Конспект урока «Выразительные возможности натюрморта». Экспериментальный натюрморт (6 класс)
Конспект урока
по изобразительному искусству в 6 классе
на тему: «Выразительные возможности натюрморта».
Экспериментальный натюрморт
(выполненный губкой по трафарету).
Итоговая работа.
Выполнила: учитель первой
квалификационной категории
Козловского филиала
МОУ "Михайловская СОШ №1"
Сборщикова Наталья Васильевна
Цели урока:
обучающая – познакомить и закрепить с учащимися многообразие форм изображения мира вещей; расширить знания учащихся о жанре натюрморта, об особенностях натюрморта в живописи, графике, скульптуре; научить различать стили художественного произведения;
развивающая – развивать умение учащихся творчески использовать выразительные средства изобразительного искусства при работе над натюрмортом;
воспитательная – воспитывать эстетическую восприимчивость; воспитание культуры рисования, самостоятельности в работе.
Повторение, закрепление.
Задачи урока:
повторить с учащимся знания о понятии «натюрморт», представление об особенностях развития жанра и значении натюрморта в истории искусства;
анализировать произведения искусства в жанре натюрморта;
узнать о понятии «стиль», его разновидности;
развивать творческую и познавательную активность.
Планируемые образовательные результаты
освоения материала
Личностные
Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника. Метапредметные
Натюр-морт в искус. 19-20 веков.
Натюрморт и творчес.
Индиви-дуальность худож-ника. Предметные
Знать жанр изобразительного
искусства (натюрморт.
Уметь анализировать образный
язык произведений
натюрмортного жанра.
Характеристика деятельности учащихся, виды учебной деятельности
Натюрморт в заданном эмоциональном состоянии
На уроке ученикам предлагается новый и закрепляющий материал, и творческие задания по жанру натюрморт.
Тип урока: урок закрепления и изучения нового и экспериментального материала.
Вид урока: комбинированный.
Форма проведения урока: беседа, рассказ, творческое задание, самостоятельная работа.
Форма работы учащихся: индивидуальная.
Технологии: ИКТ, здоровье сберегающие и творческий, дифференцированный подход.
Подготовка класса:
Зрительный ряд: презентация « Выразительные возможности натюрморта».
Работы учителя - натюрморты (техника: карандаш, акварель, гуашь). Бумажные заготовки предметов натюрморта (трафареты).
Музыкальный ряд: произведения Дидюля.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, интернет. Мольберт, драпировка, предметы для натюрморта, указка, гуашь, губка для мытья посуды, баночки с водой.
Основные понятия:
Натюрморт
Стиль
План урока.
Организационный момент – 1 мин.
Объяснение нового и закрепляющего материала – 15 мин.
Сообщение темы урока.
Беседа.
Творческие задания.
Практическая работа – 24 мин.
Постановка художественной задачи.
Демонстрация работы.
Самостоятельная работа учащихся синхронно с учителем.
Подведение итогов – 5 мин.
Экспресс – выставка.
Анализ работ.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Слайд № 2.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Давайте с Вами приступим к повторению пройденного материала и закрепим его экспериментом.
2. Объяснение нового и закрепляющего материала.
Беседа о жанре натюрморта с использованием мультимедийной презентации.
Учитель. Ребята, вы, конечно, уже обратили внимание на оформление. Здесь работы учителя, очень сильно различающиеся по технике, но что объединяет эти работы? Что в них общего? Вы уже знаете.
Ученик: Это натюрморты.
Слайд № 4. («Выразительные возможности натюрморта»)
Учитель. Тема урока «Выразительные возможности натюрморта». Сегодня мы повторим и познакомимся с разными стилями и выразительными средствами и проэксперемнтируем.
Учитель. Вспомним что такое натюрморт? Что означает это слово, как оно переводится?
Слайд № 3. (Натюрморт -…)
Ученик. Показывает и рассказывает «Что такое натюрморт?»
Учитель. Как же возник и развивался этот жанр?
Слайд № 7 - 15
Учитель. Как самостоятельный жанр, натюрморт сформировался в XVII в. в Голландии.
Слайд № 7. (Голландский натюрморт)
Их отличительная особенность – удивительная материальность предметов в натюрмортах, тщательность передачи деталей.
