Программа обучения родителей основам детской педагогики и психологии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мазанская школа» Симферопольского района Республики Крым
297530, Российская Федерация, Республика Крым, Симферопольский район, с.Мазанка, ул. Школьная, дом 5А,
тел. (0652) 34-72-36, e-mail mazanka_school@mail.ru Код ОГРН 1159102007130
Программа
обучения родителей (законных представителей)
несовершеннолетних детей по основам детской психологии и педагогики
Составитель:
Педагог-психолог Лопатина А.С.
с. Мазанка - 2016Пояснительная записка
Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей и их права на специальные психолого-педагогические знания.
В современных социальных условиях, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе, приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.
Проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка приобретает особую актуальность в современных условиях и подчеркивается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений работы школьного психолога, нацеленного на сохранение психологического здоровья обучающихся. Анализ современной семьи показывает, что многие родители зачастую не в состоянии обеспечить благоприятные психологические условия, которые способствовали бы эффективной социализации ребёнка, что в свою очередь, приводит к обострению разного рода проблем. Многие проблемы, возникающие в процессе воспитания, часто становятся следствием отсутствия у родителей психолого-педагогической грамотности, недостаточной осознанности, а порой и стихийности воспитательных воздействий. В связи с этим, одной из основных задач в организации работы с родителями выступает повышение их психолого-педагогической компетентности, под которой понимается совокупность таких личностных и коммуникативных свойств, которая позволяла бы достигать максимально качественных результатов в воспитании и развитии ребёнка.
Формы взаимодействия с родителями могут быть разные:
встречи, анкетирование, консультации, беседы, лектории, дискуссии, практикумы, тематические психологические консультации и др.
Цель: повышение грамотности в сфере возрастной психологии и педагогике, формирование нового отношения родителей к воспитанию детей, способное улучшить какое-то качество личности или его свойство, облегчить адаптацию ребёнка к учебному процессу на разных ступенях, если потребуется, смягчить сложные семейные условия.
Задачи:
-познакомить родителей учащихся с основными положениями, подходами, способами поддержки ребёнка;
повысить психолого-педагогическую компетентность родителей с помощью системы мероприятий просветительского и консультационного характера;
информировать о психологических особенностях детей разного возраста;
научить лучше чувствовать и понимать своего ребёнка, дать ему возможность для личностного роста, открыто и честно строить с ним взаимоотношения, показать важность общения в семье;
дать практические рекомендации родителям по вопросам профилактики школьной дезадаптации, о том, как формировать адекватную самооценку ребёнка, помочь своему ребёнку справляться с трудностями.
Развитие психологческой компетентности родителей может быть осуществлено в несколько этапов:
1 этап – подготовительный (диагностический
На данном этапе осуществляется непосредственно диагностика родителей на выявление особенностей семейного воспитания. Такая работа особенно актуальна при работе с родителями трудных подростков. Используются следующие диагностические методики:
- Анкета для родителей;
- Выявление родительского отношения к детям («Опросник родительского отношения» А.Я.Варга, В.В.Столин).
- Методика диагностики «помех» (барьеров) в установлении эмоциональных контактов В.В.Бойко.
2 этап – основной этап, (срок этапа - до 3 месяцев (12 недель).
На этом этапе проводится практическая работа с родителями.
Формы и методы работы
1.Мини-лекция
2.Консультирование
3.Игра
4.Групповая дискуссия; анализ проблемных ситуаций
Взаимодействие с родителями проходит по результатам психологической диагностики (групповые и индивидуальные консультации). Задача индивидуального консультирования по частным проблемам – улучшение детско-родительских отношений путём оказания родителям помощи в определённой стратегии воспитания, которая должна учитывать индивидуально-психологические особенности ребёнка. Групповое консультирование по частным проблемам заключается в активном обсуждении общих для членов группы конфликтных ситуаций, возникающих при общении с детьми. Психолого-педагогический лекторий нацелен также на улучшение детско-родительских отношений, когда имеет место непонимание родителями основных особенностей развития ребёнка, его потребностей и соответствующей им динамики отношений.
Заключительный этап. Осуществляется обратная связь с родителями в форме анкетирования, на основании чего делается вывод о наиболее результативных и интересных для родителей видах деятельности по формированию психолого-педагогической компетентности.
Тематика бесед с родителями зависит от тех проблем, с которыми они сталкиваются в процессе воспитания детей на разных возрастных этапах.
Психологические характеристики младшего школьного возраста: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, личностные новообразования, развитие познавательной сферы.
Ребёнок идёт в первый класс. Здоровье ребёнка перед школой. Трудности первоклассника.
Учение – основной вид деятельности младших школьников. Как родителям помочь ребенку в учебе.
Методы семейного воспитания. Поощрение и наказание, ЗА и ПРОТИВ.
Переход ученика в среднюю школу.
Формирование личности подростков. Возрастные особенности общения и причины конфликтов. Учебная деятельность школьников подростков и особенности развития познавательных процессов.
Психологические особенности периода адаптации. Формы родительской помощи и поддержки.
Воспитание характера школьника.
Духовные ценности семьи.
Патриотическое воспитание подростков.
Проблема профессионального самоопределения в ранней юности. Особенности познавательных и эмоционально-волевых процессов старшеклассников.
Психологические особенности развития личности старшеклассника.
Профессиональное самоопределение.
Воспитание в семье, развитие гражданственности и патриотизма.
Оказание помощи старшеклассникам в период сдачи ЕГЭ.
Используемая литература
1. Н. Башкирова Современный ребёнок и его проблемы. – СПб.:Наука и техника, 2007.
2. Монахова А.Ю. Психолог и семья:активные методы взаимодействия. – Ярославль:Академия развития: Академия Холдинг, 2004.
3. Справочник педагога-психолога. Школа. 2012, 2013 г.
4. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания.
5. Родительские собрания./Авт. – сост. Л.А.Егорова. – М.: ВАКО, 2009.
6. Популярная психология для родителей/Под редакцией А.А.Бодалёва, А.С.Спиваковской, Н.Л.Карповой, - М.:Флинта: МПСИ, 1998.
7. Методические рекомендации по обучению родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей основам детской психологии и педагогики. – КРИППО, 2015