Сценарий литературно-музыкальной композиции «Несовместимы дети и война…»


Сценарий литературно-музыкальной композиции
«Несовместимы дети и война…»
Разработала учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №2 г.о. Троицк
Ермакова Наталья ВикторовнаЦель: познакомить учащихся с некоторыми этапами ВОВ; познакомить с поэзией и музыкальными произведениями о войне; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Ю. В. Друнина
Зачитывается фрагмент рассказа В. Катаева «Сын полка»:
«— Что там с вашим мальчиком? Как его самочувствие? Рассказывайте.
Капитан Енакиев сказал не «докладывайте», а «рассказывайте». И в этом сержант Егоров, всегда очень тонко чувствующий все оттенки субординации, уловил позволение говорить по-семейному. Его утомлённые, покрасневшие после нескольких бессонных ночей глаза открыто и ясно улыбнулись, хотя рот и брови продолжали оставаться серьёзными.
— Дело известное, товарищ капитан, — сказал Егоров. — Отец погиб на фронте в первые дни войны. Деревню заняли немцы. Мать не хотела отдавать корову. Мать убили. Бабка и маленькая сестрёнка померли с голоду. Остался один. Потом деревню спалили. Пошёл с сумкой собирать куски. Где-то на дороге попался полевым жандармам. Отправили силком в какой-то ихний страшный детский изолятор. Там, конечно, заразился паршой, поймал чесотку, болел сыпным тифом — чуть не помер, но всё же кое-как сдюжил. Потом убежал. Почитай, два года бродил, прятался в лесах, всё хотел через фронт перейти. Да фронт тогда далеко был. Совсем одичал, зарос волосами. Злой стал. Настоящий волчонок. Постоянно с собой в сумке гвоздь отточенный таскал. Это он себе такое оружие выдумал. Непременно хотел этим гвоздём какого-нибудь фрица убить. А ещё в сумке у него мы нашли букварь. Рваный, потрёпанный. «Для чего тебе букварь?» — спрашиваем. «Чтобы грамоте не разучиться», — говорит. Ну что вы скажете!
— Сколько ж ему лет?
— Говорит, двенадцать, тринадцатый. Хотя на вид больше десяти никак не дать. Изголодался, отощал. Одна кожа да кости.
— Да, — задумчиво сказал капитан Енакиев. — Двенадцать лет. Стало быть, когда всё это началось, ему ещё девяти не было.
— С детства хлебнул, — сказал Егоров вздыхая.
Они помолчали, прислушиваясь к звукам артиллерийской перестрелки, которая стала заметно стихать, как это всегда бывает перед началом боя».
Слово учителя: «Страшное слово «война»… Увы, оно и сейчас звучит со всех сторон, и тогда, 22 июня 1941, оно леденящим душу шёпотом, холодом в сердце пробежало по всей советской стране. Люди поняли – большая беда не минует никого. Война разрушила семьи, сделала вдовами жён, сиротами – детей…
Голос Левитана, сообщающий о начале войны.
Сообщение учащегося о военных действиях 22. 06. 1941.
Звучит песня «Священная война».
Учащийся читает (наизусть) стихотворение А. Ахматовой «Мужество»:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Учащийся читает (наизусть) стихотворение В. Абросимова «Похоронка»:
Она поверить не могла.
И не могла. И не хотела.
Лишь стала вдруг белее мела.
Лишь темь глаза заволокла.
Она, притихшая, лежала.
В руке дрожала похоронка.
И показалось: мёртвой стала
родная бедная избёнка.
А я смотрел, смотрел на маму
так,
будто был всему виною,
и тихо повторял,
упрямо:
- С тобой я, мама.
Я-
с тобою...
Звучит песня Б. Окуджавы «Ах, война…»
Сообщение учащегося о битве за Москву.
Учащийся читает стихотворение Любови Березиной «Дорога…»:
Дорога пуста и мертва,
И хлеб понапрасну родится.
