Методическая разработка классного часа «Режим дня» (5-6 класс)
Методическая разработка
классного часа «Режим дня» (5-6 класс)
Выполнила: учитель физической культуры, педагог-организатор Копылова Ю.В.
Цель: формирование здорового образа жизни.
Задачи:
развитие представления об основных компонентах режима дня;
развитие навыка планирования своей деятельности в течение дня;
формирование представления о времени как ценном ресурсе в достижении жизненных целей, о скрытых ресурсах времени.
Необходимо подготовить: 3 листа ватмана, разлинованных по числу часов в сутках (часы могут быть подписаны), конверты с заданиями и списками дел на день.
Ход классного часа:
1. Мини-лекция классного руководителя.
Режим дня – одно из важнейших условий сохранения здоровья и профилактики заболеваний в любом возрасте. Повторяющаяся изо дня в день последовательность действий (а именно эта повторяемость и является режимом) способствует выработке условных рефлексов на конкретное время, формированию так называемых динамических стереотипов. Это в свою очередь, в значительной степени облегчает и делает более эргономичной работу организма – меньше времени и сил тратится на врабатывание, организм заранее настраивается на тот или иной вид деятельности, который ему предстоит.
При построении режима дня учитываются как физиологические закономерности организма, так и индивидуальные особенности жизни человека. Поэтому не следует рассматривать режим дня, как единое и неизменное расписание для всех. Главное не в том, чтобы определенные дела выполнялись всеми в одно и то же время, а в том, чтобы соблюдалась и повторялась последовательность основных действий в течение дня. Так, несмотря на то что режим дня Александра Македонского и многих других известных личностей отличался от «обычного», устоявшийся распорядок помогал им успешно справляться с множеством дел.
В распорядке дня любого человека можно выделить так называемые основные компоненты, занимающие определенное место в сетке часов (время и продолжительность сна, количество приемов пищи, учебная или трудовая деятельность), а также те, место которых в дневном расписании может варьироваться. Рекомендации гигиенистов и физиологов, касающиеся основных компонентов распорядка дня, базируются на физиологических механизмах работы организма и учитывают возрастные особенности развития.
Так, при построении режима дня подростка следует соблюдать следующие условия:
сон не менее 8 часов (отход ко сну – не позже 23.00);
прием пищи – не менее 4 раз в день, промежуток между основными приемами пищи – не более 4 часов;
чередование различных видов деятельности (5-10 минутные перерывы после 40 минут умственной деятельности, отдых после занятий в школе). Смена видов деятельности в течение дня является наиболее эффективным вариантом отдыха. Связано это с тем, что переход н другой вид деятельности приводит к возникновению возбуждения в ранее не работавших зонах мозга, а в работавших возникает процесс торможения – клетки отдыхают;
просмотр телепередач, компьютерные игры – не более 1 часа в день;
физическая активность, прогулки на свежем воздухе – не менее 1,5-2 часов.
Строгое соблюдение режима дня повышает работоспособность школьника, позволяет многое успеть сделать за сутки при сохранении высокой работоспособности и хорошего здоровья.
2. Работа в группах – планирование дня.
Предложить учащимся распределиться на группы по 5-6 человек. Каждая группа получает задание: используя список дел, составить план для своего сверстника на день.
Задача группы – предложить оптимальный план дня, который включает все перечисленные дела, а также учитывает основные гигиенические нормы. Распорядок дня оформляется на листе ватмана.
Примерные задания для работы в группах.
Задание для первой группы: занятия в школе – с 8.30 до 14.30, занятие в группе английского языка – с 16.30 до 18.00, подготовка домашнего задания – 2.5 часа.
Задание для второй группы: занятие в школе с 8.00 до 14. 30, тренировка в спортивной секции с 18.00 до 19.30, подготовка домашнего задания – 2,5 часа, небольшая уборка в квартире (помыть посуду, пропылесосить ковры).
Задание для третьей группы: занятие в школе с 8.00 до 14. 30, факультатив по французскому языку с 14.35 до 15.20, подготовка домашнего задания – 2,5 часа.
3. Обсуждение вариантов распорядка дня, составленных группами.
Группы представляют свои варианты планирования дня.
Во время обсуждения нужно выяснить, удалось ли команде включить в план дня все запланированные дела, выбраны ли для различных дел оптимальные временные промежутки (когда делать уроки, обедать, спать и т.д.).
При обсуждении педагог обращает внимание учащихся на возможность использования скрытых резервов времени (например, повторять стихотворение по дороге в школу, во время перерыва в выполнении домашнего задания протереть пыль и т.д.). Важно показать подросткам, что использование таких резервов позволит им не только справиться со всеми необходимыми делами, но и найти время для любимых дел.
Вопросы для обсуждения:
1. Будет ли полезен самый «правильный» (с точки зрения гигиенической оценки) режим дня, если он не соответствует образу жизни человека, для которого он составлен?
2. Что необходимо сделать, если не хватает время на выполнение домашнего задания?
Задание для учащихся: составить индивидуальный режим дня, с учетом своих внеурочных занятий и любимых дел.