Рабочая программа по курсу Пространственная ориентировка


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана применительно к примерной программе по курсу «Пространственная ориентировка» во втором классе для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных организациях для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению.
Рабочая учебная программа по пространственной ориентировке составлена на основе программы для общеобразовательных специальных (коррекционных) учреждений «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений III-IV вида» / под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Изд-во «Экзамен», 2003.
Цель обучения ориентировки в пространстве детей с глубокими нарушениями зрения: формирование умений и навыков необходимых для свободного ориентирования в пространстве.
Задачи курса:
формирование у обучающихся мотивации к учебной деятельности по ориентированию и устойчивого интереса к занятиям;
формирование коммуникативных, регулятивных, личностных универсальных учебных действий, способствующих социальной адаптации и интеграции детей с глубокими нарушениями зрения в среду зрячих;
развитие сенсорной сферы и познавательной деятельности обучающихся, направленной на формирование точных представлений о предметах окружающей среды и явлениях;
развитие у обучающихся волевых качеств по преодолению страха передвижения в пространстве;
развитие пространственного мышления и специальных навыков запоминания маршрута;
овладение техникой пользования тростью и другими тифлотехническими средствами, применяемыми при ориентировке в пространстве;
овладение навыками практической ориентировки в замкнутом и открытом пространстве (в различных общественных учреждениях, в городе, сельской местности, в парках, в лесу, на водоемах, в быту и т. д.);
обучение детей ориентировке при передвижении со зрячими сверстниками и взрослыми;
обучение слепых детей приемам общения со зрячими в процессе ориентировки в пространстве;
распространение опыта на основе взаимодействия с родителями обучающихся, посещающих курс пространственной ориентировки.
Общая характеристика программы. Программа курса в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа курса предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Наиболее успешно освоение детьми ориентировки в окружающем пространстве осуществляется в дидактических играх и упражнениях.
На решение этой задачи направлены дидактические игры и упражнения, в которых дети младшего школьного возраста учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы.
Место курса «Пространственная ориентировка» в базисном учебном плане БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения, распланирована на 1 час в неделю в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком. В целом рабочая программа придерживается рекомендаций составителей по выделению тем и часов, предназначенных для их прохождения. Срок реализации учебной программы 2016 – 2016 уч. год.
Формы организации образовательного процесса. Занятия по обучению ориентировке в пространстве детей с глубокими нарушениями зрения проводятся в индивидуальной и групповой формах. Данное обуславливается необходимостью учёта таких индивидуальных особенностей, как психологическая готовность к самостоятельному передвижению в пространстве, наличие и характер остаточного зрения, положение ребенка (ученика) в семье и его социальное окружение, готовность сохранных анализаторов ученика воспринимать предметный мир и окружающее пространство, имеющиеся у ребенка навыки самостоятельного передвижения в пространстве (только в классе и спальне; только в помещениях школы и в целом в здании школы; в школе и микрорайоне школы и т.п.) и др. Кроме того, занятия проводятся с учетом состояния слуха учащихся, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, причин нарушения зрения и прогноза.
Структура занятия по пространственной ориентировке.
Занятие может состоять из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной. Вводная часть включает сообщение цели и задач урока, а также психологическую подготовку учащихся. В подготовительной части используются упражнения по развитию сенсорной (осязательной, слуховой, обонятельной и зрительной) сферы учащихся. В основной части занятия изучаются и закрепляются программные темы по развитию пространственной ориентировки. В заключительной части подводятся итоги урока, анализируется и дается устная оценка работы учащегося и предлагается домашнее задание. При этом занятие предполагает работу в классном помещении (вводная и подготовительная части) и работу на улице (основная часть).
Обучении пространственной ориентировке строится: на учете общих, специфических и индивидуальных особенностей обучающихся с глубокими нарушениями зрения; на создании системы работы по пространственной ориентировке; при использовании наглядного метода как источника формирования конкретных представлений; при реализации практических занятий с использованием «способа сопряженных действий»; при использовании сюжетно-ролевой игры (моделирование ситуаций) как средства усвоения социального опыта; при использовании методических приемов: индивидуальная работа, преобладание практических занятий, использование наглядности, обучение незрячих учащихся методом «рука в руку», метод «дробления на составные элементы», отработка «рабочей позы», преобладание индивидуального подхода, тактильный контроль со стороны ученика; при учёте гигиенических требований.