Натянута, как тетива,
К Москве подползает граница.
Всю землю покрыло гнильё,
Траншей ножевые порезы.
Не зёрна бросали в неё –
Людские тела и железо.
Не листья горели над ней,
Не градины падали с неба,
А жаркий огонь батарей
И бомбы, летящие слепо.
Вставала столбами земля
И в низкое небо вздымала
Дороги, дома и поля,
И жизни, которых не стало.
Рассеяв сынов на пути,
Россия им кланялась низко,
Чтоб после им к свету взойти
Щетиной седой обелисков.
Учащийся читает (наизусть) стихотворение Виктора Сергеевича Волкова «Я запомнил осень сорок первого…»:
Я запомнил осень сорок первого:
Взрывы бомб, кочевья, плач без слез.
Боевую выучку и нервы
Проверять курсантам привелось.
Враг разбил все взлетные дорожки.
День за днем девяткой боевой
Мы, взлетая дружно под бомбежкой,
Защищали небо над Москвой.
Это было нашим испытаньем.
В нем двадцатилетние сердца
Показали выучку и знанья,
Преданность Отчизне до конца.
Часть композиции о блокаде звучит на фоне 2 концерта С. Рахманинова (сообщение учителя).
Одной из самых страшных страниц той войны является блокада Ленинграда. О ней написаны тысячи книг, сняты фильмы, телесериалы. Но ничто не может рассказать о ней лучше, чем свидетельства тех, кто почти три года оставался в осаждённом городе, пережил бомбёжки, голод, холод, смерть близких, но видел и другое – твёрдость духа, героизм, решимость выстоять, не отдать город врагу.
Именно тогда, в те страшные дни, начала свой дневник двенадцатилетняя ленинградка Таня Савичева. В нём всего 9 страшных записей о гибели её большой семьи в блокадном Ленинграде. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, коротко. В детской хрупкой душе, поражённой невыносимыми страданиями, не осталось места живым эмоциям, Таня просто фиксировала «визиты смерти» в её дом, в семью. Читая эти свидетельства, цепенеешь, замираешь от ужаса…
Ребёнок зачитывает дневник Тани Савичевой:
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».
Таня не дожила до победы, умерла в июле 1944. А маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм (завершает учитель).
Учащийся читает стихотворение Ильи Малышева из газеты «Пионерская правда» №74-1989г. « Дети мечтали о корочке хлеба»:
Девять страничек. Страшные строчки.
Нет запятых. Только черные точки.
«Умерли все». Что поделать? Блокада.
Голод уносит людей Ленинграда.
Жутко и тихо в промерзшей квартире.
Кажется, радости нет больше в мире.
Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, короче дневник был на строчку.
Маму и бабушку голод унес.
Нет больше силы. И нет больше слез.
Умерли дяди, сестренка и брат
Смертью голодной. Пустел Ленинград.
Пусто в квартире. В живых – только Таня.
В маленьком сердце – столько страданья.
«Умерли все». Никого больше нет.
Девочке Тане – одиннадцать лет.
Я расскажу вам, что было потом.
Эвакуация, хлеб и детдом,
Где после голода, всех испытаний
Выжили все. Умерла только Таня.
Девочки нет. Но остался дневник –
Детского сердца слезы и крик.
Дети мечтали о корочке хлеба,
Дети боялись военного неба.
Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским.
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник – это боль Ленинграда.
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!»
Голос Левитана о прорыве блокады.
Читаются стихи учащимися:
- О. Берггольц «О Сталинграде»
Здесь даже давний пепел так горяч,
Что опалит — вдохни,
припомни,
тронь ли…
Но ты, ступая по нему, не плачь
И перед пеплом будущим не дрогни…
- Александр Межиров «Курская дуга»:
Мать о сыне, который на Курской дуге в наступленье
Будет брошен в прорыв, под гранату и под пулемет,
Долго молится, перед иконами встав на колени,
Мальчик выживет, жизнь проживет и умрет.
