Методическая разработка. Программа. Детская академия

Программа
«ДЕТСКАЯ АКАДЕМИЯ»
(школьное научное общество)
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №53 с углубленным изучением отдельных предметов»
(проект, 2016-2018 г.г.)


Пояснительная записка
Все мы мечтаем, чтобы в нашей школе детям было интересно учиться, учителям – интересно учить, а администрации – интересно управлять всем этим. К достижению мечты ведут разные пути. Их множество, но главное – найти общее дело.
Для динамически развивающегося образовательного учреждения, в котором работают квалифицированные педагоги и учатся одаренные дети, таким общим делом должна стать научная деятельность. Смена парадигм образования, ее нацеленность на личностное ориентирование в образовательном процессе с механизмами развития и саморазвития личности учащихся настоятельно ставит вопрос о приобщении учеников к научной деятельности. Это естественно, так как овладение основами наук, пробуждение у учащихся познавательного поискового интереса в той или иной области знаний – одна из важнейших задач образования.
Многие учащиеся ежегодно становятся призерами и победителями предметных олимпиад и конкурсов, но большинство из них сравнительно мало уделяют времени самосовершенствованию в различных формах. Также и многие учителя находят силы и время для занятий научно-педагогической деятельностью. Они изучают и внедряют передовой опыт, разрабатывают новые концепции и модели уроков, создают инновационные учебные курсы и программы. Их творческий порыв нуждается в поддержке, а накопленный опыт – в распространении. Но творческий потенциал большинства преподавателей реализуется далеко не полностью.
Вовлечение учащихся и учителей в активную научно-исследовательскую деятельность – насущная потребность времени. Это нужно и каждому ученику, и учителю, и школе в целом.
Для реализации данной задачи необходимы постоянные и скоординированные действия. Обеспечить эти условия, призвана специальная структура «Детская академия» (далее ДА).
Концепция «Детской академии»

Главные идеи концепции
Сохранение нравственных и культурных приоритетов.
Поддержание авторитета образования, науки, социального престижа знаний.
Реализация возможности комплексного охвата каждого учащегося в соответствии с его талантами и желаниями, позволяющая адекватно отслеживать и корректировать личностный рост ученика, направленность интересов и будущий профессиональный выбор.
Актуальность концепции
В условиях уже реально действующего рынка труда возросла социальная значимость знания. Предпосылки профессиональной ориентации и социальной адаптации создаются сегодня не в вузе, а в школе.
Элементы научно-методической новизны:
Трактовка ДА как особой образовательной политики, где объективные задачи образования соединены с личностными;
Определение ДА как особого культурного пространства самостоятельного диалога культуры и науки.
Образовательно – воспитательные задачи решаются на трех уровнях:
Информационном – получение учащимися новых знаний;
Эмоциональном – через радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности;
Нравственно–психологическом – через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов ДА.

Общие положения.
«Детская академия» (школьное научное общество) – это общественная добровольная творческая организация учащихся и педагогов, стремящихся к глубокому познанию достижений науки, техники, культуры, к развитию креативного мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы.
ДА руководствуется в своей деятельности законодательством РФ, Конвенцией о правах ребенка, осуществляет свою деятельность в соответствии с частью 1 Гражданского кодекса РФ «Об общественных объединениях», ФЗ- 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», Уставом школы и данным Положением.
ДА имеет свое название, эмблему, девиз: (название «Мир и я», девиз – «Возможное сделает каждый, невозможное - отважный», эмблема – «капля падающей воды»)
Цель: создание в школе условий для разработки механизмов саморазвития, самореализации и профессионального самоопределения личности ребёнка в результате применения новых форм и методов школьного образования, направленных на организацию исследовательской и проектной деятельности учащихся. Выявление одарённых детей, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка исследовательской деятельности учеников.
Задачи:
Выявление, воспитание, поддержка одаренных детей, склонных к научной деятельности;
Формирование у учащихся устойчивого интереса к определенной области знаний, обучение методам научных исследований, разработка и реализация исследовательских проектов;
Создание условий для расширения среды общения педагогов и учащихся школы, развитие их интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей;
Систематизация научно-исследовательской деятельности учащихся, привлечение большего числа учащихся к НИД, содействие профессиональной ориентации, самоутверждению учащихся;
Подготовка научных работ школьников к участию в конкурсах и конференциях разных направлений и разных уровней.
ДА - орган общественного самоуправления.
Принципы ДА
Деятельность основывается на следующих принципах:
- интегральности – объединение и взаимовлияние учебной, внеурочной и внеклассной деятельности учащихся;
- непрерывности;
- межпредметного многопрофильного обучения;
-сотрудничества учащихся и педагогов;
- демократичности;
-добровольности;
-единства управления и самоуправления.