Планируемые результаты изучения курса
В результате изучения пространственной ориентировки на базовом уровне ученик должен овладеть следующими ЗУН:
Знать:
- правила поведения на улице (ходить можно только по пешеходному переходу; переходить улицу только на зеленый сигнал светофора; нельзя ходить, бегать, играть на проезжей части улицы); закреплять эти знания в подвижных и дидактических играх;
- пространственные термины, обозначающие пространственные отношения предлогов и наречий (в, на, под, над, перед, за, рядом, около, друг за другом, между, напротив, посередине).
Иметь:
- обобщенное представление об окружающем пространстве.
- пространственное воображение детей: мысленно представлять себя на месте, которое занимает в пространстве тот или иной предмет;
- представление детей об относительности пространственных отношений.
Владеть умениями:
- передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление движения в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентиров.
- определять пространственные отношения между собой и окружающими предметами после поворота на 90° и 180°.
- самостоятельно ориентироваться на территории школы-интерната; учить, как пройти до участка своего класса и спальной комнаты, соседних классов, спортивной площадки, до ворот школы-интерната, вокруг школы-интерната; словесно описывать свой путь.
- ориентироваться на ближайшей к школе-интернату улице: как пройти к автобусной остановке, до ближайшего магазина, школы, почты и т.д.
- выделять в окружающем пространстве предметы, являющиеся ориентирами; определять пространственные отношения между ними, направление передвижения от одного предмета к другому.
- получать, анализировать и словесно описывать информацию об окружающем пространстве и расположенных в нем предметах, полученную с помощью всех анализаторов.
- моделировать реальные пространственные отношения по словесной инструкции и по предложенной схеме пространства (класс, спальная комната, кабинет врача, столовая и т.д.).

Учебно-тематическое планирование
Содержание Кол-во часов Кол-во диагностических обследований
Введение. 1 Развитие свойств сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира. 5 Формирование представлений о предметах, наполняющих окружающее пространство. 5 Ориентировка в микропространстве5 Ориентировка в свободном и замкнутом пространстве 5 Формирование правильной позы и жестов при обследовании предметов 5 Бытовая ориентировка слепых 5 Диагностика 1 1
Резерв 2 ИТОГО 34 1

Тематическое планирование курса «Пространственная ориентировка», 2 класс

п/п Тема Кол-во
часов Основное содержание. Понятия. Виды деятельности
(учебные действия)
Введение (1ч)
1 Системы мобильности лиц с нарушением зрения: передвижение без трости, с ориентировочной тростью, с сопровождающим, с собакой-проводником. 1 Системы мобильности лиц с нарушением зрения: передвижение без трости, с ориентировочной тростью, с сопровождающим, с собакой-проводником. Знать об особенностях передвижения без трости, с ориентировочной тростью, с сопровождающим, с собакой-проводником
Развитие свойств сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира. (5 часов)
2 Развитие слухового восприятия пространства. 1 Локализация неподвижного и передвигающегося источника звука в замкнутом пространстве Узнавание и различение по голосу окружающих людей. Определение по голосу эмоционального состояния людей.
3 Развитие слухового восприятия пространства. 1 Локализация неподвижного и передвигающегося источника звука в замкнутом пространстве Узнавание и локализация звуков в окружающем пространстве (в школе, дома). Узнавание звуков в природе (шума, шелеста деревьев, голоса животных, домашних птиц) и городских шумов.
4 Развитие зрительного восприятия пространства: 1 Восприятие предметов в контурном и силуэтном изображении. Воспринимать предметы в контурном и силуэтном изображении.
5 Развитие зрительного восприятия пространства: 1 Узнавание предметов знакомого пространства с помощью остаточного зрения. Выделение зрительных признаков предметов (цвета, формы, величины).
6 Обучение пониманию смысловых изображения 1 Обучение детей пониманию различных смысловых ситуаций изображения Понимать различные смысловые ситуации изображения
Формирование представлений о предметах, наполняющих окружающее пространство. (5 часов)
7,8 Представление и использование представлений о предметах, наполняющих знакомое замкнутое окружающее пространство 2 Представление и использование этих представлений о предметах, наполняющих знакомое замкнутое окружающее пространство (класс, спальню, столовую, квартиру); мебель, посуда, одежда. Иметь представление и использование этих представлений о предметах, наполняющих знакомое замкнутое окружающее пространство
9,10 Соотнесение реальных предметов 2 Соотнесение реальных предметов с их моделями, макетами, рельефными изображениями. Соотносить реальных предметов с их моделями, макетами, рельефными изображениями.
