Комплексная программа Театр костюма Этюд

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества «Ритм» г. Перми



Рекомендовано Утверждено
научно-методическим советом педагогическим советом
ЦДТ «Ритм» г. Перми ЦДТ «Ритм» г. Перми
Протокол № 1 от 10.09.2011г. Протокол № 1 от 17.09.2011г.
Зам. директора по УМР Директор ЦДТ «Ритм»
______________ Е. Н. Шардина _____________ Н.Б.Орлова




Комплексная образовательная программа дополнительного образования детей
«Театр костюма «Этюд»»
Возраст обучающихся - 7 – 18 лет
Срок реализации – 5 лет



Линдер Татьяна Эдуардовна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории,
Агеева Светлана Павловна, педагог дополнительного образования второй квалификационной категории,
Баранишнина Мария Юрьевна, педагог
дополнительного образования




Пермь 2011

1. Информационная карта образовательной программы

1. Отдел: подростковый клуб «Восход» ЦДТ «Ритм» г. Перми.

2. Форма учебного объединения: театр костюма

3. Название программы: «Театр костюма «Этюд»

4. Вид программы: комплексная

5. Направление: художественно-эстетическое

6. Образовательные области: технология, декоративно-прикладное творчество, танец, визаж.

7. Уровни освоения: общекультурный, углубленный,
профессионально-ориентированный.

8. Продолжительность освоения: от 1 года до 5 лет.

9. Возраст: от 7 до 18 лет.

10.Форма организации
образовательного процесса: групповая












Пояснительная записка
В основу образовательной программы дополнительного образования детей «Театр костюма «Этюд» положены требования Конвенции о правах ребенка, Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка», Закона Российской Федерации «Об образовании», Национальной доктрины образования в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г.. Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Устава муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества «Ритм» г. Перми.

Информация о Театре костюма «Этюд»
«Театр костюма «Этюд» был создан в 2000 г. на базе подросткового клуба «Восход», структурного подразделения ЦДТ «Ритм» города Перми на основе программ объединений «Основы шитья» и «Дизайн». Данные программы развивали учащихся в двух направлениях, но имели общую цель – выявление и развитие творческих способностей детей, создание условий для их успешной социализации и профессионального самоопределения.
По мере развития театра костюма в комплексную программу были добавлены следующие программы: подиумная пластика, визаж и создание имиджа. Эти программы расширили возможности выбора видов творчества для детей.
Основные направления образовательной деятельности театра костюма – декоративно-прикладное творчество, моделирование, конструирование и пошив коллекций одежды, подиумная пластика, создание имиджа.
За 10 лет существования театра создано более 30 коллекций одежды. Дети демонстрируют свои творческие достижения на различных конкурсах и фестивалях районных, городских, краевых, региональных.
Коллектив «Театра костюма «Этюд» постоянный участник мероприятий, проводимых ЦДТ «Ритм» и подростковым клубом «Восход».
Педагоги и учащиеся театра ведут активную социальную деятельность, легко включаются в любые концертные программы и мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни, защиту окружающей среды, а также участвуют в реализации социально-значимых проектов города и края.
«Театр костюма «Этюд» - активно концертирующий коллектив участники районных, городских, краевых и региональных конкурсов молодёжной и детской моды.
В 2008 году театру присвоено звание «Образцовый детский коллектив»
Выпускники ТК «Этюд» продолжают своё обучение в профессиональных учреждениях: Колледж дизайна и технологий (г.Пермь), ПГТУ (дизайн), а также в ВУЗах Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга.
Коллекции ТК «Этюд» составляют достойную конкуренцию аналогичным коллективам города и области.
Актуальность программы
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребёнка, способствовать развитию его творческой фантазии. Театр костюма позволяет ребёнку не только узнать мир моды и познакомится с основными принципами создания коллекций. Это место где дети постепенно, под руководством опытных педагогов погружаются в творческий процесс, находят своё место в этом процессе, выбирают интересное для себя направление и в результате становятся активным членом творческого коллектива.
На занятии дети получают навыки необходимые в современной жизни: умение работать в команде, общение с разновозрастной аудиторией, создание и защита проекта, успешное выполнение поставленных задач. Дети учатся не пасовать перед трудностями, достойно переживать неудачи и радоваться победам. Для этого необходимо создавать творческие объединения подобные ТК «Этюд».
Цель программы – создание условий для активизации интеллектуального, психического и творческого развития обучающихся, формирование готовности к самоопределению, к профессиональной деятельности, а так же успешная социализация личности через освоение образовательного комплекса.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
способствовать формированию ответственного отношения к учению;
создать условия для освоения социальных норм;
способствовать развитию коммуникативности;
приобщить к ценностям здорового образа жизни;
приобщать к национальному и мировому художественному наследию;
способствовать формированию умения самостоятельно планировать путь достижения цели;
развивать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать;
предоставить возможность учащимся самостоятельно принимать решения и делать осознанный выбор;
создавать условия для формирования адекватной самооценки;
выработать умение строить работу индивидуально и в группе;
предоставить возможность для осмысленного освоения и практической реализации в различных жизненных ситуациях навыков по комплексу дисциплин учебного плана программы (моделирование, конструирование и пошив одежды, декоративно-прикладное творчество, подиумная пластика, основы макияжа и /визажа, актерское мастерство);
стимулировать проявление активности в достижении выбранного уровня образования, стремление к самосовершенствованию;
привить способность к системному действию в профессиональной ситуации;
сформировать устойчивый интерес к занятиям;
помочь с выбором профессии связанной с производством одежды и её популяризации;
сформировать представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности, осознать себя и своё место в современном обществе.
Образовательная программа дополнительного образования детей «Театр костюма «Этюд» составлена с учётом опыта педагогов театра и включает их собственные педагогические наработки.
Программа «Театр костюма «Этюд» является комплексной:
Системообразующая идея – личностно-ориентированный подход к ребенку в образовательном процессе: личность как цель образования, личностная направленность учебно-воспитательного процесса, демократизация педагогических отношений; индивидуальный подход, формирование положительной Я – концепции у ребенка.
по содержанию. Учебный план программы содержит комплекс учебных дисциплин, среди которых моделирование, конструирование и пошив одежды, декоративно-прикладное творчество, основы макияжа/визажа, проектная деятельность.

