Рабочая программа по коррекционному курсу Пространственная ориентировка для учащихся 10 класса III-IV вида образовательной деятельности
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Казанская школа № 172 для детей с ограниченными возможностями здоровья »
«Рассмотрено»
на заседании МО
протокол № 1
от /______________/
Хуртина Т.Ю.
/______________/ «Согласовано»
Зам.директора по УР
Морозова Л.А.
/_______________/ «Утверждаю»
Директор школы
____________Рожкова Е.М.
Приказ № /______________/
от /______________/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу коррекционной подготовки «Пространственная ориентировка» для 10 класса (III, IV вид)
Учитель – дефектолог (тифлопедагог)
Антипова Екатерина Валерьевна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от « » августа 2016 г.
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка к рабочей программе коррекционного курса «Пространственная ориентировка» для учащихся 10 класса ГБОУ «Казанская школа № 172 для детей с ОВЗ».
Данная рабочая программа составлена на основе нормативно - правовых документов:
1. Закона Российской Федерации №273 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 г. № 1089)
3. Образовательной программы школы на уровень среднего (полного) общего образования (приказ №38/17 от 28.08.14)
4. Учебного плана ГБОУ «Казанская школа № 172для детей с ограниченными возможностями здоровья» на 2016-2017 учебный год.
5. Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида Министерства общего и профессионального образования РФ Института коррекционной педагогики РАО под редакцией Л.И.Плаксиной,1999 год. (Рекомендовано Управлением реабилитационной работы специального образования РФ).
6. Специальных коррекционных программ для детей с тяжелыми нарушениями зрения . С.-Петербург "Образование" 1995./ Научный руководитель: канд. пед. наук, доц. В.А. Феоктистова.
Для составления данного планирования использовалась дополнительная литература:
1. Л.И. Плаксина. Теоретические основы коррекционной работы для детей с нарушением зрения.М.ГороД,1998 год.
2. Солнцева Л.И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе образования детей с нарушением зрения – М.: Экспресс-Полиграф-Сервис, 1999
3. Т.Б. Тимофеева и др Организация коррекционных занятий в специальных (коррекционных) школах-интернатах III-IV видов. Ростов на Дону. Феникс, 2010 год.
4. Научно-теоретические и экспериментально подтвержденные исследования ученых: Н.Н. Малофеев, В.А. Феоктистова, Земцова М.И. Литвак А.Г., Ермаков В.П., Якунин Г.А., Б.К. Тупоногов, В.З. Денискина, Л.М., Григорьева Г.В. Никулина.
5. Авторские программы, находящиеся в Интернет-ресурсах, учителей-тифлопедагогов образовательных учреждений для слепых и слабовидящих воспитанников.
6. Азарян Р. Н. Обучение слепых и слабовидящих детей правильной ходьбе. — М.: ВОС, 1989.
7. Семенов Л. А., Шлыков В. П. Азбука движений для слепых детей. Методическое пособие. — М., ВОС, 1984.
8. Семенов Л. А. Звуковые сигнализаторы и их применение на занятиях физической культурой и ориентировкой в школах для слепых детей. Методическое пособие. — М.: ВОС, 1985.
9. Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы для детей с нарушением зрения под редакцией КПН В.З. Денискиной. Учебно-методическое пособие, Нижний Новгород, 2002
Место коррекционного курса в учебном плане.
Учебный план ГБОУ «Казанская щкола № 172 для детей с ОВЗ» отводит на курс «Пространственная ориентировка» в 10 классе 3 часа в неделю (Всего 105 ч)
I. Цели изучения: Работа курса направлена на компенсацию и коррекцию недостатков, связанных со слепотой и слабовидением. Одним из таких занятий является коррекционный курс «Пространственная ориентировка»
Формирование умений и навыков самостоятельной ориентировки в пространстве и жизненной ситуации;
Формирование умений самостоятельно передвигаться в пространстве с использованием технических средств реабилитации
Развитие общих пространственных представлений.
II. Задачи: Развивать у учащихся волевые качества по преодолению страха передвижения в пространстве. Развивать пространственное мышление и специальные навыки запоминания маршрута. Развивать умение выделять и объединять пространственные признаки и отношения в окружающем пространстве; выделять, анализировать и синтезировать информацию об окружающем, получаемую с помощью всей сенсорной сферы; совершенствовать умение учащихся ориентироваться на ближайших улицах, опираясь на информацию, поступающую через все анализаторы; развивать умение составлять схему смоделированного пространства; составлять схему любого знакомого пространства; закреплять знания по ориентировке совместно со зрячими сверстниками и взрослыми; усовершенствовать приемы ориентировки при помощи вспомогательных средств (трость, звуковые сигналы).