Замечательные школы натюрморта сложились в Голландии, Франции, Испании, России. Посмотрим, как менялся натюрморт.
Слайд № 27. (Натюрморт Ван Гога)
Учитель. Особенно яркие, заметные изменения начинают проявляться в конце XIX века. В чем же выразились изменения? Чем они отличаются от голландских натюрмортов?
Ответы учащихся: Художник преображает предметы, передает свое впечатление, свое восприятие красоты. Мир вещей для них был одной из основных тем.
Слайд № 28. (Натюрморт А. Матисса)
Учитель. А что вы можете сказать о характере этого натюрморта? Что он напоминает?
Ответы учащихся: Словно его рисовал ребенок.
Учитель. Ставил ли себе художник цель передать сходство с натурой, точно изобразить предметы?
Ответы учащихся: Нет. Художник передал свое впечатление.
Учитель. «Краски в картине должны будоражить чувства до самых глубин», – писал французский художник Анри Матисс, выразивший красоту и радость бытия в своем творчестве.
Слайд № 29. (Натюрморт Пикассо)
Учитель. А теперь перед нами натюрморты, созданные в XX веке. Здесь мы видим еще больший уход от естественности. Натюрморт стал более декоративным.
Слайд № 30-32. (Векторный, трехмерный, фото-натюрморт)
Учитель. В XXI веке, когда технический прогресс идет стремительными темпами, появляются совершенно другие виды натюрмортов. С помощью компьютерных программ можно изобразить трехмерную графику. Появились фото-натюрморты.
Художники экспериментируют с цветом, формой и фактурой, создавая великолепные натюрморты, раскрывающие не только красоту вещей, но вместе с тем и мир человека, его мысли и чувства. У каждого свой стиль.
Термин «Стиль». СТИЛЬ (от греческого stylos - остроконечная палочка для письма по воску, манера письма), общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно-художественного содержания.
"СТИЛЬ" ("Де Стейл") (голландское De Stijl), авангардистское объединение голландских художников (1917 - 31). Мастера "стиля" выдвинули теорию неопластицизма - геометрической разновидности абстрактного искусства (П. Мондриан), в архитектуре создали строгие и аскетичные по облику постройки (Т. ван Дусбюрг, .Й.П. Ауд, Г. Ритвелд).
Слайд № 33. (Стили натюрморта)
Натюрморты выполняются и в строгой реалистической, и в декоративной манере, и в манере авангарда.
Слайд № 34 (Задание)
Творческое задание. «Стиль».
Мы увидели, как развивался жанр натюрморта. А теперь давайте попробуем выразить, о чем же рассказывает натюрморт?
Слайд № 35-38. (Натюрморты)
Учитель. Какие вещи мы здесь видим? Кому они принадлежат?
Ответы учащихся.
Учитель. Так о чем же рассказывает натюрморт?
Ответ ученика. О человеке.
Учитель. Что могут вещи рассказать о человеке?
Ответ ученика. Вещи могут рассказать о профессии человека, его интересах.
Учитель. С чего начинается работа над натюрмортом? Например, мы решили создать натюрморт под названием «Фрукты».
Ответы учащихся. Надо выбрать предметы в соответствии с замыслом.
Учитель. Что мы делаем дальше?
Ответ ученика. Размешаем предметы на листе.
Учитель. А что помогает передать настроение в натюрморте?
Ответ ученика. Цвет.
Слайд № 36. (Цвет)
Учитель. Верно. Цвет для художника, как звук, для музыканта, - мощное средство выразительности.
Цвет может быть сближенными, и тогда мы используем понятие «нюанс».
Например, мы хотим передать состояние бурного восторга. Какие цвета будут преобладать: теплые или холодные?
Ответ ученика. Будут преобладать теплые, яркие цвета, контрастное сочетание.
Слайд № 37. (Колорит)
Они используют понятие «колорит», что означает соотношение цветов. Колорит может быть теплым или холодным.
Слайд № 38. (Контраст)
Цвета могут или резко различаться, и тогда мы назовем их контрастными, противоположными;
Учитель. А если мы хотим передать сдержанную грусть?