Принципы построения и реализации программы
В основе построения и реализации образовательной программы «Театр костюма «Этюд» лежат следующие принципы:
Природосообразности: программа построена с учетом возрастных особенностей обучающихся, что находит отражение в содержании, формах и методах ее реализации;
Безопасности: соблюдение техники безопасности, охрана жизни и здоровья детей на каждом занятии;
Сотрудничества: оказание взаимной помощи, уважение мнения всех участников образовательного процесса, активное вовлечение в него родителей, представителей различных социальных институтов воспитания для расширения поля социальной практики детей;.
Вариативности и доступности: любой ребенок, пожелавший осваивать программу «Театр костюма «Этюд», независимо от его способностей, внешних данных и индивидуальных психологических особенностей, может заниматься в Театре костюма по основной программе.

Ключевые понятия:
Образовательный процесс – совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленных на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом
Воспитание – целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.
Обучение это вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений учащегося доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.
Театр Костюма - жанр демонстрации коллекций костюмов, воплощенный в спектакле с элементами пластики и танца.
Костюм может означать одежду в общем или отличительный стиль в одежде, отражающий социальную, национальную, региональную принадлежность человека. Костюм может также означать художественное сочетание аксессуаров на картине, статуе, в поэме или пьесе, соответствующее времени, месту или другим обстоятельствам. Ещё одно возможное значение обозначает определённый стиль одежды, в которой человек мог бы изобразить несвойственную ему роль, например, маскарадный костюм или актёрские костюмы.
Коллекция – (от латинского collection – собрание) – это систематизированное собрание каких – либо однородных предметов, представляющих научный, исторический или художественный интерес.
Коллекция одежды – это серия моделей различного направления, составляющих единство коллекция – это не серия одинаковых или почти одинаковых моделей. Интересное конструктивное или декоративное решение, являющееся «изюминкой» данной коллекции, должно в каждой новой модели «поворачиваться новой гранью», в коллекции должны быть представлены все возможные нюансы развития идеи.
Постановка – это разные формы постановок с использованием сценических материалов, постановочных эффектов, зрительных иллюзий.
Этапы реализации образовательной программы, их обоснование и взаимосвязь
Образовательный процесс строится как последовательный переход воспитанника с одной образовательной ступени на другую, каждая из которых представляет собой определенный уровень образования, отличающийся задачами, содержанием и способами его освоения. Все содержание образования представлено в виде различных дисциплин. Допускается введение других дисциплин или замена одних дисциплин на другие если в этом есть необходимость. Также допускается изменение в одной дисциплине. Педагог дополнительного образования, учитывая особенности групп, определяет количество часов и формы освоения конкретной темы.
1 этап – развивающий. Приоритет на данной ступени отводится коммуникативной деятельности воспитанников, направленной на создание комфортной для каждого среды взаимодействия. В первый год обучения дети знакомятся с основами шитья на примере изучения различных видов рукоделия. Они получают возможность выбрать тот вид рукоделия, который им более интересен, и изучить его более подробно. Изучают основы подиумной пластики и изобразительного искусства. Результат прогнозируется как устойчивый интерес ребёнка к деятельности (текущая и по итогам года сохранность контингента, активная позиция обучающихся в деятельности, успешное освоение содержания развивающих программ).
2 этап - обучающий. Обучающий этап реализации образовательной программы - работа по обучающим программам. Обучающие программы направлены на предмет обучения: уровень функциональной грамотности, базовый уровень образования, направленный на расширение знаний по предметам учебного плана, на формирование практический умений. Это знакомство с основами художественного проектирования, конструирования и с основными разделами хореографии, а так же с основами создания сценического образа.
3 этап – этап специальной подготовки - 3 года обучения. Этап специальной подготовки - этап всесторонней подготовки подростков к самостоятельному воплощению своих проектов – от замысла коллекции до ее воплощения и демонстрации на сцене. Обучение по программам специальной подготовки направлено на овладение специальных технологических приемов, на повышение уровня компетентности (допрофессиональной подготовки). На этом этапе приоритет отдается отработке практических навыков и профессиональных умений. Дети осваивают проектное обучение. Проектное обучение создает условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из различных источников, коммуникативные умения, работая в различных группах. Развивают исследовательские умения (сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, построение гипотез, обобщение) развивают системное мышление.
Организация образовательного процесса
