Рабочая программа по коррекционному курсу Пространственная ориентировка для учащихся 4 класса III-IV вида образовательной деятельности


Государственное бюджетное образовательное учреждение «Казанская школа № 172 для детей с ограниченными возможностями здоровья »
«Рассмотрено»
на заседании МО
протокол № 1
от /______________/
Хуртина Т.Ю.
/______________/ «Согласовано»
Зам.директора по УР
Морозова Л.А.
/_______________/ «Утверждаю»
Директор школы
____________Рожкова Е.М.
Приказ № /______________/
от /______________/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу коррекционной подготовки «Пространственная ориентировка» для 4 «Б» класса (III – IV вид)
Учитель – дефектолог (тифлопедагог)
Антипова Екатерина Валерьевна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от « » августа 2016 г.
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка к рабочей программе коррекционного курса «Пространственная ориентировка» для учащихся 4 «Б» класса ГБОУ «Казанская школа № 172 для детей с ОВЗ».
Данная рабочая программа составлена на основе нормативно - правовых документов:
1. Закона Российской Федерации №273 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 г. № 1089)
3. Образовательной программы школы на уровень начального образования (приказ №38/17 от 28.08.14)
4. Учебного плана ГБОУ «Казанская школа № 172для детей с ограниченными возможностями здоровья» на 2016-2017 учебный год.
5. Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида Министерства общего и профессионального образования РФ Института коррекционной педагогики РАО под редакцией Л.И.Плаксиной,1999 год. (Рекомендовано Управлением реабилитационной работы специального образования РФ).
6. Специальных коррекционных программ для детей с тяжелыми нарушениями зрения . С.-Петербург "Образование" 1995./ Научный руководитель: канд. пед. наук, доц. В.А. Феоктистова.
Для составления данного планирования использовалась дополнительная литература:
1. Л.И. Плаксина. Теоретические основы коррекционной работы для детей с нарушением зрения.М.ГороД,1998 год.
2. Солнцева Л.И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе образования детей с нарушением зрения – М.: Экспресс-Полиграф-Сервис, 1999
3. Т.Б. Тимофеева и др Организация коррекционных занятий в специальных (коррекционных) школах-интернатах III-IV видов. . Ростов на Дону. Феникс, 2010 год.
4. Научно-теоретические и экспериментально подтвержденные исследования ученых: Н.Н. Малофеев, В.А. Феоктистова, Земцова М.И. Литвак А.Г., Ермаков В.П., Якунин Г.А., Б.К. Тупоногов, В.З. Денискина, Л.М., Григорьева Г.В. Никулина.
5. Авторские программы, находящиеся в Интернет-ресурсах, учителей-тифлопедагогов образовательных учреждений для слепых и слабовидящих воспитанников.
6. Азарян Р. Н. Обучение слепых и слабовидящих детей правильной ходьбе. — М.: ВОС, 1989.
7. Семенов Л. А., Шлыков В. П. Азбука движений для слепых детей. Методическое пособие. — М., ВОС, 1984.
8. Семенов Л. А. Звуковые сигнализаторы и их применение на занятиях физической культурой и ориентировкой в школах для слепых детей. Методическое пособие. — М.: ВОС, 1985.
9. Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы для детей с нарушением зрения под редакцией КПН В.З. Денискиной. Учебно-методическое пособие, Нижний Новгород, 2002
Место коррекционного курса в учебном плане.
Учебный план ГБОУ «Казанская щкола № 172 для детей с ОВЗ» отводит на курс «Пространственная ориентировка» в 4 классе 4 часа в неделю (Всего 140 ч)
I. Цели изучения: Работа курса направлена на компенсацию и коррекцию недостатков, связанных со слепотой и слабовидением. Одним из таких занятий является коррекционный курс «Пространственная ориентировка»
Формирование у учащихся представлений о собственном теле, телах близких людей и в микропространстве.
Развитие навыков мобильности.
Развитие общих пространственных представлений.