Содержание и формы работы:
разработка научно-исследовательских и проектных работ средствами игры и работы в лабораториях по предмету (коллегиях);
осуществление информационного взаимодействия через Интернет (издание информационных бюллетеней, публикации проектных и исследовательских работ учащихся);
организация и проведение интеллектуальных игр, длительной игры;
участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах разных уровней;
проведение школьной научно-практической конференции;
выступления с лекциями, докладами, сообщениями по темам проектов, отдельным вопросам науки и техники, организация выставок;
организация обучающих семинаров для педагогических работников по вопросам руководства проектной и исследовательской деятельностью учащихся;
подготовка творческих работ учащихся и их публикация;
изготовление учебных пособий (в том числе видеопособий, компьютерных программ и т.д.) организация издательской печати – рубрики в школьной газете.

Структура и организация работы.
Высший орган - общее собрание членов ДА;
Председатель ДА – ученик-старшеклассник
Руководящие органы: Ученый совет
Ученый совет (в составе: руководители коллегий);
естественные науки: география, физика, химия, биология, экология, математика, информатика);
гуманитарные науки: историческая, лингвистическая, литературоведческая, социально-психологическая, историческая, искусство;
Руководители коллегий планируют и организуют работу, анализируют полученные результаты, представляют их в Ученый совет.
Ученый совет осуществляет общую координацию деятельности ДА, обсуждает основные результаты и рекомендует материалы к реализации в длительной игре. Руководит работой Ученого совета руководитель ДА– заместитель директора по УМР.  Решение текущих вопросов возлагается на руководителя Ученого совета.
Коллегии по предметам являются структурными подразделениями ДА. Коллегии ставят задачу приобщения учащихся 1-11 классов к основам науки с целью расширения их кругозор и помощи им в выборе будущей профессии.
В Коллегии принимаются все желающие из числа учащихся 1-11классов. Запись осуществляется на организационном собрании до 10 сентября. Работа коллегий ориентирована на:
учеников начального общего образования, которые осуществляют длительную игру согласно технического задания в течение всего обучения с 1 по 4 класс с целью повышения мотивации к учению и формирования потребности в самообучении и саморазвитии;
учеников основного общего образования (5-8 класс), которые продолжают длительную игру через коллегии, где предоставляется возможность определить дисциплину для углубленного изучения и дальнейшего самоопределения;
ученики 9, 10-11 классов, которые осуществляют профессиональные пробы в предметных лабораториях, целью которых является углубленное изучение предметов и самоопределение выпускников.
Отчетные заседания коллегий производятся согласно графика, где презентуются конкретные результаты работы через мастер-классы, вечера открытий, командные игры и соревнования.
Члены Коллегий обязаны:
проводить и вести научно-исследовательскую работу по избранной теме под руководством руководителя Коллегии в рамках технического задания,
стремиться овладеть знаниями, навыками научно-исследовательской деятельности и повышать свой научный уровень,
посещать заседания Коллегии,
выполнять поручения руководителей Коллегии,
бережно относиться к оборудованию кабинетов и лабораторий, на базе которых созданы и работают Коллегии.
участвовать в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях, экспедициях.
Члены Коллегий имеют право:
принимать участие в работе Коллегий, во всех мероприятиях, проводимых ДА,
знакомиться с работой других коллегий и переходить из одной коллегии в другую,
выбирать тему исследования в соответствии со своими интересами,
вносить свои предложения по улучшению работы ДА,
представлять свои работы для участия в конкурсах исследовательских проектов на конференциях разных направлений и разных уровней,
использовать для выполнения исследования материально-техническую и информационно-справочную базу образовательного учреждения,
быть избранным в Ученый совет,
использовать собственные результаты исследовательской деятельности в соответствии с авторским правом,
получать регулярную методическую и организационную помощь от руководителей Коллегий и научных консультантов исследовательской работы,
могут быть представлены к награждению почетными грамотами, значками ДА за активную работу и достигнутые творческие успехи. Достижения Коллегий и их членов могут быть рекомендованы для экспонирования на выставках, а также для опубликования в ежегодных итоговых печатных изданиях предметных Коллегий.
Режим работы ДА
Режим работы ДА предполагает:
индивидуальную и коллективную работу в Коллегиях;
ученические научно-практические конференции;
выпуск бюллетеня или журнала, посвященных Коллегии и научным трудам;
участие в конкурсах и конференциях разных направлений и разных уровней.
Механизмы реализации
Наименование структурных подразделений
Механизм реализации