Прием в учебное объединение проводится по желанию ребенка и с согласия родителей, независимо от национальной и половой принадлежности. С каждым ребенком проводится индивидуальное собеседование. Учебные группы формируются в зависимости от смены в школе и уровня подготовленности ребенка, с учетом его интересов и пожеланий. Наполняемость групп 1-го уровня обучения – 15 человек. Открытие групп 2-го уровня обучения производится при наличии не менее 12-10 человек в каждой. В группах 3 уровня обучения должно заниматься 8 – 10 человек. После собеседования проводится организационное собрание, где обучающихся знакомят с целями, задачами, программой деятельности ТК «Этюд», возможностями для личностного развития, требованиями к обучающимся (права и обязанности).
Обучение в театре может осуществляться в разновозрастных группах. Образовательный процесс в разновозрастных группах позволяет развиваться всем воспитанникам, от младших до старших, снимая психологический барьер неуверенности у одних и сдерживая амбиции других. Такая форма работы предполагает проявление терпения, внимательности, корректности, ответственности и самоконтроля со стороны старших подростков. Возникающая в результате в коллективе атмосфера психологического комфорта, неформального общения и свободной самореализации наиболее благоприятствует развитию каждого, установлению взаимопонимания и появлению дружеских связей.
Режим занятий
Общее количество часов в год:
1 уровень – 216 часа.
2 уровень – 288 часов.
3 уровень – 252 часа.
4 уровень – 252 часа.
5 уровень – 288 часа.
Число часов и занятий в неделю
1 уровень – 6 часов.
2 уровень – 8 часов.
3 уровень – 7 часов.
4 уровень – 7 часов.
5 уровень – 8 часов.
Программа «Театр костюма «Этюд»
Методы и формы организации образовательного процесса в объединении отбираются в соответствии с условиями (МТБ учебного объединения, педагогическими кадрами, и их квалификацией), целевыми установками, прогнозируемыми результатами, индивидуальными особенностями обучающихся.
Формы воспитательной работы:
( беседы на этические темы;
экскурсии на выставки и показы модной одежды, в музе,
тематические программы, конкурсные программы,
( социальные акции, памятным датам и темам года;
традиционные мероприятия коллектива (совместные празднования календарных и памятных дат, дни рождения );
встречи с выпускниками,
творческие конкурсы.
Данная программа предусматривает следующие формы и методы образовательного процесса:
Дедуктивный метод;
Творческое изложение материала в виде бесед;
Индивидуальная работа;
Работа по группам;
Сюжетно-ролевые игры;
Работа по образцу;
Работа по собственному эскизу;
Проектная деятельность;
объяснение нового материала;
обзорный рассказ для раскрытия новой темы;
проблемное изложение материала, с помощью которого обучающиеся сами решают
возникающие познавательные задачи;
заслушивание сообщений и докладов, обучающихся по определенной теме;
самостоятельная работа с литературой;
экскурсии на выставки, показы модной одежды, государственные музеи города и края;
подготовка обучающимися бесед и экскурсий, знакомящих с особенностями созданных
ранее коллекциями одежды;
проведение тематических викторин.
применение наглядных пособий, технических средств, ИКТ;
просмотр видео и слайд-фильмов по изучаемой теме.
работа с фото- и видеоматериалами, иллюстрациями;
практическая работа по изготовлению и декорированию моделей одежды;
коллективно-творческие дела.
концерты и показательные выступления.
создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой подросткам предлагается найти выход;
развивающие игры, стимулирующие познавательные процессы;
выполнение подростками определенных исследовательских заданий во время занятия.
В начале года и на практических занятиях проводится инструктаж по технике безопасности.
Условия реализации программы.
Педагоги дополнительного образования ТК «Этюд» осуществляют дополнительное образование детей по программе, обеспечивают педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов обучения, изучают обучающихся, условия их жизнедеятельности, планируют и организовывают воспитательную работу в учебном объединении, исходя из индивидуальных особенностей детского коллектива, создают условия для реализации творческих возможностей детей.
Для достижения высоких результатов деятельности ТК «Этюд» и наиболее полной реализации программы необходимы:
Педагоги дополнительного образования по научно-техническому и художественно-эстетическому направлениям;
Педагог-организатор, для постановочной работы и организации концертной деятельности коллектива;
Помещения, соответствующие СанПиН;
Соответствующее направлению деятельности оборудование и инвентарь (швейный машины, оверлок, утюги, гладильные доски, манекены, аудио- и видеоаппаратура и пр.).
Для успешного освоения программы желательно сотрудничество с психологом – для диагностики личностного роста, коррекции поведения и проектирования профессионального выбора.
Дидактическое обеспечения:
Видеофильмы, записи выступлений ТМ и Fashion TV;
Журналы мод;
Инструкции по работе на универсальных машинах;
Технологические карты и методические разработки;
Фотоколлекции моделей одежды;
Альбомы с образцами швов, ручных и машинных;
Таблицы стандартных размеров фигуры;
Аудиотека с различными стилями и направлениями музыки;
Фотоподборка различных видов макияжа