Развитие навыков ориентировки при помощи вспомогательных средств.
Развитие общей моторики.
II. Задачи: Развивать умение детей выделять и объединять пространственные признаки и отношения в окружающем пространстве; выделять, анализировать и синтезировать информацию об окружающем, получаемую с помощью всей сенсорной сферы; совершенствовать умение детей ориентироваться в окружающем пространстве школы, на школьной территории, ближайших улицах, опираясь на информацию,
поступающую через все анализаторы; развивать умение составлять схему смоделированного пространства; составлять схему любого знакомого пространства; словесно описывать расположение предметов в различных помещениях школы по предъявленной схеме, по памяти; совершенствовать активное использование детьми пространственной терминологии; закреплять знания по ориентировке совместно со зрячими сверстниками и взрослыми; усовершенствовать приемы ориентировки при помощи вспомогательных средств (трость, звуковые сигналы).III. Программа состоит из следующих разделов:
Ориентировка на своем теле, телах близких людей и в микропространстве.
Формирование представлений о предметах, наполняющих пространство.
Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространствах.
Развитие общей моторики. Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентировке.
Совместная ориентировка со зрячими.
IV. Методы обучения. Коррекционную направленность занятий определяет выбор методов и приемов с учетом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительной функции, уровня развития зрительного восприятия каждого воспитанника. Это: беседа, рассказ, упражнения, практическая работа. Репродуктивный, исследовательский метод, самостоятельная работа с дидактическим материалом, упражнения, вопросы в необычной форме, работа по инструкции, работа со схемами, поощрения, похвала. Элементы рефлексии.
V. Межпредметные связи. Курс «Пространственная ориентировка» должен помочь учащимся усваивать общеобразовательные школьные предметы через обогащение образов и пространственных представлений.
VI. Особенности организации занятий курса
Коррекционные занятия проводятся во взаимосвязи с обучением и воспитанием, что создает оптимальные условия для всестороннего развития этих детей и обеспечивает возможность эффективного усвоения программного материала, ликвидацию в ходе обучения и воспитания отставаний в развитии различных сторон познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности.
Особое внимание обращается на создание санитарно-гигиенических условий, сочетание коррекционно-воспитательной работы с лечебно-восстановительной.
Содержание программы строится с учетом физических и зрительных возможностей детей, интересов, с учетом возрастных и психофизических возможностей.
Обучение и воспитание детей с нарушением зрения осуществляется на основе принципов, присущих всей системе обучения и воспитания детей.
Специфика обучения и воспитания детей с нарушением зрения проявляется в учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, опоре на сохранные анализаторы.
Основной формой работы тифлопедагога с учащимися являются занятия. Коррекционную направленность занятий определяет использование индивидуального и дифференциального подхода.
При индивидуальной работе учитываются возможности ребенка в зависимости от остроты зрения, его вхождения в контакт в процессе обучения, устойчивость внимания.
Дифференцированный подход к коррекционной работе требует выделения подгрупп детей, в состав которых могут входить дети с низкой остротой зрения, с нарушением зрения в сочетании со сниженным интеллектом, с низкой остротой зрения в сочетании с задержкой психического развития.
В ходе практической работы осуществляется практическая направленность с промежуточными коррекционно – оценочными характеристиками, коррективами действий, с поэтапной последовательностью выполнения конкретного задания. Это:
1. Объяснение и показ учащимся необходимых действий по каждому этапу предложенной работы.
2. Самостоятельное выполнение учениками отдельного этапа задания, его осмысление.
3. Коррекция действий учащихся на данном этапе.
4. Оценка коррекционных действий и их результатов.
5. Упражнение и совершенствование этапных действий, выработка коррекционных умений и навыков.
6. Самостоятельное выполнение практического задания.
7. Контроль и оценка всей системы действий при выполнении самостоятельной, лабораторной или практической работы.