Предметные коллегии
Главная цель - расширение рамок школьной программы, предоставление всем ученикам школы, заинтересованным в углубленном изучении того или иного предмета, условий развития, роста, достижения высоких образовательных результатов.
«Коллегии» - это исследовательски-поисковый игровой проект для подростков (5-8 класс), направленный на развитие познавательного интереса учащ
·ихся за счет выбора формы и содержания образовательной активности в системе внеурочной и внеклассной деятельности. Метафора «Коллегии» используется для обозначения преемственной связи проекта с традициями и современной наукой и культурой (коллегии русского языка и литературы, математики, физики, биологии, химии-экологии, географии, истории-общества–права, лингвистики (иностранный язык), искусства, здоровьесбережения).
Символика Коллегий. Каждая коллегия имеет свою эмблему, название соответствующую предмету. Члены Коллегии обязаны носить постоянно отличительный знак (значок, галстук, эмблему).
Содержание занятий направлено на развитие познавательной активности учащихся, на достижение значимых для каждого ученика личных образовательных результатов. В каждой коллегии организуются группы из числа учащихся с 5 по 8 класс в зависимости от поданных заявлений. Решение о выборе коллегии принимает сам учащийся. При этом он может заниматься в коллегии в течение четырех лет или менять коллегию каждый учебный год. Руководитель Коллегии имеет звание – «академик» (на итоговой Ассамблее повязывает белый шарф).
В плане работы каждой коллегии, помимо еженедельных занятий, предусмотрены одно публичное мероприятие, выпуск одного печатного издания и проведение одной интеллектуальной творческой игры в рамках «PlayClub».
Старт работе «Коллегий» дается на торжественном общем собрании членов коллегий, где представляется программа коллегий, после чего ученики определяют свой выбор до 10 сентября.
Все учащиеся, изъявившие желание принять участие в той или иной коллегии, подают заявление и получают статус «любителя», а после занятий в течение первого полугодия текущего учебного года получают символ (значок, эмблему, галстук) с эмблемой коллегии, который учащийся носит на своей школьной форме рядом с эмблемой школы.