11 Представление о предметах 1 Представление о предметах, наполняющих пришкольный участок: деревья, кусты, газоны, дорожки, ворота, спортивная площадкаИметь представление о предметах, наполняющих пришкольный участок: деревья, кусты, газоны, дорожки, ворота, спортивная площадка
Ориентировка в микропространстве (5 часов)
12,13 Ориентировке на рабочем месте 2 Обучение ориентировке на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на доске, за столом. Обучить ориентировке на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на доске, за столом.
14,15 Понимание и использование в речи пространственных понятий. 2 Правильное понимание и использование в речи пространственных понятий: слева, справа, над, под, спереди, сзади, между, рядом (для двухмерного и трехмерного пространства).Обучить правильному пониманию и использованию в речи пространственных понятий: слева, справа, над, под, спереди, сзади, между, рядом (для двухмерного и трехмерного пространства).
16 Складывание узоров из мозаики 1 Складывание узоров из мозаики
Научить складывать узоры из мозаики
Ориентировка в свободном и замкнутом пространстве (5 часов)
17,18 Ориентировка в классе, спальне, столовой, на этажах. 2 Обучение ориентировке в классе, спальне, столовой, на этажах. Обучить ориентировке в классе, спальне, столовой, на этажах.
19,20,21 Пространственные соотношения предметов при повороте человека на 90 градусов 3 Изучение пространственных соотношений предметов при повороте человека на 90 градусов Научить пространственным соотношениям предметов при повороте человека на 90 градусов
Формирование правильной позы и жестов при обследовании предметов (5 часов)
22 Поза школьника 1 Поза школьника в положении “стоя” сидя за партой, за столом, в кресле, при ходьбе в паре, при самостоятельном передвижении вдоль постоянного ориентира (стены, перил, лестницы).
Усвоить позу школьника в положении “стоя” сидя за партой, за столом, в кресле, при ходьбе в паре, при самостоятельном передвижении вдоль постоянного ориентира (стены, перил, лестницы).
23 Правильная поза при чтении и письме 1 Правильная поза при чтении и письме, восприятии предметов, обнаружении и обходе препятствий. Усвоить правильную позу при чтении и письме, восприятии предметов, обнаружении и обходе препятствий.
24 Поза при ходьбе строем. 1 Поза при ходьбе строем. Усвоить позу при ходьбе строем.
25 Жесты, указывающие направление 1 Формирование правильного жеста, указывающего направление Формирование правильного жеста, указывающего направление
26 Формирование координации 1 Формирование правильного жеста, указывающего направление Обучить правильным жестам, указывающим направление
Бытовая ориентировка слепых (5 часов)
27,28,29 Свободная ориентировка в быту. 3 Условия, обеспечивающие слепому свободную ориентировку в быту. Ориентировка детей в спальне. Уход за спальным местом. Владеть умениями свободной ориентировки в быту, в спальне. Уход за спальным местом.
30,31 Ориентировка при уходе за бельем и одеждой. Ориентировка при личной гигиене. 2 Ориентировка при уходе за бельем и одеждой. Ориентировка при личной гигиене Владеть умениями ориентироваться при уходе за бельем и одеждой, при личной гигиене
32 Диагностика 1 Резерв 2 Учебно-методическое обеспечение
Литература:
Денискина, В. З., Венедиктов М. В. Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III-IV вида. / В. З. Денискина, М. В. Венедиктов. – М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2007 г.
Ермаков, В. П., Якунин, Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и   воспитание детей с нарушениями зрения. / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. – М. - 2000.
Кондратов, А. М. Восстановление трудоспособности слепых: учебно-методическое пособие. / А. М. Кондратов. – М. – 1988 г.
Кульбиш, Е. А. Методическое пособие для студентов дефектологического отделения / Е. А. Кульбиш. – 1998 г.
Кучинин, В.А. Обучение слепых ориентировке в пространстве. / В. А. Кучинин. – М. – 1992.
Наумов, М. Н. Обучение слепых пространственной ориентировке: учебное пособие. / М. Н. Наумов. – М. – 1982 г.
Петров, Ю. И. Организация и методика обучения слепых ориентировке в пространстве: методическое пособие. / Ю. И. Петров. – М. - 1988 г.
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений III-IV вида / под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Экзамен, 2003.
Сверлов, В. С. Пространственная ориентировка слепых: пособие для учителей и воспитателей школ слепых. / В. С. Сверлов. – М.: Просвещение, 1951 г.