Предмет рассчитан на незрячих и слабовидящих детей. Для незрячих задания подбираются на уровень тактильного восприятия / понимания заданий. Занятия проводятся классом, группой, подгруппой, индивидуально. Занятия организуются индивидуально, подгруппами (2-3 человека), целым классом. Также создание подгрупп зависит от диагноза заболевания, этапа лечения. Продолжительность занятия до 35 минут.
Программа курса предусматривает диагностику готовности учащегося к изучению коррекционного курса, в апреле-мае проводится диагностика результативности.
VII. Приобретаемые навыки коррекционной деятельности учащихся сводятся к результатам обученности:
По окончанию обучения учащиеся должны:
Уметь ориентироваться на своем теле.
Уметь ориентироваться в пространстве класса, школы, пришкольном участке.
Уметь действовать по инструкции, плану.
Знать правила безопасного передвижения.
Владеть техниками и приемами ходьбы с тростью.
Степень сформированности практического навыка может быть определена по следующим параметрам,
1)насколько самостоятельно выполняется задание (решается конкретная проблема);
2)насколько уверенно ведет себя учащийся при выполнении задания; являются ли при этом правильными его поза и осанка;
3)насколько точно выполняются все требования безопасности;
4)насколько выполнение задания соответствует общепринятым способам.
Формы контроля коррекционной деятельности: индивидуальный контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны родителей.
Содержательные аспекты программы по предмету «Пространственная ориентировка» для учащихся 4 «Б» класса ГБОУ «Казанская школа № 172 для детей с ограниченными возможностями здоровья» представлены через календарно - тематическое планирование.
Календарно - тематическое планирование курса «Пространственная ориентировка»
для учащихся 4 «Б» класса ГБОУ «Казанская школа № 172 для детей с ОВЗ» на 2016-2017 уч. год
№ п.пДата К-во часов Тема Содержание-цели-ожидаемые результаты Дидактическая составляющая занятия
I ЧЕТВЕРТЬ (36 часов)
Ориентировка на своем теле, телах близких людей и в микропространстве1-2. 2 Вводное занятие. Составление диагностических карт по сформированности ориентировочных навыков. Пр.р: движение в заданном направлении в здании школы. Совершенствовать умения ориентироваться по сторонам своего тела, уметь работать с тростью. Коррекция координации движения. Развитие речевого общения Диагностические карты.
3-4. 2 Ориентировка на своем теле. Повторение. Совершенствовать навыки ориентировки по сторонам своего тела, различать пространственные направления. Формирование представления о собственном теле. Коррекция координации движения. Развитие речевого общения Игра «Будь внимателен»
5-6. 2 Ориентировка в микропространстве. Ориентируемся в классе. Закрепление. Знать правила безопасного передвижения в пространстве.
Коррекция восприятия через поиски нужного предмета. Развитие речевого общения. Игра «куда пойдешь и что найдешь»
Обучение ориентировке в замкнутом пространстве.
7-14. 8 - Приёмы работы с тростью: в помещении, на улице, по лестнице.
- Практическое занятие: техники ходьбы с тростью в помещении.
- Правила безопасного передвижения при ходьбе с тростью на улице. Повторение.
- Практическое занятие: техники ходьбы с тростью на улице.
- Правила поведения на лестнице. Повторение.
- Практическое занятие: техники ходьбы с тростью на лестнице. Повторить значение трости в ориентировке незрячего,
вспомнить функции трости, виды тростей, способы ориентировки. Повторить: Правила безопасного передвижения при ходьбе с тростью на улице. Правила поведения на лестнице. Практические занятия. Изготовление памяток-алгоритмов.
15-18. 4 Упражнения на развитие навыков
ориентирования.
- игра «Где ты находишься?»
- игра «Разведчик» Повторить приёмы ориентирования в замкнутом пространстве, правила безопасного передвижения при самостоятельном передвижении. Самостоятельно передвигаться по коридорам школьного здания, ориентироваться в микропространстве. Дидактические игры и упражнения.