Лаборатория исследователя (вид Коллегии)
Проект предполагает работу учащегося с учителем над выбранной темой в рамках предметных лабораторий.
Условия участия в проекте:
каждый учащийся 9 класса обязательно изучает курс «Основы учебно- исследовательской деятельности».
Каждый ученик 9 класса может подать заявление для работы в той или иной лаборатории.
Руководитель лаборатории предлагает учащимся тему исследования, помогает составить индивидуальный годовой план работы над ней, обучает основным навыкам написания исследовательской работы на индивидуально-групповых консультациях.
Итогом исследования является работа по выбранной теме.
Защита работ проходит на заседаниях лабораторий на весенних каникулах.
Лучшие работы выдвигаются на ежегодную открытую научно-практическую конференцию старшеклассников «Шаги в науку ХХI века», проводимую в октябре ежегодно.
Для сведения учащихся и педагогов:
в школе открываются следующие лаборатории:
химиков-исследователей им. Д.И.Менделеева,
биологов-исследователей им. В.И.Вернадского,
филологов-исследователей им. Л.Н. Толстого,
лингвистов-исследователей им.В.Шекспира,
историков-исследователей им. Петра I,
математиков-исследователей им. Н.И.Лобачевского,
физиков-исследователей им. И.В.Курчатова,
географов-исследователей им.В.Беринга,
информатиков-исследователей им. Н.Винера.
С целью качественной организации работы «Лаборатории исследователей» администрация школы проводит профессиональную учебу руководителей лабораторий в апреле 2016 (в рамках организации профессиональной учёбы педагогического коллектива), на которой обсуждаются основные подходы к консультированию учащихся, требования к учебно- исследовательским работам, современные издания, посвященные проблемам сопровождения учебно-исследовательской деятельности школьников и др. вопросы.
В течение всего учебного года учащиеся могут получать профессиональные консультации у педагога-библиотекаря, учителя информатики (по вопросам создания мультимедийных презентаций), свободно пользоваться фондами БИЦ.

Школьное проектное бюро (вид Коллегий)
Проект «Школьное проектное бюро» реализуется в 10 классах. Каждый учащийся в 9 классе, изучивший курс «Основы учебно-исследовательской деятельности» может стать участником данного проекта, написав заявление. Результатом освоения курса является написание и защита учебно - исследовательской работы по избранному профилю в 10 классе.
В начале учебного года после консультаций с руководителем Коллегии («академиком») по предмету учащийся заявляет и защищает тему учебно-исследовательской работы (проекта), представляя актуальность и практическую значимость своей работы. Совместно с руководителем Коллегии учащийся 10 класса разрабатывает индивидуальный план работы над учебным исследованием. В течение учебного года учащийся самостоятельно выполняет учебно-исследовательскую работу, опираясь на учебно- методическую литературу и рекомендации «академика». В качестве промежуточных отчетов (контрольных срезов) могут выступать: отчёты учащегося перед академиком; выступления учащегося на занятиях заседаниях Коллегии; выступления на уроках соответствующего предмета с небольшими сообщениями; участие в круглых столах, семинарах , конференциях и других мероприятиях. Полностью учебно - исследовательскую работу (проект) учащийся 10 класса представляет в декабре на заседании Коллегии. Лучшие работы делегируются на научно-практическую конференцию старшеклассников «Шаги в науку XXI века» и другие НПК различного уровня и конкурсы.