III. Программа состоит из следующих разделов:
Формирование представлений о предметах, наполняющих пространство.
Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространствах.
Совместная ориентировка со зрячими.
Разработка индивидуальных маршрутов.
Наземный и подземный городской транспорт.
Учреждения города.
IV. Методы обучения. Коррекционную направленность занятий определяет выбор методов и приемов с учетом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительной функции, уровня развития зрительного восприятия каждого воспитанника. Это: беседа, рассказ, упражнения, практическая работа. Репродуктивный, исследовательский метод, самостоятельная работа с дидактическим материалом, упражнения, вопросы в необычной форме, работа по инструкции, работа со схемами, поощрения, похвала. Элементы рефлексии.
V. Межпредметные связи. Курс «Пространственная ориентировка» должен помочь учащимся усваивать общеобразовательные школьные предметы через обогащение образов и пространственных представлений.
VI. Особенности организации занятий курса
Коррекционные занятия проводятся во взаимосвязи с обучением и воспитанием, что создает оптимальные условия для всестороннего развития этих детей и обеспечивает возможность эффективного усвоения программного материала, ликвидацию в ходе обучения и воспитания отставаний в развитии различных сторон познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности.
Особое внимание обращается на создание санитарно-гигиенических условий, сочетание коррекционно-воспитательной работы с лечебно-восстановительной.
Содержание программы строится с учетом физических и зрительных возможностей детей, интересов, с учетом возрастных и психофизических возможностей.
Обучение и воспитание детей с нарушением зрения осуществляется на основе принципов, присущих всей системе обучения и воспитания детей.
Специфика обучения и воспитания детей с нарушением зрения проявляется в учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, опоре на сохранные анализаторы.
Основной формой работы тифлопедагога с учащимися являются занятия. Коррекционную направленность занятий определяет использование индивидуального и дифференциального подхода.
При индивидуальной работе учитываются возможности ребенка в зависимости от остроты зрения, его вхождения в контакт в процессе обучения, устойчивость внимания.
Дифференцированный подход к коррекционной работе требует выделения подгрупп детей, в состав которых могут входить дети с низкой остротой зрения, с нарушением зрения в сочетании со сниженным интеллектом, с низкой остротой зрения в сочетании с задержкой психического развития.
В ходе практической работы осуществляется практическая направленность с промежуточными коррекционно – оценочными характеристиками, коррективами действий, с поэтапной последовательностью выполнения конкретного задания. Это:
1. Объяснение и показ учащимся необходимых действий по каждому этапу предложенной работы.
2. Самостоятельное выполнение учениками отдельного этапа задания, его осмысление.
3. Коррекция действий учащихся на данном этапе.
4. Оценка коррекционных действий и их результатов.
5. Упражнение и совершенствование этапных действий, выработка коррекционных умений и навыков.
6. Самостоятельное выполнение практического задания.
7. Контроль и оценка всей системы действий при выполнении самостоятельной, лабораторной или практической работы.
Предмет рассчитан на незрячих и слабовидящих детей. Для незрячих задания подбираются на уровень тактильного восприятия / понимания заданий. Занятия проводятся классом, группой, подгруппой, индивидуально. Занятия организуются индивидуально, подгруппами (2-3 человека), целым классом. Также создание подгрупп зависит от диагноза заболевания, этапа лечения. Продолжительность занятия до 35 минут.
Программа курса предусматривает диагностику готовности учащегося к изучению коррекционного курса, в апреле-мае проводится диагностика результативности.
VII. Приобретаемые навыки коррекционной деятельности учащихся сводятся к результатам обученности:
По окончанию обучения учащиеся должны:
Уметь действовать по инструкции, плану.
Знать правила безопасного передвижения.
Владеть техниками и приемами ходьбы с тростью.
Знать правила пользования городским наземным и подземным транспортом.
Иметь представление об учреждениях города.
Степень сформированности практического навыка может быть определена по следующим параметрам,
1)насколько самостоятельно выполняется задание (решается конкретная проблема);
2)насколько уверенно ведет себя учащийся при выполнении задания; являются ли при этом правильными его поза и осанка;
3)насколько точно выполняются все требования безопасности;
4)насколько выполнение задания соответствует общепринятым способам.
Формы контроля коррекционной деятельности: индивидуальный контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны родителей.
