Рабочая программа элективного курса «Композиционное построение сочинения по литературе и особенности сочинений различных типов» 10 класс


Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Композиционное построение сочинения по литературе и особенности сочинений различных типов» составлена на основе программы элективных курсов по литературе для 10-11 классов автора-составителя Г.М.Вялковой.-Волгоград: Учитель, 2009
Рабочая программа рассчитана на 34 часов (по 1 часу в неделю), программа элективного курса может быть рекомендована для учащихся любого профиля.
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Данный курс сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и учащихся.
Цель данной программы:
помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей;
совершенствовать умения оперировать теоретико-литературным понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.

Программа представляет собой систему занятий, направленных на изучение сочинения как вида творчества старшеклассника. Это позволяет подготовить учащихся к выполнению части С в итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ.В программе изучается классификация школьного сочинения как жанра. Программа рассчитана на закрепление навыков при написании сочинения, полученных учащимися на уроках литературы.
Чтобы добиться желаемого результата, на занятиях необходимо обращаться к конкретным художественным произведениям небольшого объёма, анализируя их художественное своеобразие.
Ожидаемый результат: развитие творческих способностей учащихся при написании сочинений, формирование навыка написания сочинения- рассуждения с выделением проблемы текста, её комментированием, определением позиции автора, также своей точки зрения.
Формы обучения: урок-практикум, урок-лекция.
Для реализации рабочей программы используется следующая литература для учителя:
1.Айзерман,Л.С. Сочинение о сочинениях. -М.: Просвещение,1986
2.Иванченко Н.И. Подготовка к выпускному экзамену по литературе: уроки повторения русской классики в11 классе.-М:Просвещение,2001
3. Русова,Н.Ю. Как писать сочинение, изложение, диктант.-Н.Новгород,1994
4. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 1997
Литература для учащихся:

1.Павлова Т.И., Н.А.Раннева, Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации в 9 и 11 классах Ростов –на- Дону: Легион 2011.
2.Сенина Н.А.,Нарушевич А.Г. Русский язык .Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки-Ростов н/Д: Легион, 2010
3. Алексеева Т.В. Как научиться писать сочинения на «отлично». – СПб.: Паритет, 2000 4. Ильин Е.Н. Как сдать экзамен по литературе. Рекомендации для поступающих в вузы. – М.: Школа-Пресс, 1995





урока
Наименование темы
Кол-во
часов
Дата
Примечание

1.
Сочинение, как текст.
Основные признаки текста.
1
04.09


2- 4.
Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.
3
11-18-25.09


5- 6.
Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе.
2
02-09.10


7.
Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам.
1
16.10


8-11
Своеобразие жанров сочинений.
4
23-30.10
13-20.11


12-14.
Выбор темы сочинения. Структура сочинения.
3
27-04-11.12


15-20.
Сочинение-рассуждение.
6
18-25-15-22-29.01-05.02


21-22.
Сочинение-характеристика.
2
12-19.02


23-24.
Обобщающие сочинения. Принципы их построения.
2
26-05.03


25-27.
Анализ эпизода в школьном сочинении.
3
12-19-02.04


28-31.
Анализ стихотворения в школьном сочинении.
4
09-16-23-30.04


32-33.
Редактирование и рецензирование сочинений.
2
07-14.05


34.
Защита учащимися сочинений разных жанров.
1
21.05


35.
Резервный урок. Анализ прослушанных работ
1
28.05




Планируемые образовательные результаты учащихся

Учащиеся должны:
- знать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;
- знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
- уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;
- хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;
- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризировать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;
- уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.); стихотворные размеры;
Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определенной модели, продумать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.


15