанционного обучения, формирование группы, отслеживает наполнение баз данных курса, анализирует статистику (количество посещений курса обучающимися, время работы обучающегося по сеансам), контролирует процесс;
Сетевой администратор, представитель администрации учебного заведения, через которого осуществляется дистанционное обучение, настраивает и сопровождает систему.

Основные этапы процесса обучения:

Этапы
Реализуемые мероприятия
Ответственные

Организационный этап
Формирование личных дел обучающихся,
Определение курсов и формирование групп обучающихся
Распределение учебной нагрузки преподавателя Регистрация на выбранном курсе
Знакомство с дистанционным преподавателем и устройством курса

Администратор
Тьютор

Процесс обучения
Изучение учебного материала
Выполнение практических заданий
Взаимодействие с родителями (по мере необходимости)

Администратор
Сетевой преподаватель
Тьютор


Контроль знаний и итоговая аттестация
Выполнение проверочных заданий
Практические рекомендации по доработке
Итоговая аттестация
Сетевой преподаватель
Тьютор


Характеристика этапов дистанционного обучения:

Организационный этап:















Обучающиеся обращаются к администратору по вопросам записи на курс, определяют свои приоритеты в выборе образовательных курсов, предоставляют необходимую документацию для регистрации.

Администратор формирует группы и направляет к тьютору для определения на курсе.

Администратор и тьютор совместно определяют обеспечение технической поддержки и организации учебного процесса, распределяют учебную нагрузку, составляют учебный план.

Процесс обучения:
Дистанционное обучение происходит индивидуально и возможно группами (например, при создании какого-либо проекта) общение осуществляется с помощью электронной почты, Skype, форумов,
Учебный материал представлен в виде модулей и соответствует образовательным стандартам, методам и приемам обучения, методике ДО для успешного освоения программы;
Контент представляется обучаемому в форме электронного учебно-методического комплекса и информационной части, размещенной на сервере интернет-обучения. Очень важное место на данном этапе занимает осознанная самостоятельность обучающегося, а также сотрудничество с сетевого преподавателя, куратора и родителя в оказании поддержки и помощи обучающемуся;
Контролирует весь учебный процесс тьютор, который совместно с администратором решает текущие и другие организационые вопросы. Между тьютором, родителями и учеником допустимо очное общение. Участники образовательного процесса участвуют и проводят консультации в режиме он-лайн.
























Контроль знаний:

Администратор тьютор сетевой преподаватель
Администратор контролирует весь учебный процесс, взаимодействуя с тьютором;
Тьютор, взаимодействуя с сетевым преподавателем, проверяет отлаженность всех видов контроля;
Сетевой преподаватель не только контролирует. Он оказывает поддержку обучающемеся в выполнении заданий, направляет его на правильное выполнение заданий, но при этом максимально содействует самостоятельной деятельности обучающегося.
Контроль знаний проводится как в обучающей форм, так и в режиме реального времени в сети, при этом преподаватель может сразу видеть ответы.
Интернет-обучение - это не отдаленная перспектива, а уже реальность. Развитие дистанционного обучения в системе российского образования будет совершенствоваться по мере развития Интернет-технологий и предполагает обеспечение максимальной интерактивности. Не секрет, что обучение только тогда становится полноценным, когда достигается имитация реального общения с преподавателем.
Школьный сайт дает возможность дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса: размещение учебно-методических материалов на личных страничках педагогов, домашних заданий для обучающихся в период отмены занятий по различным причинам.











Пробное тестирование

Получение плана обучения

Регистрация на курсе

Изучить:
Информационные материалы;
Учебную программу;
Практические материалы;
Выполнить:
Контрольное задание


Проверка знаний и практические рекомендации

Повторение
(при наличии ошибок)

Выставление оценки