Содержательные аспекты программы по предмету «Пространственная ориентировка» для учащихся 10 класса ГБОУ «Казанская школа № 172 для детей с ограниченными возможностями здоровья» представлены через календарно - тематическое планирование.
Календарно - тематическое планирование курса «Пространственная ориентировка»
для учащихся 10 класса ГБОУ «Казанская школа № 172 для детей с ОВЗ» на 2016-2017 уч. год
№ п.пДата К-во часов Тема Содержание-цели-ожидаемые результаты Дидактическая составляющая занятия
I ЧЕТВЕРТЬ (27 часов)
1-3. 3 Вводное занятие. Составление диагностических карт по сформированности ориентировочных навыков. Пр.р: движение в заданном направлении, уметь работать с тростью. Коррекция координации движения. Развитие речевого общения Диагностическая карта
Разработка индивидуального маршрута
4-5. 2 Расширение представлений об индивидуальном маршруте.(2ч) Разработка индивидуальных маршрутов. Знать правила безопасного передвижения в пространстве.
Использовать сохранные органы при самостоятельном передвижении в свободном пространстве. Знать правила передвижения с тростью. Индивидуальные маршруты
6-7. 2 Определение индивидуальных маршрутов. Разработка индивидуальных маршрутов. Использовать сохранные органы при самостоятельном передвижении в свободном пространстве. Знать правила передвижения с тростью. Индивидуальные маршруты
8. 1 Правила безопасного передвижения в пространстве. Повторение. Знать правила безопасного передвижения в пространстве. Памятка: Правила безопасного передвижения в пространстве.
9-13. 5 - Составление описания индивидуального маршрута.(1ч)
- Составление описания индивидуального маршрута с учетом всех ориентиров.(2ч)
- Словесное описание индивидуального маршрута.(2ч) Использовать сохранные органы при самостоятельном передвижении в свободном пространстве. Знать правила безопасного передвижения в пространстве. Индивидуальные маршруты с ориентирами.
14-15. 2 Составление индивидуального маршрута на приборе «Ориентир». Уметь работать с прибором «Ориентир». Прибор «Ориентир».
16-21. 6 - Звуковая карта маршрута. Понятие.
- Создание звуковой карты маршрута.
- Описание звуковой карты маршрута. Уметь определять месторасположение источника звука. Использовать сохранные органы при самостоятельном передвижении в свободном пространстве. Звуковая карта.
22-27. 6 - Составление схемы индивидуального маршрута.(3ч)
- Работа со схемами одноклассников.(2ч)
- Дидактическая игра: «Угадай, что на схеме» (1ч) Уметь составлять схемы, ориентироваться на них, давать словесное описание. Составление схемы маршрута. Работа со схемами.
II ЧЕТВЕРТЬ (21 час)
Ориентировка на индивидуальном маршруте
28-37. 10 Ориентировка на маршруте с помощью незнакомых сопровождающих.
- Правила обращения к незнакомым людям. Повторить.(2ч)
- Правила уличного движения. Повторить.(2ч)
- Обращение за помощью к прохожим. Практическое занятие.(3ч)
- Ориентировка на маршруте с помощью незнакомых сопровождающих.(3ч) Формирование готовности устанавливать продуктивные социальные контакты для получения помощи. Развитие речевого общения. Речевое общение. Практическое занятие.
38-45. 8 Самостоятельное ориентирование на индивидуальном маршруте.
- Повторение. Правила безопасного передвижения на улице.(2ч)
- Правила обнаружения и преодоления препятствий. Повторение.(1ч)
- Самостоятельное ориентирование на индивидуальном маршруте под присмотром педагога.(5ч) Уметь рассчитывать свои силы в передвижении. Знать правила использования трости. Обнаружение и преодоление препятствий. Коррекция координации движений. Памятка: правила использования трости.
46-48. 3 Контрольное прохождение индивидуального маршрута. Уметь рассчитывать свои силы в передвижении. Знать правила использования трости. Обнаружение и преодоление препятствий. Коррекция координации движений. Диагностика.
III ЧЕТВЕРТЬ (30 часов)
Городской наземный транспорт
49-50. 2 Правила пользования городским наземным транспортом. Автобус. Трамвай. Троллейбус. Знать правила поведения в общественных местах. Свободно и расковано держаться на остановке и в транспорте. Памятка-алгоритм: правила пользования наземным транспортом.
51-53. 3 Проезд и ориентирование в автобусе. Свободно и расковано держаться на остановке и в транспорте. Обнаружение и преодоление препятствий. Составление алгоритма: Проезд и ориентирование в автобусе.