19-20. 2 Ориентировка на первом этаже школы.
- Словесное описание первого этажа
- Игра «Найду сам…» Изучить расположение кабинетов и помещений на этаже. Самостоятельно ходить в помещения первого этажа. Дидактическая игра «Найду сам…»
21-22. 2 Ориентировка на втором этаже школы.
- Словесное описание второго этажа.
- Игра «Найду сам…» Рассмотреть расположение кабинетов. Самостоятельно
ориентироваться на втором этаже Дидактическая игра «Найду сам…»
23-26. 4 Изучение кабинетов, в которых не обучались:
- компьютерный класс (2ч)
- кабинет психолога
- кабинет логопеда Познакомить с расположением кабинетов, в которых не
обучались. Самостоятельно находить кабинеты школы. Словесное проговаривание маршрута.
27-31. 5 Построение схемы школьного здания:
- построение схемы первого этажа (2ч)
- построение схемы второго этажа (2ч)- игра «найди на схеме…» Учить изображать схему школьного здания, по схеме
определять расположение помещений. Соотносить реальные предметы с их моделями Принадлежности: ватман, спички, клей-карандаш.
32-36. 5 Повторение: Использование сохранных анализаторов при ориентировке в пространстве.
- Ориентируемся в пространстве школы, используя сохранные анализаторы.
- Ориентируемся на пришкольном участке, используя сохранные анализаторы. Развивать захватывающие движения, прослеживающую функцию руки, совершенствовать умение различать подошвами ног дорожное покрытие, покрытие пола, развивать слуховое, обонятельное восприятие пространства. Использовать сохранные органы при самостоятельном передвижении в свободном пространстве Дидактическая игра: «Что я чувствую?»
II ЧЕТВЕРТЬ (28 часов)
Развитие общей моторики. Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентировке.
37-42. 6 Совершенствовать формирование правильной позы и
походки при ориентировке и обследовании окружающих предметов.
- Правила обследования горизонтальной поверхности. Повторение.
-Правила обследования вертикальной поверхности. Повторение.
- Обследование предметов, находящихся в помещении.
- Формирование правильного положения при движении, обходе препятствий. Формировать правильное положение ученика при движении, сидении, в кресле, обходе препятствий. Передвигаться и сидеть, сохраняя правильную осанку. Повторить правила обследования вертикальной и горизонтальной поверхности. Игра «Опиши обследуемый предмет»
Формирование представлений о предметах, наполняющих пространство.
43-50. 8 Формирование представлений о предметах, наполняющих окружающее пространство:
- Улицы, расположенные около школы.
- Улица, на которой живу.
- дорога до Парка Победы.
- парк Победы. Дать представление об улицах города. Объектах, расположенных на ближайших улицах к дому и школе. Дать представление о парках и скверах.
Улицы и объекты города.
51-56. 6 Ориентировка на пришкольном участке:
- Ходьба с тростью по тротуарам, используя ориентиры.
- Дидактическая игра: «Найди где я, используя ориентиры».
- Игра «Следуй по инструкции» Дать представления о предметах, наполняющих пришкольный участок. Самостоятельно ходить по участку, используя техники ходьбы с тростью. Трость, дидактические игры.
Обучение ориентировке в свободном пространстве.
57-64. 8 Улица. Правила безопасного передвижения.
- Правила уличного движения.
- Движение по тротуарам.
- Правила поведения на улице.
- Обращение за помощью к прохожим. Познакомить с расположениями дорог, правилами движения по ним, с правилами поведения в общественных местах. Правильно двигаться вдоль тротуара. Улица. Изготовление памяток-алгоритмов.
III ЧЕТВЕРТЬ (40 часов)
65-67. 3 - Понятие проезжая часть.
- Звуки и опасности проезжей части. Учить переходить улицу. Переходить дорогу. Проезжая часть. Звуки, записанные на диктофон.
68-79. 12 - Регулируемый перекрёсток.
- Нерегулируемый перекресток.