PlayClub
В качестве промежуточного среза 1 раз в четверть проводится данные игры. В них задействованы ученики 1-11 классов. За 2 недели до игры классный руководитель получает тему игры. На игре присутствует весь класс. Каждая игра будет проходить в формате клуба "Что? Где? Когда?".
Циклограмма игр: I четверть: ”Хим-Био” (неделя химии и биологии); ”Читательский дневник” (неделя русского языка и литературы); II четверть: „О чём рассказала Клио?” (неделя обществознания и истории); ”Яблоко Ньютона” (неделя физики и математики); III четверть: ”Мир без границ” (неделя иностранного языка); „ИнфоРобот” (неделя информатики и робототехники); IV четверть: «Географический калейдоскоп», «Правовая регата».  Подведение итогов PlayClub.
Условия участия
В игре участвуют 6 человек от класса (состав игроков обязательно меняться). Команде необходимо ответить на 1 вопрос (вопрос по пройденному материалу). Игроки команды, давшей правильный ответ, получат сертификат на оценку «отлично» по данному предмету. В результате игр будет определена команда-победитель клуба и лучший игрок клуба, который будет награжден символом клуба. Перед каждой игрой классному руководителю необходимо будет сдать список игроков с указанием капитана команды «академику» по данному предмету. В качестве подготовки к играм становится экскурсионная программа. Для более успешного участия в клубных играх воспитательная служба (в лице заместителя директора по воспитательной работе) рекомендует своевременно выполнять обязательную школьную экскурсионную программу.
I четверть: Экскурсия в краеведческий музей;
II четверть: экскурсия в музей литературы и искусства Алтая»;
III четверть: Обзорная экскурсия в Музей времени;
IV четверть: Экскурсия «Памятники воинской славы Барнаула».
Механизм реализации игр. Предметное содержание каждого состязания готовит творческое объединение учителей данного предмета во главе с «академиком». За компьютерное, мультимедийное оформление и проведение состязания отвечает учитель информатики. Классные руководители являются кураторами своих команд, помогают распределить участников между состязаниями, обеспечивают присутствие зрителей на состязании и поддержку своей команды. Если для состязания требуется фиксированное число участников, то решение о том, кто будет участвовать, принимает класс. В состязаниях с неограниченным числом участников (заочные туры) решение об участии принимается лично каждым. В конце каждой игры классы занимают места с 1 по 10. Результаты игр публикуются в открытом доступе на сайте школы. В конце учебного года подводятся итоги игр в клубе. Класс, на счету которого меньше количество баллов, становится победителем игрового клуба. Классу-победителю вручается Штандарт «PlayClub».



Длительная игра
Форма игры-путешествия для реализации проекта выбрана потому, что: включает в себя разнообразные формы воспитательной работы; длительна по времени; позволяет включить в процесс игры любое количество детей, классов; технологична по структуре. Проект включает в себя различные формы работы с младшими школьниками: игры, конкурсы, викторины, праздники, экскурсионную работу, выставки рисунков и творческих работ учащихся, ведение классных журналов по тематике путешествия. Главной целью для педагогов в реализации данной программы является включение всех учащихся в игровое действие, обогащение в занимательной форме кругозора учащихся знаниями, выходящими за рамки школьной программы. В целом проект нацелен на то, чтобы дать возможность детям почувствовать себя участниками непрерывной игровой ситуации, включить учеников в активную творческую жизнь класса и школы, максимально реализовать в школьной жизни принципы Педагогики Успеха. Среди задач, стоящих перед педагогами, определяются как главные: стимулирование познавательной активности учащихся в изучении литературных и музыкальных произведений, выходящих за рамки школьной программы; истории и культуры РФ, Алтайского края; знакомство с судьбами государственных деятелей, писателей, художников, композиторов, с архитектурными и историческими памятниками; развитие творческого потенциала детей, их художественной и социальной активности; развитие умения ориентироваться в городе, соблюдать правила дорожного движения; развитие навыков правильного поведения в школе, семье, общественных местах (театрах, концертных залах, в музеях), городском транспорте; воспитание любви к своей школе, родному городу; воспитание ответственности, доброжелательного отношения друг к другу, коллективизма; формирование волевых установок; воспитание бережного отношения к своей школе и классу, традициям школы и страны. В игре-путешествии каждый ученик с первого по четвертый класс проходит определенную последовательность соревнований, игр, праздников, творческих дел, каждое из которых направлено на расширение различных областей знаний, на развитие каких-либо навыков, приобретение умений. Управляют ходом игры руководитель начальной школы. Педагоги обсуждают и утверждают ежегодную программу, консультируют классных руководителей, разрабатывают задания конкретных мероприятий. В каждом классном коллективе имеется стенд (карта), который отражает движение-участие класса в том или ином событии (мероприятии, конкурсе, деле). Общие (межклассные) итоги игры представляются на школьных информационных стендах и сайте организации.












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815