54-55. 2 Приемы владения тростью при входе и выходе из автобуса. Познакомить с приёмами определения остановки, посадкой и высадкой из автобуса. Знать правила использования трости. Памятка: правила использования трости.
56-57. 2 Изучение основных автобусных остановок близ школы. Познакомить с приемами определения остановки. Коррекция координации движения. Ходьба в направлении на источник звука. Практическое занятие.
58-60. 3 Проезд и ориентирование в трамвае. Свободно и расковано держаться на остановке и в транспорте. Обнаружение и преодоление препятствий. Составление алгоритма действий.
61-62. 2 Приемы владения тростью при входе и выходе из трамвая. Познакомить с приёмами определения остановки, посадкой и высадкой из трамвая. Знать правила использования трости. Памятка: правила использования трости.
63-64. 2 Изучение основных трамвайных остановок близ школы. Познакомить с приемами определения остановки. Коррекция координации движения. Ходьба в направлении на источник звука. Практическое занятие.
65-67. 3 Проезд и ориентирование в троллейбусе. Свободно и расковано держаться на остановке и в транспорте. Обнаружение и преодоление препятствий. Составление алгоритма действий.
68-69. 2 Приемы владения тростью при входе и выходе из троллейбуса. Познакомить с приёмами определения остановки, посадкой и высадкой из троллейбуса. Знать правила использования трости. Памятка: правила использования трости.
70-71. 2 Изучение основных троллейбусных остановок близ школы. Познакомить с приемами определения остановки. Коррекция координации движения. Ходьба в направлении на источник звука. Практическое занятие.
Городской подземный транспорт.
72-73. 2 Правила пользования городским подземным транспортом. Метрополитен. Знать правила поведения в общественных местах. Знать правила безопасности при передвижении, входе и выходе из метро. Памятка-алгоритм: правила пользования подземным транспортом.
74-76. 3 Ориентировка в вестибюле и на станции метрополитена. Знать правила использования трости. Ходьба в направлении на источник звука. Составление алгоритма действий.
77-78. 2 Особенности ориентировки в метро. Знать правила безопасности при передвижении, входе и выходе из метро. Уметь определять направления движущегося источника звука. Движение с тростью параллельно источнику звука. Памятка: особенности ориентировки в метро.
IV ЧЕТВЕРТЬ (27 часов)
Учреждения города.
79-80. 2 Формирование представлений об аптеках. Дать представление об учреждениях города.
Составление алгоритма действий.
81-83. 3 Самостоятельное ориентирование в аптеке. Приобретение товара. Уметь пользоваться тростью. Правильно подбирать техники и приемы. Практическое занятие.
84-85. 2 Формирование представлений об ателье. Дать представление об учреждениях города и их внутренних помещениях. Составление алгоритма действий.
86-87. 2 Формирование представлений о ремонтных мастерских. Дать представление об учреждениях города и их внутренних помещениях. Составление алгоритма действий.
88-89. 2 Формирование представлений о местах общественного питания (кафе, рестораны, ресторанные дворики) Дать представление о крупных учреждениях. Иметь
представления о зданиях города и их внутренних помещениях. Составление алгоритма действий.
90-91. 2 Правила поведения в местах общественного питания. Знать правила поведения в местах общественного питания и этикет. Памятка: правила поведения в местах общественного питания.
92-94. 3 Ориентирование в помещениях, за столом, в гардеробе, уметь расплачиваться по счету. Уметь пользоваться тростью. Правильно подбирать техники и приемы. Знать правила безопасного передвижения в пространстве. Культура общения со взрослыми. Составление плана действий.
95-96. 2 Формирование представлений о культурных учреждениях (театре, музее) Дать представление о крупных учреждениях. Иметь
представления о зданиях города и их внутренних помещениях. Составление алгоритма действий.
97-98. 2 Правила посещения культурных заведений. Знать правила поведения в культурных заведениях. Этикет. Памятка: правила посещения культурных заведений.
99-101. 3 - Особенности ориентировки в театре.
- Практическое занятие: Ориентировка в театре. Уметь пользоваться тростью. Правильно подбирать техники и приемы. Знать правила безопасного передвижения в пространстве. Уметь использовать ориентиры.
Практическое занятие.
102-103. 2 Нахождение места в зале самостоятельно при помощи окружающих. Культура общения со зрячими взрослыми и сверстниками. Практическое занятие.
104-105. 2 Итоговое занятие «Что мы знаем и умеем?». Диагностика. Подготовка к самостоятельной жизни. Диагностические карты.