План-конспект урока литературного чтения для 2 класса: А. С. Пушкин Буря мглою небо кроет


План-конспект литературного чтения для 2 класса
Учитель: Шарапова Евгения Геннадьевна
Тема: А. С. Пушкин «Буря мглою небо кроет»
Цели: * совершенствовать навыки учащихся анализа стихотворения, учить
находить средства художественной выразительности, использованные
автором;
*воспитывать бережное отношение к природе;
*развивать навыки выразительного чтения.
Ход урока:
1.Организационный момент.
"Робот".
(Учащиеся с закрытыми глазами представляют себя в роли робота. Затем учитель просит детей найти у "робота" кнопку, которая поможет им быть на уроке успешным. Ребята находят у себя эту кнопку, нажимают на нее. Через некоторое время по просьбе учителя открывают глаза.)2.Проверка домашнего задания.
***Проводится конкурс на лучшего чтеца по стихотворению С. Михалкова «Про мимозу».
Критерии оценивания:
выразительность
громкость
правильное произношение
соблюдение логических ударений и пауз
артистичность
***Составление портретной характеристики мальчика. (работа в группах)
Вопросы: 1).Почему автор сравнивает мальчика с цветком-мимозой?
2).Хотели бы вы быть похожими на этого мальчика? Объясните свой
ответ.
***Подбор пословиц и поговорок, отражающих идею стихотворения. (работа в группах)
***Творческое задание. (работа в группах)
Задание: написать письмо-обращение родителям мальчика и дать им совет.
3.Тема урока.
1).Отгадывание названия произведения.
(Переставить буквы местами и прочитать слова)
ЯУБР (БУРЯ)ГОЮМЛ (МГЛОЮ)НОБЕ (НЕБО)КЕОТР (КРОЕТ) «Буря мглою небо кроет»
2). «Дерево предсказаний»

Вопрос: О чём может идти речь в стихотворении с таким названием?
3).Знакомство с биографией поэта.
Работа по презентации.
(После работы с презентацией, учащиеся работают в группах, затем выбирают спикера для защиты работы группы.)
Задание: в виде кластера отобразить яркие события из биографии А. С. Пушкина.
4).Знакомство со стихотворением.
(Включается аудиозапись).
Вопросы: 1).Какие картины представили во время слушания стихотворения?
2).Понравилось ли вам стихотворение? Чем именно?
5).Анализ стихотворения.
Чтение 1 строфы.
Вопросы: 1).Какое настроение создаёт описание состояния природы и погоды в
начале стихотворения?
2).Что такое буря?
3).На что похожи снежные вихри?
4).С помощью каких слов А. Пушкин передаёт характер бури?
5).Что различного в этих образах?
6).Какие глаголы использует поэт с этими образами?
7).Какие звуки помогают представить вой, плач, стук?
8).Какие эмоции испытывает воющий зверь, плачущее дитя, запоздалый
путник?
9).Что делала буря? Какой звук помогает представить шум бури?
10).Какие предметы увидели сквозь бурю?
11).Какую кровлю называют обветшалой?
Чтение двух строчек 2 строфы.
Вопросы: 1).Что сейчас можем увидеть с помощью этих строк?
2).Почему поэт называет её лачужкой, а не лачугой?
3).Найдите слово, с помощью которого поэт передаёт своё отношение к
лачужке?
4).Как поэт описывает лачужку?
5).Какие звуки можем услышать?
Чтение 2 строфы до конца.
Вопросы: 1).Какие звуки можем услышать?
2).Кого увидели в лачужке?
3).Как лирический герой обращается к старушке?
4).Каким чувством проникнуты эти слова?
Чтение 4 строфы.
Вопросы: 1).С какой просьбой обращается лирический герой к старушке во второй
раз?
2).Можно ли сказать, что песня старушки поможет ему?
3).Как жила синица за морем в песне, о которой просил лирический
герой?
4).Как вы понимаете выражение ЖИТЬ ТИХО?
5).Может ли быть природа тихой?
6).Бывает ли человека «буря в сердце»? Когда такое может быть?
Чтение 5 строфы.
Вопрос: 1).Для чего автор повторяет слова?
Чтение 6 строфы.
Вопросы: 1).Почему поэт так заканчивает стихотворение?
2).Помогли ли ему песни старушки?
3).Какие ещё названия стихотворения вы могли бы предложить?
6).Работа над выразительностью чтения стихотворения.
4.Итог урока.
Вопрос: Какова идея стихотворения?
Вывод: Когда человек переживает бурю эмоций, для него важно, чтобы в эти
минуты оказался верный друг.
Вопрос: Есть ли у вас такой друг?
5.Домашнее задание.
(Каждому учащемуся раздаётся стихотворение).
Выучить стихотворение наизусть, составить рассказ о своём друге или подруге.
6.Рефлексия.