- Правила безопасности при переходе через перекресток.
- Ориентировка на перекрестке.
- Движение по перекрёстку.
- Переход через перекресток при помощи сопровождающего. Учить пространственной ориентировке на перекрёстке,
определять по звукам машин горящие сигналы светофора. Проходить по перекрёстку при контроле учителя Памятка: правила безопасности при переходе через перекресток.
80-89. 10 Район школы, близлежащие улицы.
- Правила поведения на улице.(2ч)
- Правила обращения за помощью к прохожим.(2ч)
- Улица Короленко до перекрестка с проспектом Ямашева.(2ч)
- Улица Бондаренко до перекрестка с проспектом Ямашева.(2ч)
- Улица Декабристов до перекрестка с проспектом Ямашева.(2ч) Познакомить с улицами, расположенными около школы. С помощью педагога передвигаться по району школы, используя трость. Словесное проговаривание маршрута.
90-101. 11 Ближайший магазин.
- Словесное описание маршрута.(2ч)
- Правила поведения в общественных местах, магазине. Особенности ориентировки в магазине.(2ч)
- Движение по маршруту, используя ориентиры.(2ч)
- Ориентировка в магазине.(2ч)
- Составление схемы – пути.(3ч) Учить ориентироваться по схеме – пути, изучить маршрут до продуктового магазина. Уметь словесно описать предстоящий маршрут.
Словесное проговаривание маршрута.
101-104. 4 Изучение пути до почты:
- Словесное описание маршрута. (2ч)
- Правила поведения в общественных местах, на почте.(2ч) Рассмотреть и изучить путь до почты. Ходить на почту. Словесное проговаривание маршрута.
IV ЧЕТВЕРТЬ (36 часов)
105-110. 6 Изучение пути до почты:
- Движение по маршруту, используя ориентиры.(2ч)
- Ориентировка на почте.(2ч)
- Составление схемы-пути.(2ч) Рассмотреть и изучить путь до почты. Уметь словесно описать предстоящий маршрут. Знать особенности ориентировки на почте. Ходить на почту. Словесное проговаривание маршрута.
111-120. 10 Изучение пути до торгового центра «Тандем».
Словесное описание маршрута.(2ч)
- Особенности ориентировки в торговом центре.(2ч)
- Движение по маршруту, используя ориентиры.(2ч)
- Ориентировка в торговом центре.(2ч)
- Составление схемы – пути.(2ч) Рассмотреть и изучить путь до данного магазина. Самостоятельно идти до магазина. Словесное проговаривание маршрута.
121. 1 Упражнения на развитие навыков
ориентирования Повторить приёмы ориентирования на улице, до магазина. С помощью педагога передвигаться, обращаться за помощью. Дидактическая игра: «Угадай маршрут».
122-129. 8 - Транспорт.
- Определение остановки.
- Посадка и выход из автобуса.
- Ориентировка на остановке при выходе. Познакомить с приёмами определения остановки, посадкой и высадкой из автобуса, правилами поведения в общественных местах. Свободно и раскованно держаться
на остановке и в транспорте. Изготовление памяток-алгоритмов.
130-132. 3 Повторение: Ориентировка до дома.
- Словесное описание маршрута.
- Построение схемы-пути Уметь словесно описать марщрут до дома. Идти домой под контролем взрослого. Изготовление схемы-пути.
Совместная ориентировка со зрячими.
133-135. 3 Совместная ориентировка со зрячим- в помещении.
- на улице. Культура общения со зрячими сверстниками и взрослыми. Изготовление памяток: Культура общения.
136-138. 3 Проверка изученного материала. Заполнение диагностической карты. Определить способность передвижения в пространстве поИзученным маршрутам. Передвигаться по маршрутам стростью под контролем учителя. Диагностические карты.
139-140 2 Итоговое занятие «Что мы знаем и умеем?» Ролевые игры. Подготовка к самостоятельной жизни. Ролевые игры.