Статья на тему Использование проектных форм работы при изучении немецкого языка в условиях ФГОС

Страхова Татьяна Анатольевна,
учитель немецкого языка,
МКОУ «Домашовская средняя
общеобразовательная школа»
Использование проектных форм работы при обучении немецкому языку в условиях ФГОС.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Изменения, происходящие в современном обществе, существенно влияют на ситуацию в сфере образования, требует пересмотра целей и содержания обучения иностранным языкам и применения новых методов и технологий обучения. В своей работе при обучении учащихся немецкому языку я использую метод проектов.
Почему проект? При работе над проектом, ребенок учится самостоятельно мыслить, запоминать, воспроизводить знания. А самое главное применять их на практике. Кроме того, проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого.
При использовании проектных форм учитель играет роль консультанта. Метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат - достижение практической цели. При работе над проектом важно знать, что будет результатом (продуктом) проекта:
коллаж;
выставка;
игра;
альбом;
читательская конференция.
рекламный проект.
открытка
стенгазета
книжка-малышка
ребус, кроссворд, макет и т.п.
Работа над проектом способствует:
развитию интеллектуальных умений: умению работать с информацией, анализировать её, делать обобщения, выводы, умение работать со справочной литературой,
развитию творческих умений,
развитию коммуникативных умений.
Основная цель использования проектных форм обучения иностранному языку - научить учащихся учиться, т.е., самостоятельно добывать знания. Тренировочной базой для больших проектов являются мини-проекты. Темы для мини-проектов могут быть самыми разнообразными. "Eine Reise nach Deutschland", "Rundfahrt durch Moskau", «Die Jahreszeiten», «Мeine Heimat», "Wir bauen eine Stadt", " Das Puppenhaus".
Выполненные проекты, демонстрируются перед одноклассниками, на родительских собраниях, научно-практических конференциях.
Этот метод наиболее эффективен при обобщении, закреплении и повторении учебного материала. На уроках иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Главное - это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут работать в ходе работы над темой.
Приведу примеры, как использовалась мною проектная методика при изучении некоторых тем.
В первый год обучения немецкому языку (2класс) учащиеся работают над проектом "Мой альбом". Данная работа выполняется в течение года, начинается со второго полугодия.
Цель этого проекта - создание альбома о себе, своей семье, друзьях, любимых животных и т.д. Дети наполняют свои альбомы рисунками, фотографиями, комментариями на немецком языке, короткими рассказами по ходу изучения новых лексических единиц. Раз в месяц учащиеся демонстрируют свои альбомы перед классом, получают оценку за свою работу и продолжают накапливать материал для следующей защиты своего проекта. К концу года у ребенка получается альбом на немецком языке, где виден результат его языковых знаний и умений.
3 класс. Тема "Животные".
На уроке немецкого языка, изучая тему "Животные", даю краткую информацию о Берлинском зоопарке (Berliner Tiergarten). В качестве домашнего задания предлагаю найти в интернете информацию об этом зоопарке, фотографии с изображением Берлинского зоопарка, ответить на вопрос "Welche Tiere wohnen im Berliner Tiergarten?"(Какие животные живут в Берлинском зоопарке?), найти самостоятельно в словаре, как называются обитатели зоопарка на немецком языке и подумать, какой проект можно выполнить по теме "Животные".
На следующем уроке дети делятся собранным материалом, заявляют о своем проекте. Перед каждым ребенком стоит определенная цель. Для достижения цели формулируются перед учащимися общие задачи:
Узнать на немецком языке новые слова и выражения по теме "Животные"
Научиться употреблять новые выражения в речи
Узнать о зоопарках и его обитателях
Научиться моделировать животных, составлять кроссворды, загадки, делать стенгазету и т.д, рисовать, моделировать (на выбор учащихся).
Научиться делать презентацию на немецком языке
Подготовить защиту своего проекта.
Этапы работы над проектом:
I этап. (1-е занятие) - представление собранного материала по теме
Учащимся предлагаются сюжетные картинки по теме, ведется работа над лексикой по теме (Соотнести слово, предложение с картинкой, вставить пропущенное слово, распределить предложения в тексте по смыслу, составить предложение из слов, ответить на вопрос, задать самому вопрос, найти в тексте необходимую информацию)
II этап. (2-е занятие) - Практикум. (Учащиеся работают над проектом в классе самостоятельно: готовят выступление по защите проекта, рисуют, делают аппликации, помогают друг другу. Учитель - в роли консультанта).
III этап. (Индивидуальная домашняя работа) Оформление своих работ, их защита.
IV этап. (3-е занятие) - защита проекта, презентация результатов работы.
Проекты получаются разные, в зависимости от языковых способностей учащихся. Совсем слабые дети могут сделать книжки-малышки с изображением животных и написать, как называется данное животное. Кто-то может сделать игру "Лото" по теме, подобрать картинки по теме и составить коллаж; написать сочинение на тему и т.д. Есть ребята, которые могут моделировать из картона зоопарк с его обитателями.
Как правило все проекты являются краткосрочными, так как очень сложно удержать внимание детей на долгое время по какой либо теме. Но несмотря на это, в данном учебном году я решила подключить обучающихся 11 класса в долгосрочный проект по теме «Создание интерактивных игр на немецком языке для учащихся 2-5 классов».
Цель данного проекта было создание новой базы интерактивных игр , позволяющих облегчить усвоение иностранного языка обучающимися начального звена. Способствующих наиболее прочному усвоению пройденного материала.
На первом этапе ребята изучили , что представляют собой интерактивные игры, выявили их разновидность.
Затем учащиеся сами приступили к созданию интерактивной игры.
У данного проекта было отмечено множество плюсов:
+ развиваются навыки самообразования и самоконтроля (путём повторения учащимся ранее пройденного материала)
+ моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат
+ навыки групповой деятельности
+ индивидуальный подход
+ интерес к познавательной деятельности
+ Возможность помочь обучающимся начального звена
+ Возможность использования Данного продукта деятельности.
Сказать, что ребятам понравился этот проект, мало. Учащиеся были полностью охвачены и воодушевлены этим проектом. Конечные продукты данной проектной деятельности были выполнены на отлично. В итоге работы над данным проектом было изготовлено 24 интерактивной игры по разным направления.
На протяжении учебного года мною периодически использовались материалы из этого проекта. В конце учебного года я попробовала с учащимся начального звена поучаствовать в олимпиадах всероссийского значения, где ребята заняли 2-3 места.
Проектная методика дает положительные результаты в обучении иностранному языку: дети стали лучше читать, переводить, научились работать со словарем, онлайн-переводчиком. Совершенствуются умения устной и письменной речи, расширяется кругозор учащихся, развиваются коммуникативные навыки, появляются большие возможности для развития устной и письменной речи учащихся.
В заключении хочется добавить, что метод проекта отвечает всем требованиям ФГОС. В рамках системно-деятельностного подхода, когда главной целью становится развитие личности – метод проекта является наиболее актуальным