Материально-технические условия
Занятия проводятся на базе подросткового клуба «Восход» ЦДТ «Ритм» города Перми.
Для организации образовательного процесса необходимо:
наличие оборудованных учебных кабинетов для проведения теоретических и практических занятий;
наличие музыкального центра;
( наличие тканей и специального швейного инвентаря;
( фото- и видеокамера для съемки образовательного процесса, конкурсных и концертных выступлений обучающихся;
ноутбук.

Формы предъявления результатов
Сдача зачетов, защита творческих проектов;
Участие обучающихся в конкурсах различного уровня;
Участие в общественной жизни подросткового клуба, ЦДТ «Ритм»,
Отзывы о деятельности обучающихся театра костюма,
Разработка и проведение творческих дел художественно-эстетической направленности для обучающихся ТК «Этюд», ЦДТ «Ритм» города Перми, школьников Свердловского района;
Фото- и видеоматериалы,

Оценка эффективности реализации программы
Основным результатом работы по программе следует считать положительную динамику развития ребенка, выраженную через последовательное преодоление задач I, II и III уровней обучения, и выявляемую контролем, как в течение процесса, так и по результатам конкурсов детской и молодежной моды.
Формы отслеживания результатов обучения по программе:
Результаты тестирования, зачетов обучающегося.
Отметка об участии в совместных творческих проектах, оказании помощи другим обучающимся.
Отметка об участии в концертной деятельности и социально значимых мероприятиях, акциях.
Результаты конкурсов и концертной деятельности.
Оценка социально психологического климата в коллективе как важнейшего условия успешного осуществления педагогического процесса проводится психологом ЦДТ «Ритм» г. Перми с помощью следующих диагностических материалов:
- Методика диагностики стратегии поведения в конфликтной ситуации К. Томаса;
- Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири;
- Методика оценки уровня притязаний Ф. Хоппе;
- Методика Д. Морено - характеристика межличностных отношений в группе, изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы;
- Определение психологического климата группы.
Для оценки психологического состояния обучающегося, его настроения, отношения к собственной деятельности, отношений с педагогами, товарищами, родителями используются следующие методы: анкетирование, беседы, наблюдения, психологическое обследование.
Психологом используются следующие методики:
- определение личностных черт. Г.Ю.Айзенк;
- определение способов поведения, эмоциональных состояний, отношения к жизненным трудностям и т.д. – Фрайбургский личностный опросник;
- тест вербального (словесного) творческого мышления;
- дифференциально-диагностический опросник. Е.А. Климова;
- диагностика профессиональных интересов школьника. А.Е. Голомшток;
- оценка сформированности у обучающихся системы ценностей. М. Рокич;
- тест-опросник для измерения мотивации. М. Ш. Магомед-Эминов;
- исследование самоотношения. В. В. Столин;
- измерение уровня самоактуализации личности. Э. Шострем;
- оценка сформированности у обучающихся уровня субъективного контроля. Е.Ф.Бажин, С.А. Голынкина, А.М. Эткинд.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебно-тематический план 1-го уровня обучения
Месяц.
IX
X
XI
XII
I
II
III
IV
V
Всего