Тифлотехнические средства
Трость, прибор «Ориентир», пособия по пространственной ориентировке (выполненные шрифтом Брайля), графические схемы школьных помещений (выполненных по системе Брайля), макеты школы.
Приложение
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ
НЕЗРЯЧИХ И СЛАБОВИДЯЩИХ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Объяснительная записка
При поступлении в школу ребенок, как правило, имеет определенный запас знаний и представлений об окружающем мире. Тем не менее, объем и качество этих представлений у различных детей резко отличается, что, естественно, сказывается на их дальнейшем обучении. В связи с этим первоочередной задачей педагога является выявление исходного уровня готовности незрячего ребенка к обучению пространственной ориентировке в соответствии с программными требованиями. Важнейшими условиями успешного овладения пространством слепым ребенком являются:
1)Готовность анализаторов к отражению свойств и признаков предметного мира.
2)Сформированность представлений о предметах, наполняющих помещения школы и дома, свободное пространство (улицы, сады).
3)Отсутствие страха пространства и наличие потребности активно познавать окружающий мир.
В ходе обследования педагогом используются различные методы исследования:
1)Наблюдение за позой ребенка и предметными действиями, его движениями, способами восприятия пространства и др.
2)Беседа с детьми и родителями (например, при выявлении предметных и пространственных представлений).
3)Педагогический эксперимент (например, при изучении ориентировки в микропространстве).
В ходе обследования используются натуральные предметы, их макеты, модели, плоскостные и рельефные изображения из числа вещей, окружающих ребенка в его реальной жизни: предметы мебели, одежда, посуда, изображение домов, деревьев и т. д.
Обследование проводится в интересной для ребенка форме виде игровых заданий. В целях экономии времени на одном и том же материале целесообразно получить ответы сразу на несколько вопросов предлагаемой схемы. Например, предложив ребенку узнать и описать несколько предметов или игрушек, можно проверить его предметные представления, выяснить особенности восприятия и способ обследования предметов, а также выявить знания ребенка о различных признаках предметов: цвете, форме, материале, звучании. В зависимости от того, каких свойств названо больше, определить ведущий способ познания. Попросив ребенка рассказать о своей квартире и воспроизвести ее обстановку из игрушечной мебели, можно узнать его понимание пространственных понятий «слева», «справа», «в центре» и пр., оценить правильность его пространственных представлений, отметить координацию и точность движений рук, умение совершать самоконтроль движений и пр.
При оформлении полученных материалов на каждого ребенка составляется карта обследования. Данные обследования оформляются в виде таблицы, в которой отражены следующие данные:
название разделов схемы обследования;
вопросы и задания педагога;
примерный уровень сформированных умений;
примечания.
Оценка уровня умений производится следующим образом:
0 уровень — задание не выполнено;
1 уровень — при выполнении задания допускались грубые ошибки или же требовалась значительная словесная и действенная помощь со стороны педагога;
2 уровень — задание выполнено с небольшими неточностями или при незначительной помощи педагога;
3 уровень — задание выполнено правильно и без дополнительных указаний со стороны педагога.
В графе «Примечания» отмечаются особенности выполнения заданий ребенком, позволяющие отнести его к тому или иному уровню, или помещаются ответы, требующие развернутых суждений.
При анализе данных обследования учитель выявляет уровень готовности к обучению ориентировке каждого ребенка по всем разделам программы.
Необходимость обследования исходного уровня готовности к обучению ориентировке не исключает, а предполагает, что в первые дни пребывания в школе учащиеся знакомятся с помещениями и предметами, их наполняющими, а также осваивают несколько необходимых маршрутов в здании школы. При этом овладение знаниями происходит на основе непосредственного чувственного восприятия при учете индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.
Материалы обследования соотносятся с данными наблюдений учителя физкультуры, воспитателей и родителей, что позволяет определить место и роль каждого специалиста в комплексном процессе обучения в соответствии с требованиями программы.
Обследование проводится во время занятий по коррекции пространственной ориентировки, предусмотренных учебным планом, и предполагает дополнение данными наблюдения за деятельностью детей на общеобразовательных уроках, на уроках физкультуры, во время прогулок и т. д.
КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ УЧАЩЕГОСЯ
1.Имя, фамилия.
2.Возраст.
3.Состояние зрительного анализатора: острота зрения, поле зрения, цветовое зрение, время потери зрения.