Ответ ученика. Мы выберем холодный колорит, нюансовое сочетание цветов.
Учитель. Итак, в работе над натюрмортом мы используем следующие средства выразительности: отбор элементов изображения, композиционное решение, колорит.
Слайд № 39. (Светотень)
Важную роль в натюрморте играет освещение. Степень освещенности предмета называется светотенью.
3. Практическая работа.
Учитель. Сегодня мы познакомились с историей развития натюрморта и его стилями. Перед вами три таблички: «Авангардисты», «Декораторы», «Реалисты».
Рисовать мы будем с натуры и по шаблону.
Самостоятельная работа учащихся. Музыкальная заставка.
4. Подведение итогов.
Экспресс – выставка.
Учитель. Давайте посмотрим на нашу экспресс - выставку.
Анализ работ. Оценки учащихся.
Учитель. Спасибо. Урок окончен.
Использованные источники:
С.А. Казначеева, С.А. Бондарева. Изобразительное искусство. 1- 6 классы. Развитие цветового восприятия у школьников. Описание опыта. Конспекты уроков. Волгоград, «Учитель», 2009.
З.А. Степанчук. Изобразительное искусство. 1 – 8 классы. Опыт творческой деятельности учащихся. Конспекты уроков. Волгоград, «Учитель», 2009.
Методические наработки учителя изобразительного искусства – Баляевой Т.А.
Электронная «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия».
Свободная энциклопедия. ru.wikipedia.
«Открытый урок». Фестиваль педагогических идей. www.1september.ruИзобразительное искусство 6 класс. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского. Волгоград, 2009 год.
Л.А. Неменская «Изобразительное искусство». Искусство в жизни человека. 6 класс Москва «Просвещение»2008.
Б.М. Неменский. Педагогика искусства. «Изобразительное искусство». М.:Просвещение,2007.
«Изобразительное искусство» учеб. 6 кл. общеобразоват. Учреждений / (Т.Я. Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А. Поровская, Л.В. Неретина); под ред. Т.Я. Шпикаловой.- М. : Просвещение, 2008.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4ч. Ч. З. Основы композиции.-Обнинск: Титул, 1998.
НАТЮРМОРТ в переводе с французского — «мертвая природа». Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельное произведение, художественно воспроизводящее домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевленные предметы.
МАТИСС (Matisse) Анри (1869-1954), французский живописец, график, мастер декоративного искусства. Один из лидеров фовизма.
ПИКАССО Пабло (25 октября 1881, Малага — 8 апреля 1973, французский живописец, по происхождению испанец.
ВАН ГОГ Винсент (30 марта 1853 — 29 июля 1890), нидерландский живописец, представитель постимпрессионизма.
АВАНГАРДИЗМ (авангард), совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х гг. обозначен фовизмом и кубизмом.
ФОВИЗМ (от франц. fauve — дикий), течение во французской живописи, существовавшее в 1905-07. Фовистов (А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, А. Дерен, Р. Дюфи, М. Вламинк ) на время объединило общее стремление к эмоциональной силе художественного выражения, к стихийной динамике письма, интенсивности открытого цвета и остроте ритма. В пейзажах, интерьерных сценах, натюрмортах фовизм выразил себя в резком обобщении объемов, пространства, рисунка.
КУБИЗМ (франц. cubisme, от cube — куб), направление в искусстве 1-й четверти 20 в., представители которого стремились свести изображение к комбинации простых геометрических тел, призванных выразить «первичную структуру» мира, перестроив традиционные способы восприятия пространства.
РЕАЛИЗМ в искусстве, понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания. Так, широко понимаемый реализм — основная тенденция исторического развития искусства.
ДЕКОР – (от лат. decoro — украшаю), система украшения сооружения (фасада, интерьера) или изделия.
Учащиеся должны:
Знать понятия «Натюрморт», «Стиль»;
Уметь анализировать художественное произведение и определять его стиль;
Уметь творчески изобразить в соответствии с идейным замыслом.
Реализация основной дидактической цели урока:
проверка качества ЗУН осуществляется на каждом этапе урока выборочно, а в конце урока при выполнении самостоятельной работы – у каждого ученика;
дифференцированный подход к учащимся проходит на этапе самостоятельной работы.