Основы шитья, моделирования и конструирования
16
16
16
16
16
16
16
16
16
144

Подиумная пластика
8
8
8
8
8
8
8
8
8
72

Итого
24
24
24
24
24
24
24
24
24
216




Учебно-тематический план 2-го уровня обучения
Месяц.
IX
X
XI
XII
I
II
III
IV
V
Всего

Основы шитья, моделирования и конструирования
16
16
16
16
16
16
16
16
16
144

Визаж
8
8
8
8
8
8
8
8
8
72

Подиумная пластика
8
8
8
8
8
8
8
8
8
72

Итого
32
32
32
32
32
32
32
32
32
288




Учебно-тематический план 3-го уровня обучения
Месяц.
IX
X
XI
XII
I
II
III
IV
V
Всего

Основы шитья, моделирования и конструирования
16
16
16
16
16
16
16
16
16
144

Визаж
4
4
4
4
4
4
4
4
4
36

Подиумная пластика
8
8
8
8
8
8
8
8
8
72

Итого
28
28
28
28
28
28
28
28
28
252




Учебно-тематический план 4-го уровня обучения
Месяц.
IX
X
XI
XII
I
II
III
IV
V
Всего

Основы шитья, моделирования и конструирования
16
16
16
16
16
16
16
16
16
144

Визаж
4
4
4
4
4
4
4
4
4
36

Подиумная пластика
8
8
8
8
8
8
8
8
8
72

Итого
28
28
28
28
28
28
28
28
28
252





Учебно-тематический план 5-го уровня обучения
Месяц.
IX
X
XI
XII
I
II
III
IV
V
Всего

Основы шитья, моделирования и конструирования
16
16
16
16
16
16
16
16
16
144

Визаж
8
8
8
8
8
8
8
8
8
72

Подиумная пластика
8
8
8
8
8
8
8
8
8
72

Итого









288

Содержание программы
Описание разделов и тем внутри разделов представлено в подпрограммах комплексной образовательной программы «Театр костюма «Этюд». Педагогами дополнительного образования ТК «Этюд» разработаны следующие подпрограммы:
«Основы шитья, моделирования и конструирования»
«Визаж»
«Подиумная пластика»





































Источники информации
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации
Антипов А.И. Конструирование и технология корсетных изделий.- М., «Легкая промышленность», 2004.
Анянский Ю.Б. Азбука театра. – Л., 2005.
Базарова А.А. Танцы народов СССР. – М., 2008.
Волгоградова Н.А., Микляева Н.В.. Управление качеством образовательного процесса в УДОД. - Айрис-пресс, 2007.
Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. - М., Мастерство; Академия; Высшая школа, 2005 г.
Кайгорордцева М.В. Методическая работа в системе дополнительного образования. материалы, анализ обобщение опыта. - Волгоград, «Учитель», 2009.
Мониторинг качества учебного процесса. Принципы, анализ, планирование / авт.-сост. Г.П. Попова и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
Кибалова Л.В. Иллюстрированная энциклопедия моды. – М., 2004.
Неменский Б.К. Мудрость красоты. – М., 2006.
Пасютинская В.В. Волшебный мир танца. – М., 2003.
Пидкасистый В.Я. Педагогика. – М., 2010.
Художественное конструирование / М., 2004.
Черняев Н.Б. Через искусство – к духовному богатству / Н.Б. Черняев, Л.С. Гусева // Техническая эстетика. – 2004. - № 9. – С. 15-38.
Школа шитья. Изготовление одежды от раскроя до отделки /перевод О.Озеровой – М., Эксмо, 2004.
Этнография: Учебник/ Под ред. Ю.В. Бромлея и Г.Е. Маркова. М.: Высш.школа, 2005.










13PAGE 15


13PAGE 141115




Заголовок 215