Но о том, что когда-нибудь все-таки это случится,
Уповающей матери знать в этот час не дано,
И сурово глядят на нее из окладов спокойные лица,
И неведенье это бессмертью почти что равно.
- Дмитрий Кедрин «Убитый мальчик»:
Над проселочной дорогой
Пролетали самолеты...
Мальчуган лежит у стога,
Точно птенчик желторотый.
Не успел малыш на крыльях
Разглядеть кресты паучьи.
Дали очередь — и взмыли
Вражьи летчики за тучи...
Все равно от нашей мести
Не уйдет бандит крылатый!
Он погибнет, даже если
В щель забьется от расплаты,
В полдень, в жаркую погоду
Он воды испить захочет,
Но в источнике не воду —
Кровь увидит вражий летчик.
Слыша, как в печи горячей
Завывает зимний ветер,
Он решит, что это плачут
Им расстрелянные дети.
А когда, придя сторонкой,
Сядет смерть к нему на ложе,—
На убитого ребенка
Будет эта смерть похожа!
- Сергей Орлов «Его зарыли в шар земной…»:
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля -
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей...
Звучит песня М. Бернеса «Журавли».
Голос Левитана о взятии Берлина.
Учащийся читает стихотворение «И вот уже у стен Рейхстага…»:
И вот уже у стен Рейхстага
Ожесточенный бой кипит,
Советских воинов отвага
В последней схватке победит.
И над фашистскою столицей,
Пронзая синеву насквозь,
Как вестник славы, вольной птицей,
Победы знамя вознеслось.
Звучит песня «Победа».
Читается стихотворение Виктора Бокова «Встречаемся у Вечного огня…»:
Встречаемся у Вечного огня,
Подолгу смотрим на живые пряди.
Я знаю, что твоя родня
Погибла от бомбежки в Ленинграде.
Волнуется, дрожит огонь живой,
То встанет, то наклонится он гибко.
Не прекращается поток людской,
И неусыпна память о погибших.
Еще цветы! Еще сирень несут,
Кладут, оправив бережно руками.
Цветы, цветы, цветы! Они растут,
Не зная, что придется лечь на камень.
Седая мать скорбит, а рядом внук,
Он для нее единственная радость.
Из юных неокрепших детских рук
На обелиск ложится нежный ландыш,
В глазах мальчонки пламя и печаль,
Которую не высказать речами...
Я завтра буду здесь, и ты встречай
Меня опять минутою молчанья...
Слово учителя:
Не забывай
Кровавые закаты,
Когда в руинах был родимый край,
И как на землю падали солдаты,
Убитыми…
Живой, не забывай.
М. Михайлов.
23. Звучит песня «Бухенвальдский набат».
24. Минута молчания.
25. Читается стихотворение Т. Коломиец «Солнце Родины любимой озаряет всё вокруг…»
Солнце Родины любимой
Озаряет все вокруг,
И взлетает белокрылый
Голубь мира с наших рук.
Ты лети, лети по свету,
Голубь наш, из края в край!
Слово мира и привета
Всем народам передай!
Мир герои отстояли,
Помнить их мы поклялись.
Пролетая в синей дали,
К обелискам опустись!
Чтобы взрывы не закрыли
Небо черной пеленой,
Голубок наш белокрылый,
Облети весь шар земной!
26. Заключительное слово.
Я рисую на асфальте Мир без Зла.
В нём дельфины и жирафы – просто мир Добра.
В нём чудесный добрый клоун, музыка и свет,
И прекрасней на земле острова и нет!
Облако белое, где же ты?
Я так надеялась на свои мечты.
Знаю, что праздником, будет этот день
И не сможет проскользнуть в детство злая тень.
Нарисуйте дети праздник, пусть он оживёт,
И по Миру, по планете, пусть молва пройдёт.
Дети мира будут в Мире петь и танцевать,
И ни слова о войне не будут дети знать.
( «Островок детства» Жанна Колмагорова).