4. Сопутствующие заболевания: заболевания органов чувств, нервной системы, опорно-двигательного аппарата.
5.Условия дошкольного воспитания (специализированный или массовый детский сад, семья).
Раздел 1. Пространственно-различительная деятельность сохранных анализаторов как основа обучения ориентировке в пространстве
1. Различные уровни развития зрительного восприятия предметов и протяженности пространства у слепых с остаточным зрением.
Овладение сенсорными эталонами:
а) цвета;
б) формы;
в) величины.
Зрительное восприятие предметов и соотнесение их с изображениями на рисунке:
а) узнавание натуральных предметов, наполняющих знакомое ранее ребенку пространство;
б) узнавание изображений предметов в цвете;
в) узнавание предметов в силуэтном изображении;
г) узнавание предметов в контурном изображении.
1.3. Владение приемами нестереоскопического анализа пространства. Восприятие пространственной перспективы:
а) оценка относительной удаленности предметов в реальной жизни;
б) оценка относительной удаленности предметов на рисунке.
Примечание: в процессе обследования уточняется, какой из анализаторов, зрительный или тактильный, является у ребенка ведущим, в какой мере он использует одновременно осязание и остаточное зрение; уровни слуховых представлений о предметах и явлениях, наполняющих окружающее пространство.
2. Уровни слуховых представлений о предметах и явлениях, наполняющих окружающее пространство.
Локализация источника звука в пространстве с указанием его направления.
Узнавание звуков окружающего мира:
а) шум ветра;
б) звуки дождя;
в) журчание воды;
г) шум машин;
д) голоса домашних животных (кошки, собаки).
2.3.Узнавание на слух действий, совершаемых человеком:*
а) открывание и закрывание двери;
б) перелистывание страниц;
Примечание: Слепые дети с остаточным зрением выполняют эти задания с выключенным зрением.
в) передвигание стула;
г) узнавание по интонации голоса настроения человека.
3. Развитие мелкой моторики руки и осязательного восприятия пространства.
Способ осязания (одной или двумя руками, ладонью, несколькими пальцами, одним пальцем).
Культура осязательного восприятия (планомерность или хаотичность, активность или пассивность).
Узнавание с помощью осязания предметов, изготовленных из различных материалов:
а) ткани; б) металла; в) дерева; г) стекла;
д) пластмассы.
3.4. Узнавание и различение с помощью осязания предметов различных геометрических форм:
а) квадратной и кубической;
б) круглой и шарообразной;
в) треугольной и пирамидальной;
г) прямоугольной и в форме прямоугольного параллелепипеда;
д) овальной и в виде эллипсоида.
Умение совершать точные мелкие движения пальцами правой и левой рук.
Умение контролировать собственные движения.
Раздел II. Представления о предметах, наполняющих замкнутое пространство
Называние предметов мебели после их зрительного или осязательного обследования.
Узнавание предметов по описанию педагога.
Узнавание моделей предметов.
Узнавание предметов в их рельефном изображении.
Раздел III. Ориентировка в микропространстве1. Способность к выполнению заданий, требующих осознанного понимания пространственных понятий:
а) слева - справа;
б) между;
в) над;
г) под;
д) в 1 ряд;
е) в 2 ряда.
В этом разделе обследования ребенку предлагается расставить на столе несколько мелких предметов или игрушек. Возможные задания: поставить слева от себя кубик, а справа — матрешку, между ними поместить шарик; поместить круг над квадратом; положить фигурки из счетного набора в 2 ряда: в 1-м ряду — треугольники, во 2-м — квадраты. При выполнении этих заданий можно выявить и уровень развития мелкой моторики.
Раздел IV. Представления об окружающем пространстве (представления об одном из знакомых ребенку помещений)
1. Предметная наполненность пространства (соответствует ли количество названных предметов действительности).
2. Пространственная соотнесенность предметов (указывает ли ребенок местоположение предметов, соответствует ли ответ действительности).
Раздел V. Проявление интереса как мотива обучения пространственной ориентировке
Проявляет ли ребенок интерес к новому пространству? В какой форме (задает вопрос, самостоятельно обследует, проявляет заинтересованность отдельными предметами)?
Проявляет ли ребенок интерес к предлагаемым вопросам и заданиям?
Раздел VI. Особенности позы и походки ребенка
Нарушение позы ребенка: а) стоя, б) сидя, в) при обследовании предметов, г) при ходьбе.
Наличие навязчивых движений и их типизация.
Наличие страха пространства.